«Путешествие к звёздам»
Конспект НОД по образовательной области познание (ФЭМП) в средней группе
- выявить у детей уровень развития познавательных интересов и интеллектуального развития в соответствии с возрастом.
Задачи:
Область «Познание»
Выявить умения детей:
- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, опираясь на наглядность;
- соотносить запись чисел 1 – 10 с количеством;
- находить недостающее число;
- изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной группе, содержащей до 5 предметов;
- находить последовательность, закономерность;
- узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, конус;
- называть части суток;
- показывать правую и левую руки, предметы расположенные справа и слева от себя.
Выявить умение детей использовать в речи математические понятия; умение мыслить логически, наблюдать, выражать догадки, предположения в речи.
Развивать внимание, память, ориентировку в пространстве и времени, творческое воображение, мелкую моторику.
Область «Коммуникация»
Выявить проявление речевой инициативы и самостоятельности детей в процессе разговорного общения.
Область «Безопасность»
Выявить знания о правилах поведения в транспорте.
Область «Здоровье»
Выявить представления детей о здоровом образе жизни.
Область «Художественное творчество»
Выявить навыки детей в рисовании по замыслу.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, чтение.
Демонстрационный материал: макет компьютера, таблица «Солнечная система», геометрические фигуры и тела, рисунок «Инопланетяне», картинки с планетами солнечной системы, список вопросов к викторине «Выбираем капитана корабля»
Раздаточный материал: карточки «Недостающее число» (по уровням развития), «Найди закономерность», «Соедини точки по порядку» (по уровням развития), карточки с цифрами, «открытки», цветные карандаши, простые карандаши, фишки.
Методические приемы:
Организационный момент
Разминка
Работа с демонстрационным и раздаточным материалом
Игра «Найди недостающую цифру»
Загадки
Игра «Найди нужный контейнер»
Игра «Соедини правильно»
Игра «Продолжи ряд»
Игровая ситуация «Найди своё место в корабле»
Игра «Найди планету»
Игра «Что справа, что слева»
Физминутка «Невесомость»
Беседа «Правила безопасности в транспорте»
Викторина «Кто больше знает о космосе»
Рефлексия «Открытка о космосе» - рисование
Форма организации: подгрупповая.
Организационный момент:
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, мы не зря сейчас повторили стихотворение о планетах. Потому, что вы отряд будущих космонавтов. Ребята, каким, по-вашему, должен быть космонавт? (Ответы детей)
С одной из планет к нам пришел сигнал, но многие цифры наш компьютер не расслышал, поэтому расшифровать сигнал компьютер не может. Необходимо вспомнить числа от 1 до 10. (Дети считают от 1 до 10)
А теперь, чтобы помочь компьютеру расшифровать сигнал «Найдите недостающую цифру».
Детям раздаются карточки с пропущенной цифрой. Детям с низким уровнем от 1 до 5, с высоким от 5 до 10.
2...4 7...9 и др.
Молодцы. Теперь все цифры поместим в компьютер.
Наш компьютер расшифровал сигнал. Это сигнал бедствия с одной из планет солнечной системы. У них на планете закончились запасы воды. Воду не обходимо доставить в специальных контейнерах. Знаете ли вы геометрические фигуры?
Загадки о геометрических фигурах и телах.
Нет углов у меня, Три мои стороны
А похож на блюдце я, Могут разной быть длины.
На тарелку и на крышку, Где стороны встречаются -
На кольцо и колесо. Угол получается.
Кто же я такой, друзья? Что же вышло, посмотри
Назовите вы меня. (круг) Ведь углов – то тоже три! (треугольник)
Он давно знакомый мой, Я похож на яйцо,
Каждый угол в нём прямой. И как просто буква О
Все четыре стороны Я почти как круг малец,
Одинаковой длины. (квадрат) Я – такой как огурец. (овал)
Четыре угла, как квадрат я имею,
Но только квадратом назваться не смею,
И все же, похож на квадрат, между прочим,
Две длинные стороны и две покороче. (прямоугольник)
Он и мячик, и клубок,
И луна и колобок. (шар)
Присмотрись, стоит ведро –
Сверху крышка, снизу дно.
Два кружка соединили
И фигуру получили.
Как же тело называть?
Надо быстро отгадать. (цилиндр)
Молодцы. А теперь послушайте ещё одну загадку. Отгадав её, вы поймете, какой формы контейнер для воды вам нужно выбрать.
Вечеринки гость вчерашний,
Но не шар и не флажок,
Он похож на крышу башни
И на вафельный рожок. (конус)
Дети выбирают подходящий по форме контейнер.
Воспитатель: Заполнить контейнеры водой можно, если найти код и продолжить его.
Игра «Продолжи ряд» - поиск закономерностей
Детям раздаются карточки с изображением геометрических фигур, дети выявляют закономерность в расположении фигур и заканчивают ряд.
Воспитатель: Контейнеры заполнены. Чтобы узнать на каком космическом летательном аппарате мы отправимся в космос вам нужно «Соединить правильно точки».
Дети соединяют цифры по порядку и получают изображение космического корабля.
Молодцы, справились с заданием, берите билеты и занимайте места в корабле.
«Найди своё место в корабле».
Дети берут числовые карточки, считают количество точек и находят место с соответствующей цифрой.
Воспитатель: К полету вы готовы. Но на какую планету доставить воду? Бортовой компьютер говорит, что нужно найти планету, которая находится между пятой и седьмой планетами солнечной системы.
Игра «Найди планету» - порядковый счёт.
Дети на плакате «Солнечная система» находят планету – Сатурн.
Воспитатель: Перед полетом необходимо вспомнить правила поведения в транспорте. (Дети перечисляют правила)
Приготовились к старту. Обратный отчет. (Дети считают в обратном порядке от 10 до 0)
Наш корабль вышел в открытый космос.
Физминутка «Невесомость»
Воспитатель: Пять минут, полет нормальный. Уважаемые космонавты, скажите, пожалуйста, какие планеты и космические тела вы видите справа от себя, слева.
Игра « Что справа, что слева»
По обе стороны «корабля» на стульях размещены фотографии планет и космических объектов. Дети их называют.
Воспитатель: Мы прилетели на Сатурн. К сожалению, жители планеты не могут выйти к вам, так как приближается космическая буря. Но сатуряне очень благодарны вам за помощь и просят выгрузить контейнеры с водой в специальное хранилище.
А теперь, чтобы вернутся на родную планету – Земля, нужно выбрать капитана корабля, т.к. я остаюсь на Сатурне.
Викторина «Кто больше знает о космосе»
- Как называется человек, который изучает звезды (астроном)
- Какой прибор позволяет астрономам рассматривать звёзды и другие планеты? (телескоп)
- Назовите четыре времени года.
- Какие дни недели считаются выходными?
- Как назвать вместе утро, день, вечер, ночь? (сутки)
- Как называется планета, на которой мы живем?
- Как называются жители планеты Земля?
- Солнце – это планета или звезда?
- Назовите планету, которая вращается вокруг Земли. (Луна)
- Какие планеты вы ещё знаете?
- Как называется корабль, на котором летают в космос? (ракета)
- Назовите первого космонавта.
- Какие животные первыми полетели в космос?
По результатам викторины выбирается капитан космического корабля. Ему вручается пакет с открытками от благодарных жителей Сатурна. По возвращении на Землю космонавтам предлагается зарисовать на открытках свои впечатления от полета.
Космонавты занимают места, готовятся к старту, возвращаются на Землю.