Конспект ООД «Овощи и фрукты» для средней группы.
Цель : уточнить представления детей об овощах и фруктах, их названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости), развивать активный словарный запас, уточнить представление о сенсорных способностях, формировать умение объединять плоды по одинаковому признаку.
Учить четко классифицировать плоды по группам, рассказывать о сходных признаках.
Оборудование: натуральные фрукты и овощи: морковь, свекла, картофель, капуста, огурец, помидор, лук, сладкое и кислое яблоко, апельсин, груша, лимон. Игрушка ежик, разносы, тарелочки, досточки, ножик, картинки с изображением овощей и фруктов.
Словарная работа: плоды, классификация, разнос.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает детям загадку: растут на ветке маленькие детки?
Дети отгадывают, что это плоды овощей и фруктов. Воспитатель обращает внимание детей на корзину со всеми плодами. Просит брать по одному , пощупать, понюхать , погладить плод и затем назвать его, рассказать про форму, поверхность, цвет и запах. В заключении детям дается задание разложить все плоды на два разноса, согласно принадлежности к двум группам, овощи и фрукты.
Раздается стук в дверь, дети открывают, входит еж и обращается к детям:
- Здравствуйте ребята. Услышал я , что вы изучаете овощи и фрукты, помогите мне разобрать мой урожай.
Предлагает детям картинки с изображением различных плодов и просит распределить их по нескольким признакам: принадлежность к одной и той же группе, цвет, вид произрастания, по форме.
Сначала воспитатель предлагает распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с желтым, а на третье – с зеленоватым. Еж помогает детям и как бы случайно ошибается. Дети замечают это и доброжелательно и деликатно указывают на ошибку, исправляют ее. Если дети затрудняются с выбором цвета, то воспитатель объясняет им оттенок: светло- желтый, светло – зеленый, ярко- красный ит. д.
Затем меняют сенсорный признак, раскладывают плоды по форме: круглые на одно блюдо, продолговатые на другое.
После нескольких уточнений задание меняется, распределить по вкусу: сладкие и несладкие. Ежик помогает детям и рассказывает какие плоды самые сладкие. Когда задание выполнено, ежик предлагает ребятам угоститься вкусными фруктами и овощами.
Воспитатель разрезает кусочками вареную и сырую морковь, дети пробуют ее и уточняют свойства: сырая – твердая, хрустит на зубах, а вареная – мягкая.
Ежик благодарит детей за вкусный обед и рассказывает стихотворение:
Что растет у Натки на зеленой грядке?
Свекла, репа, сельдерей, вот лучок стоит порей.
Тут у нашей Натки рос горошек сладкий,
И теперь не пусто – выросла капуста.
Вот томат и перец здесь, чесночок на грядке есть,
Кабачок, кабачок, лег на грядке на бочок,
И зеленый молодец – под листочком огурец.
Предлагает детям поиграть, игра называется «Вершки – корешки»
Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движение руками: если овощ растет на земле – поднимают вверх. Если растет в земле – опускают вниз. Затем уточняется, кто выращивает овощи и фрукты, выстраивается логическая цепочка произрастания плодов.
Ежик удивляется, как много он сегодня узнал нового, благодарит детей и уходит в лес домой, а дети зарисовывают любимый плод.