Ведущая идея программы кружка «Юный исследователь» заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
3. Развитие умственных способностей.
4. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется один раз в неделю. При этом занятие в подготовительной группе – 30 минут.
Месяц | Недели | Название эксперимента | Задачи | Материалы и оборудование |
Сентябрь | 1 | - | | |
2 | - | | |
3 | - | | |
4 | 1.Экскурсия в детскую лабораторию | Уточнить представления о том, кто такие ученые, познакомить с понятием «наука», «гипотеза», о способе познания мира –эксперименте, о назначении детской лаборатории, дать представления о культуре поведения в детской лаборатории | Игрушка( дед Знай),портреты ученых, баночка с водой, духи(ванилин), бумажные полотенца ,яблоко ,барабан, мяч. |
Октябрь | 1 | 2. Какая бывает вода? | Уточнить представления детей о свойствах воды, познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. | Таз с водой, стаканы , бутылки, сосуды разной формы; воронки, соломинка для коктейля, трубочки, песочные часы, клеенка. |
2 | 3. Вода-растворитель. Очищение воды | Выявить в-ва которые растворяются в воде, познакомить со способами очистки воды, закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. | Сосуды разного размера и формы, вода, растворители, ложки, бумага, марля, сетка, марганцовка, пакетики фито чая мята, воронки, клеенки для столов |
3 | 4. Сила тяготения | Дать детям представления о невидимой силы- силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. | Глобус, небьющиеся разные предметы. |
4 | 5. Упрямые предметы | Познакомить детей с физическими свойствами предметов- инерцией ,развивать умение фиксировать результат наблюдения. | Игрушечные машины, резиновые и пластмассовые игрушки, картонки, монеты, рабочие листы, простые карандаши. |
Ноябрь | 1 | 6. Волшебные стеклышки | Познакомить детей с приборами наблюдения- микроскоп. Лупа .подзорная труда, бинокль и т.д.; объяснить почему они нужны человеку | Лупа, микроскоп, различные мелкие предметы; бинокль, телескоп, картинки с изображение клюва птицы, глаза лягушки под лупой. |
2 | 7. Почему предметы движутся | Познакомить детей с физическими понятиями : «сила», «трение»;показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом | Небольшие машины, пластиковые или деревянные шары, книги ,неваляшки, резиновые или пластмассовые игрушки, кусочки мыла, стекла, микроскоп, листы бумаги, простые карандаши; картинки с изображением, подтверждающими пользу силы трения. |
3 | 8. Хитрости инерции | Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность использования инерции в повседневной жизни. | Небьющиеся стаканы с водой, листы бумаги ,передники, тарелки, сырые и вареные яйца. |
4 | 9. Что такое масса? | Выявить свойство предметов- массу; познакомить прибор для измерения массы, научить способом их использования | Два одинаковых пакета в одном вата в другом крупа; чашечные весы, различные предметы и игрушки, пачка соли, спички |
Декабрь | 1 | 10. Воздух | Расширить представления о свойствах воздуха; закрепить умения самостоятельно использовать чашечные весы; познакомить с историей возникновения воздушного шара | Сумка-холодильник, веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи, ванилин чеснок, воздушные шарики, миска, бутылка, чашечные весы, насосы. |
2 | 11. Солнце дарит нам тепло | Дать детям представление о там , что Солнце является источником тепла и света; познакомит с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами, материалами | Настольная лампа; набор предметов из разных материалов; бумага , ножницы, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, иголки. |
3 | 12. Почему ветер дует? | Познакомить детей с причиной возникновения ветра- движение воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха. | Рисунок « движения воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча. |
4 | 13. Почему не тонут корабли? | Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствии размера, формы предметов с весом. | Таз с водой, предметы из разных материалов, спичечные коробки, упаковка из под яиц ,фольга, стеклянные шарики, бусинки |
Январь | 1 | - | - | - |
2 | 14. Путешествие Капельки | Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков, расширить представления детей о значении воды для жизни человека | Электрический чайник, холодное стекло, иллюстрация на тему «Вода», схема «круговорота воды в природе», глобус, мнемотаблица |
3 | 15.Чем можно измерить длину? | Расширять представление детей о мерах длины; единицах измерения, условной мерой, познакомить детей с измерительными приборами, развивать познавательную активность детей за счет знакомство с мерами длины в древности. | Сантиметровые ленты, линейки, простые карандаши, бумага, отрезки ткани и шнурка, рабочие листы |
4 | 16. Всё обо всём | Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, развивать самостоятельное формирование выводов с опорой на ранее представления и собственные предположения, развивать аккуратность и взаимопомощь | Стаканы, вода, песок, ложки, песочные часы, ортстекло, кисточки, карандаши, 4 половинки яичной скорлупы, ножницы, узкий скотч, пустые жестяные банки из под кофе, рабочие листы, схема выполнения опытов |
Февраль | 1 | 17. Твердая вода. Почему не тонут айсберги? | Уточнить представление о свойствах льда, дать представления об айсбергах, их опасности для судоходства | Таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера. Разные по мере и емкости, кораблики, ванна, картинки с изображением айсберга. |
2 | 18.Откуда взялись острова? | Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования. | Модель «морское дно»,залитое водой, поддоны, глина, стеки, губки для уборки воды, физическая карта мири |
3 | 19. Как происходит извержение вулкана? | Познакомить детей с природным явлением- вулканам, причиной его извержения | Картинка с изображением вулкана, карта России; поддоны, картон , клей; сода, уксус ;сухая красная краска, моющая жидкость; листы бумаги , цветные карандаши; чайные ложки, пипетки. |
4 | 20. Как появляются горы? | Познакомить детей с причиной образования гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто | Лоскутки ткани, картина с изображение гор, мнемотаблица опыта «Извержение вулкана» , алгоритм приготовления соленого теста; миски , стаканы, столовые ложки; какао- порошок, пищевой краситель коричневого цвета, большая коробка. |
Март | 1 | 21. Испытание магнита | Познакомить детей с физическим явлением- магнетизмом, магнитом и его способностями; опытным путем выявить материалы которые могут стать магнетическими ; показать способ изготовления самодельного компаса; развивать у детей коммуникативные навыки, самостоятельность | Коллаж «магнетические и немагнетические предметы» , магниты с разными полюсами, компас, канцелярские скрепки, кнопки, ложки, булавки, гвозди и т.д.карандаши , детали конструктора «Лего», ластик, деревянные кирпичи, фломастеры, ракушки, воздушные шарики, резинка |
2 | 22.О «дрожалке» и « пищалке» | Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предмета | Ученическая линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички |
3 | 23. Как сделать звук громче? | Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке | Расческа с мелкими и крупными зубьями, рупор, слуховая трубка, механические часы, блюдце целое и с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч, музыкальные инструменты, рабочий лист для фиксации опыта |
4 | 24. Почему поет пластинка? | Развивать у детей умение сравнивать различные звуки, определяя их источники; развивать познавательную активность и самостоятельность детей в изготовлении соломинки- флейты | Пластинка не долгоиграющая, рупор, карандаши, швейная игла, увеличительное стекло, соломинка для коктейля ,ножницы, картинка – алгоритм действия, проигрыватель для пластинок. |
Апрель | 1 | 25. Как образуются метеоритные кратеры? | Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомить со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе; развить умение действовать по алгоритму. | Мука, большой поднос ,ложки, линейка, кусок полиэтилена; иллюстрации с изображением метеора, комет, карта «Солнечной Системы»; совки, карточки с алгоритмом действий |
2 | 26. Почему в космос летают на ракете? | Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета | Лист бумаги, воздушные шары, коллаж « все что летает», изображение ракеты. |
3 | 27.Секретные записки | Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления, развивать у детей самостоятельность. | Лимон, вата, спичка( ватная палочка), чаша, листы бумаги, кисти акварельные и гуашевые краски, пищевые красители, настольная лампа; апельсин, яблоко, помидор, йод, миски, ручки невидимки. |
4 | 28. Что такое молния? | Познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии | Воздушные шары, шерстяная ткань, шарфики, пластмассовая линейка, пластилин, большая канцелярская скрепка. |
Май | 1 | 29. Почему горит фонарик? | Уточнить представления детей о значении электричества для человека; познакомить с батарейкой- хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки | Картинка с изображением электрического ската, коллаж «электричество вокруг нас», карманный фонарик, 6-8 лимонов,8-10 отрезков медной изолированной проволоки сечением 0.2-0.5мм, стальные скрепки для бумаги, иголка, разрешающие и запрещающие знаки при использовании электричества. |
2 | 30.Электрический театр | Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; развивать любознательность | Оргстекло 325*40 см, папиросная бумага разных цветов, булавки, 2 толстые книги, варежка, ножницы, шаблоны с фигурками танцующих человечков, простые карандаши, тонкая цветная, альбомная, тетрадная бумага, полукартон, калька |
3 | 31. Радуга в небе | Познакомить детей со свойствами света превращения в радужный спектр, расширять представления детей о смешении цвета, составляющих белый цвет, упражняться в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму ; развивать внимание. | Стеклянная призма, картинка « радуги», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы. Палочки с кольцом, миски, зеркала |
4 | 32. Забавные фокусы | Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессии демонстрации фокусов | 3 чайные ложки, охлажденные в холодильнике; повязка для глаз, 2 настольных зеркала, 2 однородных предмета( яблока), банка с водой, к крышки приклеены деревья, насыпана мишура, блестки. |
Дети приобретают навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность и самостоятельность, пополняется словарный запас слов и умение анализировать проделанные опыты
Формируются представления о предметах и материалах, об их свойствах. Развиваются навыки экспериментирования.
У детей формируется представление о воде, о ёё трёх состояниях. Развиваются познавательные интересы о свойствах воды, дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности, учатся беречь воду, как необходимую для жизни на Земле
У детей формируется представление о воздухе, как смеси различных газов, а именно кислороде. Развиваются познавательные интересы о свойствах воздуха посредством различных наблюдений и опытов. У детей появляется чувство ответственности за природу, растения, так именно они насыщают планету кислородом.
Организация опытно-экспериментальной деятельности включает: рисунки, схемы, модели, что стимулирует активность детей в процессе познания окружающего мира.
Дети самостоятельно обнаруживают законы природы.
Обогащается память детей, активизируется мыслительные процессы, развивается речь.
Накапливается фонд умственных приемов и операций.
В опытно- экспериментальной деятельности дети используют мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Проявляют инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
У детей проявляется бережное отношение к окружающему миру.