Программа дополнительного образования "Предшкольная подготовка "Ступеньки"
Программа дополнительного образования "Предшкольная подготовка "Ступеньки"
Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится вопрос предшкольного образования детей. Значимостью и важностью решения данной проблемы является обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей, поступающих в начальную школу. Целенаправленная и системная работа с ребенком перед школой должна быть этапом всестороннего развития ребенка – личностного, социального, когнитивного. О значимости качественного дошкольного образования всех детей именно этой возрастной группы говорится в государственных документах: «Федеральной целевой программе развития образования» и «Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ». Актуальность В связи с более ранним началом систематического обучения особого внимания требует отбор такого содержания образования детей на предшкольной ступени, которое обеспечивало бы сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы. Образование в этот период должно способствовать развитию познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности, и как следствие, формирование всесторонне развитой личности ребенка. Основная цель данной программы – обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования. Программа «Ступеньки» предназначена для организации подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе. Выше названные цели реализуются путём решения следующих задач: формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах; формирование положительной учебной мотивации; развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.); развитие элементарных математических представлений. Основные умения и навыки по окончанию курса предшкольной подготовки. Программа «Ступеньки» предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь: соблюдать правила поведения в школе, проявлять свои коммуникативные навыки; свободно считать в пределах 10 и обратно; сравнивать числа в пределах 10, называть «соседей» числа; знакомство с цифрами; решать простые задачи; выполнять графические диктанты.
Список детей:
Перспективный план Месяц План Факт Наименование занятия Содержание Сентябрь 05.09 12.09 Свойства предметов (цвет, форма, размер, значение) Научить детей определять сходство и различие предметов по цвету, форме, размеру и значению. Учить видеть клетку в тетради. 19.09. 25.09 Сравнение предметов и совокупностей. Знаки «=» и «≠» Научить детей выяснять каких предметов больше (меньше). Познакомить со знаками «=»(равенство) и «≠»(неравенство) на примере совокупностей предметов. Учимся писать знак «=». Октябрь 03.10 Сложение совокупностей. Знак «+». Познакомить детей со сложением совокупностей. Учить писать знак «+». 10.10 Пространственные отношения: на, над, под, выше, ниже. Научить детей определять местоположение предметов в пространстве. Работа с математическим раздаточным материалом. 17.10 Пространственные отношения: слева, справа. Уточнение и формирование представлений «слева», «справа». Работа с математическим раздаточным материалом. 24.10 Вычитание совокупностей. Знак «-» Познакомить детей с вычитанием совокупностей. Учить писать знак «-». Ноябрь 07.11 Пространственные отношения: между, посередине, внутри, снаружи. Уточнение и формирование представлений «между», «посередине», «внутри», «снаружи». Работа с раздаточным математическим материалом. 14.11 Число 1. Цифра 1. Познакомить с понятиями «много», «один». Научить правильно соотносить цифру с числом предметов. Научить писать цифру 1. 21.11 Число 2. Цифра 2. Познакомить детей с образованием числа 2. Научить писать цифру 2. 28.11 Точка. Линия. Прямая и кривая линии. Отрезок. Луч. Сформировать представление о понятиях «точка», «линия», «прямая и кривая линии», «отрезок», «луч». Закрепить навык написания цифр1,2. Декабрь 05.12 Число 3. Цифра 3. Состав числа 3. Познакомить детей с образованием числа 3. Научить правильно соотносить цифры с числом предметов. Научить писать цифру 3. 12.12 Замкнутые и незамкнутые линии. Ломаная линия. Многоугольник Продолжить работу над нумерацией чисел 1,2, 3. Сформировать представление о понятиях «замкнутые и незамкнутые линии», «ломаная линия», «многоугольник». 19.12 Число 4. Цифра 4. Состав числа 4. Познакомить с образованием числа 4 и соответствующей цифрой. Учить правильно соотносить полученные цифры с числом предметов, называть их место при счете. Январь 16.01 Числовой отрезок. Сложение и вычитание на числовом отрезке. Рассмотреть числовой отрезок. Познакомить со сложением и вычитанием на числовом отрезке. Повторить состав чисел 2,3,4. 23.01 Число 5. Цифра 5. Состав числа 5. Познакомить детей с образованием числа 5. Научить сравнивать число 5 с предыдущим. Научить писать цифру 5. 30.01 Сравнение чисел. Знаки «>» «<» Познакомить со знаками «>» «<» и записями вида 2<3,4>1. Февраль 06.02 Отношения: раньше, позже. Продолжить работу по нумерации чисел 1,2,3,4,5. Сформировать временные представления «раньше, позже». 13.02 Число 6. Цифра 6. Состав числа 6. Познакомить детей с получением числа 6. Научить писать цифру 6. 20.02 Число 7. Цифра 7. Состав числа 7. Познакомить детей с получением числа 7. Научить писать цифру 7. Упражнять в сравнении чисел. 27.02 Число 8. Цифра 8. Состав числа 8. Познакомить детей с получением числа 8. Научить писать цифру 8. Учить сравнивать число8 с предыдущими числами. Март 06.03 Число 9. Цифра 9. Состав числа 9. Познакомить детей с получением числа 9. Научить писать цифру 9. 13.03 Измерение площади. Измерение объема. Закрепить знания по нумерации. Познакомить с предметами, у которых можно измерить площадь, объем. 20.03 Число 0. Цифра 0. Закрепление Познакомить детей с числом и цифрой 0. Научить писать цифру 0. Закрепить навык счета. 27.03 Число 10. Состав числа 10. Познакомить детей с образованием числа 10, его образованием и записью. Апрель 03.04 10.04 17.04 24.04 Решение простых задач Познакомить с понятием «задача» и ее составными частями. Учить решать простые задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Май 08.05 15.05 Повторение изученного материала. Закрепить изученный материал. Повторить написание цифр. Провести арифметический диктант.
Количество занятий – 32. Количество минут – 960. Работа с родителями
1. Консультация «К первому классу будь готов!». 2. Папка-передвижка «Готовимся к школе». 3. Картотека дидактических игр на развитие математических способностей. 4. Индивидуальные консультации по темам: «Составление задач», «Состав числа», «Счет», «Измерения». 5. Развлечение «Умники и умницы». Список литературы:
Учебник-тетрадь «Раз-ступенька, два ступенька…» (1 часть, 2 часть). Авторы: Л.Г. Петерсон, Н.П. Хомина., ИЗД. ЮВЕНТА, 2011г. Новые тесты для дошкольников., изд. ОЛМА Медиа Групп., 2006г. Подготовка к школе., изд. Дельта, 2001г. Праздник числа. Волина В., изд. АСТ, 2000г. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Михайлова З., изд. Просвещение, 2001г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Предшкольная подготовка "Ступеньки"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №16 «Золотой ключик»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ д/с №16
«Золотой ключик» _________________ Плесовских Е.Н.
Приказ № ____ от « ___» ____ 20__ года
Предшкольная подготовка
(вариативная часть)
«Ступеньки»
логопедической группы №7
на 2015-2016 учебный год
Разработчики:
воспитатели Анкудинова В.П. Пономарева Н.В.
г. Урай, 2015г.
Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится вопрос предшкольного образования детей. Значимостью и важностью решения данной проблемы является обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей, поступающих в начальную школу. Целенаправленная и системная работа с ребенком перед школой должна быть этапом всестороннего развития ребенка – личностного, социального, когнитивного.
О значимости качественного дошкольного образования всех детей именно этой возрастной группы говорится в государственных документах: «Федеральной целевой программе развития образования» и «Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ».
Актуальность
В связи с более ранним началом систематического обучения особого внимания требует отбор такого содержания образования детей на предшкольной ступени, которое обеспечивало бы сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы. Образование в этот период должно способствовать развитию познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности, и как следствие, формирование всесторонне развитой личности ребенка.
Основная цель данной программы – обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования. Программа «Ступеньки» предназначена для организации подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе.
Выше названные цели реализуются путём решения следующих задач:
формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
формирование положительной учебной мотивации;
развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
развитие элементарных математических представлений.
Основные умения и навыки по окончанию курса предшкольной подготовки.
Программа «Ступеньки» предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
соблюдать правила поведения в школе, проявлять свои коммуникативные навыки;
свободно считать в пределах 10 и обратно;
сравнивать числа в пределах 10, называть «соседей» числа;
знакомство с цифрами;
решать простые задачи;
выполнять графические диктанты.
Список детей:
Перспективный план
Месяц
План
Факт
Наименование занятия
Содержание
Сентябрь
05.09
12.09
Свойства предметов (цвет, форма, размер, значение)
Научить детей определять сходство и различие предметов по цвету, форме, размеру и значению. Учить видеть клетку в тетради.
19.09.
25.09
Сравнение предметов и совокупностей. Знаки «=» и «≠»
Научить детей выяснять каких предметов больше (меньше). Познакомить со знаками «=»(равенство) и «≠»(неравенство) на примере совокупностей предметов. Учимся писать знак «=».
Октябрь
03.10
Сложение совокупностей. Знак «+».
Познакомить детей со сложением совокупностей. Учить писать знак «+».
10.10
Пространственные отношения: на, над, под, выше, ниже.
Научить детей определять местоположение предметов в пространстве. Работа с математическим раздаточным материалом.
17.10
Пространственные отношения: слева, справа.
Уточнение и формирование представлений «слева», «справа». Работа с математическим раздаточным материалом.
24.10
Вычитание совокупностей. Знак «-»
Познакомить детей с вычитанием совокупностей. Учить писать знак «-».
Уточнение и формирование представлений «между», «посередине», «внутри», «снаружи». Работа с раздаточным математическим материалом.
14.11
Число 1. Цифра 1.
Познакомить с понятиями «много», «один». Научить правильно соотносить цифру с числом предметов. Научить писать цифру 1.
21.11
Число 2. Цифра 2.
Познакомить детей с образованием числа 2. Научить писать цифру 2.
28.11
Точка. Линия. Прямая и кривая линии. Отрезок. Луч.
Сформировать представление о понятиях «точка», «линия», «прямая и кривая линии», «отрезок», «луч». Закрепить навык написания цифр1,2.
Декабрь
05.12
Число 3. Цифра 3. Состав числа 3.
Познакомить детей с образованием числа 3. Научить правильно соотносить цифры с числом предметов. Научить писать цифру 3.
12.12
Замкнутые и незамкнутые линии. Ломаная линия. Многоугольник
Продолжить работу над нумерацией чисел 1,2, 3. Сформировать представление о понятиях «замкнутые и незамкнутые линии», «ломаная линия», «многоугольник».
19.12
Число 4. Цифра 4. Состав числа 4.
Познакомить с образованием числа 4 и соответствующей цифрой. Учить правильно соотносить полученные цифры с числом предметов, называть их место при счете.
Январь
16.01
Числовой отрезок. Сложение и вычитание на числовом отрезке.
Рассмотреть числовой отрезок. Познакомить со сложением и вычитанием на числовом отрезке. Повторить состав чисел 2,3,4.
23.01
Число 5. Цифра 5. Состав числа 5.
Познакомить детей с образованием числа 5. Научить сравнивать число 5 с предыдущим. Научить писать цифру 5.
30.01
Сравнение чисел. Знаки «» «
Познакомить со знаками «» «1.
Февраль
06.02
Отношения: раньше, позже .
Продолжить работу по нумерации чисел 1,2,3,4,5. Сформировать временные представления «раньше, позже» .
13.02
Число 6. Цифра 6. Состав числа 6.
Познакомить детей с получением числа 6. Научить писать цифру 6.
20.02
Число 7. Цифра 7. Состав числа 7.
Познакомить детей с получением числа 7. Научить писать цифру 7. Упражнять в сравнении чисел.
27.02
Число 8. Цифра 8. Состав числа 8.
Познакомить детей с получением числа 8. Научить писать цифру 8. Учить сравнивать число8 с предыдущими числами.
Март
06.03
Число 9. Цифра 9. Состав числа 9.
Познакомить детей с получением числа 9. Научить писать цифру 9.
13.03
Измерение площади. Измерение объема.
Закрепить знания по нумерации. Познакомить с предметами, у которых можно измерить площадь, объем.
20.03
Число 0. Цифра 0. Закрепление
Познакомить детей с числом и цифрой 0. Научить писать цифру 0. Закрепить навык счета.
27.03
Число 10. Состав числа 10.
Познакомить детей с образованием числа 10, его образованием и записью.
Апрель
03.04
10.04
17.04
24.04
Решение простых задач
Познакомить с понятием «задача» и ее составными частями. Учить решать простые задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Май
08.05
15.05
Повторение изученного материала.
Закрепить изученный материал. Повторить написание цифр. Провести арифметический диктант.
Количество занятий – 32.
Количество минут – 960.
Работа с родителями
1. Консультация «К первому классу будь готов!».
2. Папка-передвижка «Готовимся к школе».
3. Картотека дидактических игр на развитие математических способностей.