Просмотр содержимого документа
«Занятие по развитию речи у детей. Игра – путешествие «Зимушка – зима».»
Форма работы с детьми: игра – путешествие «Зимушка – зима».
Образовательные области:
• Речевое развитие;
• Познавательное развитие;
• Социально – коммуникативное развитие.
Возраст детей: старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).
Программные задачи:
Образовательные:
Обобщать представления о зиме и типичных зимних проявлениях в природе;
Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Зима»;
Упражнять в подборе слов, отвечающих на вопрос «какая», «какой»;
Учить образовывать притяжательные прилагательные.
Развивающие:
Развивать связную речь: учить составлять короткий рассказ по картине на заданную тему;
Развивать звуковую культуру речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию;
Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках;
Развивать творческое воображение;
Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память.
Воспитательные:
Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и птицам;
Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность.
Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.
Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, презентация, (материал: мяч, сюжетные картинки с изображением зимнего пейзажа, макеты следов, разрезные картинки птиц, рисунок ели)
Содержание заняти
- Здравствуйте ребята! Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте посмотрим на них и поздороваемся.
-Ребята, Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (О зиме).
(Открываю 2 Слай)
- Ой, посмотрите, нам пришло письмо. Письмо пришло из Африки от мальчика по имени Том. Давайте прочитаем (на экране появляется текст письма и изображение мальчика):
(3 Слайд)
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Том. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, особенно на Севере! Но я никак не могу понять, что это такое и что происходит, когда наступает зима. Пожалуйста, расскажите мне об этом. Ваш друг Том».
- Ну что? Расскажем нашему другу про нашу волшебную зимушку-зиму? (Да)
(4 Слайд)
- Ребята, для того чтобы мы смогли красиво и правильно рассказать нашему другу про зимушку, нам необходимо разбудить наш язычок (упражнения – «Часики», «Расческа», «Чашечка», «Лошадка», «Футбол»).
- Но, перед тем как начать писать письмо Тому, ребята, давайте вспомним зимние месяца.
( Включаю песню Ах 3 белых коня)
(5 Слайд)
(6 Слайд)
- Ребята, что можно рассказать про нашу зиму, какая она? Что происходит зимой? (Холодная, морозная, снежная, заснеженная, белоснежная, Новогодняя.)
1. Игра с мячом «Без чего не бывает зимы?»
- Теперь мы готовы рассказывать о самом главном, я буду кидать мяч, а вы мне говорить - без чего не обходится наша зима? Что бывает зимой, и не бывает в другие времена года?
(дети стоят полукругом возле столика):
(без морозов, без снега, без сосулек, безо льда, без коньков, без лыж, без ветра, без катка, без снежинок, без сугробов, без снежков, без шапок, без снеговиков, без горок…)
2. "Путешествие в зимний лес".
- Ну что ж, мы вспомнили самое главное, без чего не бывает зимы, и теперь мы готовы отправиться в путешествие в волшебный зимний лес.
(звучит музыка – метель, дети, кружась, «перемещаются» в зимний лес).
- Вот мы и оказались в нашем зимнем лесу.
3. Игра: «Кто, где зимует?»
- Послушайте тишина какая! И животных нет. Как вы думаете, где же они спрятались от холода? (в своих домах).
- Ребята, помогите мне рассказать стихотворение, договаривая последние слова. И тогда мы с вами узнаем, кто в каком доме живет.
Спит зимой медведь. (в берлоге)
Воробей сидит. (под крышей)
Лиса устроилась. (в норе)
Белка спряталась. (в дупле)
В логове лежит. (волчица)
Под кустом дрожит. (зайчишка).
(7 Слайд)
На мониторе появляются соответствующие картинки (животные и их жилища).
- Ребята, вот мы с вами и вспомнили, как зимуют животные. Видите, ребята, животным тепло в своих домах. А мы, пока ходили по лесу, замерзли. Давайте с вами погреемся и поиграем. Вставайте в круг.
«Снежинки кружатся
«Снежная баба
«Горка
«Каток
(8 Слайд)
4. Игра: "Зимующие птицы"
-Ну вот согрелись Ребята, а теперь вспомним какие птицы у нас остаются зимовать и как их называют? Назовите мне, ребята, зимующих птиц.
5. - Я вам загадаю загадки про птиц, а вы отгадайте.
1. Чернокрылый, красногрудый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять! (снегирь)
2. С жёлтогрудкой у окошка
Собирает шустро крошки.
Отгадайте, что за птица?
Называется. (синица)
3. Чик-чирик, чик-чирик,
К зернышкам привык.
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей)
4. Непоседа пестрая,
Птица говорливая.
Птица белобока,
А зовут её. (сорока)
5. Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (сова)
6. Чёрный жилет
Красный берет.
Клюв, как топор,
Хвост, как упор. (дятел)
- Молодцы ребята, всех птиц угадали
4. Игра «Какая зима?».
- Значит, зимой погода может быть разной. А теперь вы мне расскажите, как мы назовем день, когда…
Идет снег, то день называется снежный,
Если мороз – морозный,
Если ветер – ветреный,
Если холод – холодный,
Если солнце – солнечный,
Если облака покрыли солнце - пасмурный.
- Я хочу вам показать картинку, где дети лепят снеговика.
Зима. На улице выпало много снега. Ваня, Маша и Максим решили пойти погулять. Они надели шубки, шапки, шарфы, варежки. Вышли на улицу и пошли в парк.
Ребята увидели, что снег липкий и решили слепить снеговика. Дети вместе скатали большие шары и поставили их друг на друга. На голове сделали ему глаза из угольков, сверху вместо шапки надели ведро. Нарисовали снеговику улыбку, из веток сделали руки. Замечательный вышел снеговик! Высокий и веселый. Как живой получился снежный человек.
Скоро ребята пойдут домой обедать. А после дневного сна снова выйдут на улицу и будут рады видеть своего снеговика.
6. - Ребята, мы так много уже вспомнили о зиме, что готовы написать ответное письмо нашему другу Тому. Но письмо будет необычным - давайте ему отправим фотографию с зимним пейзажем.
(10 Слайд)
- Ребята посмотрите, нам с вами удалось создать красивый зимний пейзаж.
Времена года в природе сменяются друг за другом, меняя окружающий мир. Вслед за осенью приходит зима. Она идет к нам с морозами, ветрами, снегом. Дети любят зиму, ждут ее, любят зимние развлечения, забавы, праздники.
Отправка ответного письма.
(11 Слайд)
-Ребята, это самое настоящее электронное письмо! Давайте отправим его нашему другу Тому в Африку
(Слайд)
Ну вот, наше письмо отправлено. А вы запомнили, признаки зимы?
Дети перечисляют.
V. Рефлексивно – оценочный
5 мин. - Как вы думаете, Тому понравится наше письмо? (ответы детей)
- Удалось ли нам описать зиму для Тома, который никогда её не видел? (ответы детей).
Я тоже так думаю. Давайте подведём итог. Мы рассказали нашему другу о характерных особенностях зимы, вспомнили, как зимуют животные в лесу, какие птицы остаются зимовать, какие зимние забавы нам нравятся и что погода зимой бывает не только морозной.
- Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать по нашему лесу, но надо возвращаться в детский сад. А вам понравилось занятие?
- А теперь зимняя метель закружит нас, как будто мы снежинки, и перенесет назад в детский сад.