Занятия с элементами сказкотерапии для старшего дошкольного возраста
Занятия с элементами сказкотерапии для старшего дошкольного возраста
Формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость; развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека; работать над выработкой положительных черт характера; продолжать развивать диалогическую речь; обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятия с элементами сказкотерапии для старшего дошкольного возраста»
Номинация «Образовательная деятельность с детьми 6-7 лет»
Колбина Т., воспитатель
МАДОУ "Детский сад "Эрудит", г. Перми
Занятия с элементами сказкотерапии для старшего дошкольного возраста
Актуальность
В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью нравственных критериев общества. Часто социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям — формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности.
Дошкольный возраст — это период в жизни ребенка, когда закладывается фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил поведения (начинает формироваться общественная направленность личности). Ребенок учится следовать моральным нормам и самостоятельно делать моральный выбор.
Групповые занятия с элементами сказкотерапии позволяют в какой-то степени помочь ребенку сформировать эталон нравственного поведения. Ребенок, действуя в воображаемой ситуации за другого, присваивает черты другого, начинает чувствовать себя другим и становится другим в игре.
Поведенческие навыки отрабатываются с помощью разнообразных приемов.
Используется сюжетно-тематическая форма организации занятий (занятия «Путешествие в сказочный лес», «Подарки Феи», «Добрый мир» и др.).
Занятие «Путешествие в страну вежливости»
Программное обеспечение: формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость; развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека; работать над выработкой положительных черт характера; продолжать развивать диалогическую речь; обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости.
Оборудование: эмблемы для двух команд; гуашь; геометрические фигуры одинакового цвета, но разной формы; явления природы; колокольчик; мячик; зонт; волшебная палочка; цветы, лукошко; картинки цветов, овощей, фруктов (приятный и неприятные запахи); кусочки ткани разной фактуры; маски: медведь, коза, поросенок, маша, курица; 2 цветка для рисования на половине ватмана; проволока; бусины
Предварительная работа: разучивание песен, этические беседы, разбор ситуаций, игры на взаимодействие
Ход занятия
Дети под музыку входят в зал, становятся полукругом.
Ведущая. Посмотрите сколько у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.
Дети поют песню «Доброе утро» (здороваются с гостями).
Ведущая. Я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие в страну вежливости. Но, прежде, чем начать его, давайте поздороваемся друг с другом.
Упражнение-приветствие «Давайте поздороваемся»:
Дети по сигналу педагога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться нужно определенным образом:
под музыку марша – за руку;
под музыку польки – плечиками;
под музыку вальса – спинками.
Во время игры дети повторяют различные способы приветствия. «Добрый день», «Здравствуйте», «Добрый вечер» и т.д.
Ведущая. Ну что, готовы отправляться?
Звучит музыка («Маленькая страна»)
И сегодня в этот час я поведу с собою вас.
За полями, за горами есть Волшебная страна,
В ней много разных испытаний и чудес она полна.
Нас ждет Город хороших манер.
Ведущая раскрывает зонт и говорит детям:
Закрывайте глазки и повторяйте все за мной
Зонт волшебный покручу –
В город хороших манер попасть я хочу!
Ведущая. Вот мы и на месте. Смотрите, здесь нас встречает Фея Вежливости.
(входит Фея)
Фея. Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас в Городе хороших манер.
Скажите мне, пожалуйста, а какого человека можно назвать вежливым? Про кого мы скажем, что у него хорошие манеры?
Ответы детей.
Фея. А хотите посмотреть историю про одного поросенка?
Ответы детей.
Фея. Палочку волшебную быстро закручу,
Всё на что способна, детям покажу.
Сценка «Поросенок-невежа»
Грохот. Стук в дверь. Выбегает поросенок, обегает круг. Навстречу курица. Поросенок сбивает курицу, она падает.
Курица: Поросенок! Сбил с ног и даже не извинился! Ко-ко-ко. Какая невоспитанность!
Поросенок: Я очень спешу! Соседка коза пирогов напекла, гостей позвала…
(В зале стоит стол, за ним сидит коза. Поросенок вбегает и сразу садится за стол.)
Поросенок: Сейчас попробую ваши пироги, тетушка Коза.
Коза: Невежа, не постучав, в дом вбежал, ног не вытер, не поздоровался. Не умеешь себя вести - в дом не ходи!
Поросенок: Воспитательница нашлась! Вместо угощенья одни поученья! И почему меня все воспитывают? Уйду в лес, один жить буду! (Поросенок делает в лесу шалаш. Приходит медведь с рогаткой и целится.)
Медведь: Эй, Поросенок, чей это шалаш? (Сбивает поросенка, он падает)
Поросенок: С ног сбил и даже не извинился? Что за невоспитанность! (Медведь лезет в шалаш и ломает его.)
Поросенок: Нельзя без приглашенья в чужой дом входить. Ты сломал мой дом – шалаш. Научись себя вести – потом в гости приходи! Плохой Мишка! Не хочу быть на него похожим. Буду всегда добрым и вежливым.
Фея. Что ж, очень поучительная история. Вы или знакомые ребята бывают похожи на этого поросенка?
Ответы детей.
Фея. Я очень рада, что вы такие воспитанные и вежливые.
Итак, мы побывали в Городе хороших манер. Продолжим наше путешествие.
В волшебную страну попасть легко – не надо ехать далеко.
Зажмурь глаза и сделай шаг, теперь в ладоши хлопнем так,
Один хлопок, еще хлопок.
Мы прибыли! Открой глаза, дружок!
Ведущая. Мы на улице «Волшебных слов». В разговоре вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». Давайте их вспомним.
Упражнение «Круг вежливых слов».
Фея. Встаньте, пожалуйста, в круг, и, передавая друг другу мячик, скажите вежливые слова. (Дети называют их: здравствуй, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи, до свидания, пожалуйста, спасибо, будьте добры, прости, извини).
Фея. Зачем нужны вежливые слова?
Ответы детей.
Обобщение. С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.
Фея. Как вы думаете, что произойдет, если люди забудут волшебные слова?
Ответы детей.
Совместная деятельность в группах.
Ведущая. Я предлагаю вам объединится в группы по цвету ваших эмблем. Каждая группа получит задание, его надо обсудить и потом доказать вашу точку зрения.
Задание для одной группы. Какая геометрическая фигура подходит к слову «вежливость», а какая к слову «грубость» (набор геометр. фигур)
Как вы считаете, какие по запаху вежливость и грубость? ( картинки)
Задание для второй группы
Какое явление природы вам напоминает грубость, вежливость. (иллюстрации с различными явлениями природы)
Какие вежливость и грубость на ощупь (материалы разной фактуры)
Ведущая: Послушайте стихотворение о волшебном слове «пожалуйста».
Слово это будто ключик,
Золотой и сказочный,
Будто самый светлый лучик,
Звать его «пожалуйста».
Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится.
У того, кто с ним в ладу,
Все на свете сбудется.
Динамическая пауза «Вежливая просьба»
Фея. Встаньте в круг. Я буду произносить различные команды, например, поднять руки, похлопать в ладоши и т.п., но выполнять нужно только те из них, которые начинаются со слова «пожалуйста».
Ведущий: Для того чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться “волшебными словами”, от которых становится теплее, радостнее.
Фея. Молодцы! Ну, а теперь наша остановка на бульваре «Театральный». Давайте посмотрим сценку в исполнении ребят и увидим, как вы усвоили все правила доброты и вежливости.
Расскажу историю вам про те слова,
Что нужны как воздух каждому всегда.
Расскажу я вам историю о девочке Маше. Она шла через лес и заблудилась, попала к нам. Давайте поможем ей найти дорогу к дому.
Маша. Ребята, Я хочу, чтобы вы помогли мне попасть домой!
Фея. Маша! Ты обращаешься к ребятам невежливо. Ребята, подскажите Маше, как нужно попросить.
(Маша должна поздороваться, затем сказать волшебное слово – «пожалуйста»). Маша повторяет свою просьбу вежливо. Дети показывают ей, куда идти.
Маша идет по тропинке и встречает на тропинке медвежонка.
Маша. Уходи, медвежонок, с моей дороги, дай мне пройти.
Медвежонок стоит упрямо и не уходит.
Фея. Ребята, как вы думаете, почему медвежонок не пропускает Машу?
Дети помогают Маше вежливо попросить медвежонка, например: «Медвежонок, здравствуй, дай мне пройти, пожалуйста» или «Позволь мне, пожалуйста, пройти». Маша повторяет слова.
Медвежонок. Проходи, пожалуйста, Маша.
Выходят девочки с цветами.
Маша идет дальше по тропинке.
Маша. Сколько вокруг красивых цветов!
Девочки исполняют танец цветов.
С окончанием танца Маша бежит около них с лукошком и собирает в него цветы.
Маша (имитирует испуг, слезы) Ой, я опять сбилась с пути.
Вдруг она увидела белочек.
Выскакивают белочки, прыгают.
Маша. Попрошу-ка я их помочь моей беде. Как же мне попросить, чтобы они не отказались помочь? Вспомню-ка я слова, которые мне подсказали ребята. Здравствуйте, белочки! Будьте любезны, помогите мне, пожалуйста, найти дорогу к дому!
Белочка. Здравствуй, Маша. Мы живем рядом с твоим домом, на опушке леса и покажем тебе дорогу. Иди за нами.
Белочки прыгают, Маша идет за ними и выходит к дому.
Ведущий: Я надеюсь, ребята, вы всегда добры и вежливы друг к другу. А если, вдруг, поссоритесь, какие слова друг другу говорите? (Прости.)
Фея. Я предлагаю вам поиграть в игру «Тух-диби-дух».
Функциональное упражнение «Тух-диби-дух».
Материалы: Небольшой колокольчик.
Сейчас мы будем ругаться друг с другом волшебным словом «Тух-диби-дух». Можно пары менять, поругаться с несколькими детьми и даже с гостями. Но как только прозвенит колокольчик, который я принесла с собой, вы остановитесь, обнимите друга и скажите: «Прости меня!».
Ведущая. Вы помирились, давайте споем вежливую песенку.
Все исполняют «Вежливую песенку».
Фея.Ребята, вы мне очень понравились, я хотела бы унести что-нибудь на память о вас.
Рисование цветка вежливости
Ведущая Давайте ребята нарисуем для Феи цветы вежливости, а она их оживит в своем волшебном саду (раздает детям символическое изображение цветков (2 штук)
Вспомните вежливые слова, о которых мы говорили, подумайте какого они могут быть цвета. Выберите лепесток и закрасьте его цветами тех вежливых слов, которые живут в ваших сердцах.
Дети выполняют задание.
Фея. Расскажите, а почему вы выбрали именно эти цвета для раскрашивания цветка вежливости? А какое слово, н-ер, желтого цвета?
Фея. Спасибо вам, ребята. С помощью этих цветов я научу других детей вежливости и доброте. А сейчас я хочу раздать вам бусинки. Я подойду к каждому, и вы выберете ту бусинку, которая вам больше всего понравится. А теперь, когда вы выбрали волшебную бусинку, сожмите ее в правом кулачке и приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь из нашего путешествия.
Давайте наденем свою бусинку на одну общую нить. Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Видите, как плотно прилегают бусинки друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Мне бы хотелось, чтобы и вы в группе были такие же дружные.
Ведущий: Ну, вот и закончилось наше путешествие. Я думаю, каждый из вас унесёт с собой что-то полезное для себя. Хочется, чтобы добрых и вежливых людей было как можно больше. Человек с хорошими манерами ни с кем не разговаривает грубо. Он ведь знает, как это обидно, когда тебе грубят. Вежливый человек всегда сделает то, что пообещал, ведь он просто не может поступать иначе.
Литература:
А.Ю.Капская, Т.Л.Мирончик. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
Книга для родителей и педагогов "Воспитание нравственных качеств у детей" Конспекты занятий Авторы: А. Лопатина, М. Скребцова
В.Г. Маралов Педагогика ненасилия в практике детского сада
Занятие «Добрый мир»
Цели: Обобщение представлений детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию; стимулирование потребности совершать добрые поступки; формирование позитивного образа своего «Я».
Ход занятия
Дети с Ведущей входят в зал, рассаживаются.
Ведущая. Ребята, сегодня мы с вами снова отправимся в сказку. Но, на этот раз, не просто в сказку, а в лесную школу. Что это за лесная школа. Вот, слушайте.
Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, с остреньким носиком и черными глазками – пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым, а жил Ежик в школе. Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми они учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А он мечтал… И мечтал о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных зверей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.
Вот ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. В светлой комнате стояли столы, стульчики. Немного в стороне стояла доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники – книжки с картинками, помогающие научиться писать, считать. Сорока принесла в лесную школу блестящий колокольчик.
Итак, давайте посмотрим, что же происходило в лесной школе?
Ведущая звонит в колокольчик, и все зверята занимают свои места за партами. Еж еще не зашел в класс.
Лисенок (Зайчонку). Не бери мой карандаш, ты его сломаешь!
Зайчонок. А я не дам тебе свою линейку!
Белочка (Волчонку). Мне не нравится, что ты садишься на мой стульчик, испачкаешь!
Медвежонок. Не прикасайтесь к моему костюмчику!
Еж покачивает головой.
Еж. Ребята, вам пора лечиться!
Звери. Но мы ведь все здоровы!
Еж. К нам в школу прилетел вирус жадности. Это двоюродная сестра Лени, колдунья Жадность, наверное прислала его к нам, чтобы всех поссорить.
Белочка. А что же нам делать? Как лечиться?
Еж. Есть одно средство, про которое мне рассказала фея Доброта. Это добрые поступки, только ведь не все знают, что это такое.
Ведущая. (детям) Как вы думаете, что такое доброта? Можно ли увидеть доброту, прикоснуться к ней? Есть ли у нее запах, вкус? В чем проявляется доброта? (ответы детей).
Зайчонок. Это когда делаешь что-то хорошее своему другу.
Белочка. Или своей маме.
Волчонок. Или учителю.
Медвежонок. (важно) Или себе.
Ведущая. Мне кажется, Медвежонок, твое сердце заморозила Снежная королева. Предлагаю всем отправиться в Страну доброты. Давайте возьмем с собой всех зверушек. Думаю, там мы сможем найти лекарство, которое отогреет их сердца.
Звучит спокойная музыка. Дети образуют круг.
Ведущая. До Страны доброты не нужно ехать на поезде или лететь самолетом. Она находится рядом с нами. В этой стране всегда рады гостям, особенно тем, кто знает, что такое быть добрым.
1-й ребенок. Улыбкой я встречаю день,
Всегда друзьям я рад.
Я с удовольствием иду
Домой и в детский сад.
2-й ребенок. Друзьям готова я помочь,
Утешить, поддержать.
Всегда приветлива, не прочь
Со всеми поиграть.
3-й ребенок. Умею верным другом быть,
Могу обиды позабыть.
Ошибки все всегда прощаю
И исправлять их помогаю.
Песня «Если добрый ты». После песни садятся.
Входит Фея Доброты.
Фея. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, зверята! Добро пожаловать в мою страну. Я – Фея Доброты. Что привело вас в мою страну?
Ведущая. Здравствуй, милая Фея. В лесной школе поселился вирус жадности, и мы пришли в Страну доброты, чтобы найти лекарство от него и помочь зверятам излечиться.
Фея. Я с удовольствием вам помогу. Скажите, кого же мы называем добрым человеком?
Дети. Добрый человек помогает взрослым, не обижает младших. Добрый защищает слабых. Он вежлив и внимателен ко всем. Говорит только добрые и хорошие слова.
Фея. Раз вы так хорошо знаете, что значит быть добрым, давайте поиграем.
Проводится игра «Мой хороший друг».
Дети встают в круг. Фея выводит в середину круга Мишку и предлагает детям сказать ему только добрые и приветливые слова, назвать ласковым именем. Затем также по – очереди выходят все звери. После игры садятся.
Фея. В Стране доброты много прекрасных городов. Один из них – Город добрых предметов.
Игровое упражнение «Волшебные очки»:
Фея. В этом футляре (показывает) хранятся волшебные очки. (Достает очки). Тот, кто их надевает, видит в окружающих его людях только хорошее. (Надевает очки). Какие вы все красивые, веселые! (Подходит поочередно к детям и рассказывает о достоинствах каждого ребенка).
Вы, конечно, тоже хотите примерить эти очки? Пожалуйста.
Дети (по желанию) надевают очки и высказываются о положительных качествах друг друга.
Фея. А еще есть в Стране доброты город Помогайск. Его жители всегда приходят на помощь тем, кто в ней нуждается. Давайте споем об этом песню.
Дети поют песню «Наши добрые дела».
Фея. А теперь давайте:
посмотрим друг на друга добрыми глазами;
улыбнемся друг другу доброй улыбкой;
подарим друг другу добрый взгляд;
скажем друг другу доброе слово.
Фея. А в Городе добрых игр весело. Давайте поиграем в любимую игру его жителей.
Игра «Клеевой дождик»
Цель - Упражнение способствует сплоченности группы.
Участники встают друг за другом, каждый держится за плечи впереди стоящего.
В таком положении им необходимо преодолеть различные препятствия:
подняться на стульчик и сойти с него друг за другом;
обогнуть «широкое озеро»;
пробраться через «дремучий лес»;
спрятаться от «диких животных»;
пробраться через «дикие прерии».
На протяжении всего упражнения участники не должны отцепляться от своего партнера
Фея. В город Мирилку часто приезжают те, кто хочет помириться.
Дети садятся на ковер. В середину выходят двое детей и вместе с Ведущей обыгрывают стихотворение В.Орлова «Ссора»:
Ведущая. Кто кого обидел первым?
1-й ребенок. Он меня!
2-й ребенок. Нет, она меня!
Ведущая. Кто кого ударил первым?
1-й ребенок. Он меня!
2-й ребенок. Нет, она меня!
Ведущая. Вы ведь раньше так дружили!
1-й ребенок. Я дружила!
2-й ребенок. И я дружил!
Ведущая. Что же вы не поделили?
1-й ребенок. Я забыла!
2-й ребенок. И я забыл!
Дети обнимаются.
Фея. Обычная улыбка не только помогает улучшить настроение, но и предотвратить ссору. Интересно, можно ли поссориться, улыбаясь и говоря сердито совсем негрубые слова? Открою вам секрет: если очень хочется поругаться, используйте вкусные и красивые слова.
Игра «Веселая ссора»:
Дети ссорятся, используя названия сладостей, цветов или фруктов, затем в знак примирения с улыбкой пожимают друг другу руки или обнимаются.
Ведущая. Давным – давно в Америке жили индейские племена, которые часто воевали между собой. Вожди племен придумали интересный способ разрешать все возникающие споры. Они собирались в одном месте, садились в круг на специальном ковре, раскуривали трубку и, передавая ее друг другу, вели неторопливую беседу. С тех пор, когда люди хотят помириться, они говорят: «Давай выкурим трубку мира». Но поскольку курить – вредно для здоровья, вместо трубки мира мы используем «Мирилку».
Показывает пособие «Мирилка» - плоскую подушку с аппликативным изображением ладони. Дети поочередно кладут свои ладони на подушку и произносят заветные слова: «Мирись, мирись, мирись и другу улыбнись».
Фея. Все гости Страны доброты получают в подарок от ее жителей волшебную чашу доброты. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте, что перед вами красивая чаша. Мысленно наполните ее до краев своими добрыми делами. Вспомните все добрые дела, которые вы совершали и сложите их в эту чашу. А теперь представьте, что рядом стоит чужая, совсем пустая чаша. Отлейте в нее доброты из своей чаши. Не жалейте! Ваша чаша опустела? Не беда, доброты мало не бывает. Наполните ее вновь. Добрый человек всегда делится своей добротой. Откройте глаза и спокойно, уверенно скажите: «У меня есть чаша доброты! Я делюсь добротой со всеми!»
Дети повторяют слова.
Фея. Что ж, думаю, я помогла вам найти лекарство для зверушек. Но мне пора. До свидания!
Фея уходит.
Ведущая. А нам пора возвращаться. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, и мы снова перенесемся в лесную школу.
Ведущая с детьми встают в круг и берутся за руки.
Упражнение «Волны»
Цели: снятие напряжения, создание положительных эмоций. Игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.
Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто мы волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем «пошуршать», как волны, когда они накатывают на камушки на берегу, попробуем сказать вслух, что говорили бы волны людям, если бы умели говорить. Наверное, они говорили бы: «Мы любим вас, мы любим вас».
Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в море». Дети по очереди становится в центр, «волны» по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя».
Затем все дети садятся на свои места, а звери садятся за парты.
Ведущая. Вам понравилось путешествовать по Стране доброты? (Ответы детей).
Зайчонок. Но как же быть с жадностью?
Ведущая. Если каждый из вас будет думать о добрых поступках и стремиться их совершать, то жадность быстро исчезнет и вы будете снова здоровыми.
Белочка. Но я очень беспокоюсь за свои вещи, потому что тружусь, стараюсь, а вдруг кто-нибудь сломает или потеряет.
Ведущая. Это называется бережливостью, а не жадностью. Но если к вам обратились с просьбой и вы делитесь своими дорогими и любимыми вещами, попросите быть аккуратными с ними, и вашу просьбу тоже выполнят.
Белочка. А если не выполнят, сломают, например, нечаянно?
Волчонок. Тогда вспомним наше правило: «Кто ломает, тот и чинит. Кто теряет – покупает».
Ведущая. Доброта живет во всем: в стихах и песнях, в улыбках и поступках. Чтобы вылечиться от жадности, старайтесь каждый день совершать не менее трех добрых поступков! Давайте дарить доброту друг другу и всем окружающим. Пусть весь мир будет добрым! Ведущая звонит в колокольчик.
Мы еще продолжим разговор о добрых поступках, ну а сегодня лесная школа закрывается.