Власова А. Ю.
Психологическое занятие « Чувствительные ладошки» для тревожным подростков ( 10 – 13 лет)
Тема занятия: Знакомство с песком
Цели:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность
2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений
3. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства
4. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии
5. Снижение психофизического напряжения
6. Актуализация эмоций
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета
2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера
3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми
4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу
Развивающие:
1. Развивать психические процессы (внимание, память)
2. Развивать логическое мышление
3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
4. Развивать умение действовать по инструкции
5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности
Воспитательные:
1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми
2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности
3. Воспитывать слуховое внимание и память
4. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации
5. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке
Организационный этап(5 мин)Знакомство детей друг с другом и с психологом, снятие психоэмоционального напряжения
Психолог приглашает детей к песочнице.
Психолог: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Мы с вами сегодня начнем знакомство с волшебной страной. Она не обычная, песочная. Но, для начала нам нужно с Вами познакомиться.
Упражнение «Круг чувств» Ребята приветствуют психолога, садятся на стулья вокруг «песочницы», прикрытой тканью.
Все участники по кругу, передавая мяч (или мягкую игрушку) рассказывают о своих чувствах на данный момент.
Постановка темы и цели урока(5 мин) знакомство с материалом
На партах стоят песочницы для каждого участника. Также дополнительные песочницы с цветным рисом, солью, манкой. Рядом на отдельном столе расставлены игрушки, распределённые по тема и фактурам.
Психолог: «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Борта у нас будут символизировать небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. Воду можно также создать с помощью стеклянных камешков. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии. А также, я сегодня для вас принесла соль, манку и цветной рис. Это очень интересные материалы. Мы немного позже и с ними тоже познакомимся».
«Посмотрите здесь ещё много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки»
Участники рассматривают песочницы, пробуют раздвигать песок. Участники рассматривают игрушки.
Освоение нового материала (25 мин)Развитие познавательных и психических процессов, совершенствование навыков и умений практического общения
На партах стоят песочницы для каждого участника. Также дополнительные песочницы с цветным рисом, солью, манкой. Рядом на отдельном столе расставлены игрушки, распределённые по тема и фактурам. Вода в баночках.
Психолог озвучивает Правила игры с песком: 1. Важно, чтобы весь песок остался в песочнице. 2. Во время игры стараемся не трогать лицо 3. Песок не съедобный
Психолог: Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками, познакомитесь с жителями этой прекрасной страны.
Психолог: Хорошо, тогда начинаем - Мы сейчас с вами поиграем в одну очень интересную игру «Отпечатки рук»
Ход игры:На ровной поверхности песка дети и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям
Психолог: Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. А вы?
Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы?
Далее психолог переворачивает свои руки ладонями вверх
Я перевернула руки, мои ощущения изменились
Теперь я по - другому чувствую песок, по - моему он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы?
Мне не очень удобно держать так руки. А вам?
Если у детей похожие ощущения, то можно обсудить, как сделать лучше
Психолог: Давайте «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представьте, что это проехала машина, санки или проползла змея
- Поставьте ладонь на ребро и выполните те же движения
- Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя свои следы, представив, что это мы путешествуем с вами
- А теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков нарисуем на поверхности песка причудливые волшебные узоры
- Сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой. Потом - одновременно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками)
- Поиграем по поверхности песка как на пианино
- А теперь нарисуем с вами солнышко из отпечатков наших рук……
Психолог: А теперь нам с Вами нужно разделиться на пары
Упражнение «Тучка». Психолог: «Один и Вас пусть станет тучкой и выльет на ладошки другого дождик из песка.
Упражнение «Кладоискатели» Психолог: А теперь мы с Вами побудем немного кладоискателями. Один из Вас должен закопать любую ручку, а другой как настоящий профессиональный археолог должен аккуратно раскопать эту ручку (можно кисточками)
Упражнение «Дорожки друг к другу». Психолог: Выберите, пожалуйста, любую игрушку, которая Вам больше всего нравится. Разместите Ваши фигурки на некотором расстоянии друг от друга. Расскажите друг другу, немного о своей игрушке.
Ваши герои никак не могут прийти другу к другу в гости, потому что дорожки замело песочком. Помогите им, постройте дорожки из пуговиц, но на каждую пуговичку нужно говорить по одному комплименту вашему напарнику.
Упражнение «Дождик» Психолог: Посмотрите, сколько волшебных капель нам приготовил дождик. Берите их и начинайте поливать песок: Дождик, лей веселей! Теплых капель не жалей. Потом можно попробовать вылить немного водички на песочек и посмотреть, что получится. Попробуйте собрать шарик из влажного песка.
Психолог: Теперь каждый может выбрать для себя тот материал, который вам больше всего понравился (песок, манка, соль, рис). Давайте создадим каждый у себя в песочнице сказочный мир. Для этого можно брать любые игрушки, камешки, растения, всё, что вам захочется. На это у вас 5 мин.
Расставляют фигурки на песке
Подведение итогов(5 мин)Актуализация эмоций, самоанализ
Психолог: Дети, сегодня мы с вами начали знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. Чем отличается сухой песок от влажного. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? Что вам понравилось больше всего? Что может быть не понравилось? Какой материал показался интереснее (песок, соль, манка, рис)? (работа в кругу)