Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Формирование у ребенка с ОВЗ коммуникативных и речевых навыков через непрерывное сопровождение на всех этапах пребывания в детском саду. Повышение уровня социальной и коммуникативной компетентности, уровня самооценки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ»
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
ФИО ребенка: Платон З.
Дата рождения: (ребенку 5 лет).
Дата составления ИОМ: 30.08.2018 Родители:
Краткая характеристика:
Сложная адаптация при поступлении в среднюю группу, тяжелое расставание с родителями, плакал, нежелание идти на контакт с детьми и взрослыми. Развитие мелкой и крупной моторики не соответствует возрастной норме. Нарушены координация, темп, ритм движения. Во время групповой образовательной деятельности не проявляет интерес к происходящему (бегает, прыгает), ему сложно длительно на чем-то сосредоточиться, отвлекается; преобладает непроизвольное внимание. Развитие речи не соответствует возрастной норме.
Коммуникативные и речевые нарушения: неумение выражать свои мысли в общении с педагогами и сверстниками, снижение потребности в общении, недоразвитие игровой деятельности - не умеет поддерживать игру, предпочитает быть в одиночестве, не идет на контакт с детьми, не принимает правила игры.
Цель:
Формирование коммуникативных и речевых навыков через непрерывное сопровождение на всех этапах пребывания в детском саду.
Задачи:
Совершенствовать коммуникативные навыки через включение в совместную игровую и образовательную деятельность.
Развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка.
Развивать познавательные процессы, направленные на воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
Оказывать методическую помощь родителям в поддержке ребенка.
Формы взаимодействия: привлечение к участию в образовательной, игровой деятельности, совместная с родителями образовательная и игровая деятельность, индивидуальная работа. Выполнение рекомендаций психолога, дефектолога, музыкального руководителя.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, музыкальная, конструктивная, двигательная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Предполагаемый результат: Повышение уровня социальной и коммуникативной компетентности, уровня самооценки.
Формы работы с родителями: консультации, индивидуальные беседы, обмен опытом взаимодействия с ребенком, родительские собрания (круглый стол).
Диагностический этап
Аспект индивидуального учебного плана
Сильные стороны
Трудности
Коммуникация
Взаимодействует в общении со взрослым на индивидуальных занятиях.
Навыки владения речевыми средствами коммуникации не
соответствуют возрастной норме. Не пытается взаимодействовать с детьми как в игре, так и при работе в команде.
Физическое развитие
Проявляет интерес к игровой деятельности.
Не освоены навыки брать, держать, переносить, класть мяч, прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, подлезать под натянутую веревку
Социальные навыки
Проявляет интерес к детям.
Не испытывает желания делиться игрушкой со сверстниками, проявляет бурную эмоциональную реакцию, стремится поломать то, что дети построили.
Познавательное развитие
Различает цвета и формы. С помощью наглядного материала считает до 10.
На занятиях не проявляет активность. Отвлекается при выполнении заданий. Проявляет интерес только к теме техника, но не слушает, а рассказывает взрослому одну и ту же
информацию. Не развита мелкая моторика.
Художественно – эстетическое развитие
Повторяет несложные рисунки.
Не развита мелкая моторика. Ребенок только с помощью взрослого может пользоваться
ножницами. Очень недолгое время может рисовать, теряет интерес.
Речевое развитие
Знает содержание многих сказок. Проявляет интерес на индивидуальных занятиях к играм по речевому развитию.
Трудности в запоминании, составлении рассказа по картинкам и схемам, в пересказе.
Навыки, необходимые для жизни
Культурно-гигиенические навыки не сформированы
Не соблюдает последовательность при одевании одежды, ждет подсказки взрослого.
Индивидуальный маршрут психолого- педагогического сопровождения
Специалист
Задачи
Содержание деятельности
Учитель - логопед
Формировать навыки связной речи, навыки реагирования на обращенную речь.
Игры: «Кто позвал меня?», «Волшебный сундучок», «Четвертый лишний», «Назови ласково», «Запомни и повтори», «Кому, что, нужно?»
Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения. Игры: «какой звук?», «Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук».
Беседы по картинкам: «Наша группа»,
«Осень», «Фруктовый сад», «Новогодняя елка»
Педагог – психолог
Развивать положительные отклики на социальные контакты.
Формировать потребность в эмоциональных контактах с окружающими.
Игры на развитие коммуникативных навыков:
«Подружились мы с тобой», «Рука твоя, рука моя»;
Игры на развитие контактности: «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»
Упражнения: «Говорим друг другу до свидания», «Вежливые слова»
Воспитатель
Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру,
коммуникативной и социальной компетентности ребенка
Формировать представления о предметном мире.
Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Игры: «Покажи предмет, какой скажу»,
«Больше - меньше», «Чудесный мешочек»,
«Собери по схеме», «Дорисуй», «Раскрась по инструкции».
Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики.
Вовлечение в театрализованные игры. Вовлечение к выполнению оздоровительной гимнастики.
Создание схем – картинок с алгоритмом выполнения определенных действий: одевание, правила поведения, культурно – гигиенические навыки.
Несформированность представлений о моральных качествах и этических требованиях. Отсутствие внешних норм, ограничений
Оформление уголка «Наши добрые дела». Чтение литературных произведений, беседы на этические темы. Игра «Приглашение в гости». Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить». Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия». Упражнение «Мусорное ведро». Азбука вежливых фраз (составление
предложений). Игры: «Поздоровайся
по-разному»; «Поблагодари по- разному»
Коммуникативные:
Трудности во взаимодействии со взрослыми
Неадекватная самооценка
Создание ситуации успеха. Привлечение в качестве помощника взрослого. Разработка системы пошагового поощрения (фишки, баллы и др.) Использование невербальных рефлексивных методик. Проигрывание проблемных ситуаций. Игры:
«Ласковые лапки»; «Повтори за мной»;
«Волшебные очки». С. Черный
«Храбрецы».
Снижен уровень владения самостоятельными коммуникативными действиями
организационными, перцептивными, оперативными
Обучение умению работать по алгоритму. Введение правила-схемы по коммуникативной деятельности (словесной, наглядной). Игры:
«Повтори задание»; «Скажи по-
другому». Работа с инструментами (символами). Работа в паре со взрослым. Игры: «Я — слово, ты мне — слово»; «Исправь ошибку»; «Составь предложение или перевертыши».
Включение ребенка в деятельность.
Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации
Беседы на темы: «Мы здороваемся»;
«Как обратиться с просьбой»; «Что
делать, если ты потерялся?». Создание проблемных ситуаций с тремя вариантами ответов (ребенок должен выбрать один). Игры: «Интервью».
Игры по методу телефонного разговора:
«Позвони маме»; «Позвони в магазин».
Диалоги по лексическим темам. Усвоение речевых образцов во взаимодействии со взрослым, смена ролей.
Трудности во взаимодействии со сверстниками
Неадекватная самооценка
Трудовые поручения в парах (тройках, команде). Разработка системы поощрений «Самая дружная пара».
Ролевые игры. «Комплименты другу». Игры и хороводы с диалогами
Игры на формирование адекватной самооценки: «Горячий стул»; «Я сильный, умный, смелый»; «Я могу, хочу, умею». «Скульпторы»;
Организация взаимопроверки выполнения заданий. Упражнение
«Похвали за…». «Нарисуйте в паре с
…», «Сложи слово вместе с …» Игры на обогащение словаря
Неумение выражать свои мысли в общении с
педагогами. Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками
Недостаточное развитие мыслительных операций
Игры и упражнения на развитие
мышления: «Летает - не летает»; «Я знаю пять...»; «Хитрые вопросы».
Игра «Назови сходство и различие двух предметов».
Несформированность звукопроизношения, лексического запаса, грамматического строя речи
Работа по автоматизации звуков. Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности. Игра «Сочиняем историю по кругу» в паре с ребенком или педагогом. Логоритмика. Игра
«Закончи предложение». Игра «Скажи по-другому».
Несформированность процессов произвольного внимания
Игры с правилами типа «Да и нет не говори, черное с белым не дари» — для всех, но на разном материале. Игры на внимание Игры: «Дай задание взрослому» (продолжи узор; графический диктант; поиск с ориентированием — найти игрушку). Задания, направленные на поиск, выделение информации, сравнение объектов по заданным основаниям.
Слабо развиты навыки владения паралингвистическими средствами - мимикой, жестами, интонацией
«Расскажи» стихи руками. Игра
«Попугай». Театрализация, этюды.
Психогимнастика на выражение эмоционального состояния. Игры с зеркалом. Игра «Скажи по-разному».
Игры на интонацию. Игры на выделение одного слова голосом
Неумение находить способы разрешения конфликтов
Несформированность социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и
другого человека
Чтение художественной литературы. Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением.
Обыгрывание проблемных ситуаций.
Игры: «Встань на его место»;
«Волшебные очки»; «Ты похож на...»;
«Спина к спине». Тренинг эмоций с использованием фраз: «Иди сюда»; «Не мешай мне» (учить произносить фразы с разной интонацией: грубо, ласково,
обидно и т. д.)
Неадекватная самооценка
Разбор конфликтных ситуаций. Игра
«Хорошо-плохо». Обучение детей конструктивным способам разрешения конфликтов. Разбор проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок.
Деятельность хаотична, непродуманная, неконтролируемая
Несформированность умения осознать конкретные познавательные цели
Рефлексия деятельности. Игры с конструктором, мозаикой. Все виды лото, домино. Упражнение «Чем похожи и непохожи?» «Пары картинок», «Пары слов» Игровой прием
«Вспомни и назови», «Узнай, что мы загадали?».
Неумение находить средства и способы для достижения целей в процессе деятельности.
Игра «Из каких мы сказок?», Игра
«Времена года», Игры со строительным материалом (по образцу, схеме).
Игровой прием «Поручения».
Неумение осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности
Игра «Квартет», Игра «Найди
дорожку», «Лото», игра с пальцами. Игра «Собери пирамидку»,
«Выкладывание узоров из мозаики». Упражнение «найди и обведи», Игра
«Укрась салфетку так, как я скажу». Игра «Как их зовут?», Упражнение
«Послушай, ответь и расскажи».
Взаимодействие с родителями
Консультации
«Что нужно знать родителям ребенка с ОВЗ»
«Возрастные особенности детей 5 – 6 лет»
«Значение развития мелкой моторики рук для речи детей»
«Использование считалок для развития речи»
«Интересные игры для развития внимания»
Совместная деятельность
Участие в совместных проектах, подготовка к праздникам, развлечениям, выполнение рекомендаций специалистов.
Индивидуальный образовательный маршрут составлен на 1 год.
Индивидуальная и групповая образовательная деятельность проходят в соответствии с расписанием и распределенной нагрузкой. Каждый специалист документирует свою работу. Педагогическая и психологическая диагностики проводятся через: наблюдение, игры, беседы, анализ результатов деятельности.