Программа дополнительного образования "Волшебные ладошки" (подготовительная группа)
Программа дополнительного образования "Волшебные ладошки" (подготовительная группа)
Пояснительная записка
В последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. В настоящее время рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук, положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. То есть можно сказать, что развитие речи ребенка напрямую зависит от степени сформированности мелкой моторики. Поэтому тренировка пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти к письму, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Все глубинные осознанные или неосознанные процессы, отражаются на положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Таким образом, развитие мелкой моторики пальцев рук, у детей с различными речевыми нарушениями, является, на мой взгляд, актуальной проблемой на сегодняшний день. Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует ее развитию, поэтому необходимы разнообразные формы коррекционно-развивающей работы с детьми, в которых бы сочеталась речевая и двигательная активность тонкой моторики рук. Результаты проведенного диагностического обследования показали, что с низким уровнем мелкой моторики – 7,7% (1ребенок), среднем уровнем – 84,6% (11 человек), с высоким - 7,7% (1ребенок). Организация занятия по развитию мелкой моторики позволят развить индивидуальную творческую деятельность, объединят детей в группы по интересам, научат их сотрудничать и взаимодействовать со сверстниками и педагогом; обогатят новыми знаниями, умениями, навыками, улучшат внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения. Поэтому нами была разработана программа по дополнительному образованию на основе практических пособий Боричевой Г.А., Сазоновой А.В. «Узоры для развития тонкой моторики дошкольников», Бачиной О.В., Коробовой Н.Ф. «Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. Цель: повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, посредством развития мелкой моторики рук. Задачи: №п/п ЗАДАЧИ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ 1. активизация и совершенствование словаря по различным лексическим темам словарный запас соответствует возрастной норме 2. обучение детей различным приемам работы с бумагой, пластилином и другим материалом - сгибание, многократное складывание, склеивание бумаги; - развитая сила пальцев, точность и координация движений, умение управлять ими; ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ 3. воспитание внимательности, терпения, старательности - объединение детей в группы; - умение сотрудничать, взаимодействовать между собой и педагогом
4. воспитание нравственно - этических чувств 5. воспитание доброжелательного отношения к друг другу; 6. воспитание позитивного самоощущения; 7. воспитание умения работать в коллективе; 8. формирование навыков сотрудничества. КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИЕ 9. развитие точности движений пальцев рук, совершенствование мелкой моторики, развитие глазомера; - развитая мускульная память; - слаженная работа мелких мышц кисти, всей руки; - правильная координация движений руки, всего тела; - развиваются сила пальцев, 10. стимулирование развития памяти, умения следовать устным инструкциям; - ребенок понимает и выполняет инструкцию; 11. развитие пространственного воображения; - обучается пространственным понятиям (верх, низ, лево, право и т.д.), а также понятию числа; 12. развитие коммуникативных способностей детей; - способность работать сообща, в коллективе; 13. подготовка руки к письму - более развитые механизмы программирования сложно координированных двигательных действий; - повышение выносливости к статическим нагрузкам; - сформированные элементарные графические умения; - умение обращаться с графическим материалом и освоение различной изобразительной техники;
Программа рассчитана для занятий с детьми старшего дошкольного возраста в течение одного года обучения. Возраст шести - семи лет является наиболее подходящим периодом для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти (координированности, точности, гибкости). Форма занятий групповая. Дети занимаются 1 раз в неделю во второй половине дня по 30 минут. Занятия носят, главным образом, практический характер. Результативность освоения детьми данной программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки: - текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой; - самоконтроль; - диагностика мелкой моторики пальцев рук, развития речи, познавательных процессов, коммуникативных способностей. Основными критериями оценки работ детей являются: - внешний вид изделия (аккуратность выполнения, завершенность); - правильность выполнения основных приемов работы; - оценка результатов проведенной диагностики, где: 3 балл — четкое выполнение всех заданий; 2 балла — выполнение не более 5 заданий из предложенных; 1 балла — выполнение одного-двух заданий из числа предложенных, плохая координация, неловкость движений. Формы подведения итогов реализации программы: практическим результатом на каждом этапе является создание ребенком собственных работ, сначала простых, потом более сложных. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности каждого ребенка. О результатах детей, занимающихся в кружке, можно будет судить по выставкам работ и в отчетах по результатам проведенной диагностики в начале, в середине и в конце года. Направления работы: - развитие речи; - пальчиковая гимнастика; - творческая деятельность: лепка, работа с бумагой, рисование; - развитие мышления, внимания. Структура занятия: Организационный момент Беседа по теме урока Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Подготовка к творческой работе (подготовка рабочего места, правила безопасности при работе с ножницами, клеем и т.п.) Творческая деятельность (лепка, работа с бумагой, рисование) Упражнения на развитие внимания, мышления (лабиринты, бумажные конструкторы) Рефлексия Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: 1. Словесные методы: - беседа; - объяснение; - инструктаж; 2. Упражнения; 3. Наглядные методы: - демонстрация; - иллюстрации; 4. Метод стимулирования деятельности: - поощрение; 5. Метод контроля эффективности занятий: - контроль воспитателя; - самоконтроль воспитанника.
Список детей:
Перспективный план занятий
Месяц план факт Содержание занятия Цели
Сентябрь 05.09 Занятие 1 1. Кинестетический праксис, кинетический праксис 2. Конкур рисунков «Мой город» 1. Диагностическое обследование 2. Учить отображать в рисунке впечатления о родном городе, оценивать свои рисунки и рисунки товарищей. 3. Развивать образные представления, творческую активность 12.09 Занятие 2 1. Познакомить с правилами поведения на занятиях. 2. Пальчиковая гимнастика «Замок». 3. Работа в тетради 4. Упражнение для глаз «фигура. 5.Зрительный диктант из счетных палочек. 6.Физкультминутка «Как живешь?» 7.Работа в альбоме. 1. Познакомить детей с правилами поведения на занятиях 2.Познакомить с тетрадью в клетку 3.Научить ориентироваться в клетке с помощью точек 4. Развивать зрительную память, конструктивные навыки 5. Развивать общую и мелкую моторику 19.09 Занятие 3 1. Пальчиковая гимнастика «Капустка» 2. Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз «Зигзаги» 4. Зрительный диктант 5.Физкультминутка «Овощи» 6.Работа в альбоме 7. Лексические упражнения Рисование «Герб семьи» 1. Продолжить знакомить с тетрадью в клетку 2. Учить ориентироваться в клетке 3. Развивать зрительную память 4.Развивать координацию слов и движений, работать над темпом и ритмом речи
26.09 Занятие 4 1. Пальчиковая гимнастика «Дружба» 2. Упражнение «Забор» 3.Работа в тетради 4.Упражнение для глаз «Молния» 5. Зрительный диктант 6. Физкультминутка «Зарядка» 7. Работа в альбоме Аппликация «Флаг и греб Урая» 1.Учить проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно 2. Формировать навык ритмичности двигательной функции кисти руки 3.Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Развивать умение самостоятельно реализовывать творческую задачу. Закреплять разнообразные приемы вырезания по прямой, по кругу, приемы аккуратного наклеивания Воспитывать самостоятельность, творчество Октябрь
03.10 Занятие 5 1. Развитие общей моторики, упражнение «Мишка». 2. Пальчиковая гимнастика «Мишка косолапый» 3. Работа в тетради 4. Упражнение для предупреждения зрительного утомления Рисование на тему «Сохатый» 1. Учить проводить короткие горизональные линии по точкам и самостоятельно 2.Развивать общую и тонкую моторику 3. Развивать зрительное восприятие
Учить выразительно передавать в рисунке образ лося Закреплять умение работать акварельными красками. Воспитывать самостоятельность, творчество, любовь к природе 10.10 Занятие 6 1. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять» 2. Работа в тетради 3.Упражнение для предупреждения зрительного утомления 4.Зрительный диктант с использованием счетных палочек 5. Физкультминутка на расслабление 6. Работа в альбоме Рисование после экскурсии к Администрации г.Урай 1. Учить рисовать длинные вертикальные линии по точкам и самостоятельно 2. Развивать тонкую моторику руки, зрительную память 3. Проводить коррекцию дизметрии, Нарушения пространственного восприятия
Развивать наблюдательность детей, умение отражать увиденное в рисунке Воспитывать самостоятельность, творчество, любовь к родному городу 17.10 Занятие 7 1. Пальчиковая гимнастика «Ласточка» 2. Работа в тетради 3. Упражнение для глаз «Стрелы» 4. Игра «Бумажные листочки 5. Слуховой диктант 6. Физкультминутка «Ветер» 7. Работа в альбоме Рисование «Обитатели тайги» 1. Закрепить навык проведения горизонтальных линий по точкам и самостоятельно, чередовать рисование горизонтальных и вертикальных линий 2. Учить выполнять фигуры по образцу, проводить линии в заданном направлении 3. Развивать слуховую память Учить выразительно передавать в рисунке образы животных Развивать умение выполнять рисунок разными средствами выразительности Воспитывать самостоятельность, творчество, любовь к природе 24.10 Занятие 8 1. Пальчиковая гимнастика «Дождь» 2. Работа в тетради 3. Гимнастика для глаз офтальмотренажер «Далеко-близко» 4. Слуховой диктант 5. Физкультминутка «Дождик» 6. Работа в альбоме Рисование по сказке «Отчего у зайца длинные уши» 1. Учить рисовать наклонные линии по точкам и самостоятельно 2. Продолжить коррекцию дизметрии 3. Учить ориентироваться в плоскости листа
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Волшебные ладошки" (подготовительная группа)»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №16 «Золотой ключик»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ д/с №16
«Золотой ключик» _________________ Плесовских Е.Н.
Приказ № ____ от « ___» ____ 20__ года
Дополнительная образовательная программа
(вариативная часть)
«Волшебные ладошки»
логопедической группы №7
на 2015-2016 учебный год
Разработчики: воспитатели Анкудинова В.П.
Пономарева Н.В.
г. Урай, 2015г.
Пояснительная записка
В последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. В настоящее время рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук, положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. То есть можно сказать, что развитие речи ребенка напрямую зависит от степени сформированности мелкой моторики. Поэтому тренировка пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти к письму, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Все глубинные осознанные или неосознанные процессы, отражаются на положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Таким образом, развитие мелкой моторики пальцев рук, у детей с различными речевыми нарушениями, является, на мой взгляд, актуальной проблемой на сегодняшний день.
Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует ее развитию, поэтому необходимы разнообразные формы коррекционно-развивающей работы с детьми, в которых бы сочеталась речевая и двигательная активность тонкой моторики рук. Результаты проведенного диагностического обследования показали, что с низким уровнем мелкой моторики – 7,7% (1ребенок), среднем уровнем – 84,6% (11 человек), с высоким - 7,7% (1ребенок). Организация занятия по развитию мелкой моторики позволят развить индивидуальную творческую деятельность, объединят детей в группы по интересам, научат их сотрудничать и взаимодействовать со сверстниками и педагогом; обогатят новыми знаниями, умениями, навыками, улучшат внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения. Поэтому нами была разработана программа по дополнительному образованию на основе практических пособий Боричевой Г.А., Сазоновой А.В. «Узоры для развития тонкой моторики дошкольников», Бачиной О.В., Коробовой Н.Ф. «Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет.
Цель: повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, посредством развития мелкой моторики рук.
Задачи:
№п/п
ЗАДАЧИ
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
1.
активизация и совершенствование словаря по различным лексическим темам
словарный запас соответствует возрастной норме
2.
обучение детей различным приемам работы с бумагой, пластилином и другим материалом
- умение сотрудничать, взаимодействовать между собой и педагогом;
4.
воспитание нравственно - этических чувств
5.
воспитание доброжелательного отношения к друг другу;
6.
воспитание позитивного самоощущения;
7.
воспитание умения работать в коллективе;
8.
формирование навыков сотрудничества.
КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИЕ
9.
развитие точности движений пальцев рук, совершенствование мелкой моторики, развитие глазомера;
- развитая мускульная память;
- слаженная работа мелких мышц кисти, всей руки;
- правильная координация движений руки, всего тела;
- развиваются сила пальцев,
10.
стимулирование развития памяти, умения следовать устным инструкциям;
- ребенок понимает и выполняет инструкцию;
11.
развитие пространственного воображения;
- обучается пространственным понятиям (верх, низ, лево, право и т.д.), а также понятию числа;
12.
развитие коммуникативных способностей детей;
- способность работать сообща, в коллективе;
13.
подготовка руки к письму
- более развитые механизмы программирования сложно координированных двигательных действий;
- повышение выносливости к статическим нагрузкам;
- сформированные элементарные графические умения;
- умение обращаться с графическим материалом и освоение различной изобразительной техники;
Программа рассчитана для занятий с детьми старшего дошкольного возраста в течение одного года обучения. Возраст шести - семи лет является наиболее подходящим периодом для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти (координированности, точности, гибкости).
Форма занятий групповая. Дети занимаются 1 раз в неделю во второй половине дня по 30 минут. Занятия носят, главным образом, практический характер.
Результативность освоения детьми данной программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки:
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- внешний вид изделия (аккуратность выполнения, завершенность);
- правильность выполнения основных приемов работы;
- оценка результатов проведенной диагностики, где:
3 балл — четкое выполнение всех заданий;
2 балла — выполнение не более 5 заданий из предложенных;
1 балла — выполнение одного-двух заданий из числа предложенных, плохая координация, неловкость движений.
Формы подведения итогов реализации программы: практическим результатом на каждом этапе является создание ребенком собственных работ, сначала простых, потом более сложных. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности каждого ребенка. О результатах детей, занимающихся в кружке, можно будет судить по выставкам работ и в отчетах по результатам проведенной диагностики в начале, в середине и в конце года.
Направления работы:
- развитие речи;
- пальчиковая гимнастика;
- творческая деятельность: лепка, работа с бумагой, рисование;
- развитие мышления, внимания.
Структура занятия:
Организационный момент
Беседа по теме урока
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
Подготовка к творческой работе (подготовка рабочего места, правила безопасности при работе с ножницами, клеем и т.п.)
Творческая деятельность (лепка, работа с бумагой, рисование)
Упражнения на развитие внимания, мышления (лабиринты, бумажные конструкторы)
Рефлексия
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
1. Словесные методы:
- беседа;
- объяснение;
- инструктаж;
2. Упражнения;
3. Наглядные методы:
- демонстрация;
- иллюстрации;
4. Метод стимулирования деятельности:
- поощрение;
5. Метод контроля эффективности занятий:
- контроль воспитателя;
- самоконтроль воспитанника.
Список детей:
Перспективный план занятий
Месяц
план
факт
Содержание занятия
Цели
Сентябрь
05.09
Занятие 1
1. Кинестетический праксис, кинетический праксис
2. Конкур рисунков «Мой город»
1. Диагностическое обследование
2. Учить отображать в рисунке впечатления о родном городе, оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.
Воспитывать уважительное отношение к культуре коренных народов севера.
Развивать навыки разминания и равномерного размазывания пластилина по картону; основные приемы лепки; чувство композиции. Учить приему неполного примазывания и создания объемной композиции
14.11
Занятие 10
1. Игра «Пластилиновые жгутики»
2. Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому»
3. Работа в тетради
4. Упражнение для глаз «Стрельба»
5. Зрительный диктант
6. Физкультминутка: дыхательные упражнения с расслаблением
7. Работа в альбоме
Выставка изделий по мотивам ханты-мансийских мотивов
1. Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии
2. Коррекция атаксии
3. Формировать нажим карандаша
4. Развивать память и внимание
Воспитывать уважительное отношение к культуре коренных народов севера, любовь к родному краю
21.11
Занятие 11
1. Пальчиковая гимнастика «Домик»
2. Выполнение фигуры «Уголки»
3. Работа в тетради
4. Упражнение для глаз «Стрельба»
5. Зрительный диктант
6. Физкультминутка «Строим дом»
7. Работа в альбоме
Беседа о народно-прикладном искусстве
1. Учить рисовать уголки по точкам и по образцу
2. Закрепить навык проведения горизонтальных и вертикальных линий
3.Развивать зрительное восприятие и зрительную память
Формировать представление о народно-прикладном искусстве
Познакомить с народно-прикладным искусством
Воспитывать любовь к родному краю
28.11
Занятие 12
1. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»
2. Работа в тетради
3. Офтальмотренажер «Жмурки»
4. Слуховой диктант
5. Физкультминутка «Беличья зарядка»
6. Работа в альбоме
Экскурсия в центр традиционных ремесел «Анкли»
1. Закрепить навык проведения коротких вертикальных и горизонтальных линий
2. Формировать навык ритмичности руки
3.Учить ориентироваться на плоскости листа
4. Развивать зрительную память
Продолжать знакомить с народно-прикладным искусством
Воспитывать любовь к родному краю
Декабрь
05.12
Занятие 13
1. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»
2. Выполнение фигурки «Машина»
3. Работа в тетради
4. Упражнение для глаз «Зигзаги»
5. Зрительный диктант
6. Физкультминутка «Шофер»
7. Работа в альбоме
Рисование «На рыбалке»
1. Закрепить навык рисования горизонтальных и вертикальных линий
2. Развивать конструктивные навыки 3. Развивать координацию речи и движений, творческое воображение
Учить задумывать содержание своего рисунка, вспоминать необходимые способы изображения, анализировать и оценивать рисунки.
Воспитывать стремление доводить замысел до конца.
Развивать изобразительное творчество.
12.12
Занятие 14
1. Фигурка из палочек «Рожица»
2. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
3. Работа в тетради
4. Упражнение для предупреждения зрительного утомления
5. Зрительный диктант
6. Физкультминутка с пантонимой
7. Игра «Угадай, сколько нас в семье?»
8. Работа в альбоме
Аппликация по «Сказкам бабушки Аннэ»
1. Учить рисовать квадрат в две клетки и ориентироваться в нем
2. Формировать пространственно-временные представления
3. Развивать конструктивные навыки и тактильные ощущения
Учить задумывать содержание своего рисунка, вспоминать необходимые способы изображения, анализировать и оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.
Воспитывать стремление доводить замысел до конца.
Развивать изобразительное творчество
19.12
Занятие 15
1. Фигура из палочек «Прямоугольник»
2. Самомассаж кистей и пальцев рук
3. Работа в тетради
4. Упражнение для глаз
5. Зрительный диктант
6. Динамическая пауза «Мчится поезд»
7. Работа в альбоме
Экскурсия в музей
1. Учить рисовать прямоугольник
2. Закрепить понятие о геометрической фигуре прямоугольник
3. Развивать зрительное восприятие и зрительную память, творческое воображение, координацию речи и движения
Формировать представление о животных нашего края
Продолжать знакомить с народно-прикладным искусством
Воспитывать любовь к родному краю
26.12
1
Занятие 16
1. Игра «Кто чем питается»
2. Пальчиковая гимнастика
3. Работа в тетради
4. Офтальмотренажер «Жмурки»
5. Зрительный диктант
6. Динамическая пауза
7. Работа в альбоме
Мини-проект
1. Закрепить умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии и объединять их в узор
2. Учить штриховать в заданном направлении
3. Развивать внимание и память, координацию речи с движением, творческое воображение
Воспитывать самостоятельность, творчество, любознательность, доводить начатое дело до конца
Январь
09.01
Занятие 17
1. Игра «Ловкие пальчики»
2. Пальчиковая гимнастика «Подарки»
3. Работа в тетради
4. Упражнение для глаз
5. Слуховой диктнат
6. Динамическая пауза «С Новым годом»
7. Работа в альбоме
1. Учить рисовать бордюр, состоящий из вертикальных (две клетки) и горизонтальных (одна клетка) линий
2. формировать умение строить деятельность по словесной инструкции
3. Развивать воображение, речевую выразительность, интерес к совместным играм
16.01
Занятие 18
1. Игра
2. «Пальчиковая гимнастика «Колечки»
3. Работа в тетради
4. Упражнение для глаз
5. Зрительный диктант
6. Упражнение на расслабление
7. Работа в альбоме
1. Учить рисовать круги по точкам и самостоятельно
2. Закрепить навык проведения наклонных линий
23.01
Занятие 19
1. Выкладывание по контуру
2. Работа в тетради
3. Офтальмотренажер «Метелки»
4. Зрительный диктант
5. Динамическая пауза «Танец Неваляшек»
6. Работа в альбоме
1. Закрепить умение рисовать круги
2. Учить внимательно рассматривать и сравнивать изображение
3. Развивать координацию речи и движения
30.01
Занятие 20
1. Самомассаж кисте и пальцев рук или пальчиковая гимнастика «Шарик», «Елочка»
2. Работа в тетради.
3. Офтальмотренажер «Поймай зайку»
4.Зрительный диктант
5. Подвижная игра
6. Работа в альбоме
1. Закрепить умение рисовать круги
2. Развивать зрительное внимание и память, творческое воображение, физиологическое дыхание, выразительность речи
3. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе
Февраль
06.02
Занятие 21
1. Пальчиковая гимнастика «Цепочка»
2. Фигурки из палочек
3. Работа в тетради
4. Упражнение для глаз
5. Зрительный диктант
6. Упражнение на расслабление
7. Работа в альбоме
1. Закрепить умение рисовать квадрат и круг со штриховкой и без неё
2. Развивать конструктивные навыки
3. Проводить коррекцию нарушения пространственного восприятия
13.02
Занятие 22
1. «Маленький конструктор», «Ловкие пальчики»
2. Пальчиковая гимнастика «Посчитаем в первый раз…»
3. Работа в тетради. Графический диктант
4. Упражнение для глаз «Зигзаги»
5. Зрительный диктант
6. Физкультминутка
7. Работа в альбоме
1. Закрепить умение рисовать квадрат, круг и объединять фигуры в узор
2. Рисовать предметы из прямых и наклонных линий
3. Проводить коррекцию нарушений пространственного восприятия
4. Продолжить работу над темпом и ритмом речи
20.02
Занятие 23
1. Самомассаж кистей и пальцев рук
2. Работа в тетради
3. Упражнение для предупреждения зрительного утомления
1. Закрепить навык проведения линий в разных направлениях, выполнять действия по образцу
2. Формировать нажим руки
3. Воспитывать слуховое внимание, совершенствовать умение действовать по сигналу, сочетать действия со словом
22.05
Занятие 35
1. Игра «Бабушкины помощники»
2. Самомассаж кистей и пальцев рук
3. Работа в тетради
4. Упражнение для предупреждения зрительного утомления
5. Работа в тетради. Графический диктант
6. Логоритмика
7. Работа в тетради
1. Закрепить умение рисовать овалы и включать их в различные узоры
2. Формировать временные представления, учить графически воспроизводить направления
3. Развивать мелкую и общую моторику
Диагностический инструментарий
Использована методика по программе Т.Н. Дороновой «Из детства в отрочество».
Цель: проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.
1. Кинестетический праксис;
- Кольцо
- Коза
- Три богатыря
- Заяц
- Вилка
- 5 пальцев
2. Кинетический праксис:
- Прямая линия
- Круг или овал
- Прямоугольник
- Ломаная линия
- Вырезание ножницами
- Обрывание листа бумаги
- По картинке + по объяснению
- Узнавание качества предмета
- Узнавание формы предмета
- Узнавание предмета
- Сжатие рук взрослого двумя руками
- Сжатие рук взрослого одной рукой
- Разрыв натянутого листа
- Вдевание нитки в иголку
- Ладонь – ребро – кулак
- Коза – заяц
- Показ упражнения по образцу
- Захват карандаша
- Посоли суп
- Катание шарика
Условные обозначения в схеме:
- (1) - один балл - с задание справился:
- (0) - ноль баллов - с заданием не справился:
В графе № 27 выставляется суммарное количество баллов и уровень (в - высокий, с- средний, н - низкий), который показывает степень развития мелкой моторики ребенка на момент обследования.
Характеристика уровня развития мелкой моторики
Высокий уровень – к этой группе относятся дети, которые набрали в процессе обследования 26-25 баллов. У этих детей мелкая моторика развита хорошо.
Средний уровень – к этой группе относятся дети, которые набрали 24-19 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Этих детей следует заинтересовать игрой в конструктор, мелкой мозаикой. Особое внимание необходимо обратить работе над щепотью ведущей руки. Для достижения положительного результата в последующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями.
Низкий уровень – к этой группе относятся дети, которые набрали 18-12 баллов. У этих малышей мелкая моторика развита плохо. С такими детьми педагогом и родителям предстоит большая работа, которую необходимо построить на основе результатов обследования (на пробах). Особое внимание следует уделить кинетическим пробам, так как в их основе лежит принцип переключения от напряжения мышц руки к расслаблению и наоборот.
У детей с низким уровнем возможны также нарушения в речи, и предотвратить их можно в том случае, если проводить данную работу по совершенствованию мелкой моторики и артикуляционной работе.
Работа с семьей
1. Индивидуальная работа с родителями по работе с массажером Су-Джок.
2. Консультация «Пальчиковые игры».
3. Изготовление пальчикового театра.
4. Работа воспитателей с подгруппой родителей, у детей которых обнаружены схожие (одинаковые) проблемы в речевом развитии и мелкой моторике.
5. Приобретение специальных материалов для развития мелкой моторики (Су-Джок, пособие «Скрепки», эспандер).
Список литературы:
Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М: Просвещение 1964.
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.
Антроповой М.В., Кольцовой М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста.М.:Педагогика 1983.
Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. - 2-е издание., испр., и доп.: М.: "АРКТИ", 2007.
Боричева Г.А., Сазонова А.В. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников.Спб: Детство-Пресс 2007.
Волина В.В. Игры в рифмовки. СПб.: Дидактика, 1997 г.
Логинова Е.А. Нарушение письма. СПб.: Детство-Пресс, 2004 г.
Лыков В.М. Дисграфия. СПб.: Детство-Пресс, 1998 г.
Максимова Е.В. Онтогенез коры больших полушарий. М: Наука, 1990 г.
Назарова А.Г. Иготренинг.СПб: Детство_Пресс, 1999 г.
Схема обследования мелкой моторики руки на начало года
Ф.И.ребенка
Кинестетический праксис
Кинетический праксис
Балл
Гр.
Рисование
Работа с бумагой
Игр.
упр
Тактильные ощущения
Сила тонуса
Координация движений
Обследование щепоти
Кольцо
Коза
Три богатыря
Заяц
Вилка
5 пальцев
Прямая линия
Круг или овал
Прямоугольник
Ломаная линия
Вырезание
Обрывание
По картинке + по объяснению
Узнавание качества
Узнавание формы
Узнавание предмета
Сжатие руки взрослого 2 рукой
Сжатие руки взрослого 1 рукой
Разрыв натянутого листа бумаги
Вдеть нитку в иголку
Ладонь-ребро-кулак
Коза-заяц
Показ упражнения по образцу
Захват карандаша
Посоли суп
Катание шарика
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
3
3
3
3
3
3
3
3
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
2
1
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
2
1
1
2
2
1
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
3
3
2
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
3
3
3
3
3
3
3
3
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
3
2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
Приложение 1
Высокий уровень – 1 (7,7%), средний уровень – 11 (84,6%), низкий уровень – 1 (7,7%).