Мастер-класс "Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития детей"
Актуальность (слайд 2)
На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей. Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование познавательно-речевых навыков детей.
Одним из наиболее сложных моментов, по мнению педагогов, является изменение роли занятий в образовательном процессе, т.к. традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.
Сегодня я предлагаю рассмотреть следующие нетрадиционные методики, которые наиболее приемлемы в работе с дошкольниками: мнемотехника(мнемоника), логоритмика, сказкотерапия. Они включаются в организованную образовательную деятельность и знакомят детей с окружающим миром, развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, то есть познавательные процессы.
Мнемотехника (слайд 3)
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Структура мнемотехники строится по принципу: от простого к сложному
- мнемоквадраты (начиная с младшего дошкольного возраста)
- мнемодорожки (средний возраст)
- мнемотаблицы. (старшие дошкольники)
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному
(слайд 4)
- сенсорно-графической схемой (Воробьёва В.К.)
- блоками-квадратами (Глухов В.П.)
- предметно-схематическими моделями (Ткаченко Т.А.)
- схемой составления рассказа (Ефименкова Е.Н.)
- Коллажем (Большева Т.В.)
Мнемоквадраты (слайд 5)
- представляют собой несколько предметных картинок, объединённых одной тематикой (например: мнемоквадраты по теме «Зима»).
Мнемодорожки (слайд 6)
- это несколько мнемосхем выстроенных в одну линию.
Мнемотаблицы (слайд 7)
- это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемосхемы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая.
Для детей старшего дошкольного возраста мнемосхемы желательно давать в одном цвете.
Коллаж (слайд 8)
-это лист бумаги, на которой рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.
Коллаж – это учебное пособие.
Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят.
Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старшие дети - самостоятельно)
Предметно-схематические модели Т.А.Ткаченко (слайд 9)
Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков (например: схема описания посуды).
Применение мнемотехники в работе с детьми (слайд 10)
Вопрос к педагогам:
- В каких видах деятельности вы применяете методику мнемотехники?
- режимные моменты (алгоритмы умывания, дежурства, ухода за растениями в уголке природы, ведение календаря наблюдений и т.д.)
- заучивание танцевальных движений, подвижных игр, общеразвивающих упражнений на физкультуре.
- в организованной образовательной деятельности: составление предложений по графической схеме и мнемосхеме, пересказ сказок или коротких рассказов, составление и отгадывание загадок, заучивание стихов.
Практические упражнения
1.Заучивание стихотворения (слайд 11)
Алгоритм
- Выразительное чтение стихотворения.
- Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
- Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
- Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
- Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.
2. Отгадайте загадку (слайд 12)
Круглая, а не мяч,
Жёлтая, а не солнышко,
С хвостиком, а не мышка. (репка)
(слайд 13)
Мнемоквадраты «Расскажи сказку», мы сделали в виде веера по сюжетам уже знакомым детям сказок, соответствующих их возрасту.
(слайд 14)
Коллажи «Узнай сказку» - по сюжетам знакомых детям сказок, младшие дошкольники могут узнавать сказки и передавать их содержание.
Логоритмика (слайд 15)
- пальчиковые игры или массаж пальцев
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- стихотворения, сопровождаемые движениями
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- чистоговорки;
- речевые и музыкальные игры
- гимнастика для глаз
- упражнения для развития музыкального слуха;
- различные виды ходьбы и бега под музыку
- ритмические упражнения, пение;
- упражнения в игре на музыкальных инструментах;
- массаж биологически активных зон;
- подвижные игры, драматизации,
- мимические упражнения;
- упражнения на релаксацию под музыку.
Логоритмические игры и упражнения могут выполняться (слайд 16)
- под музыку,
- под счёт,
- словестное сопровождение,
- стихотворное сопровождение
(слайд 17)
Логоритмика для детей младшего возраста имеет целью стимуляцию речевой и мыслительной активности, развитие и формирование связной речи – это пальчиковая гимнастика, потешки, коротенькие стихи о животных, изображение их по показу педагога.
Логоритмика для детей 5-6 лет
В этом возрасте упражнения более сложные. Детям нужно освоить не только движения, но и ритм, слова, музыку.
Логоритмика для детей 6-7 лет дети могут сами догадаться, или придумать какие движения нужно выполнять в соответствии с содержанием текста, или характером музыки.
(слайд18) В процессе логоритмических упражнений у детей развиваются двигательные умения и познавательные способности, совершенствуются зрительное и слуховое восприятие, психические процессы, речь, помогают разнообразить виды деятельности по всем направлениям образовательной деятельности
Практические упражнения (с педагогами)
Предлагаю небольшую разминку с элементами логоритмики.
Сказкотерапия (слайд 19)
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи. Развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.
Комплексная сказкотерапия базируется на пяти видах сказок:
- Дидактические
- Художественные (народные и авторские)
- Психокоррекционные
- Психотерапевтические
- Медитативные
(слайд 20)
Дидактические сказки (от 3 – х до 6 лет)
создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
Художественные сказки способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.
Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.
Медитативные сказки помогают расслабиться, снять напряжение.
Психокоррекционная – есть возрастные ограничения (рекомендована для детей 11 – 12 лет).
Практическое задание (педагогам)
- Какие сказки вы видите на слайде? Какую мораль можно извлечь из этих сказок?
Сказка «Репка» - помощь и поддержка других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
Сказка «Маша и Медведь» - в любой ситуации можно найти выход, главное не сила, а смекалка.
Сказка «Колобок» - жизненно – важный вопрос для ребёнка: что будет, если отойти от мамы? А вот ответ, который можно извлечь из сказки:
- Первый шаг – хорошо;
- второй шаг – ничего;
- третий шаг – нормально;
- четвёртый шаг – съедят.
Сказка «Красная Шапочка» Ш.Перро является сказкой с глубоким смыслом и психологическим подтекстом.
- Нельзя поступать так, как мама не велит
- Нельзя разговаривать с незнакомцами
- Нельзя сходить с намеченного пути
- Нельзя быть чересчур доверчивой
Сказка «Золотая рыбка» А.С.Пушкина учит тому,что подарок судьбы надо использовать только на добрые дела, а иначе останешься у разбитого корыта.
(слайд 21)
Используя в работе приёмы сказкотерапии необходимо учитывать возрастные особенности детей.
Дети от 3 до 5-и лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных и взаимоотношениях людей и животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
Начиная с 5 лет, детям наиболее увлекательны волшебные сказки, из которых в опыт детей поступает жизненная мудрость, информация о духовном развитии человека, о том как он познаёт мир.
(слайд 22)
Задачи сказкотерапии достаточно глубоко пересекаются с нашими педагогическими задачами.
Развитие всех психических процессов ребенка.
Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи, совершенствование коммуникативных навыков).
Снятие эмоционального и физического напряжения