kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеурочной деятельнои в рамках кружка "Юныйисследователь", 1 класс: "Как задовать вопросы?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие по теме "Как задавать вопросы?" в рамках кружка "Юный исследователь"

Кружок: «Юный исследователь»

Тема: Как задавать вопросы?

Цель: способствовать развитию умений правильно задавать вопросы, сравнивать и описывать основные методы исследования.

Задачи:

Познавательные:

  • учить  принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий;

  • формировать у учащихся умения в целеполагании;

  • учить работать с информацией;  выполнять  логические действия (анализ, сравнение).

    Регулятивные:

  • развивать мыслительную деятельность обучающихся и познавательный интерес к занятию учебно-исследовательской деятельностью.

    Коммуникативные:

  • координировать свои усилия с усилиями других;

  • задавать вопросы;

  • учиться выполнять различные роли в группе;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению.

    Личностные:

  • формировать мотивацию к обучению, осуществлять самоорганизацию и саморазвитие;

  • развивать познавательные навыки, критическое и творческое мышление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочной деятельнои в рамках кружка "Юныйисследователь", 1 класс: "Как задовать вопросы?»

Внеурочное занятие по теме: Как задавать вопросы?

Кружок: «Юный исследователь»

Тема: Как задавать вопросы?

Цель: способствовать развитию умений правильно задавать вопросы, сравнивать и описывать основные методы исследования.

Задачи:

Познавательные:

  • учить  принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий;

  • формировать у учащихся умения в целеполагании;

  • учить работать с информацией;  выполнять  логические действия (анализ, сравнение).

Регулятивные:

  • развивать мыслительную деятельность обучающихся и познавательный интерес к занятию учебно-исследовательской деятельностью.

Коммуникативные:

  • координировать свои усилия с усилиями других;

  • задавать вопросы;

  • учиться выполнять различные роли в группе;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению.

Личностные:

  • формировать мотивацию к обучению, осуществлять самоорганизацию и саморазвитие;

  • развивать познавательные навыки, критическое и творческое мышление.

Оборудование.  Презентация к уроку, смайлики, тетрадь открытий, цветные карандаши.



Ход занятия

  1. Организационный момент.

Учащиеся становятся в круг, берутся за руки и приветствуют учителям и друг друга.

Едет, едет паровоз,

Много у него колес,

Мчится паровоз по кругу,

Машем мы рукой друг другу,

Тра-та-та, тра-та-та,

Занимай свои места!

  1. Актуализация знаний.

- На первом занятии мы с вами говорили об исследовании предметов. Дома вы побывали в роли исследователей и наблюдали за различными объектами. А каким вы представляете себе исследователя?

- Нарисуйте в «Тетради открытий» человека, который что-то исследует.

- Расскажите, у кого получилось подобрать материал по выбранной теме. (Д.з – понаблюдать за поведением домашнего животного, подготовить рассказ о своем наблюдении)

- Что вам показалось самым трудным?

- Сумели ли вы правильно объяснить родителям, что вам нужно?

- Какие сведения собрали?

- Откуда вы брали информацию? Слайд 2. На слайде появляются изображения – телевизор, книга, человек, компьютер.

- Давайте рассмотрим собранный вами дома материал.

- Покажите, какие зарисовки вы выполнили в ходе исследования.

III. Целеполагание.

Слай 1. Эпиграф: Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы. (Дж. Тэрбер)

- А как вы думаете, помогут ли ваши зарисовки определить тему нашего занятия? (К ним можно задать вопрос)

Цель: - Совершенно верно, мы сегодня будем учиться, правильно задавать вопросы.

Какие задачи мы должны решить, чтобы достичь цели?

Задачи:

1.Учиться задавать вопрос.
2. Размышлять, Думать.
3. Логически мыслить.

IV. Практическая работа.

- Какие слова мы обычно используем, задавая вопросы? (Кто? Что? Где? Как? Почему?)

- Проверим, умеете ли вы задавать вопросы.

Задание 1. Игра «Задай вопрос».

- Какие вопросы помогут узнать новое о предмете, лежащем на столе?

Слайд 3. На слайде появляются изображения предметов.

- Задайте как можно больше разных вопросов о каждом предмете.







Задание 2. Игра «Найди загаданное слово»

Цель: способствовать развитию умения устанавливать логическую связь.

Учитель загадывает слово, которое держит в тайне. Учащиеся пытаются угадать это слово, задавая вопросы, предусматривающие ответ «да» или «нет».

Пример. Это животное? Оно живет в доме? Оно любит молоко? Оно мырлычет? С помощь этих вопросов учащиеся угадывают задуманное учителем слово – «кошка».

Работа в паре. Когда учащиеся освоили игру, начинают играть в паре «Найди загаданное


Задание 3. Игра «Угадай, о чем спросили».

Учащийся выходит к доске, ему дается карточка (или учитель шепчет вопрос на ухо ребенка). Не произнося вопроса вслух, учащайся, дает полный ответ. Все остальные дети должны догадаться, каким был вопрос.

Вопросы:

  • Почему сова охотится ночью?

  • В какое время года бывает листопад?

  • Кто такой ученик?

  • Почему весной разливаются реки?

  • Что лежит в портфеле? И т.д.

Работа в группах: Каждая группа составляет набор вопросов, а потом участники по очереди задают вопросы всем. Побеждает группа, составившая больше вопросов.


Задание 4. Игра «Вопросы на все случаи жизни».

Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают одним словом.

  • Какие в речке камни? (Мокрые)

  • Где живет крот? (В норе)

  • Кто любит мед? (Медведь) И т.д.


V. Итог занятия. Рефлексия.

- Достигли цели урока?

– А как вы считаете, стоит ли еще раз возвращаться к этой теме? Все ли у вас получилось?

– Мы продолжим учиться задавать вопросы на следующем занятие.


- А теперь, ребята,  встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную  работу. На столе лежат смайлики. Выберите одного, которого бы вы хотели взять с собой и нарисовать в тетради (смешного, серьёзного или грустного).


VI. Домашнее задание: продолжить собирать материал по выбранной теме (понаблюдать за поведением домашнего животного, подготовить рассказ о своем наблюдении); сформулировать несколько вопросов по теме.


2 занятие по теме: Как задавать вопросы?

Тема: Как задавать вопросы?

Цель: создать условия для развития умений правильно задавать вопросы, формировать проблемы при проведении исследования.

Задачи:

Познавательные:

  • учить  принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий;

  • формировать у учащихся умения в целеполагании;

  • учить работать с информацией;  выполнять  логические действия (анализ, сравнение).

Регулятивные:

  • развивать мыслительную деятельность обучающихся и познавательный интерес к занятию учебно-исследовательской деятельностью.

Коммуникативные:

  • координировать свои усилия с усилиями других;

  • учиться выполнять различные роли в группе;

  • задавать вопросы;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению.

Личностные:

  • формировать мотивацию к обучению, осуществлять самоорганизацию и саморазвитие;

  • развивать познавательные навыки, критическое и творческое мышление.

Оборудование.  Презентация к уроку, смайлики, тетрадь открытий, цветные карандаши.





Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Соприкоснитесь ладошками со своими соседями по кругу. Поделитесь,  каждый своим теплом друг с другом, пожелайте удачи. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое. Прошу занять свои места. Слайд №1


II. Актуализация опорных знаний: Слайд №2 «Методы исследования».

Фронтальная работа по опорным картинкам на слайде, обозначающих методы исследования (наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками, беседа со взрослыми, самостоятельное размышление, поиск информации в сети Интернет, просмотр телепередач).


III. Формулирование цели занятия. Слайд №3 «Тема и цель занятия».

Сегодня на занятие речь пойдет об одном из методов исследования. Догадайтесь, о каком именно, по стихотворению Киплинга и сформулируйте контрольный вопрос, ответ на который мы будем искать на протяжении всего занятия.

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что вижу я вокруг,

Всё знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде,

Зовут их Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где. (Появляется на экране после правильных ответов учащихся)

- Какая же тема нашего занятия? (Формирование умения задавать вопросы.)

- На какой контрольный вопрос мы должны будем найти ответ? ( Как задавать вопросы?)

Слово «вопрос» произошло от англ. слова «quest», что обозначает поиски, связанные с неопределенностью и даже риском. А поскольку неопределенность является неотъемлемой чертой современного стремительно меняющегося мира, то развитие умения задавать вопросы очень актуально.

Цель: научиться задавать вопросы.

Задачи:

1.Учиться задавать вопрос.
2. Размышлять, Думать.
3. Логически мыслить.

4. Быть внимательным.

Эпиграфом урока будут слова народной мудрости «Каков вопрос – таков и твет»


- Назовите слова, с которых могут начинаться вопросы? ( Кто? Что? Куда? Что делает? и т.д.)


    1. Этап активизации мыслительной деятельности: «Мозговой штурм».

Слайд №4. «Иллюстрации пальмы и кокосовых орехов».

В некотором африканском племени, где основным источником питания являются кокосовые орехи, местные жители выращивают гигантские пальмы высотой до 30 метров. Их называют деревьями жизни. Ствол у этих деревьев толстый и гладкий. Как же местные жители срывают кокосы с этих пальм?

Эксперты и генераторы идей.


    1. Физкультминутка: дети при положительном ответе приседают, а при отрицательном подпрыгивают и хлопают в ладоши.

Говорите все в ответ

Только «да» и только «нет».

У луны горячий свет?

Повар шьёт себе обед?

Мчат по морю поезда?

А по суше никогда?

Надо брать в кино билет?



    1. Новый материал. Практическая работа.

Задание 1. Игра «Вопросы от домашних животных».

- Подумайте, о чем хотели бы спросить вас домашние животные, если бы они умели говорить. Какие вопросы они бы вам задали?

На столе появляются игрушки: собака, кошка, попугай.

- Что, по-вашему, интересует собаку, кошку, попугая?

Слайд 5.

Запись на экране.

Картинка + первые слова вопросов


Изображение животного









Кто?





Что?





Где?





Когда?





Как?











Пример: На рисунке изображена собака. Она «спрашивает»:

- Кто я?

- Что я умею делать?

- Где я живу?

- Когда я охочусь?

- Как заботятся обо мне хозяева?


Задание 2. Игра «Данетка».

Цель: учить задавать вопросы, отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).

Ведущий (ведущим может быть любой учащийся)загадывает слово или рассказывает условия какой-то ситуации, а игроки должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: «да», «нет», «и да, и нет», «об этом нет информации», «это не существенно».

Темы: «Какое имя я загадала?», «Какой цвет я задумала?», «Какого писателя, сказочника, поэта, ученого я задумал?».


Физкультминутка Слайд №7

Игра «Купи слона»: стоя по кругу, дети задают вопрос друг другу, кидая мяч, ребенок, поймавший мяч, отвечает на вопрос и задает вопрос следующему участнику игры. Например: Для чего нужно учиться задавать вопросы? Чтобы узнавать больше информации. А для чего нужно узнавать больше информации? и т.д.


Задание 3. Игра «Каверзные вопросы».

Цель: развитие речи, внимание и умение задавать нужные вопрос, предугадывать результат.

Ведущий говорит: «Да» и «Нет» не говорите, черный с белым не носите», - и начинает задавать каверзные вопросы, так чтобы отвечающий употребил «запрещенные» слова.

Пример:

- Вы поедете на бал? (Хотелось бы там побывать)

- Вы хотите купить черное платье? (Я хочу купить зеленое платье)

- А разве зеленое вам к лицу (Мне просто нравиться зеленый бархат)

- Это будет бальное платье? (Бальное)

- Ваше зеленое платье должно быть длинным? (Да)

Проигрыш! В ответе нужно было использовать другое слово, например, «разумеется».



Задание 4. Работа в группах. Каждой группе предлагается одеть маску предложенных животных. И по предложенному тексту задать вопросы.

Например:

Белка

Белка – лесной житель. Но нередко можно встретить её и в городском парке. Размеров белка небольших, но зато большой пушистый хвост. Белка – это грызун. Она способна разорить птичье гнездо, съесть птенцов. Но в основном все же предпочитает питаться растительной пищей — грибочки, ягодки, плоды деревьев, орехи, жёлуди.

Белка – умна, проворна. Отличительная её черта – забывчивость. Забывчивость – качество не самое лучшее, но в случае с белкой, это исключение. Закапывая на зиму в землю орехи, белка благополучно забывает о них, а из проросших семян появляются новые деревья. К организации своего гнезда эта лесная жительница относится очень тщательно: формирует его из веточек, мха, изнутри выстилает шерстью и перьями. Чтоб было помягче да потеплее.


Вопросы:

  • Где обитает белка?

  • Где можно встретить белку кроме леса?

  • Какой размер белки?

  • На что способна белка?

  • Почему белку называют забывчивой?

  • Из чего формирует белка свое гнездо?

Выигрывает та группа, которая составила больше вопросов.


Слайды № 8-9 Б. Блум, «Виды вопросов».

    1. Закрепление пройденного: конструирование «Ромашки вопросов» («Ромашка Бенджаитна Блума»). Работа в 2 группах. Написание на лепестках ромашки 6 видов вопросов по темам: 1гр.- «Мои друзья», 2 гр.- «Моя семья».

Памятка для педагога:

  • Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.

  • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».

  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

  • Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем одно явление отличается от другого?»

  • Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».



    1. Итог занятия.

- Чем мы занимались на уроке? (Учились задавать вопросы.)

- На все ли вопросы мы смогли ответить?

- Для чего это нужно, правильно задавать вопросы?

Слайд №10. «Иллюстрация подарочной коробочки».

-Отгадайте при помощи вопросов объект, находящийся в моей волшебной коробочке. (Карточка со словом «Учёные»).


    1. Рефлексия. Прием «Поляна»

Вспомните все, что мы делали на занятии и ответьте на вопросы анкеты. Если вы согласны с тем утверждением, которое я читаю вы ставите +, если нет -.

1. Я знаю, с каких слов начинаются вопросы.

2. Я умею задавать вопросы.

3. Я могу работать вместе с товарищами в группе.

4. Я хочу найти ответ на вопрос.

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап занятия: игра «Вопросы от домашних животных»; игра «Данетка»; игра «Каверзные вопросы»; работа в паре, работа в группе. У каждого ребенком – бабочка. Учитель предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.


Домашнее задание: составить как можно больше вопросов к любимому сказочному герою.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сметанина Светлана Александровна

Дата: 16.12.2015

Номер свидетельства: 266804


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства