В. – Ребята, посмотрите пожалуйста, и скажите что у меня в руках!
Дети обращают внимание и отвечают.
В. - Правильно, это глобус – модель нашей планеты Земля.
-Кто населяет нашу планету?
-Да, нашу планету населяют мир людей, мир животных, растительный мир.
В. - Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас. И животные были совсем другие.
Вы хотите поближе познакомиться с древним миром планеты?
Я приглашаю вас в небольшое путешествие в прошлое. Садитесь в нашу машину времени. (Кручу глобус)( Дети усаживаются на стульчики перед экраном.)
1 Обсуждение «Древний мир»
Просмотр слайдов с древними животными.
В. -Раньше на планете росли совсем другие деревья, обитали другие животные: динозавры, мамонты.
В. -Все эти древние животные вымерли. Как вы думаете, почему они вымерли? Начался ледниковый период, было очень холодно, животные лишились воды и питания. Это и привело к их вымиранию.
В. - Неизвестный автор написал рассказ об одном виде животных, которые вымерли по вине человека.(Читаю рассказ «Морские коровы»)
Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль. Моряки спаслись, но им грозила голодая смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные, похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками. Питались они водорослями, и моряки их назвали морскими коровами. Мясо морских коров оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода. Из обломков разбитого корабля они смогли построить судёнышко и уплыть домой. Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли.
Ни одной морской коровы не осталось на Земле.
В. - Ребята, это очень грустный рассказ, я смотрю вы все загрустили, я хочу поднять вам настроение и приглашаю вас на игру: надо изобразить фигуру какого-нибудь древнего морского животного.
3 Подвижная игра «Море волнуется»
4 Рассказ-объяснение «Красная книга»
В. - Ребята, нам необходимо вернуться обратно в наше время, чтобы больше узнать о том, как живут животные сейчас. Занимайте места в машине времени.(Кручу глобус)
-Очень много видов разных животных и птиц были уничтожены людьми. Одних истребили охотники или браконьеры. Люди выстраивают большие города и заводы на земле, где обитают животные. Ради красивых перьев исчезают птицы. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: что животные, птицы, растения могут совсем исчезнуть. Чтобы этого не случилось ученые решили внести редкие виды животного мира в Красную книгу. Вы уже знаете немного о ней. Вспомним, что в ней записано? Почему она красного цвета? (Дети активно демонстрируют свои знания)
В. - Для нашей Пензенской области тоже составлена красная книга. Это означает, что и у нас в области есть вымирающие виды животных и птиц.
В. - Предлагаю вам посмотреть какие животные уже начинают исчезать с наше планеты и занесены в Красную Книгу России. (Просмотр слайдов)
В. - Ребята, как и с помощью чего человек может навредить живой природе и животному миру?
Дети отвечают и поясняют свой выбор.
5 Дид. игра «Опасные предметы»
В. - Сейчас на экране будут появляться картинки, если вы увидите на экране опасные предметы или действия людей, то вы закачаете головой, а если не опасные, то будете делать приседания. (Дети выполняют задание.)
В. - Да, все верно. С помощью всех этих предметов люди загрязняют водоемы, моря, океаны, которые необходимы для жизни подводных обитателей и водоплавающих. Огромные киты, дельфины выбрасываются на берега. Водоплавающие птицы погибают от нефти и масла которые вытекают из затонувших кораблей.
- Но, самое главное, что эти предметы так же наносят огромный вред и самому человеку. Если люди не будут соблюдать правила безопасности в лесу, на дорогах, водоемах, то в скором времени они тоже будут относиться к вымирающему виду. Назовите пожалуйста что является самым необходимым для жизни человека, животного мира, мира растений.
- Да! Конечно это вода!
6 Опыт «Загрязнение воды».
На столе 2 емкости с чистой водой, мусор, чернила, масло растительное.
В. -Предлагаю провести эксперимент, по загрязнению воды.
Предложить детям самостоятельно опустить предложенные предметы в одну из емкостей. Вылить масло и чернила. Обратить внимание детей, что произошло с чистой водой. Выяснить будет ли она пригодна для жизнедеятельности. Опустить перышко в емкость с чистой водой, второе в емкость с грязной водой. Обратить внимание детей на о, птица которая попадет в грязную воду в скором времени погибает и морские жители тоже.(слайды)
7 Знакомство с природой будущего.
В. - А сейчас я предлагаю перенестись в будущее, присаживайтесь в машину времени. (Просмотр слайдов)
8 Игра «Придумай свой мир»
В. - Ребята, вам понравилась природа в будущем? Мне тоже нет. Мы можем с вами это исправить, если буде беречь ее и любить.
- Предлагаю вам сейчас разделиться на команды, и придумать свой мир, используйте те картинки, которые вам необходимы.
На столах предложены на выбор детей картинки цветов, деревьев, насекомых, птиц и животных. С обратной стороны наклеены кусочки фланели. Картинки раскладывают на фланелеграфе картины будущей природы.
Подведение итогов
В. - Ребята, вам понравилось путешествие?
В. – Ребята, расскажите пожалуйста как некоторые виды животных попали в Красную книгу! Как люди могут им помочь?
В. - Предлагаю вам каждому нарисовать свое любимое животное, которое бы вы хотели сохранить. Потом из ваших рисунков мы составим свою «Красную книгу».