Методическая разработка внеурочной деятельнои в рамках кружка "Юныйисследователь", 1 класс: "Как задовать вопросы?
Методическая разработка внеурочной деятельнои в рамках кружка "Юныйисследователь", 1 класс: "Как задовать вопросы?
Внеурочное занятие по теме "Как задавать вопросы?" в рамках кружка "Юный исследователь"
Кружок: «Юный исследователь»
Тема: Как задавать вопросы?
Цель: способствовать развитию умений правильно задавать вопросы, сравнивать и описывать основные методы исследования.
Задачи:
Познавательные:
учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий;
формировать у учащихся умения в целеполагании;
учить работать с информацией; выполнять логические действия (анализ, сравнение).
Регулятивные:
развивать мыслительную деятельность обучающихся и познавательный интерес к занятию учебно-исследовательской деятельностью.
Коммуникативные:
координировать свои усилия с усилиями других;
задавать вопросы;
учиться выполнять различные роли в группе;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению.
Личностные:
формировать мотивацию к обучению, осуществлять самоорганизацию и саморазвитие;
развивать познавательные навыки, критическое и творческое мышление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочной деятельнои в рамках кружка "Юныйисследователь", 1 класс: "Как задовать вопросы?»
Внеурочное занятие по теме: Как задавать вопросы?
Кружок: «Юный исследователь»
Тема: Как задавать вопросы?
Цель: способствовать развитию умений правильно задавать вопросы, сравнивать и описывать основные методы исследования.
Задачи:
Познавательные:
учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий;
формировать у учащихся умения в целеполагании;
учить работать с информацией; выполнять логические действия (анализ, сравнение).
Регулятивные:
развивать мыслительную деятельность обучающихся и познавательный интерес к занятию учебно-исследовательской деятельностью.
Коммуникативные:
координировать свои усилия с усилиями других;
задавать вопросы;
учиться выполнять различные роли в группе;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению.
Личностные:
формировать мотивацию к обучению, осуществлять самоорганизацию и саморазвитие;
развивать познавательные навыки, критическое и творческое мышление.
Оборудование. Презентация к уроку, смайлики, тетрадь открытий, цветные карандаши.
Ход занятия
Организационный момент.
Учащиеся становятся в круг, берутся за руки и приветствуют учителям и друг друга.
Едет, едет паровоз,
Много у него колес,
Мчится паровоз по кругу,
Машем мы рукой друг другу,
Тра-та-та, тра-та-та,
Занимай свои места!
Актуализация знаний.
- На первом занятии мы с вами говорили об исследовании предметов. Дома вы побывали в роли исследователей и наблюдали за различными объектами. А каким вы представляете себе исследователя?
- Нарисуйте в «Тетради открытий» человека, который что-то исследует.
- Расскажите, у кого получилось подобрать материал по выбранной теме. (Д.з – понаблюдать за поведением домашнего животного, подготовить рассказ о своем наблюдении)
- Что вам показалось самым трудным?
- Сумели ли вы правильно объяснить родителям, что вам нужно?
- Какие сведения собрали?
- Откуда вы брали информацию? Слайд 2. На слайде появляются изображения – телевизор, книга, человек, компьютер.
- Давайте рассмотрим собранный вами дома материал.
- Покажите, какие зарисовки вы выполнили в ходе исследования.
III. Целеполагание.
Слай 1. Эпиграф: Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы. (Дж. Тэрбер)
- А как вы думаете, помогут ли ваши зарисовки определить тему нашего занятия? (К ним можно задать вопрос)
Цель: - Совершенно верно, мы сегодня будем учиться, правильно задавать вопросы.
Какие задачи мы должны решить, чтобы достичь цели?
- Какие слова мы обычно используем, задавая вопросы? (Кто? Что? Где? Как? Почему?)
- Проверим, умеете ли вы задавать вопросы.
Задание 1. Игра «Задай вопрос».
- Какие вопросы помогут узнать новое о предмете, лежащем на столе?
Слайд 3. На слайде появляются изображения предметов.
- Задайте как можно больше разных вопросов о каждом предмете.
Задание 2. Игра «Найди загаданное слово»
Цель: способствовать развитию умения устанавливать логическую связь.
Учитель загадывает слово, которое держит в тайне. Учащиеся пытаются угадать это слово, задавая вопросы, предусматривающие ответ «да» или «нет».
Пример. Это животное? Оно живет в доме? Оно любит молоко? Оно мырлычет? С помощь этих вопросов учащиеся угадывают задуманное учителем слово – «кошка».
Работа в паре. Когда учащиеся освоили игру, начинают играть в паре «Найди загаданное
Задание 3. Игра «Угадай, о чем спросили».
Учащийся выходит к доске, ему дается карточка (или учитель шепчет вопрос на ухо ребенка). Не произнося вопроса вслух, учащайся, дает полный ответ. Все остальные дети должны догадаться, каким был вопрос.
Вопросы:
Почему сова охотится ночью?
В какое время года бывает листопад?
Кто такой ученик?
Почему весной разливаются реки?
Что лежит в портфеле? И т.д.
Работа в группах:Каждая группа составляет набор вопросов, а потом участники по очереди задают вопросы всем. Побеждает группа, составившая больше вопросов.
Задание 4. Игра «Вопросы на все случаи жизни».
Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают одним словом.
Какие в речке камни? (Мокрые)
Где живет крот? (В норе)
Кто любит мед? (Медведь) И т.д.
V. Итог занятия. Рефлексия.
- Достигли цели урока?
– А как вы считаете, стоит ли еще раз возвращаться к этой теме? Все ли у вас получилось?
– Мы продолжим учиться задавать вопросы на следующем занятие.
- А теперь, ребята, встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. На столе лежат смайлики. Выберите одного, которого бы вы хотели взять с собой и нарисовать в тетради (смешного, серьёзного или грустного).
VI. Домашнее задание: продолжить собирать материал по выбранной теме (понаблюдать за поведением домашнего животного, подготовить рассказ о своем наблюдении); сформулировать несколько вопросов по теме.
2 занятие по теме: Как задавать вопросы?
Тема: Как задавать вопросы?
Цель: создать условия для развития умений правильно задавать вопросы, формировать проблемы при проведении исследования.
Задачи:
Познавательные:
учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий;
формировать у учащихся умения в целеполагании;
учить работать с информацией; выполнять логические действия (анализ, сравнение).
Регулятивные:
развивать мыслительную деятельность обучающихся и познавательный интерес к занятию учебно-исследовательской деятельностью.
Коммуникативные:
координировать свои усилия с усилиями других;
учиться выполнять различные роли в группе;
задавать вопросы;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению.
Личностные:
формировать мотивацию к обучению, осуществлять самоорганизацию и саморазвитие;
развивать познавательные навыки, критическое и творческое мышление.
Оборудование. Презентация к уроку, смайлики, тетрадь открытий, цветные карандаши.
Ход занятия
Организационный момент.
- Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Соприкоснитесь ладошками со своими соседями по кругу. Поделитесь, каждый своим теплом друг с другом, пожелайте удачи. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое. Прошу занять свои места. Слайд №1
II. Актуализация опорных знаний: Слайд №2 «Методы исследования».
Фронтальная работа по опорным картинкам на слайде, обозначающих методы исследования (наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками, беседа со взрослыми, самостоятельное размышление, поиск информации в сети Интернет, просмотр телепередач).
III. Формулирование цели занятия. Слайд №3 «Тема и цель занятия».
Сегодня на занятие речь пойдет об одном из методов исследования. Догадайтесь, о каком именно, по стихотворению Киплинга и сформулируйте контрольный вопрос, ответ на который мы будем искать на протяжении всего занятия.
Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг,
Всё знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде,
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где. (Появляется на экране после правильных ответов учащихся)
- Какая же тема нашего занятия? (Формирование умения задавать вопросы.)
- На какой контрольный вопрос мы должны будем найти ответ? ( Как задавать вопросы?)
Слово «вопрос» произошло от англ. слова «quest», что обозначает поиски, связанные с неопределенностью и даже риском. А поскольку неопределенность является неотъемлемой чертой современного стремительно меняющегося мира, то развитие умения задавать вопросы очень актуально.
Эпиграфом урока будут слова народной мудрости «Каков вопрос – таков и твет»
- Назовите слова, с которых могут начинаться вопросы? ( Кто? Что? Куда? Что делает? и т.д.)
Этап активизации мыслительной деятельности: «Мозговой штурм».
Слайд №4. «Иллюстрации пальмы и кокосовых орехов».
В некотором африканском племени, где основным источником питания являются кокосовые орехи, местные жители выращивают гигантские пальмы высотой до 30 метров. Их называют деревьями жизни. Ствол у этих деревьев толстый и гладкий. Как же местные жители срывают кокосы с этих пальм?
Эксперты и генераторы идей.
Физкультминутка: дети при положительном ответе приседают, а при отрицательном подпрыгивают и хлопают в ладоши.
Говорите все в ответ
Только «да» и только «нет».
У луны горячий свет?
Повар шьёт себе обед?
Мчат по морю поезда?
А по суше никогда?
Надо брать в кино билет?
Новый материал. Практическая работа.
Задание 1. Игра «Вопросы от домашних животных».
- Подумайте, о чем хотели бы спросить вас домашние животные, если бы они умели говорить. Какие вопросы они бы вам задали?
На столе появляются игрушки: собака, кошка, попугай.
- Что, по-вашему, интересует собаку, кошку, попугая?
Слайд 5.
Запись на экране.
Картинка + первые слова вопросов
Изображение животного
Кто?
Что?
Где?
Когда?
Как?
Пример: На рисунке изображена собака. Она «спрашивает»:
- Кто я?
- Что я умею делать?
- Где я живу?
- Когда я охочусь?
- Как заботятся обо мне хозяева?
Задание 2.Игра «Данетка».
Цель: учить задавать вопросы, отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).
Ведущий (ведущим может быть любой учащийся)загадывает слово или рассказывает условия какой-то ситуации, а игроки должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: «да», «нет», «и да, и нет», «об этом нет информации», «это не существенно».
Темы: «Какое имя я загадала?», «Какой цвет я задумала?», «Какого писателя, сказочника, поэта, ученого я задумал?».
Физкультминутка Слайд №7
Игра «Купи слона»: стоя по кругу, дети задают вопрос друг другу, кидая мяч, ребенок, поймавший мяч, отвечает на вопрос и задает вопрос следующему участнику игры. Например: Для чего нужно учиться задавать вопросы? Чтобы узнавать больше информации. А для чего нужно узнавать больше информации? и т.д.
Задание 3.Игра «Каверзные вопросы».
Цель: развитие речи, внимание и умение задавать нужные вопрос, предугадывать результат.
Ведущий говорит: «Да» и «Нет» не говорите, черный с белым не носите», - и начинает задавать каверзные вопросы, так чтобы отвечающий употребил «запрещенные» слова.
- А разве зеленое вам к лицу (Мне просто нравиться зеленый бархат)
- Это будет бальное платье? (Бальное)
- Ваше зеленое платье должно быть длинным? (Да)
Проигрыш! В ответе нужно было использовать другое слово, например, «разумеется».
Задание 4. Работа в группах.Каждой группе предлагается одеть маску предложенных животных. И по предложенному тексту задать вопросы.
Например:
Белка
Белка – лесной житель. Но нередко можно встретить её и в городском парке. Размеров белка небольших, но зато большой пушистый хвост. Белка – это грызун. Она способна разорить птичье гнездо, съесть птенцов. Но в основном все же предпочитает питаться растительной пищей — грибочки, ягодки, плоды деревьев, орехи, жёлуди.
Белка – умна, проворна. Отличительная её черта – забывчивость. Забывчивость – качество не самое лучшее, но в случае с белкой, это исключение. Закапывая на зиму в землю орехи, белка благополучно забывает о них, а из проросших семян появляются новые деревья. К организации своего гнезда эта лесная жительница относится очень тщательно: формирует его из веточек, мха, изнутри выстилает шерстью и перьями. Чтоб было помягче да потеплее.
Вопросы:
Где обитает белка?
Где можно встретить белку кроме леса?
Какой размер белки?
На что способна белка?
Почему белку называют забывчивой?
Из чего формирует белка свое гнездо?
Выигрывает та группа, которая составила больше вопросов.
Слайды № 8-9 Б. Блум, «Виды вопросов».
Закрепление пройденного: конструирование «Ромашки вопросов» («Ромашка Бенджаитна Блума»). Работа в 2 группах. Написание на лепестках ромашки 6 видов вопросов по темам: 1гр.- «Мои друзья», 2 гр.- «Моя семья».
Памятка для педагога:
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем одно явление отличается от другого?»
Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Итог занятия.
- Чем мы занимались на уроке? (Учились задавать вопросы.)
- На все ли вопросы мы смогли ответить?
- Для чего это нужно, правильно задавать вопросы?
Слайд №10. «Иллюстрация подарочной коробочки».
-Отгадайте при помощи вопросов объект, находящийся в моей волшебной коробочке. (Карточка со словом «Учёные»).
Рефлексия. Прием «Поляна»
Вспомните все, что мы делали на занятии и ответьте на вопросы анкеты. Если вы согласны с тем утверждением, которое я читаю вы ставите +, если нет -.
1. Я знаю, с каких слов начинаются вопросы.
2. Я умею задавать вопросы.
3. Я могу работать вместе с товарищами в группе.
4. Я хочу найти ответ на вопрос.
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап занятия: игра «Вопросы от домашних животных»; игра «Данетка»; игра «Каверзные вопросы»; работа в паре, работа в группе. У каждого ребенком – бабочка. Учитель предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Домашнее задание: составить как можно больше вопросов к любимому сказочному герою.