kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЕНКОМ, ОКАЗАВШЕГОСЯ В КОНФЛИКТНОЙ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЕНКОМ, ОКАЗАВШЕГОСЯ В КОНФЛИКТНОЙ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ

Конфликтная ситуация в семье неблагоприятно сказывается на развитии ребенка, приводя к формированию психологических проблем, выражающихся, как правило, на эмоциональном и поведенческом уровнях.

В крайних вариантах при решении конфликтных ситуаций родители прибегают к разводу, последствия которого для ребенка могут быть самыми разнообразными.

Проблемы и переживания ребенка являются прямым последствием семейных отношений как системы, в которой нарушение взаимодействия между одними элементами неизбежно приводит к нарушению функционирования системы в целом. Первопричиной возникновения дисфункций в семье является деформация супружеских отношений.

Нарушение супружеских отношений часто приводит к нарушению детско-родительских отношений в семейной среде и,  как следствие этого, систематическому проявлению у ребенка старшего дошкольного возраста эмоционально неблагополучных реакций в повседневной жизни: нестабильному или сниженному настроению, обидчивости, ранимости, тревожности и «закрытости» от окружающих.

Актуальность психологической работы по коррекции и оптимизации эмоциональной сферы детей, находящихся в конфликтной семейной ситуации объясняется тем, что в перечисленных случаях необходимо отметить особую значимость индивидуального психологического сопровождения ребенка, который, чаще всего, не имеет возможности, либо не может конструктивно выразить свои переживания, связанные со сложившейся ситуацией.

В настоящее время психологами и терапевтами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционального неблагополучия у детей (сказкотерапия, игровая терапия, изо-терапия).

Организация работы с ребенком строится, прежде всего, через эмоциональную вовлеченность психолога и ребенка в процесс работы над проблемой; успешно установленный контакт позволяет перейти к коррекционно-диагностической стадии.

Основным диагностическим методом выступил кинетический рисунок семьи. Уже на этом этапе работы прослеживался высокий уровень тревоги (штриховка в рисунке, использование темных цветов), разобщенность семьи (почти все члены семьи нарисованы в разных углах), отсутствие гармоничного взаимодействия между ребенком и взрослыми (ребенок рисует себя в последнюю очередь, затем обильно закрашивает свою фигуру – «меня не замечают»).

В качестве методов работы с ребенком, переживающим развод родителей, были выбраны:

сказкотерапия, которая даёт возможность справиться с различными психологическими проблемами, позволяет конструктивно выразить свои эмоции, мысли, чувства.

арт-терапия, позволяющая нивелировать негативные эмоции путём использования художественных средств.

На данном этапе работы использовались терапевтические сказки                 Хухлаевой О.В. (с последующим обсуждением и прорисовкой сюжета); еще одним приемом работы выступило сочинение сказки-рассказа по рисунку с последующим изменением сюжета (данная работа проходила в несколько сессий): данная техника позволила проработать тревожащие переживания «здесь и сейчас», так как ребенок в свободной форме рисовал сюжет, самостоятельно выбирал персонажей и определял их судьбы. Здесь очень хорошо можно проследить проекции характеров и образов реальных персонажей (членов семьи) на сказочных героев.

Последний блок работы имел своей целью закрепление положительного результата: предпочтение отдавалось групповым формам работы, техникам психологической разгрузки, телесно-ориентированным играм. Положительная эмоциональная атмосфера, созданная на таких занятиях, производила некий «эффект заражения» воспитанниками благоприятным состоянием друг от друга.

Стоит отметить, что невозможно описать четкий алгоритм работы психолога, поскольку каждая новая сессия предполагает работу именно с актуальными переживаниями ребенка, поэтому, заранее запланированные методы и техники работы могут претерпевать значительные изменения.

Эффективность коррекционного воздействия оценивалась с позиции разрешения реальных эмоциональных трудностей. Важно отметить, что результат коррекционной работы может проявляться постепенно. Для ребенка, так как работа была направлена именно на эмоциональную сферу, основным критерием успешности прохождения программы явилось ощущение удовлетворения от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЕНКОМ, ОКАЗАВШЕГОСЯ В КОНФЛИКТНОЙ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ »

Лагутина Марина Сергеевна

Педагог-психолог МАДОУ – д/с №20

«Золотой петушок» г. Среднеуральск

http://marinalagutina.blogspot.ru/



ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЕНКОМ, ОКАЗАВШЕГОСЯ В КОНФЛИКТНОЙ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ

Конфликтная ситуация в семье неблагоприятно сказывается на развитии ребенка, приводя к формированию психологических проблем, выражающихся, как правило, на эмоциональном и поведенческом уровнях.

В крайних вариантах при решении конфликтных ситуаций родители прибегают к разводу, последствия которого для ребенка могут быть самыми разнообразными.

Проблемы и переживания ребенка являются прямым последствием семейных отношений как системы, в которой нарушение взаимодействия между одними элементами неизбежно приводит к нарушению функционирования системы в целом. Первопричиной возникновения дисфункций в семье является деформация супружеских отношений.

Нарушение супружеских отношений часто приводит к нарушению детско-родительских отношений в семейной среде и, как следствие этого, систематическому проявлению у ребенка старшего дошкольного возраста эмоционально неблагополучных реакций в повседневной жизни: нестабильному или сниженному настроению, обидчивости, ранимости, тревожности и «закрытости» от окружающих.

Актуальность психологической работы по коррекции и оптимизации эмоциональной сферы детей, находящихся в конфликтной семейной ситуации объясняется тем, что в перечисленных случаях необходимо отметить особую значимость индивидуального психологического сопровождения ребенка, который, чаще всего, не имеет возможности, либо не может конструктивно выразить свои переживания, связанные со сложившейся ситуацией.

В настоящее время психологами и терапевтами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционального неблагополучия у детей (сказкотерапия, игровая терапия, изо-терапия).

Организация работы с ребенком строится, прежде всего, через эмоциональную вовлеченность психолога и ребенка в процесс работы над проблемой; успешно установленный контакт позволяет перейти к коррекционно-диагностической стадии.

Основным диагностическим методом выступил кинетический рисунок семьи. Уже на этом этапе работы прослеживался высокий уровень тревоги (штриховка в рисунке, использование темных цветов), разобщенность семьи (почти все члены семьи нарисованы в разных углах), отсутствие гармоничного взаимодействия между ребенком и взрослыми (ребенок рисует себя в последнюю очередь, затем обильно закрашивает свою фигуру – «меня не замечают»).

В качестве методов работы с ребенком, переживающим развод родителей, были выбраны:

сказкотерапия, которая даёт возможность справиться с различными психологическими проблемами, позволяет конструктивно выразить свои эмоции, мысли, чувства.

арт-терапия, позволяющая нивелировать негативные эмоции путём использования художественных средств.

На данном этапе работы использовались терапевтические сказки Хухлаевой О.В. (с последующим обсуждением и прорисовкой сюжета); еще одним приемом работы выступило сочинение сказки-рассказа по рисунку с последующим изменением сюжета (данная работа проходила в несколько сессий): данная техника позволила проработать тревожащие переживания «здесь и сейчас», так как ребенок в свободной форме рисовал сюжет, самостоятельно выбирал персонажей и определял их судьбы. Здесь очень хорошо можно проследить проекции характеров и образов реальных персонажей (членов семьи) на сказочных героев.

Последний блок работы имел своей целью закрепление положительного результата: предпочтение отдавалось групповым формам работы, техникам психологической разгрузки, телесно-ориентированным играм. Положительная эмоциональная атмосфера, созданная на таких занятиях, производила некий «эффект заражения» воспитанниками благоприятным состоянием друг от друга.

Стоит отметить, что невозможно описать четкий алгоритм работы психолога, поскольку каждая новая сессия предполагает работу именно с актуальными переживаниями ребенка, поэтому, заранее запланированные методы и техники работы могут претерпевать значительные изменения.

Эффективность коррекционного воздействия оценивалась с позиции разрешения реальных эмоциональных трудностей. Важно отметить, что результат коррекционной работы может проявляться постепенно. Для ребенка, так как работа была направлена именно на эмоциональную сферу, основным критерием успешности прохождения программы явилось ощущение удовлетворения от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Лагутина Марина Сергеевна

Дата: 23.10.2015

Номер свидетельства: 243036


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства