3.3.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
41
3.4.Описание материально-технического обеспечения Программы: обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
42
4. Краткая презентация образовательной Программы дошкольной группы МОУ ООШ с. Воецкое МО «Барышский район»
44
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа дошкольной группы разработана в соответствии с:
Федеральным Законом РФ от 29.12.2012г. № 273«Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам– образовательным программам дошкольного образования»;
Приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
СанПиН(ом) 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26,
Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
Содержание образовательной программы дошкольного образования МОУ ООШ с. Воецкое МО «Барышский район» основывается на примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Образовательная программа дошкольной группы обеспечивает систему образовательной работы с детьми дошкольного возраста, определяет содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с основными направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:
социально-личностное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие,
с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
1.1.2.Цели и задачи реализации Программы:
Цели и задачи деятельности при реализации образовательной программы дошкольной группы определены индивидуальными особенностями и возможностями воспитанников, с учетом приоритетного направления – осуществления познавательно-речевого развития воспитанников, потребностей родителей (законных представителей) воспитанников ОО.
Цели:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
Формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие личности ребенка, его психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
Развитие таких качеств, как: патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям;
Подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;
Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
Создание условий и обеспечение социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно- эстетического и физического развития детей;
Осуществление взаимодействия с участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития дошкольников;
Развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
Создание условий для развития познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
Пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
Укрепление физического и психического здоровья, формирование основ двигательной и гигиенической культуры.
1.1.3.Принципы и подходы к формированию Программы
Образовательная программа дошкольной группы построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку, уважения его личности и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и личностных качеств детей.
Образовательная программа дошкольной группы:
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
строится с учетом принципа интеграции образовательных областейв соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
1.1.4.Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. В это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром. Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. Доверие ипривязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания ивыделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него. Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми. Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения. Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами. В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
Возрастные особенности развития детей 4-5 лет
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
В этом возрасте у ребенка активно проявляются:
Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этомвозрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром.
Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Развитие элементарных математических представлений
Ребенок может уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди; знает основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник); знает все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9); Считает предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой, умеет расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке, умеет сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов, знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
Логическое мышление
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь: находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками), складывать по образцу постройки из конструктора, складывать разрезанную картинку из 2-4 частей, складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи, вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок, называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года); находить лишний предмет в каждой группе, находить пару каждому предмету, отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.; подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.; запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.; видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.
Речевое развитие
Ребенок может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов; понимает, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть); умеет правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки); умеет находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое); самостоятельно составляет описание предмета, понимает значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.); знает, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий, умеет поддерживать беседу: умеет отвечать на вопросы и правильно их задавать, может пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа, рассказать наизусть несколько стихов, потешек, может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
Ознакомление с окружающим миром
Ребенок может уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают, знает названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает), знает всех домашних животных и их детенышей, умеет угадывать по картинкам времена года, знает приметы каждого из них.
Навыки самообслуживания и культурно- гигиенические навыки.
Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.
Мелкая моторика
Ребенок умеет нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку, может точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги, может заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка., умеет обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края, умеет проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края, различает правую и левую руку.
Возрастные особенности развития детей 5-7 лет
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
В этом возрасте ребенок:
Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.
Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности.
В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.
Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.
Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.
Развитие элементарных математических представлений
Ребенок в возрасте от 5 до 7 лет определяет направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз, может считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами, понимает и правильно отвечает на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?; может различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы; знает такие геометрические фигуры как: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб; умеет делить круг, квадрат на две и четыре равные части, знает прямой и обратный порядок числового ряда, может знать название текущего месяца, последовательность дней недели.
Логическое мышление
Ребенок в возрасте от 5 до 7 лет может отвечать на такие вопросы «как…», может находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов, умеет составлять рассказ по предложенным картинкам, умеет заканчивать рассказ (придумать конец), может разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак.
Речевое развитие
Ребенок в возрасте от 5 до 7 лет называет свое имя, фамилию, сколько ему лет, называет город, в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают, знает домашний адрес, номер домашнего телефона, знает, что такое интонация, может пользоваться ею для выражения своих эмоций, может отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от вопросительного, может уметь их использовать, может формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить, знает много наизусть выученных стихотворений, сложных и больших по объему произведений. Рассказывать он может с выражением.
Ознакомление с окружающим миром
Ребенок знает названия всех окружающих его предметов: мебель, посуда, одежда, бытовые и электроприборы, растений, животных, явлений природы, названия любимых мультфильмов, сказок, книжек, имена любимых героев.
Навыки самообслуживания и культурно- гигиенические навыки
Ребенок в возрасте от 5 до 7 лет умеет вести себя за столом, самостоятельно чистит зубы, знает, что значит быть опрятным, может следить за прической, за ногтями и состоянием одежды. Ребенок без помощи взрослых застегивает пуговицы, молнии, завязывает и развязывает шнурки, знает, как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу.
1.2 Планируемые результаты освоения воспитанниками образовательной Программы дошкольного образования:
Образовательная программа дошкольной группы обеспечивает достижение воспитанниками результатов освоения примерной основной образовательной программы дошкольного образования, установленных в виде целевых ориентиров дошкольного образования, обозначенных в ФГОС ДО.
Целевые ориентиры освоения воспитанниками примерной основной образовательной программы определяются в соответствии с реализуемой образовательной программой дошкольного образования, возрастом детей, индивидуальными особенностями и возможностями каждого воспитанника.
1.2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы.
К семи годам:
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии.
Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы Организации, реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.
2. Содержательный раздел
Специфика организации образовательной деятельности дошкольной разновозрастной группы определяется индивидуальными особенностями развития детей и основными принципами построения психолого-педагогической работы по пяти образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие
познавательное развитие
речевое развитие
художественно-эстетическое развитие
физическое развитие
В основу построения образовательного процесса положен комплексно-тематический принцип, предусматривающий объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы», с приоритетным использованием метода проектной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие
Вхождение ребенка в современный мир невозможно без освоения им первоначальных социального характера и включение его в систему социальных отношений:
развивать интерес, доверие симпатию к близким взрослым и сверстникам;
постепенно приучать малышей к выполнению элементарных правил культуры поведения;
обогащать представления о людях.
Данный раздел Программы интегрируется со всеми направлениями в развитии детей. В каждом направлении на соответствующем уровне происходит обогащение опыта общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, развиваются добрые чувства и эмоциональная отзывчивость, формируются социальные представления и познание детьми своих возможностей.
При решении данных задач необходимо поддерживать инициативу детей, предоставлять им самостоятельность во всем, что не опасно для их жизни и здоровья. Нужно отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей, уважать индивидуальные вкусы и привычки:
формирование первоначальных знаний об источниках опасности в квартире;
знакомство с опасностью, исходящей от огня;
воспитание чувства осторожности при общении с посторонними.
Решение данных задач проходит в совместной деятельности взрослого и ребенка через наблюдения за различными ситуациями, при рассматривании тематических иллюстраций, во время чтения произведений художественной литературы, бесед.
Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты без решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из средств приобщения к социализации и формирования личности ребенка:
приучать детей к опрятности;
приучать поддерживать порядок в игровой комнате;
привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий;
расширять круг наблюдения за трудом взрослых.
Роль труда малыша по самообслуживанию так велика, что его влияние на развитие личности ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Прежде всего, в раннем возрасте воспитатель помогает ребенку овладеть простейшими процессами самообслуживания. Именно в таких простых действиях впервые возникают постановка цели, поиск и освоение способов достижения цели.
Познавательное развитие
Освоение линии познания развивает способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, развитие предпосылок учебной деятельности.
В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника программа обеспечивает главным образом развитие образных форм познания мира – наглядно – образного мышления и воображения.
Итогом освоения линии познания становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию:
развитие сенсорных способностей детей;
продолжение работы по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности;
обучение детей называть свойства предметов, различать их по цвету, форме.
Большое значение в младшем дошкольном возрасте имеет организация предметно – развивающей среды. В процессе игровых действий с предметами, геометрическими телами, фигурами, песком и водой дети познают их свойства, определяют идентичность и различия предметов по свойствам.
Познавательно-речевое развитие обеспечивает полноценную жизнь ребенка в окружающем мире. Формируемые представления, их осмысление, установление закономерностей, связей обеспечивают дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие личности ребенка.
Речевое развитие
Интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений определяет общение. Оно становится способом познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего собственного внутреннего мира. Важным приобретением ребенка дошкольного возраста становится интерес к речи как особому объекту познания.
Речь – одно из важнейших средств общения (коммуникации) между людьми. Она проявляется у детей дошкольного возраста, прежде всего в диалогах и монологах. Постепенно формы речевого общения усложняются. В ответах на поставленный вопрос дети начинают использовать монологи описательного и повествовательного характера, элементы рассуждений.
развитие разговорной речи детей;
развитие понимания речи;
формирование умения сопровождать речью игровые и бытовые действия;
активизация словаря.
Решение основной задачи — развития разговорной речи детей —предполагает работу воспитателя по организации целесообразной речевой среды. Для детей этого возраста наиболее оптимальным является индивидуальное общение со взрослым. Ребенок осваивает первые уроки культуры общения: умение употреблять речевые формы вежливого общения (здороваться, прощаться, благодарить), использование дружелюбного, спокойного тона общения.
В процессе общения у ребенка появляются первые умения монологической речи: рассказывать об эмоционально значимых событиях, используя высказывания из двух-трех предложений. Четвертый год жизни характеризуется активным и быстрым развитием словаря.
Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное.
Ребенок зависим от взрослого в выборе произведений, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важным моментом деятельности взрослого при реализации данной образовательной области являются формирование круга детского чтения и организация процесса чтения:
приучать детей слушать народные песенки; сказки;
приобщать детей к рассматриванию иллюстраций в книгах.
На четвертом году жизни детей продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. В этом возрасте надо приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать произведения без наглядного сопровождения.
Представлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений, поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.
Продолжать приобщение детей к рассматриванию рисунков в книгах.
Художественно-эстетическое развитие
Содержание данной области включает в себя изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию, художественное конструирование, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность»).
Продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт, что позволяет в рамках данной области эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества. Развитие мелкой моторики рук, воображения, эстетического вкуса являются важными составляющими при формировании творческих способностей детей: закрепление интереса ребенка к действиям с материалом;
формирование подражания взрослым, основанного на потребности в общении с ними;
развитие мелкой моторики рук.
активно действуя с объектами окружающего мира, познавать их эстетические признаки (цвета, форму, разницу величин).
Дошкольник в раннем детстве впервые приобщается к миру искусства. Возникает интерес к эстетическому восприятию окружающего: явлений природы, живых объектов, игрушек, предметов. У него формируются представления об эстетических признаках объектов окружающего мира:основные и яркие контрастные цвета (красный, зеленый, желтый, синий)
выразительность и свойства форм (округлость, прямоугольность, устойчивость, подвижность),
величин (большой/маленький, длинный/короткий),
ребенок учится эмоционально откликаться на произведения народного искусства: глиняные игрушки, деревянные матрешки, предметы быта (нарядная посуда, украшенная одежда).
Музыка, как часть культуры, искусство, является одним из средств социализации детей дошкольного возраста.
Закономерности и особенности развития психических процессов дошкольника позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию.
Возрастные особенности детей позволяют установить связи музыки с литературой, живописью, театральной деятельностью.
Основными понятиями музыкально – художественной деятельности являются восприятие музыки (слушание), исполнение музыки (пение, музыкально –ритмические движения, элементарное музицирование), элементарное музыкальное творчество:
воспитывать интерес к музыке;
вызывать активность детей при подпевании и пении;
учить выполнять плясовые движения в кругу.
В раннем дошкольном возрасте необходимо обращать внимание на эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.
Музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста происходит в процессе накопления музыкального опыта. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей, осуществляет художественное познание окружающего мира, реализует индивидуальный творческий потенциал.
Естественное для дошкольника желание организовать собственную жизнедеятельность в определенном ритме выражается в попытках пропевать фразы знакомых песен, в двигательных импровизациях под музыку. Поэтому особое значение придается развитию ритмического чувства воспитанников.
Физическое развитие
Задачи:
вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях;
учить детей активно выполнять упражнения вместе с воспитателем;
приучать детей в движении реагировать на сигналы.
В группе созданы условия побуждающие детей к двигательной активности, которые содействуют развитию основных движений, способствуют развитию умения детей играть в подвижные игры. В режиме дня используются различные формы двигательной деятельности и здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста.
2.1 Проектирование образовательного процесса (календарно-тематическое планирование по образовательным областям)
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
ТЕМА: «Школа»______________________________
Период 1-15 сентября
Правила поведения в здании школы.
Продолжить знакомство со школой как ближайшим социальным окружением ребенка (воспитатель, помощник воспитателя, сторож), предметное окружение, правила поведения в группе, взаимоотношения со сверстниками.
Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к книге. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить со школой, как ближайшим социальным окружением ребенка.
Развивать познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.
Продолжать знакомить с социальным окружением, расширять представления о профессиях.
Развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам.
Закреплять знания детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т.д.
Формировать положительное представление о профессии учителя и «профессии» ученика.
Варианты итоговых мероприятий
Заполнение документов по адаптации детей к ДОУ
Развлечение для детей, подготовленное воспитателем (с участием родителей)
Экскурсия в библиотеку, по школе.
Тематическое развлечение
Тематическое развлечение
Период 16-25 сентября
Темы:
«Я и моя семья»
«Я в мире человек»
«Я вырасту здоровым»
«Я вырасту здоровым»
Формировать начальные представления о здоровом образе жизни. Формировать образ Я. Формировать элементарные навыки ухода за лицом и телом. Развивать представления о своем внешнем облике. Развивать гендерные представления. Формировать умение называть свои имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать представления о своей семье.
Расширять представления о здоровом образе жизни. Формировать образ Я. Формировать элементарные навыки ухода за лицом и телом. Развивать представления о своем внешнем облике. Развивать гендерные представления. Закреплять знания о своей семье: называть свои имя, фамилию, имена членов семьи, знакомить с профессиями родителей.
Расширять представления о здоровом образе жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Формировать положительную самооценку. Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий. Расширять знания детей о самих себе, о своей семье.
Расширять представления о здоровом образе жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Формировать положительную самооценку. Закреплять знание об организме человека. Расширять знания детей о самих себе, о своей семье
Варианты итоговых мероприятий
Спортивное развлечение
Спортивное развлечение
День здоровья
Спортивное развлечение
Спортивное развлечение
Период 26 сентября – 30 октября
Тема: «Осень»
1- сезонные изменения
2- урожай
3- профессии, поведение в природе
4- домашние животные и птицы
5- звери и птицы леса
Расширять представления об осени, о времени сбора урожая о сборе, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Знакомить с сельскохозяйственными профессиями, правилами безопасного поведения в природе. Развивать умения замечать красоту природы, вести наблюдения за погодой.
Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.
Расширять знания детей об осени. Знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Дать знания о правилах безопасного поведения в природе. Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы, учить вести сезонные наблюдения. Формировать элементарные экологические представления
Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Дать первичные представления об экосистемах, природных зонах. Расширять представления о неживой природе.
Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Закреплять знания о временах года, последовательности месяцев в году. Воспитывать бережное отношение к природе Дать представления об экосистемах, природных зонах. Расширять представления о неживой природе. Расширять представления об отображении осени в произведениях искусства, расширять представление о творческих профессиях.
Праздник «Осень».
Выставка детского творчества
Праздник «Осень».
Выставка детского творчества
Праздник «Осень».
Выставка детского творчества, создание макетов.
Праздник «Осень».
Выставка детского творчества, создание макетов
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Период 1-20 ноября
Темы:
«Мой дом, моё село»
«Мое село, моя страна»
«День народного единства»
«День народного единства»
1- мебель, посуда
2-бытовые приборы
3- дом, улица
Дом, мебель, посуда, бытовые приборы. Знакомить с родным городом, его названием, основными достопримечательностями.
Знакомить с родным селом. Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю.
Познакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию (писатели, художники)
Расширять представления о родной стране, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней. Знакомить с историей России, гербом, флагом, мелодией гимна. Рассказывать о людях, прославивших Россию, о том, что Россия многонациональная страна, Москва-столица родины. Знакомить с историей родного города.
Расширять представления о родной стране, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней. Закреплять знания о гербе, флаге, гимне России. Рассказывать о людях, прославивших Россию, о том, что Россия многонациональная страна, Москва-столица Родины.
Варианты итоговых мероприятий
Ролевая игра «Дочки-матери», «Строим дом».
Выставка детского творчества.
Ролевая игра «Дочки-матери», «Строим дом».
Выставка детского творчества.
Тематическое развлечение.
Выставка детского творчества
Тематическое развлечение.
Выставка детского творчества
«Профессии. Транспорт»
«Транспорт.
Профессии»
«Профессии. Транспорт»
«Мой город, моя страна»
1- транспорт
2- профессии
3- правила дорожного движения
Знакомить с видами транспорта, с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения. Знакомить с «городскими» профессиями(милиционер, продавец, парикмахер, шофер, водитель автобуса).
Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Расширять представления о правилах дорожного движения, о правилах поведения в городе. Расширять представления о профессиях.
Знакомить с видами транспорта, с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения. Знакомить с «городскими» профессиями(продавец, парикмахер, шофер, водитель автобуса и другие).
Знакомить с достопримечательностями города.
Расширять представления детей о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона. Воспитывать любовь к «малой»Родине. Продолжать знакомить с историей родного города. Профессии. Закреплять правила дорожного движения. Рассказать, что на земле много разных стран, необходимо уважать традиции разных народов
Варианты итоговых мероприятий
Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения.
Выставка детского творчества
Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения.
Выставка детского творчества
Тематическое развлечение по правилам дорожного движения.
Выставка детского творчества
Тематическое развлечение.
Выставка детского творчества
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Период 6 декабря-30 декабря
Тема: «Новогодний праздник»
Организовать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.
Организовать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника
Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику, его проведении. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.
Закладывать основы праздничной культуры. Вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Познакомить с традициями празднования нового года в различных странах
Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику, его проведении. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.
Закладывать основы праздничной культуры. Вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Продолжать знакомить с традициями празднования нового года в различных странах
Варианты итоговых мероприятий
Новогодний утренник
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Период 11 января-10 февраля
Тема: «ЗИМА»
1- сезонные изменения
2- одежда людей, виды спорта
3- безопасное поведение, экспериментирование
4- домашние животные, лесные звери зимой
Расширять представления о зиме. Расширять представления о сезонных изменениях в природе. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представление о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отношение к природе, замечать красоту зимней природы. Формировать первичные представления о местах, где всегда зима.
Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту природы. Знакомить с зимними видами спорта. Безопасное поведение людей зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики.
Продолжать знакомить детей с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование. Обогащать знания детей об особенностях зимней природы, особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой.
Продолжать знакомить детей с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование. Обогащать знания детей об особенностях зимней природы, особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. Продолжать знакомить с природой Арктики и Антарктики, животных жарких стран. Дать представление об особенностях зимы в разных широтах и в разных полушариях Земли.
Тематическое развлечение.
Выставка детского творчества
Тематическое развлечение.
Выставка детского творчества
Тематическое развлечение.
Зимняя олимпиада.
Выставка.
Тематическое развлечение.
Зимняя олимпиада.
Выставка.
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Период 11-23 февраля
Тема: «День защитника Отечества»
Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с «военными» профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления.
Знакомить детей с «военными» профессиями, с военной техникой, с Флагом России. Воспитывать любовь к родине. Осуществлять гендерное воспитание. Приобщать к русской истории через знакомство с былинами.
Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск, боевой техникой.
Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. Воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины.
Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск, боевой техникой.
Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. Воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины.
Создание в группе макета(с участием взрослых)
Создание в группе макета(с участием взрослых)
Спортивное развлечение, тематическое развлечение.
Спортивное развлечение, тематическое развлечение
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Период 23 февраля-7 марта
Тема: «Мамин день»
Организовать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме и бабушке.
Воспитывать уважение к воспитателям
Организовать все виды детской деятельности вокруг темы семьи любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям.
Расширять гендерные представления.
Организовать все виды детской деятельности вокруг темы семьи любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям.
Расширять гендерные представления, воспитывать в мальчишках представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлекать детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам, воспитателям. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами.
Организовать все виды детской деятельности вокруг темы семьи любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям.
Расширять гендерные представления, воспитывать в мальчишках представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлекать детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам, воспитателям. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами.
Варианты итоговых мероприятий
Мамин праздник.
Мамин праздник.
Мамин праздник.
Выставка детского творчества.
Мамин праздник.
Выставка детского творчества.
Период 9-25 марта
Темы:
«Игрушки, народная игрушка»
«Игрушки, народная игрушка»
«Народная культура и традиции»
«Народная культура и традиции»
1- игрушка
2- народная игрушка, фольклор
3- народные промыслы, фольклор
Расширять представление об игрушках, народных игрушках. Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством, знакомить с народными промыслами.
Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности
Расширять представления о народной игрушке. Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомитьс устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.
Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народных игрушках. Знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказывать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды.
Знакомить детей с народными традициями и обычаями.
Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. Продолжать знакомить детей с народными песнями, плясками.
Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов.
Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение произведениям искусства.
Варианты итоговых мероприятий
Фольклорный праздник.Выставка детского творчества
Фольклорный праздник. Выставка детского творчества
Фольклорный досуг. Выставка детского творчества
Тематический досуг. Выставка детского творчества
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Период 26 марта -27 апреля
25марта-5 апреля и 13апреля-26 апреля
Тема: «Весна»
1- сезонные изменения
2- овощи, фрукты
3- домашние животные и птицы
4- звери и птицы леса
5- насекомые
Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях.
Расширять представления о простейших связях в природе
Расширять представления детей о весне. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонными наблюдения.
Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать к ней бережное отношение. Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о работах, проводимых в саду и на огороде
Формировать у детей обобщенные представления о весне как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе.
Формировать у детей обобщенные представления о весне, приспособленности растений и животных к изменениям в природе.
Расширять знания о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе.
6-12 апреля
Тема:«День космонавтики
Моя планета»
Земля - наш общий дом. Дать элементарные представления об освоении космоса, о планетах, звездах
Тематическое развлечение. Выставка детского творчества
Тематическое развлечение. Выставка детского творчества
Тематическое развлечение. Выставка детского творчества
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Период 28апреля-8 мая
Тема: «День победы»
----
Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Формировать знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войн
Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Вов.
Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Вов, о победе нашей страны в войне. Познакомить с памятниками.
Рассказывать детям о воинских наградах. Показать преемственность поколений защитников Родины: от былинных богатырей до героев Вов.
Варианты итоговых мероприятий
----
Тематическое развлечение.
Выставка детского творчества
Тематическое развлечение.
Выставка детского творчества
Тематическое развлечение.
Выставка детского творчества
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Период 10 мая-31 мая
Тема: «Скоро лето»
1- сезонные изменения, растения
2- животные, насекомые, экспериментирование
Расширять представления о лете, о сезонных изменениях. Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и песком. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы.
Формировать у детей обобщенные представления о лете как времени года; признаках лета. Знакомить с летними видами спорта. Формировать представление о безопасном поведении в лесу.
Формировать у детей обобщенные представления о лете как времени года; признаках лета. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений; представления о съедобных и несъедобных грибах
Организовать все виды детской деятельности на тему прощания с детским садом и поступления в школу.
Формировать эмоционально-положительное отношение предстоящему поступлению в 1 класс.
Варианты итоговых мероприятий
Тематическое развлечение. Выставка детских работ
Тематическое развлечение. Выставка детских работ
Тематическое развлечение. Выставка детских работ
Тематическое развлечение. Выставка детских работ
15- 31 мая
(изучние воспитателем достижений детей за учебный год )
2.2. Виды детской деятельности:
Дошкольный возраст
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; - коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
восприятие художественной литературы и фольклора;
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержание образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по формированию представлений о школе
№
Формы работы
1.
Беседа «Что я знаю о школе?». Активизация словаря словами школьной тематики (урок, переменка, парта, учитель, портфель, пенал, дневник и др.)
Беседа «Для чего нужно учиться»
2.
Обыгрывание ситуаций из школьной жизни.
3.
Сюжетно-ролевая игра «Школа» - Д/игры «Собери портфель», «Четвертый лишний» (школьные принадлежности), «Скоро в школу»
4.
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Школа» (тетрадки, дневники, совместное с педагогом изготовление портфелей, обшивание кукол-школьниц)
5.
Составление рассказа по сюжетным картинкам «Школа», разучивание стихотворений по теме «Школа».
6.
Рисование «Моя школа», «Моя учительница»
7.
Экскурсия в МОУ ООШ: посещение уроков в первом классе, школьного музея.
8.
Подготовка к Выпускному празднику
2.3. Формы образовательной деятельности с детьми
2.3.1. Формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Образовательные области
Формы образовательной деятельности с детьми
Социально-коммуникативное развитие
- игровое упражнение
- игра
- беседа
- наблюдение
- рассматривание наглядного материала
- чтение художественной литературы
- педагогическая ситуация
- праздник, досуги, развлечения
- экскурсия
- ситуация морального выбора
- поручение
- дежурство
- просмотр мультфильмов, видеофильмов
Познавательное развитие
- игра
- игровые упражнения
- чтение художественной литературы
- рассматривание наглядного материала
- наблюдение
- игра-экспериментирование.
- исследовательская деятельность
- развивающая игра
- экскурсия
- рассказ педагога
- интегративная деятельность
- беседа
Речевое развитие
- разучивание потешек, стихотворений
- игра-драматизация
- рассказ педагога
- чтение художественной литературы
- игра, игровое упражнение
- игровая ситуация
- рассматривание иллюстраций
- рассматривание предметных, сюжетных картинок
- дидактическая игра
- ситуация общения
-беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых).
- интегративная деятельность
Художественно –эстетическое развитие
- рассматривание эстетически привлекательных предметов
- игра, игровые упражнения
- организация выставок творческих работ
- конструирование
- слушание соответствующей возрасту народной,
классической, детской музыки
- экспериментирование со звуками
- музыкально-дидактическая игра
- музыкальные игры
- танцевальные движения
- совместное пение
Физическое развитие
- игровая беседа с элементами движений
-игра, игровые упражнения
- физические упражнения
- утренняя гимнастика
- интегративная деятельность
- показ
- рассматривание наглядного материала
- ситуативный разговор
- беседа
- рассказ
- чтение художественной литературы
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика
Ежедневно
Гигиенические процедуры
Ежедневно
Ситуативные беседы при проведении
режимных моментов
Ежедневно
Поручения
Ежедневно
Прогулка
Ежедневно
Совместная образовательная деятельность взрослого и детей
с учетом интеграции образовательных областей
Групповая, подгрупповая
Ежедневно
Индивидуальная
Ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
Игровая деятельность
Ежедневно
Самостоятельная деятельность
в уголках развития
Ежедневно
2.4.Формы взаимодействия с родителями (законными представителями)воспитанников
2.4.1. Сведения о семьях воспитанников разновозрастной группы
Всего семей
11
100%
Полная семья
6
55%
Неполная семья
1
9%
Многодетная семья
4
36%
2.4.2. Планирование работы с родителями по месяцам учебного года
Сентябрь:
1.Оформление информационных стендов в группе, в раздевалке детского сада
2.Консультация «Учимся, играя»
3.Родительское: собрание: «СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ РЕБЁНКА»
4.Консультация: «Работа по образовательной программе с учётом ФГОС ДО»
5.Консультация «Драчуны. Как исправить ситуацию»
Октябрь:
1.Выставка творческих семейных работ «Осенний вернисаж»
2.Фото - конкурс «Путешествия в осень»
3.Консультация «Осень»
4.Осенний утренник: «Осенняя сказка»
5.Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?»
Ноябрь:
1.Консультация «Край ты мой любимый, край ты мой родимый»
2.Выставка детских рисунков ко Дню Матери.
3.Консультация: «Ребенок и природа»
4.Консультация «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
5.Выставка детских работ по ИЗО: «Уважайте светофор»
Декабрь:
1.Оформление родительского уголка на зимнюю тему: «Здравствуй, гостья Зима!»
2.Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка»
3.Украшение участка снежными постройками, гирляндами и игрушками, сделанными своими руками из бросового материала.
4.Консультация«Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
5.Памятка для родителей: «Правила пожарной безопасности в новогодние праздники».
6.«Новогодняя сказка» - утренник для детей и родителей.
Январь:
1.Консультация: «С детьми играть – ум, разум, душу развивать!».
2.«Кормушечный» конкурс»
3.Инструктаж по технике безопасности «Крещенские морозы».
4.Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания».
5.Консультация«Всё о развитии детской речи».
Февраль:
1.Консультация «Развитие художественных способностей детей»
2.Консультация «Всё о детском питании».
3.Папка передвижка:«Лучше папы – друга нет»
4.Выставка детских работ по теме «Родина наша – нет её краше».
5.Утренник к 23 февраля
Март:
1.Оформление родительского уголка на весеннюю тему.
2.Утренник: «Женский день»
3.Конкурс поделок: «Цветы для бабушки»
4.Папка передвижка: «Мама, мамочка, мамуля»
5.Выставка «Любимая игрушка»
Апрель:
1.Конкурс творческих семейных работ, посвященный Дню космонавтики
2.Консультация для родителей: «Права детей»
3.Советы родителям: «Дети наше повторение».
4.Работа над своими ошибками
5.Консультация «Ребенок и компьютер»
Май:
1.Выставка творческих работ «9 мая»
2.Утренник: « 9 мая»
3.Родительское собрание: «Вот и стали мы, на год взрослей»
4.Проведение субботника по благоустройству территории МОУ ООШ с. Воецкое
3. Организационный раздел
3.1.Распорядок и/или режим дня.
Режимы дня в разновозрастной группе:
Режимные моменты
3-4 г.
Младшая гр.
4-5 л.
Средняя гр.
5-6 л.
Старшая гр.
6-7 л.
Подгот. Гр.
В группе
Прием, осмотр, игры, Самостоятельная деятельность
9.00-9.15
9.00-9.15
9.00-9.15
9.00-9.15
Образовательная деятельность
9.15-9.40
9.15-9.50
9.15-10.30
9.15-10.50
Игры, совместная деятельность со взрослыми
9.40-11.00
9.50-11.00
10.30-11.00
10.50-11.00
Подготовка к прогулке, прогулка
11.00-11.45
11.00-11.45
11.00-11.45
11.00-11.45
Возвращение с прогулки, игры, уход домой
11.45-12.00
11.45-12.00
11.45-12.00
11.45-12.00
3.2.Модель воспитательно-образовательного процесса
(в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26)
Максимально допустимый объем образователь-ной нагрузки
в день
Продолжитель-ность ООД
Количество образователь-ных занятий
в день
Количество образователь-ныхзанятийв неделю
Перерывы между периодами ООД
От 3-до 4 лет
от 4 до 5 лет
5 до 6 лет
от 6 до 7 лет
До 15 минут
до20 минут
до 25 мин.
до 30 мин
2
2
2-3
3
10
10
13
14
не менее 10мин. во всех группах
Примечание:
1. В середине занятий статического характера проводится физкультминутка.
Базовый вид деятельности
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Физическая культура в помещении
2 раза в неделю
2 раза в неделю
2 раза в неделю
2 раза в неделю
Физическая культура на воздухе
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
Ознакомление с окружающим миром
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
Формирование элементарных математ.представлений
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
2 раза в неделю
Развитие речи
1 раз в неделю
1 раз в неделю
2 раза в неделю
2 раза в неделю
Рисование
1 раз в неделю
1 раз в неделю
2 раза в неделю
2 раза в неделю
Лепка
1 раз в 2 недели
1 раз в 2 недели
1 раз в 2 недели
1 раз в 2 недели
Аппликация
1 раз в 2 недели
1 раз в 2 недели
1 раз в 2 недели
1 раз в 2 недели
Музыка
2 раза в неделю
2 раза в неделю
2 раза в неделю
2 раза в неделю
Итого:
10
10
13
14
Примерное планирование образовательно – воспитательной работы по пятидневной неделе
Расписание проведения организованной образовательной деятельности
(ГРАФИК ЗАНЯТИЙ)
Дни недели
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Понедельник
1. Развитие речи 2. Физическая культура в помещении
1. Развитие речи 2. Физическая культура в помещении
1. Развитие речи 2. Физическая культура в помещении
1. Развитие речи 2. Физическая культура в помещении
Вторник
1.Формирование математических представлений 2.Музыка
1.Формирование математических представлений 2.Музыка
1.Формирование математических представлений 2.Музыка
1.Формирование математических представлений 2.Музыка
Среда
1.Ознакомление с окружающим миром 2.Физическая культура на воздухе
1.Ознакомление с окружающим миром 2.Физическая культура на воздухе
1.Ознакомление с окружающим миром 2.Физическая культура на воздухе 3.Рисование
1.Ознакомление с окружающим миром 2.Физическая культура на воздухе
3.Рисование
Четверг
1.Лепка/аппликация 2.Музыка
1.Лепка/аппликация 2.Музыка
1.Лепка/аппликация 2.Музыка
1.Формирование математических представлений 2.Лепка/аппликация 3.Музыка
Пятница
1. Физическая культура в помещении 2.Рисование
1. Физическая культура в помещении 2.Рисование
1.Развитие речи 2.Физическая культура в помещении 3.Рисование
1.Развитие речи
2. Физическая культура в помещении
3.Рисование
Формы
работы
Виды
занятий
Количество и длительность занятий (в мин.)
в зависимости от возраста детей
3-4 года
4–5 лет
5–6 лет
6–7 лет
Физкультурные
занятия
а) в помещении
2 раза
в неделю
15-20
2 раза
в неделю
20–25
2 раза
в неделю
25–30
2 раза
в неделю
30–35
б) на улице
1 раз
в неделю
15-20
1 раз
в неделю
20–25
1 раз
в неделю
25–30
1 раз
в неделю
30–35
Физкультурно-
оздоровительная
работа
в режиме дня
а) утренняя
гимнастика
(по желанию
детей)
Ежедневно
5-6
Ежедневно
6–8
Ежедневно
8–10
Ежедневно
10–12
б) подвижные
и спортивные
игры и упражнения на прогулке
Ежедневно
15-20
Ежедневно
20–25
Ежедневно
25–30
Ежедневно
30–40
в) физкультминутки (в середине ста-
тического за-
нятия)
3-5 ежеднев-
но в зависи-
мости от вида
и содержания
занятий
3-5 ежеднев-
но в зависи-
мости от вида
и содержания
занятий
3-5ежеднев-
но в зависи-
мости от вида
и содержания
занятий
3-5ежеднев-
но в зависи-
мости от вида
и содержания
занятий
Режим двигательной активности
Активный
отдых
а) физкультур-
ный досуг
1 раз
в месяц
20
1 раз
в месяц
20
1 раз
в месяц
30-45
1 раз
в месяц
40
б) физкультур-
ный праздник
-
2 раза в год
до 45 мин
2 раза в год
до
60 мин.
2 раза в год
до
60 мин.
в) день
здоровья
1 раз
в квартал
1 раз
в квартал
1 раз
в квартал
1 раз
в квартал
Самостоятельная
двигательная
деятельность
а) самостоя-
тельноеис-
пользование
физкультурно-
го и спортив-
но-игрового
оборудования
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
б) самостоя-
тельные под-
вижные и
спортивные
игры
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
3.3.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Социально- коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно- эстетическое развитие
Физическое развитие
Кукла «Повар»
Кукла «Скоморох»
Куклы-малыши
Куклы семья
Машина полиция
Машина грузовик
Машина газель
Азбука дорожного движения (наст.игра)
Железная дорога (наст.игра)
Посуда
Инструменты (набор детский)
Набор «механик»
Инструменты в чемодане
Пупс
Каталка-собачка
Кукла
Аптечка
Набор «Доктор»
Овощи/фрукты
Игра настольная «Найди слово»
Пазлы
Кубики деревянные
Кубики животные
Коврик дидактический
Шнуровка планш.
Логика Время
Логика
Мозаика азб. иариф.
Пирамида большая
Пирамида Заяц
Матрешка
Набор живот
Теремок (кубики)
Куб-логика
Кубики азбука
Кубики Сказки
Развивающее лото
Домино
МеталлофонАккордеон
Пианино
Заводная игрушка
Бубен
Кукольный театр
Дартс с липучкой
Кольцеброс
3.4. Описание материально-технического обеспечения Программы: обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Перечень учебно-методической литературы
ФГОС «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
ФГОС Интеграция в воспитательно – образовательной работе детского сада (3-7 лет)
ФГОС Примерное комплексно – тематическое планирование к пр. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». (4-5л.) Ср. гр. / Гербова В.В., Губанова Н.Ф., Дыбина О.В.
Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников/ Дыбина О. В.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ
CD. Мониторинг результатов освоения программы "От рождения до школы". (6-7 лет). Подготовительная группа/Веракса Н. Е., Веракса А. Н
Образовательная область
Педагогические технологии
Социально- коммуникативное развитие
- ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением, (6-7 лет). О.В.Дыбина.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
-ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением, (5-6 лет). О.В.Дыбина.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
-ФГОС Ознакомление с окружающим и социальным окружением, (4-5 лет). О.В.Дыбина. -М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
-Павлова Л.Ю. ФГОС Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет)
-ФГОС Малоподвижные игры и игровые упражнения (3-7 лет)/Борисова М.М.
-ФГОС Знакомим дошкольников с ПДД (3-7 лет)/Саулина Т.Ф.
-ФГОС Этические беседы с дошкольниками (4-7 лет)/Петрова В.И.
-CD Ознакомление с предметным и социальным окружением (6-7 лет) Подготовительная группа
Познавательное развитие
-ФГОС Ознакомление с природой в детском саду. (4-5 лет). Средняя группа О.А.Соломенникова. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
- ФГОС Ознакомление с природой в детском саду. (5-6 лет)Старшая группа О.А.Соломенникова. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
-ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7лет)/Веракса Н.Е., Галимов О.П.
-Веракса Н.Е. ФГОС Проектная деятельность дошкольников
-Шиян О.А. ФГТ Развитие ворческого мышления. Работаем по сказке
-CD ФГОС Формирование элементарных математических представлений (4-5лет)Средняя группа
-CD ФГОС Формирование элементарных математических представлений (5-6 лет) Старшая группа
-CD ФГОС Формирование элементарных математических представлений (6-7 лет) Подготовительная группа
-CD ФГОС Ознакомление с природой (5-6 лет) Старшая группа
Речевое развитие
-Приобщение детей к художественной литературе Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет/ Гербова В. В. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ
-Развитие речи в разновозрастной группе детского сада/ Гербова В. В. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ
-CD Развитие речи в детском саду (6-7 лет) Подготовительная группа
-CD Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (4-7 лет)
-ПР Развитие речи в разновозрастной группе детского сада/Гербова В.В.
Художественно- эстетическое развитие
-Комарова Т.С. ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду (4-5лет)
- Комарова Т.С. ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду (5-6лет)
-ФГОС Развитие художественных способностей дошкольников (3-7 лет)/Комарова Т.С.
-CD. Изобразительное искусство для дошкольников. Натюрморт, пейзаж, портрет (4-9 лет)/Краснушкин Е. В.
-CD. Ознакомление детей с народным искусством/Соломенникова О. А.
Физическое развитие
-ФГОС Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-7 лет/Пензулаева Л.И.
- ФГОС Физическая культура в детском саду (5-6 лет). Старшая группа/ Пензулаева Л.И.
-Физическое воспитание в детском саду / Степанкова Э.А.
- Физическое воспитание в детском саду/ Степанкова Э.А. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ
-CD ФГОС Физическая культура в детском саду (4-5 лет) Средняя группа
-CD ФГОС Физическая культура в детском саду (6-7 лет) Подготовительная группа
4. Краткая презентация рабочей Образовательной программы дошкольной группы МОУ ООШ с. Воецкое МО «Барышский район»
Образовательная программа дошкольной группыМОУ ООШ с. Воецкое МО «Барышский район» разработана, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
Программа разработана с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015г. №2/15), обладающей модульным характером представления ее содержания, отраженном в конструировании основной образовательной программы дошкольной образовательной организации на материалах примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развитие
В основу построения образовательного процесса положен комплексно-тематический принцип, предусматривающий объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы», с приоритетным использованием метода проектной деятельности.
Реализация образовательной программы осуществляется в формах, специфических для детей дошкольного возраста: игровая деятельность, коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность, двигательная, трудовая, изобразительная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, конструктивнаядеятельность.
Программные задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольниковне только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Программа определяет основные направления взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников детского сада.
- изучение семьи (анкетирование, семейное портфолио);
- консультирование родителей педагогами и специалистами;
- просвещение родителей (открытые занятия, Дни открытых дверей);
- педагогические практикумы, проведение мастер-классов;
- совместная деятельность детского сада и семьи по реализации образовательной программы (участие в итоговых мероприятиях проектов, совместные праздники, досуги, выставки совместных работ детей и родителей);
- совместные вечера встречи родителей, детей и педагогов «Вместе – дружная семья!»;