-
Автор: Наринян Эльмира Суреновна, педагог –психолог МБДОУ Центр развития ребенка –детский сад № 2 «Жемчужинка» ,пос. Тульский, Майкоп-ский район, республика Адыгея.
Описание материала: В статье говорится о том, что значение взаимоотношений детей с окружающими огромно, и их нарушение является показателем отклонений психического развития. Чтобы помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, надо :-понять их причины; - знать формы общения в разные возрастные периоды.
Для коррекионно- развивающей работы с детьми дошкольного возраста предлагается игровая терапия, направленная на снятие страхов, агрессивных импульсов, преодоление упрямства, негативизма, жадности, а также на развитие коммуникативных способностей, общения
Игры -терапия психолого–педагогической направленностис детьми дошкольного возраста
-
Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение является тонким показателем отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, что может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах и замкнутости.
Чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности, нам, взрослым, необходимо помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, но сначала надо понять их причины.
-
К ним относятся:
1.- неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку;
2.- психофизиологичские нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения , ухода в себя,
замкнутость и пассивность.
3.- следующие неблагоприятные характеристики:
- неспособность сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок;
-неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей;
- отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции и контролза своим поведением;
-множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребенок постоянно возвращается при общении;
4.- тип темперамента
В своих исследованиях А.Г.Рузская отмечает, что общение ребёнка с взрослым и сверстником - разновидности одной и той же коммуникативной деятельности. Хотя собственно коммуникативная деятельность с ровесниками возникает именно в период раннего детства(1 -3 года) и имеет форму эмоционально- практического общения. Главная цель этого общения - соучастие. Детей радуют совместные шалости, процесс действий с игрушками. Никакого общего дела малыши не совершают. Они заражаются весельем, демонстрируют себя друг другу.
В первой половине дошкольного детства (3 -5 лет) у ребёнка наблюдается новая форма общения с взрослым, которая характеризуется их сотрудничеством в познавательной деятельности. М.И Лисина назвала это "теоретическим сотрудничеством ". Развитие любознательности заставляет малыша ставить перед собой все более сложные вопросы.
Общение со сверстниками становится все более привлекательным для ребенка, оформляется ситуативно-деловая форма общения со сверстниками (4-5 лет). Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в этом периоде.
Взаимоотношения взрослых начинают обыгрываться детьми, и для них очень важно сотрудничество друг с другом, установление и проигрывание ролей, норм, правил поведения, однако регулятором игры все-таки остается взрослый.
В конце дошкольного детства (5-7 лет) у детей наблюдается иная форма общения с взрослыми - внеситуативно-личностная. Беседы ребенка и взрослого сосредоточены на взрослом мире, для дошкольника важно знать - "как нужно", он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря взрослому, усваиваются нравственные законы, ребенок оценивает свои поступки и поступки окружающих людей. Родители выступают для него как образец поведения.
Многие основные свойства и личностные качества ребенка формируются в дошкольном возрасте. На современном этапе детский сад является одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка.
Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие педагоги отмечают, что в этом возрасте одним из эффективных методов является игровая терапия, т. к. игра – это особый вид деятельности. Психолого-педагогическая обусловленность использования игры определяется Д.Б. Элькониным, который подчеркивает, что при планировании коррекционных мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность.
Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, в игре мы проживаем счастливое состояние.
Во-вторых, играют, чтобы играть и получать удовольствие от процесса игры. И хотя все знают, что игра требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что «играть» в отличие от «работать» и «заниматься» ,вовсе не трудно. Зная это, ребёнок вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьёзному – такому, что не может поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлечённый ходом игры, он забывает о своём авторитете, он играет взахлёб.
В – третьих, в игре заложена возможность незаметно овладеть некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения.
В-четвёртых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а всё остальное - поле для свободного проявления индивидуальности. Свобода проявления своего автонономного мира, доставляет счастливые переживания. Поэтому игра по природе своей диагностична.
В-пятых, игра самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчинённых, равенство гарантируется ролевым распределением, в игре все равны и испытывают удовлетворение от равенства, которого так недостаёт в социальном мире
В МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 2 «Жемчу-
жинка» в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими коммуникативные проблемы, нами используется метод психотерапевтического воздействия на детей -игротерапия, основными задачами которой являются:
- облегчение психологического страдания ребенка;
- укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;
- развитие способности эмоциональной саморегуляции;
- восстановление доверия к взрослым и сверстникам;
- коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции;
Воспитателями широко используются подвижные, познавательные и сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие произвольности, нахо-дчивости; на воспитание вежливого обращения, уважения к труду людей различных профессий; на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций, на сплочение детского коллектива.
В групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работе мною используются игры, направленные на снятие страхов, агрессивных импульсов, преодоление упрямства, негативизма, жадности, а также на развитие коммуникативных способностей, общения. На занятиях присутствуют элементы сказкотерапии, куклотерапии и изотерапии, а также психогимнастика. Это чтение и проигрывание психотерапевтических сказок, проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка, рисование,
этюды, упражнения и игры на преодоление барьеров в общении, понимании себя и других.
Представленные ниже в таблице игры психолого-педагогической направленности с детьми дошкольного возраста направлены:
- -на создание положительного эмоционального климата в группе,
-
сплочение детского коллектива, развитие навыков сотрудничества:
«Утреннее приветствие», «Ищу друга», «Кенгуру», «Сороконожка», «Клеевой ручеёк»;
- - на снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности:
-
«Раздувайся, пузырь», «Добрый бегемотик», «Маленькое привидение», «Волшебный мешочек», «Эхо», «Воздушный шарик», «Драка»;
- -на развитие умения учитывать интересы других детей, делиться с ними своими чувствами, переживаниями, настроением:
-
«Без маски», «Закорючка», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Вежливые слова», «Слепец и поводырь», «Конкурс хвастунов», «Волшебные очки»;
- -на развитие коммуникативных навыков:
-
«Это я, узнай меня», «Коршун», «Сороконожка», «Ладонь в ладонь», «Головомяч», «Охота на тигра», «Волшебные водоросли», «Без маски».
Ожидаемые результаты от коррекционной работы - развитие следующих коммуникативных умений:
- умения, связанные с восприятием: дети учатся оценивать партнера, как по его внешним данным, так и по его настроению. Учатся понимать их эмоциональные состояния, а также оценивать себя;
- умение слушать: дети становятся более чуткими по отношение друг к другу;
- умение учитывать эмоциональное состояние партнёра: подчёркивать эмоции речью, интонациями, фразами;
- умения согласовывать действия, корректировать их;
- умение участвовать и поддерживать разговор с взрослым и со сверстником.