Просмотр содержимого документа
«Занятие с детьми "Волшебные ладошки"»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГ ВОЗРАСТА НАТЕМУ:«Волшебные ладошки». Цель: Создать у мам представление о тесной взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: Обучить технологии массажа кисти рук; Разучить комплекс пальчиковой гимнастики. Развивающие:Организовать совместную практическую деятельность мам и детей (массаж кистей рук, пальчиковые игры в сопровождении с художественным словом). Воспитательные:Обеспечить мам практическим материалом для занятий с детьми дома. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество». Оборудование: Выставка детской художественной литературы, игр на развитие речи и мелкой моторики рук детей. Листы бумаги, маркеры. Описание материала: занятие направлено на совместную работу с родителями, как одна из форм – детско-родительский клуб. Занятие составлено в соответствии с возрастной категорией детей 3-4 года. Его содержание может быть полезно музыкальным руководителям, воспитателям и психологам. Ход занятия: I. Приветствие, установление контакта. Воспитатель:Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Мы очень рады нашей совместной встрече в детско-родительском клубе «Ладошка в ладошке». Предлагаю нам с вами и с детьми поздороваться. А здороваться мы будем особенным способом. Хотите, я вас научу? Смотрите и повторяйте. Ритуал приветствия. (Автор И.В. Ковалева) Родители (своим детям):Дай ладошечку, моя крошечка. (Дети подают ладошку родителям) Я поглажу тебя по ладошечке. (Поглаживают детей по ладошке) На ладошечку, моя крошечка. (Подают ладошку детям) Ты погладь меня по ладошечке. (Дети гладят родителей по ладошке)
А сейчас я предлагаю вам поздоровваться «Трямди-песенкой». ( с детьми исполняют «Трямди-песенку» (автор О.Н. Арсеневская).) Воспитатель: Давайте познакомимся друг с другом поближе, а заодно и узнаем, какой теме будет посвящена наша встреча. А знакомиться мы будем так: вы будете передавать коробочку друг другу, называть себя, характерную особенность вашего ребенка и как вы с ним взаимодействуете. Родители высказываются и передают коробку своему соседу. При этом выбирают себе ладошку из коробки. II.Направление работы. Воспитатель: Тема нашего заседания «Волшебные ладошки». Как Вы думаете, чему мы будем учиться? (ответы-размышления мам). Воспитатель: Сегодня мы научимся поэтапному и правильному развитию мелкой моторики рук детей с речевым сопровождением. Вы научитесь делать массаж кисти рук малышам, разучите комплекс пальчиковой гимнастики. А затем закрепите полученные навыки вместе с детьми. III.Методическая работа с мамами. Массаж кисти. П Воспитатель:Итак, первый этап развития мелкой моторики рук детей – массаж кисти. Он отлично укрепляет мышцы, повышает активность, эластичность и сократительную способность мышц. При регулярном проведении массажа усиливается взаимосвязь коры головного мозга с мышцами и сосудами. Воспитатель приглашает второго воспитателя, они совместно показывают технику выполнения массажа. Воспитатель: Существует три комплекса упражнений массажа: тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук. Массаж нужно проводить каждый день по 3-5 минут. Упражнения выполняются взрослым в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Используются разные приемы массажа (показывает) : поглаживание, легкое растирание, разминание, вибрация. Комплекс массажных упражнений с использованием этих приемов: 1. Разминка «Согреем ладошки» (авторская разработка): Наступила осень, и становится все холоднее и холоднее. Что-то мерзнут наши ладошки, Мы согреем их немножко. Дети трут ладони друг о друга, затем дышат на ладошки бесшумно, потом с голосом – «А-а-а». 2. Прием «Поглаживание» (авторская разработка): Рука согнута в локте, локоть опирается на стол. Начинается поглаживание по тыльной поверхности кисти, начиная от кончиков пальцев до запястья: Кошка по двору гуляла И котят своих считала, Затем массируется отдельно каждый палец в разных направлениях медленно и плавно: Первый белый был котенок, Второй прыгал, как ребенок. Третий рыжий, как лисичка. А четвертая – сестричка. Пятый молоко лизал, А шестой клубок гонял. Седьмой котенок был пушистый, А восьмой – такой ершистый. Вот девятый – просто диво Ходит мягко и красиво. А десятый всех позвал И от мамы убежал! 3. Прием «Вибрации» (на основе французской народной песни в пер. З. Гиппиуса): Рука согнута в локте, локоть опирается на стол. Один за другим, легкие удары по тыльной и ладонной сторонам кисти: Вот поднялся ветер и пошел дождь. Дождь! Дождь! Надо нам Удары по тыльной стороне Разбегаться по домам! Гром! Гром! Как из пушек! Удары по ладонной стороне Нынче праздник у лягушек! Град! Град! Град! Град! Удары по тыльной стороне Все под крышами сидят. Воспитатель: Массаж является пассивной формой развития мелкой моторики рук детей, т. к. ребенок самостоятельно не работает с кистью рук, ему помогает взрослый. Сейчас вы познакомитесь с активной формой – пальчиковой гимнастикой, которую выполнят сами дети. Для создания интереса и игровой атмосферы, обычно пальчиковая гимнастика для малышей сопровождается художественным словом (стихотворением, потешкой, песенкой). Поиграем в любимую игру детей «Вот какие ладушки, ладушки-ладошки». ( с детьми исполняют «Вот какие ладушки, ладушки-ладошки» (сл. Е. Каргановой; муз. М. Иорданского)): Мыли мылом ручки, Имитация движений Мыли мылом ножки Вот какие ладушки, Ладушки - ладошки Наварили кашку, Покормили кошку Вот какие ладушки, Ладушки – ладошки Прилетела птичка, Покормили птичку Вот какие ладушки, Ладушки – ладошки Танцевали ручки, Топотали ножки. Вот какие ладушки, Ладушки – ладошки Кирпичик на кирпичик – Мы построим домик. Вот какие ладушки, Ладушки – ладошки IV.Совместная деятельность мам и детей. 1. Поднимают левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибают правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики. Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик – прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми. Братиков не разбуди… 2. Пальчиковые игры на ковре: (пальчиковая гимнастика, автор Ирина Степукова) На ладошки мы подуем Дуют на правую, на левую ладони Наши пальчики разбудим Наши пальчики проснулись Шевелят пальчиками правой, левой руки Мы проснулись, мы проснулись И друг другу улыбнулись. Ставят кисти вертикально, ладони направлены внутрь Стали пальцы обниматься, Слегка сгибают пальчики Обниматься, обниматься Слегка раздвигают и вновь соединяют пальцы рук Стали пальцы целоваться, Делают 2 раза «замок» А потом и баловаться Касаются подушечками пальцев Подошла ладошка Мама подводит свою ладонь И сказала: «Крошки! » Хватит вам играть, Мама «грозит» указательным пальцем Хватит баловать! Надобно трудиться, Соединить ладони ребенка Хватит вам резвиться! V.Заключительная часть. Творческое задание «Дружные ладошки». Воспитатель: Дорогие мамы! В слове ладонь спрятано еще одно слово – лад, которое означает дружбу, согласие. С помощью разноцветных маркеров расположите, как хотите, и обведите на листе бумаги свою ладонь и ладошку ребенка (самостоятельная творческая семейная деятельность) Как здорово, что все мы – одна большая, дружная семья! А в большой семье всегда весело. Давайте вместе потанцуем! Все участники занятия исполняют танец «Мы в тарелочки играем» (автор Г.Ф. Вихарева). Воспитатель: А сейчас мы покажем вам, как мы будем прощаться после каждого занятия. Ритуал прощания. (Автор И.В. Ковалева) Дружно хлопнули в ладоши. (Все хлопают в ладоши) Вместе топнули ногой. (Все топают ногой) Все, во что мы здесь играли. (Родители и дети (парами) берутся за руки и подпрыгивают) Мы запомнили с тобой. (Родители и дети берутся руками за головы и покачивают ими из стороны в сторону) До свиданья всем сказали. (Все машут рукой) Отправляемся домой.