Программное содержание:
закреплять представления о зиме, признаках зимы, народных приметах;
обогащать и активизировать словарь по теме «Зима»: (зима, снег, снежинка, метель, вьюга, снегопад, сугроб, снегири, снегурка, искристый, искрящийся, сверкающий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, замерзать, выпадать, сыпать);
развивать образность, эмоциональность речи, учить использовать сравнения; воспитывать культуру ведения диалога.
Ход занятия
Приветствие «Назови соседа ласково»
-Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
- Вы любите, когда к вам приходят гости? Все гости очень хотят познакомиться с вами. Только мне очень хочется, чтобы вы не сами нам представились, а о каждом рассказал бы его сосед. Давайте встанем в круг, и каждый из вас назовёт ласковым именем своего соседа справа.
(Обращаю внимание на волшебный сундучок).
- Сегодня на участке мы нашли с вами необычный сундучок. Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит. Да тут лежит письмо! Давайте прочитаем от кого оно.
“Дорогие ребята. Здравствуйте!
Пишет вам Снегурочка, из зимнего леса. У нас случилась беда. Пока Дед Мороз проверял свои владенья, в лесу разгулялись и налетели сильные метели. Они открыли волшебный сундучок Деда Мороза, где находятся волшебные слова о зиме и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Деду Морозу собрать эти слова.
Снегурочка.”
- Поможем, ребята, Деду Морозу собрать слова о зиме? Для этого нам придется отправиться в лес. Волшебный сундучок мы оставим открытым, и все слова о зиме будем складывать в него.
Двигательное упражнение «Тропинка».
- Пойдём в лес по заснеженной тропинке, обязательно перешагивая все кочки, а то вдруг под кочкой чья-нибудь норка и мы потревожим, например, мышонка или ёжика. Ставьте руки на пояс, идём по тропинке, как только услышите слово «кочка», перешагивайте её, высоко поднимая ноги.
-бочка –кочка-дочка-ночка-кочка-квочка-кочка-точка-почка-кочка-
(Дети идут под музыку к песни «Белые снежинки»)
- Молодцы! Все очень аккуратно шагали, никого не потревожили.
(Звук бубенцов проезжающей тройки. Выставляю картинку.)
Тройка, тройка пролетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокожа, светлолица
Как махнула рукавом-
Все покрыла серебром!
-Как вы думаете, что за царица пролетела на тройке? ( Зима, ?ыс.)
-Почему зиму называют царицей?
-На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? (Зимние месяцы)
-Какие это месяцы? (Декабрь, январь, февраль. Желто?сан, ?антар, а?пан.)
Снова в заботах зима – рукодельница –
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям – пушистые шапки,
Ёлочкам – варежки вяжет на лапки.
Шила, вязала и очень устала!
- Ах, поскорее весна бы настала…
Е. Явецкая.
- Как автор называет зиму? (Зима - рукодельница)
-Давайте вспомним, с помощью каких слов можно рассказать о зиме? Зима, какая?
Игра «Стенка на стенку» (дети делятся на две команды, выстраиваются рядами лицом друг к другу. Каждая команда по очереди называет слово и делает шаг на встречу другой команде.)
Дети: Снежная, холодная, студеная, морозная, кружевница, белоснежная, пушистая, серебристая, волшебница, красивая, сверкающая, вьюжная, ветреная, метельная и.т.д.
-Это вы описали зиму. Послушайте, как описывают зиму поэты.
Дети читаю стихотворение «Иней» Галины Галиной и стихотворение Раисы Кудашевой.
ИНЕЙ
По деревьям серебристая
Перекинулась фата —
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
И себя березка грустная
Не могла узнать сама —
Так украсила искусная
Ветки деревца зима.
Галина Галина
Вот зима пришла
серебристая,
Белым снегом замела
поле чистое.
Днем с детьми на коньках
все катается,
Ночью в снежных огоньках
рассыпается…
В окнах пишет узор
льдом-иголочкой
И стучится к нам во двор
со свежей елочкой.
Раиса Кудашева
-Как можно зиму назвать ласково? (Зимушка.)
-А как называют птиц, которые зимой не улетают в теплые края, а остаются зимовать? (Зимующие.)
-Как называется день зимой? (Зимний.)
-Запомните слова «зима», «зимушка», «зимний», «зимующие» - это слова родственники. Все слова сложим в сундучок.
-Скажите, а что вы любите делать зимой? (Кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговика, играть в снежки.)
Звучит быстрая музыка.
Физкультминутка
Морозы детям не беда
Не страшны им холода,
Ходим в шубах и ушанках
И катаемся на санках.
А потом на лыжи встанем
И с горы кататься станем.
Снег пушистый все летает,
А метель все завывает.
Сколько снегу намело!
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем
И в снежки играть пойдем.
-Ребята, посмотрите какие большие снежинки опустились мне на ладошку. Эти снежинки не простые, а с загадками. Давайте отгадаем их и все слова- отгадки сложим в сундучок.
Снежный ворох во дворе
Вот забава детворе
В шапке сдвинутой на лоб
Снегопада ждет… (сугроб)
Его кисти невидимки
Красят инеем картинки
На стекле букеты роз
Нам нарисовал … (Мороз)
Змейкой вьется по земле
Воет жалобно в трубе
С ветром ей кружить не лень
Заметет следы … (Метель)
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки-
Серебристые. (снежинки)
На поселки, на лужок
Все снижается
Вот веселье для ребят
Все сильнее. (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в.(снежки)
Словно в белый пуховик,
Нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка-
Это девочка. (снегурка)
На снегу-то посмотри?-
С красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке как во сне,
Землю всю украсил. (снег)
-Какие слова-отгадки здесь слова- родственники?
-Так без чего не бывает зимы? (Без снега.)
- Какой бывает снег? (он бывает легкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный) – подношу к каждому сундучок.
- Что снег делает? (идет, падает, кружится, ложится, летает, летит, тает)
- Ребята, а давайте про снег придумаем загадку.
-Какой снег на ощупь? (Холодный.)
-Холодный как что?
-Что еще бывает холодным? (Лед, лягушка.)
-Какой снег на ощупь? (Мягкий.)
-Как что? (Как вата.)
-Какой по цвету? (Белый.)
-Как что? (Как сахар.)
-Какой по весу? (Легкий.)
-Как что? (Как пух.)
-А сейчас опираясь на картинки, составьте загадку про снег.
Холодный, но не лед,
Белый, но не сахар,
Легкий, но не пух,
Мягкий, но не вата,
Что это такое?
- А вы знаете, ребята, у Деда Мороза во дворце много разных ледяных статуй. Они очень красивые и необычные "Давайте и мы хоть ненадолго превратимся в ледяные статуи,
Танцевать как заводные
Все мы будем, а потом,
Как фигуры ледяные,
По сигналу все замрём, а поможет нам - вьюга.
Игра по принципу " Море волнуется…"
(под фонограмму "вьюга")
Вьюга волнуется - раз
Вьюга волнуется - два
Вьюга волнуется - три
Ледяная фигура на месте замри!
После этого дети говорят, кого они изображали. (игра повторяется 2 раза)
- Молодцы, ребята! Какие красивые ледяные фигуры у вас получились!
- Люди много наблюдали за явлениями природы. Так появились народные приметы и пословицы, которые помогали людям «приспособиться» к природе. Давайте Деду Морозу в сундучок сложим пословицы о зиме, которые знаем. Поиграем в игру «Вспомни примету» (Дети встают в круг, игра проводиться с мячом.)
Зима морозная – лето. (жаркое).
Много снега – много. (хлеба).
Декабрь год кончает - (зиму начинает).
Иней на деревьях – значит быть.(морозу).
Белее земля – зеленее. (лето).
Много воды – много.(травы).
?ар к?п болса – (нан к?п болар).
Снег прилипает к деревьям к. (теплу).
В феврале два друга. (мороз и вьюга).
А?пан – ыз?арлы (келер).
Зима не лето, в шубу …(одета).
Мороз не велик, а стоять …(не велит).
Свернулся кот в клубок – (жди стужу на порог).
Развалился кот лениво на полу – (знай, что скоро быть теплу).
- Молодцы, ребята! Много вы пословиц назвали Деду Морозу, зимних слов и красивых сравнений. Наш сундучок наполнился и нам пора возвращаться в группу. Закройте глазки, я произнесу волшебные слова, а вы по моему сигналу откроете глаза, и мы окажемся в нашей группе.
Музыка «Доброе превращение».
Раз, два, три покружись,
Из зимнего леса
В группу вернись!
-Ребята, о каком времени года мы с вами говорили? (О зиме.)
-Посмотрите, ребята, все наши зимние слова превратились в сладкие леденцы. Это вас угощает Дед Мороз за то, что вы не оставили его в беде, помогли. А как вы ему помогали?
Дети: отгадывали загадки, рассматривали картину, читали стихи, сочинили загадку, вспоминали приметы и пословицы.