Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности "Волшебная вода"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (познавательно-речевого), II (вторая) категория
Конспект НОД в старшей группе
«Волшебница-вода»
Подготовила методическую разработку:
Суровая Любовь Владимировна
Должность: воспитатель
г. Дивногорск, 2017 г.
Актуальность:
Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой. Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.
Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Данная работа представляет собой непосредственно образовательную деятельность по теме: «Волшебница - вода». Этот материал будет полезен воспитателям детских садов, но могут воспользоваться учителя начальных классов. Данная деятельность позволяет дошкольникам через исследовательскую деятельность, узнать какая вода и её свойства.
Тема: «Волшебница-вода»
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса;
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека;
Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов: - закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности - учить пользоваться пипеткой;
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде, воспитание патриотизма, чувство гордости и любви к родине у детей;
Развивать у детей фонематический слух;
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
Учить отгадывать загадки.
Материалы:коробка с глобусом и письмом, кубик, шарик, баночки, вода, кусочек лимона и сахара, чеснок, гуашь, кусочек льда, термос с кипятком, капелька, вырезанная из картона.
Ход занятия:
Организационный момент:
В круг скорее становись,
Дружно за руки возьмись,
И друг другу улыбнись.
(дети стоят в кругу, раздается стук в дверь. Вношу посылку (коробка с глобусом и письмо).
Воспитатель:
- Посмотрите, нам прислали посылку и письмо. Давайте прочитаем и узнаем от кого оно. Читаю: «Здравствуйте ребята! Посылаю вам подарок - красивый футбольный мяч. Незнайка».
- Ой, ребята, как здорово получать подарки. Сейчас мы посмотрим этот красивый футбольный мяч (открываю коробку и достаю глобус).
- Вот это мяч! (нет, это не мяч) - Что это такое? (глобус)
- А что такое глобус? (это уменьшенная модель земли) (слайд №2)
- Правильно! Сейчас я покручу глобус, а вы посмотрите и скажете, какого цвета на глобусе больше? (голубого).
- А что обозначено голубым цветом? (вода, моря, океаны).
- Какой вывод мы сделаем? (что воды больше, чем суши).
- Правильно. В древности люди назвали свою планету землей, и когда научились строить большие корабли и стали на них плавать по морям и океанам, то узнали, что земли намного меньше, чем воды.
Чтение стихотворения о ВОДЕ) (слайды 3-10)
(Звучит запись журчания ручейка)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты и ставят эксперименты.
Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места (дети рассаживаются по два человека за один стол).
Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды.
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Опыт 2 « Вода не имеет вкуса»
Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы детей) А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? ( Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт 3 «Вода не имеет запаха»
Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ответы детей). Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 4 «Вода без цвета, прозрачная»
Ребята, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды). Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим пуговицы? (ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная (показ слайда 11)
Физкультурная минутка (слайд 12)
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр (дети располагаются на ковре в произвольном порядке).
- Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
- Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны) Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
- Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
- Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
- Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
- От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим работать.
Опыт 5
Дети, закройте глаза (по руке каждого ребенка проводится кусочком льда).
- Что вы почувствовали? (холод).
- Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке? (чем-то мокрым, холодным, льдом).
- Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.
(Лед начинает таять. Лед превращается в воду)
- Так что же такое лед? (Лед - это вода в твердом состоянии).
В каком состоянии может быть вода? (вода может быть в жидком и твердом состоянии) (слайд 13)
Опыт 6
А теперь посмотрите: Пар тоже вода. Откроем термос с кипятком. (Воспитатель открывает термос, дети наблюдают). Поместим над паром зеркальце или стекло, над которым образуются капельки воды. Откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим, когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. (слайд 14-15)
Вот так происходит в природе: «Круговорот воды в природе». Мы сейчас с вами сядем и рассмотрим схему: «Круговорот воды в природе».
(слайд 16)
Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, вода превращается в пар, как сейчас мы с вами видели, когда проводили опыт. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуется облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.
А кто может рассказать, как образуются снежинки? Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли дождя превращаются в кристаллики льда-снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег, стекаются в ручьи, моря и океаны. Так пополняют свои запасы наши реки. Они питают Землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе. Дети, как называется этот процесс?
Дети: Круговорот воды в природе.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нужна вода человеку?» (дети встают со стульчиков).
Я вам дам волшебную капельку, вы будете отвечать на вопрос: Для чего нужна вода», и передавать ее друг другу.
(Дети передают капельку и отвечают: пить, умываться, мыть посуду, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения и т.п.).
Воспитатель обобщает, что вода нужна не только человеку, но и всему живому (показ слайдов 17-21).
А теперь давайте загадаем нашим гостям загадки (встают в полукруг).
Загадки:
Очень добродушная,
Но когда я захочу,
Я мягкая, послушная,
Даже камень источу. (Вода) слайд 22
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт. (Дождь) слайд 23
Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём
Ищем, ищем, не найдём. (Роса) слайд 24
На дворе переполох,
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град) слайд 25
Он пушистый, серебристый,
Белый, белый,
Чистый, чистый,
Ватой на землю лёг. (Снег) слайд 26
Воспитатель:
- Ребята, в следующий раз мы проведём другие опыты и игры с водой. А теперь пора прощаться с гостями.