Арт-терапия. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Арт-терапия. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Одной из проблем современного общества является психическое и физическое здоровье детей. Именно детский возраст - это тот период, когда даже самые мелкие негативные переживания могут оказаться сильным травмирующим фактором и привести к нежелательным последствиям. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Встает остро вопрос о том, как помочь таким детям, увидеть, почувствовать весь спектр окружающей среды, и тем самым познать свое «Я».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Арт-терапия. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ»
Арт-терапия.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества. В.А. Сухомлинский
Одной из проблем современного общества является психическое и физическое здоровье детей. Именно детский возраст - это тот период, когда даже самые мелкие негативные переживания могут оказаться сильным травмирующим фактором и привести к нежелательным последствиям. Но при этом следует учитывать, что детская психика «пластична» и правильно подобранный метод может помочь справиться с психологическим дискомфортом.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Встает остро вопрос о том, как помочь таким детям, увидеть, почувствовать весь спектр окружающей среды, и тем самым познать свое «Я».
В настоящее время изучено много факторов, влияющих на психическое здоровье детей. Как показали исследования в области художественной педагогики, искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка с ограниченными возможностями здоровья, реализует познавательные интересы детей. Искусство выступает как форма эстетического познания и действительности и отражения ее в художественных образах, при этом дает возможность ребенку с проблемами в развитии ощутить мир во всем его богатстве и научиться его преобразовывать.
Термин «арттерапия» (буквально - терапия искусством) начал использовать британский врач и художник Адриан Хилл в 1938 году. Арттерапия – это один из самых интересных и творческих методов психолого-педагогической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия, изобразительное искусство – изотерапия, цвет – цветотерапия, танец, движение – кинезитерапия, театр – имаготерапия, литература – библиотерапия). Однако основой для всех видов арттерапии является художественная деятельность субъекта, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии.
Данный метод преследует одну цель– гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания для участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.
А что же такое микро- и макросреда? Макросреда - это наше окружение, а микросреда - та часть природной и социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность ( семья , коллектив , друзья и т.п.). Т.е. получается, что человек неразрывно связан с окружающим миром. К сожалению, реальность такова, что тема экологии очень актуальна в наши дни. Экологический кризис навис над человечеством, и решение данной проблемы стало жизненной необходимостью. В этой ситуации стало необходимым экологическое воспитание подрастающего поколения, через пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным и, прежде всего, к самому себе. Появилось такое понятие как «экология человека». Другими словами - наука, которая изучает взаимодействия человека со сложным многокомпонентным окружающим миром и постоянно меняющимися условиями существования.
Понаблюдав за детьми, я пришла к выводу, что все больше и больше дошкольников не идут на контакт, боятся открыто выражать свои чувства и мысли, не интересуются окружающим миром и процессами, происходящими в нем. Чтобы как-то решить возникшую проблему, решила обратиться к арттерапии. Так как я являюсь преподавателем по рисованию, меня, конечно же, заинтересовал такой вид арттерапии, как изотерапия. Применяя на практике данный метод терапии, я поставила перед собой цель – гармоничное развитие личности ребенка и его адаптация в социокультурной среде.
Воплощать в жизнь поставленную цель мне помогают следующие задачи:
- обучающие (учить детей передавать разные образы окружающего мира);
воспитательные (воспитывать в ребенке доброту, бережное отношение к себе и окружающим);
- развивающие (развивать умения выражать свои эмоции через рисунок, формировать способности к творчеству, а также развивать мелкую моторику рук);
- воспитательные (воспитывать любовь к окружающему миру и к самому себе);
Занятие по арттерапии обычно включает несколько этапов. К ним можно отнести:
- введение и «разогрев»;
- этап изобразительной работы;
- этап обсуждения;
- завершение.
Этап № 1 Этап «введения» предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Я объясняю или напоминаю основные правила поведения в группе. Последующий “разогрев” представляет собой разные виды физической активности и способы “настройки” на изобразительную работу, это может быть загадка про природу или природное явление, мини-беседа или небольшой рассказ.
Этап № 2 - «Этап изобразительной работы». На данном этапе дети рисуют то, о чем они разговаривали или ток чему их подвела я или беседа.
Этап № 3 – «Этап обсуждения». Обсуждение представляет собой рассказ или комментарии участников о своей изобразительной работе. Они не просто описывают то, что нарисовали, но обычно стараются сочинить сказку об изображенном персонаже. При рассказе участников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок, но могут задавать вопросы автору. На этом этапе занятия я даю собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д.
Этап № 4 – «Завершение». Данный этап предполагает подведение итогов, усиление положительного настроения с помощью мини-игр, таких как: «Подари улыбку», «Подари тепло своего сердца», «Скажи приятное соседу» и т.д.
Данный вид арттерапии – один из самых мягких и в то же время глубоких методов, позволяющих ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический фактор, способствующий укрепление эмоциональногьт здоровья детей и взрослых.
Наблюдая за детьми, их поведением на занятиях с использованием методов изотерапии, я сделала вывод, что данная методика помогает:
- замкнутым и стеснительным детям преодолеть свою неуверенность;
- улучшить взаимодействие детей друг с другом;
- давать более развернутые ответы;
-делать выводы и оценивать чужие работы, находить в них положительные стороны;
- привить любовь к окружающим и их труду;
- воспитать толерантность.
И еще хотелось бы добавить, что в занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с окружающим миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.
Список литературы:
1.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
2. Вальдес Одриосола, М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод.пособие / М.С. Вальдес Одриосола. – М.:ВЛАДОС, 2007.
3. Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007.
Сегодня мы попытаемся применить некоторые приемы изотерапии.
Упражнение «Автопортрет».
Я предлагаю сначала выбрать вам цвет, который вам нравится, и нарисовать свой автопортрет, вы можете изобразить себя тем, кем вы себя представляете, ощущаете (предлагаются эмблемы в виде кружочков).
Обсуждение
Упражнение «Незаконченный рисунок».
А сейчас давайте поиграем в игру «Незаконченный рисунок». У вас на столах небольшие листочки бумаги, по моей команде вы начинаете рисовать то, что вам хочется, затем по хлопку передаем листок соседу справа и продолжаем рисовать. И так по кругу пока к каждому не вернется его рисунок.