kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Формирование учебных умений и навыков на этапе предшкольной подготовки

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ЭТАПЕ

ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ .

       В условиях гуманизации, вариативности, демократизации образования всё более актуальной становится проблема обеспечения преемственности на разных ступенях обучения. При переходе на программу 1-4 и снижения возраста начала обучения – 6,5 лет – наиболее остро проявилась на практике необходимость решения проблемы преемственности дошкольного и начального обучения.

    На протяжении многих лет педагогии, методисты, ученые, психологи ищут пути решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования. Однако и в наши дни она не утратила остроты. Создание классов предшкольной подготовки – это способ практического решения этой проблемы.

    За последние годы в педагогической практике дошкольного образования появилось множество программ, пособий, но не все они реализуют идеи личностно ориентированного образования, не все они позволяют сохранить единое образовательное пространство на дальнейших ступенях обучения.

    Часть детей вообще не посещают дошкольные образовательные учреждения и либо  не готовы к школьному обучению, либо проходили дошкольную подготовку в неспециализированных учреждениях.

    Предшкольная подготовка нами задумывается в рамках личностно-коммуникативной модели обучения. Программа предшкольной подготовки – это попытка, с одной стороны, преодолеть барьер между двумя ступенями образования; с другой стороны, подготовить ученика к обучению в рамках личностно-коммуникативной модели начального обучения. Программа занятий предшкольной подготовки основано на формах, методах, видах деятельности, соответствующих возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. В то же время программа позволяет детям освоить важные «стартовые» предметные знания, умения и навыки, формирует у них более точное представление о школе и роли ученика в ней. Программа реализует принципы личностно-коммуникативного образования, суть которых заключается в раскрытии и развитии индивидуальных возможностей и способностей детей; выявление его опыта жизнедеятельности; создание благоприятных условий для реализации активности, самостоятельности, формирования коммуникативных умений.

    Программа носит ярко выраженный развивающий характер. Новые понятия и представления дети приобретают в различных видах деятельности. Предшкольная подготовка поможет учителю, детям и их родителям лучше узнать друг друга, а значит, сделать первые дни пребывания ребенка в школе более комфортными, сократить и сгладить всегда сложный адаптационный период.

Цели и задачи  предшкольной подготовки

    Работа с детьми в подготовительном классе основывается на ценностях личностно ориентированного образования, которые заключаются в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности.

    Программа предшкольной подготовки направлена на формирование личностных качеств, которые позволяют детям быть успешными при обучении в современной школе. Стратегическая цель программы заключается в том, чтобы способствовать общему развитию ребенка, формировать первичную целостную картину мира. Для достижения целей предшкольного обучения необходимо формирование у детей умений необходимых для успешного обучения на начальной ступени общего обучения: самостоятельность; инициативность; ответственность;  творчество;  предметную компетентность; коммуникативность.

    Адаптация ребенка к школьному обучению пройдет более быстро и гладко, если у него: развиты познавательные интересы; развито умение произвольно управлять своим поведением; развита способность широко использовать основные мыслительные процессы; развиты коммуникативные компетенции; хорошо развиты внимание, память, фонематическое восприятие; развито умение контролировать свои действия.

Особенности программы

    Предшкольное обучение отвечает всем требованиям СанПиН 2.4.1.1249-03 (2003г.). Реализация программы предшкольной подготовки базируется на комплексном подходе путем создания целостной образовательной среды. Программа включает 3 блока, тесно взаимосвязанных:

  • Учебная программа;

    Учебная программа рассчитана на один год обучения. Период обучения разбивается на триместры. Учебная программа опирается на принципы личностно-коммуникативного обучения: принцип непрерывного общего развития и саморазвития каждого ребенка (эмоциональное, духовно-нравственное, интеллектуально и т.д.); принцип целостности картины мира; принцип практической направленности; принцип учета индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка (обучения ребенка в зоне ближайшего развития); принцип прочности через осознанное и пошаговое введение всех понятий и представлений; принцип наглядности; принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка.

  • Программа ведения наблюдения за развитием ребенка

    Программа включает мониторинг развития личностного, психологического и педагогического развития ребенка, что позволит определить уровень его готовности к школьному обучения, определить содержание индивидуального образовательного маршрута на этапе начального обучения.

  • Программа работы с семьей

    В период работы группы предшкольной подготовки для родителей будут предложены родительские лектории по темам:

    1. Готов ли ваш ребенок к школе?

    2. Режим первоклассника.

    3. Адаптационный период в 1 классе.

    Родители смогут получить индивидуальную консультацию логопеда, психолога, педагога.

    Учебная программа занятий

        Программа предшкольной подготовки решает задачи по формированию речевых, организационных, познавательных, коммуникативных компетенций.

        Учитывая особенность детей 5-6 летнего возраста, весь образовательный процесс объединен игровой формой занятий.

    Организация и проведение занятий

        Предшкольная подготовка организуется с сентября по апрель (34 занятия), с каникулярным временем. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие по 20 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. В день проводится по 4 занятия. На занятиях чередуются виды деятельности, соблюдаются нормы САНПиНов к образовательному процессу в дошкольном возрасте.

     В статье использовались выдержки из программы Предшкольной подготовки, автор – составитель Е.Ю. Мыльникова, рецензия ОГБОУ ДПО УИПКПРО от 23.10.2012 г.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование учебных умений и навыков на этапе предшкольной подготовки »

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ЭТАПЕ

ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ .

В условиях гуманизации, вариативности, демократизации образования всё более актуальной становится проблема обеспечения преемственности на разных ступенях обучения. При переходе на программу 1-4 и снижения возраста начала обучения – 6,5 лет – наиболее остро проявилась на практике необходимость решения проблемы преемственности дошкольного и начального обучения.

На протяжении многих лет педагогии, методисты, ученые, психологи ищут пути решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования. Однако и в наши дни она не утратила остроты. Создание классов предшкольной подготовки – это способ практического решения этой проблемы.

За последние годы в педагогической практике дошкольного образования появилось множество программ, пособий, но не все они реализуют идеи личностно ориентированного образования, не все они позволяют сохранить единое образовательное пространство на дальнейших ступенях обучения.

Часть детей вообще не посещают дошкольные образовательные учреждения и либо не готовы к школьному обучению, либо проходили дошкольную подготовку в неспециализированных учреждениях.

Предшкольная подготовка нами задумывается в рамках личностно-коммуникативной модели обучения. Программа предшкольной подготовки – это попытка, с одной стороны, преодолеть барьер между двумя ступенями образования; с другой стороны, подготовить ученика к обучению в рамках личностно-коммуникативной модели начального обучения. Программа занятий предшкольной подготовки основано на формах, методах, видах деятельности, соответствующих возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. В то же время программа позволяет детям освоить важные «стартовые» предметные знания, умения и навыки, формирует у них более точное представление о школе и роли ученика в ней. Программа реализует принципы личностно-коммуникативного образования, суть которых заключается в раскрытии и развитии индивидуальных возможностей и способностей детей; выявление его опыта жизнедеятельности; создание благоприятных условий для реализации активности, самостоятельности, формирования коммуникативных умений.

Программа носит ярко выраженный развивающий характер. Новые понятия и представления дети приобретают в различных видах деятельности. Предшкольная подготовка поможет учителю, детям и их родителям лучше узнать друг друга, а значит, сделать первые дни пребывания ребенка в школе более комфортными, сократить и сгладить всегда сложный адаптационный период.

Цели и задачи предшкольной подготовки

Работа с детьми в подготовительном классе основывается на ценностях личностно ориентированного образования, которые заключаются в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности.

Программа предшкольной подготовки направлена на формирование личностных качеств, которые позволяют детям быть успешными при обучении в современной школе. Стратегическая цель программы заключается в том, чтобы способствовать общему развитию ребенка, формировать первичную целостную картину мира. Для достижения целей предшкольного обучения необходимо формирование у детей умений необходимых для успешного обучения на начальной ступени общего обучения: самостоятельность; инициативность; ответственность; творчество; предметную компетентность; коммуникативность.

Адаптация ребенка к школьному обучению пройдет более быстро и гладко, если у него: развиты познавательные интересы; развито умение произвольно управлять своим поведением; развита способность широко использовать основные мыслительные процессы; развиты коммуникативные компетенции; хорошо развиты внимание, память, фонематическое восприятие; развито умение контролировать свои действия.

Особенности программы

Предшкольное обучение отвечает всем требованиям СанПиН 2.4.1.1249-03 (2003г.). Реализация программы предшкольной подготовки базируется на комплексном подходе путем создания целостной образовательной среды. Программа включает 3 блока, тесно взаимосвязанных:

  • Учебная программа;

Учебная программа рассчитана на один год обучения. Период обучения разбивается на триместры. Учебная программа опирается на принципы личностно-коммуникативного обучения: принцип непрерывного общего развития и саморазвития каждого ребенка (эмоциональное, духовно-нравственное, интеллектуально и т.д.); принцип целостности картины мира; принцип практической направленности; принцип учета индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка (обучения ребенка в зоне ближайшего развития); принцип прочности через осознанное и пошаговое введение всех понятий и представлений; принцип наглядности; принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка.

  • Программа ведения наблюдения за развитием ребенка

Программа включает мониторинг развития личностного, психологического и педагогического развития ребенка, что позволит определить уровень его готовности к школьному обучения, определить содержание индивидуального образовательного маршрута на этапе начального обучения.

  • Программа работы с семьей

В период работы группы предшкольной подготовки для родителей будут предложены родительские лектории по темам:

1. Готов ли ваш ребенок к школе?

2. Режим первоклассника.

3. Адаптационный период в 1 классе.

Родители смогут получить индивидуальную консультацию логопеда, психолога, педагога.

Учебная программа занятий

Программа предшкольной подготовки решает задачи по формированию речевых, организационных, познавательных, коммуникативных компетенций.

Учитывая особенность детей 5-6 летнего возраста, весь образовательный процесс объединен игровой формой занятий.

Организация и проведение занятий

Предшкольная подготовка организуется с сентября по апрель (34 занятия), с каникулярным временем. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие по 20 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. В день проводится по 4 занятия. На занятиях чередуются виды деятельности, соблюдаются нормы САНПиНов к образовательному процессу в дошкольном возрасте.

В статье использовались выдержки из программы Предшкольной подготовки, автор – составитель Е.Ю. Мыльникова, рецензия ОГБОУ ДПО УИПКПРО от 23.10.2012 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Формирование учебных умений и навыков на этапе предшкольной подготовки

Автор: Мыльникова Елена Юрьевна

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 166008

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальных классов "
    ["seo_title"] => string(117) "formirovaniie-rieghuliativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "154419"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421157938"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства