kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ - как средство развития творческого потенциала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Встает остро вопрос о том, как помочь таким детям, увидеть, почувствовать весь спектр окружающей среды, и тем самым познать свое «Я».

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ - как средство развития творческого потенциала»

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ как средство развития творческого потенциала


Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский



Одной из проблем современного общества является психическое и физическое здоровье детей. Именно детский возраст - это тот период, когда даже самые мелкие негативные переживания могут оказаться сильным травмирующим фактором и привести к нежелательным последствиям. Но при этом следует учитывать, что детская психика «пластична» и правильно подобранный метод может помочь справиться с психологическим дискомфортом.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Встает остро вопрос о том, как помочь таким детям, увидеть, почувствовать весь спектр окружающей среды, и тем самым познать свое «Я».

В настоящее время изучено много факторов, влияющих на психическое здоровье детей. Как показали исследования в области художественной педагогики, искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка с ограниченными возможностями здоровья, реализует познавательные интересы детей. Искусство выступает как форма эстетического познания и действительности и отражения ее в художественных образах, при этом дает возможность ребенку с проблемами в развитии ощутить мир во всем его богатстве и научиться его преобразовывать.

Термин «арттерапия» (буквально - терапия искусством) начал использовать британский врач и художник Адриан Хилл в 1938 году. Арттерапия – это один из самых интересных и творческих методов психолого-педагогической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия, изобразительное искусство – изотерапия, цвет – цветотерапия, танец, движение – кинезитерапия, театр – имаготерапия, литература – библиотерапия). Однако основой для всех видов арттерапии является художественная деятельность субъекта, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии.

Данный метод преследует одну цель – гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания для участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.

А что же такое микро- и макросреда? Макросреда - это наше окружение, а микросреда - та часть природной и социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность ( семья , коллектив , друзья и т.п.). Т.е. получается, что человек неразрывно связан с окружающим миром. К сожалению, реальность такова, что тема экологии очень актуальна в наши дни. Экологический кризис навис над человечеством, и решение данной проблемы стало жизненной необходимостью. В этой ситуации стало необходимым экологическое воспитание подрастающего поколения, через пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным и, прежде всего, к самому себе. Появилось такое понятие как «экология человека». Другими словами - наука, которая изучает взаимодействия человека со сложным многокомпонентным окружающим миром и постоянно меняющимися условиями существования.

Понаблюдав за детьми, я пришла к выводу, что все больше и больше дошкольников не идут на контакт, боятся открыто выражать свои чувства и мысли, не интересуются окружающим миром и процессами, происходящими в нем. Чтобы как-то решить возникшую проблему, решила обратиться к арттерапии. Так как я являюсь преподавателем по рисованию, меня, конечно же, заинтересовал такой вид арттерапии, как изотерапия. Применяя на практике данный метод терапии, я поставила перед собой цель – гармоничное развитие личности ребенка и его адаптация в социокультурной среде.

Воплощать в жизнь поставленную цель мне помогают следующие задачи:

- обучающие (учить детей передавать разные образы окружающего мира);

воспитательные (воспитывать в ребенке доброту, бережное отношение к себе и окружающим);

- развивающие (развивать умения выражать свои эмоции через рисунок, формировать способности к творчеству, а также развивать мелкую моторику рук);

- воспитательные (воспитывать любовь к окружающему миру и к самому себе);

- коммуникативные (создание эмоционально комфортной атмосферы, способствующей благоприятному взаимодействию с социумом);

Занятие по арттерапии обычно включает несколько этапов. К ним можно отнести:

- введение и «разогрев»;

- этап изобразительной работы;

- этап обсуждения;

- завершение.

Этап № 1 Этап «введения» предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Я объясняю или напоминаю основные правила поведения в группе. Последующий “разогрев” представляет собой разные виды физической активности и способы “настройки” на изобразительную работу, это может быть загадка про природу или природное явление, мини-беседа или небольшой рассказ.

Этап № 2 - «Этап изобразительной работы». На данном этапе дети рисуют то, о чем они разговаривали или ток чему их подвела я или беседа.

Этап № 3 – «Этап обсуждения». Обсуждение представляет собой рассказ или комментарии участников о своей изобразительной работе. Они не просто описывают то, что нарисовали, но обычно стараются сочинить сказку об изображенном персонаже. При рассказе участников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок, но могут задавать вопросы автору. На этом этапе занятия я даю собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д.

Этап № 4 – «Завершение». Данный этап предполагает подведение итогов, усиление положительного настроения с помощью мини-игр, таких как: «Подари улыбку», «Подари тепло своего сердца», «Скажи приятное соседу» и т.д.

Данный вид арттерапии – один из самых мягких и в то же время глубоких методов, позволяющих ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический фактор, способствующий укрепление эмоциональногьт здоровья детей и взрослых.

Наблюдая за детьми, их поведением на занятиях с использованием методов изотерапии, я сделала вывод, что данная методика помогает:

- замкнутым и стеснительным детям преодолеть свою неуверенность;

- улучшить взаимодействие детей друг с другом;

- давать более развернутые ответы;

-делать выводы и оценивать чужие работы, находить в них положительные стороны;

- привить любовь к окружающим и их труду;

- воспитать толерантность.

И еще хотелось бы добавить, что в занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с окружающим миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.


Список литературы:

1.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

2. Вальдес Одриосола, М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод.пособие / М.С. Вальдес Одриосола. – М.:ВЛАДОС, 2007.

3. Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007.

4. Копытин А.И. Основы арттерапии. – СПб., 2000.

5. Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие / О.В. Солодянкина. – М..: АРКТИ, 2006.










































Приложение 1

Сегодня мы попытаемся применить некоторые приемы изотерапии.

  1. Упражнение «Автопортрет».

Я предлагаю сначала выбрать вам цвет, который вам нравится, и нарисовать свой автопортрет, вы можете изобразить себя тем, кем вы себя представляете, ощущаете (предлагаются эмблемы в виде кружочков).

Обсуждение



  1. Упражнение «Незаконченный рисунок».

А сейчас давайте поиграем в игру «Незаконченный рисунок». У вас на столах небольшие листочки бумаги, по моей команде вы начинаете рисовать то, что вам хочется, затем по хлопку передаем листок соседу справа и продолжаем рисовать. И так по кругу пока к каждому не вернется его рисунок.

Обсуждение












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сивцова Кристина Александровна

Дата: 11.11.2019

Номер свидетельства: 526599

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства