Цель данной работы: формирование у детей представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах; осознание роли человека в изучении космического пространства.
Данный документ представляет собой обширное приложение для работы по теме астрономия(игры, задания, конкурсы, беседы), который несомненно пригодится в работе не только с дошкольниками но и начальными классами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Веселая астрономия»
Приложение №1
Беседа
Тема: « Земля- планета Солнечной системы».
Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе, о планете Земля и ее естественном спутнике. Развивать словарь по данной теме. Ребята, мы с вами уже знаем, что наша Земля- это шар. А окружает ее огромное пространство, которое называется космическим пространством. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами- звездами, планетами, кометами и метеоритами. А что такое звезды? Раньше, когда люди считали Землю плоской, они думали, что днем она накрыта голубым колпаком- небом, по которому движется Солнце. А по ночам какой-то огромный великан накрывает ее черным колпаком. Только колпак этот дырявый, в нем много маленьких дырочек, через который на Землю попадает свет. Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом люди поняли, что звезды – это огромные огненные шары. А почему же они кажутся нам такими маленькими? Да потому, что они находятся очень далеко от нас. А какая звезда к нам ближе всего? Это наша звезда- Солнце. Она дает нашей планете свет и тепло, без нее не было бы жизни на Земле. Все звезды очень разные, и по размеру, и по температуре. Они все – огненные шары, одни более горячие, другие – менее. Поэтому и цвет у звезд разный. Самые горячие –белые, чуть менее горячие – голубые, потом желтые и красные. Итак, в космосе есть много самых разных звезд. Вокруг некоторых из них вращаются планеты. У нашей звезды – Солнца – есть своя семья. В нее входят 9 планет, которые вращаются вокруг солнца. Какие вы знаете планеты Солнечной системы? ( используется карта с изображением Солнечной системы). У нашей планеты Земля есть спутник. -Что такое Луна? Как она выглядит? Как вы думаете, Луна по размерам больше Земли? А она больше Солнца? Почему же Луна кажется нам гораздо больше звезд? А вы знаете, как образовались кратеры на Луне? ( показать иллюстрацию поверхности Луны). Кратеры – это впадины на поверхности Луны, которые появились в результате столкновения Луны с метеоритами, падающими из космоса. Как вы думаете, почему на Земле нет таких кратеров? Землю защищает атмосфера, метеориты просто недолетают до поверхности Земли, они сгорают в атмосфере. А вы знаете, почему Луна каждую ночь выглядит по-разному? ( использовать картинку, на которой показаны фазы Луны).Луна светит не собственным светом, ее освещают солнечные лучи, поэтому мы можем ее видеть. Луна вращается вокруг Земли. Случается так, что часть Луны бывает скрыта в тени Земли, тогда Солнце освещает не всю ее поверхность, а только часть. Эту часть, или серп, месяц мы и видим на ночном небе.
Приложение №2 Беседа Тема: «Детям о космосе»
Цель: Расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса. Познакомить детей с тем, что Вселенная — это множество звезд. Солнце- это самая ближняя к Земле звезда. Уточнить представление о планетах, созвездиях. Рассказать детям об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым летчиком космонавтом Ю. А. Гагариным.
Звёзды, небо облака
По земле течёт река
Вот бы с птичьего полёта
Рассмотреть всё, а пока…
Задаю себе вопрос:
Что такое космос?
И зачем туда лететь?
Что там можно посмотреть?
Почему людей вообще тянет в космос? Разве нам так плохо живётся на Земле? Наша планета Земля тоже маленькая частичка космоса с её обитателями, горами, лесами, реками и конечно на ней полным-полно чудес.
Но людей притягивает всё неизведанное. Люди издавна любовались красивым звёздным небом и мысленно соединяли звёзды, создавая образы и фантазии. Многие из них придумывали название. Для изучения звёздного неба даже днём учённые создали специальное устройство – планетарий. Это большая тёмная комната, а на закруглённом потолке светящиеся точки – звёзды, созвездия и планеты.
Трудно в это поверить, но Солнце тоже звезда. Свет и тепло солнышка дают жизнь всему живому. Оно плывёт по небу и освещает и обогревает Землю. Без Солнца наша планета была бы мрачной и пустынной. Не было бы красивых цветочков, деревьев, животных. Солнышко нас любит, ласкает своими лучами. О нём говорят:
Без огня горит,
Без крыльев летит,
Без ног бежит.
Оно постоянно светит и греет. Для того, чтобы не погас костёр, в него всё время нужно подбрасывать сухие ветки или дрова. Это знают все.
А почему не гаснет Солнце? Долго над этим думали учённые и, наконец, нашли «волшебные дрова». Оказывается, внутри Солнца находится газ-водород – это для него горючее. Вот почему солнышко такое яркое и горячее всегда. Чтоб солнце знало, что люди тоже любят и нуждаются в его тепле и свете можно написать солнышку письмо по адресу:
Страна: Вселенная
Город: Галактика
Звезде: Солнце
Вокруг Солнца обращаются планеты, которые составляют Солнечную систему. Все они движутся вокруг Солнца по своим путям – орбитам.
обращаются планеты, которые составляют Солнечную систему. Все они движутся вокруг Солнца по своим путям – орбитам.
А Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ – раз,
ВЕНЕРА – два-с,
Три – ЗЕМЛЯ,
Четыре – МАРС,
Пять – ЮПИТЕР,
Шесть – САТУРН,
Семь – УРАН,
Восемь – НЕПТУН
Вот как дружно мы идём!
Целый день Солнце выполняет свою работу, а к вечеру описав дугу спускается всё ниже и ниже и, наконец, скрывается из виду. Небо темнеет, наступает ночь, появляются звёзды.
«Чёрная дорожка-
Осыпана горошком».
Дорожка – это, конечно, небо, горошка – звёзды.
Звёзды – это огромные раскалённые газовые шары, похожие на наше Солнце. Не все звёзды одинакового цвета, как кажется. Оказывается, они бывают и красные, и жёлтые, голубые и даже белые. Звёзды отличаются друг от друга и размерами. Есть звёзды карлики, а есть и гиганты.
На нашем небе есть самое известное созвездие – Большая Медведица. Но оно похоже не на медведицу, а на ковш с длинной ручкой. Древние греки рассказывали миф о том, как бог Зевс влюбился в нимфу Каллисто, а его ревнивая жена Гера превратила девушку в медведицу. Зевс поместил её на небо в виде созвездия. Рядом с Большой Медведицей находится созвездие Малой Медведицы, которое тоже похоже на ковш, только поменьше. На самом конце ручки «ковша» сверкает Полярная звезда. Самые яркие звёзды образуют ковши, которые хорошо видны на небе.
На севере звезда видна,
И называется она
Полярною звездой.
Она надёжный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди космических огней
Всё ходят чередой.
Ярче всех звёзд сияет красавица Луна. Но Луна светится не сама, это солнечный свет падает на Луну и освещает её. С Земли мы видим её то круглой, то в виде серпа, иногда и совсем не видно. На Луне нет ни воды, ни воздуха. Первые путешествия к Луне совершили космические ракеты, а первопроходцем на Луне был аппарат «Луноход». Представьте себе этакое чудо, похожее на робототрактор, вышагивающий по Луне. Луноход всё сфотографировал, взял пробы грунта, чтоб отослать всё это людям на планету Земля.
И вот, наконец, над земным шаром несутся позывные: «бип, бип, бип… ». Их с удовольствием ловят все радиостанции мира, потому что эти сигналы несутся из космоса. Неужели люди и впрямь прорвались в космос?
Да! Первым на орбиту вышел искусственный спутник Земли. Ион послал в эфир победное и радостное «бип, бип, бип… »
Затем полетели в космос легендарные собаки Белка и Стрелка. Перед отлётом они прошли серьёзную подготовку. Их приучали к специальной одежде, не могли только приучить к невесомости, потому что на земле её создать невозможно.
Людям было всё интересней и интересней узнать как же там, в космосе, неужели туда действительно можно попасть? Но собаки не могли рассказать людям увиденного. И тогда люди решили, раз собаки смогли совершить полёт в космос, то и мы сможем.
Первым смелым человеком, полетевшим в космос, был космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Первый в мире полёт человека в космическое пространство состоялся 12 апреля 1961 года. Полёт продолжался 1 час 48 минут. Его космический корабль назывался «Восток», на котором он совершил один оборот вокруг Земли.
Представьте себе, что мы сидим дома и читаем книжку, смотрим телевизор или ужинаем. Мы спим или играем в шахматы. А в это время в космосе летят искусственные спутники Земли. Каждый спутник занят своим делом. Дел этих с каждым днём становится всё больше и больше.
Передача на большом расстоянии телевизионных программ, телефонная связь, поиск полезных ископаемых, наблюдение за погодой, сообщение о лесных пожарах, помощь судам в ловле рыб, изучение звёздного неба. Да разве всё перечислишь.
К невиданным звёздам,
Настанет черёд
Умчимся с Земли звездолётом.
И вновь зададим бесконечный вопрос,
А дальше, а в космосе, что там?
И наша Земля – огромный корабль,
Что во вселенной несётся.
Будем беречь и приумножать
Всё, что природой даётся.
Приложение №3 Беседа Тема: «Планета Земля»
Цель: уточнить знания детей о планете Земля
Как называется планета, на которой мы живем?
Правильно! Земля.
Если посмотреть на землю с очень большой высоты, например из космоса, то как она выглядит?
Верно! Земля-огромный шар
А знаете ли вы вокруг чего вращается наша планета?
Земля вращается вокруг солнца.
Задав такие вопросы в древности, мы получили бы совсем другие ответы.
Древние греки думали, что земля плоская и похожа на огромное блюдо. На этом блюде расположены горы, леса, моря, реки и озера.
Сверху необыкновенное блюдо прикрывает небесный свод. Он твердый и напоминает колпак. Днём небесный свод голубой, и по нему плывет золотое солнце, а ночью свод становится темным и на нем загораются звезды и месяц.
Древние греки считали, что звезды это маленькие гвоздики с золотыми шляпками прибитые молоточком к небесному своду
Представьте. Дети, что за чудо-
Земля, похожая га блюдо!
На плоском блюде-лес и горы,
Равнины, реки и озера.
Как будто твердым потолком
Земля прикрыта колпаком.
Днем он прозрачный, голубой,
И Солнце по нему плывет,
А ночью – звездами, Луной
Украшен темный небосвод
В древние времена люди считали Землю центром всего мира.
Если я спрошу, на чем лежит Земля, то вы удивитесь моему вопросу. Некоторые народы полагали, что наша планета лежит на трех могучих слонах великанах. Другие думали, что землю держат киты. А вот древние египтяне представляли планету в виде лежащего Бога, на теле которого растут деревья, травы и цветы. Небо они называли Богиней, наклонившейся к Богу-Земле. На платье Богини сверкали большие и малые драгоценные каменья – Солнце, Луна и звезды.
Наши предки-славяне- считали, что небеса и земля похожи на огромное яйцо, которое снесла огромная «космическая птица». Посредине славянской вселенной, наподобие желтка в яйце, расположена наша планета.
Землю и небо наши предки считали живыми существами! Землю они называли матерью, относились к ней с величайшим уважением и любовью, даже справляли 10 мая именины Земли. В этот день нельзя было ее тревожить ни копать, ни пахать.
Давайте вместе подумаем, почему же у народов древности сложились такие представления о Земле и Небе?
В те далекие времена еще не было прочных и быстрых кораблей, на которых можно было бы совершать далекие кругосветные путешествия по морям и океанам; не было самолетов, из иллюминаторов которых можно было посмотреть на Землю сверху; не было спутников, вращающихся вокруг планеты, с которых можно сфотографировать нашу землю. И конечно не было современных приборов.
Подумайте почему Земля казалась людям плоским блюдом?
Какой вам кажется земля. По которой вы ступаете?
Верно! Плоской, как пол. Правда не ее поверхности попадаются кочки, канавы, трава, но общее впечатление, что она ровная. Что бы убедиться, что она круглая, надо посмотреть на нее с большого расстояния.
Расскажите, какими представляли Землю и небо древние греки.
Что думали об устройстве земли и неба древние славяне?
Почему древние славяне называли землю матерью?
Как вы думаете они были правы в этом? Почему?
Приложение №4 Беседа Тема: Солнце – источник жизни на земле.
Цель: Познакомить детей с образом солнца в разных видах народного декоративно-прикладного искусства.
– Давайте вместе подумаем, на что из того, что есть в природе похожи изображения (Ответы)
1. Волнистая линия – дорога, вода, река.
2. Ромб, ромб с точками – поле, засеянное поле.
3. Зеленые штрихи, скрещенные линии – растения.
4. Треугольники с полукругом – голова животного.
5. Разнообразные круги – солнце.
Больше всего во все времена все народы любили и любят солнышко. Они посвящают ему стихи, песни, рисунки, украшают предметы быта и даже в честь солнца танцуют. (Наш любимый танец хоровод – это знак солнечного круга) .
– А как вы думаете, почему люди так любят солнышко? (Ответы.)
– Правильно вы говорите. Солнце – это источник жизни на земле. Не растения, не животные, не люди не могут жить без солнечного света и тепла. В далекие времена люди выходили весной на улицу, на пригорки, в поле и звали в гости солнышко-колоколнышко. За долгую, холодную, пасмурную зиму мы с вами тоже соскучились по теплому ласковому солнышку. Давайте тоже позовём его к нам в гости. Встанем в хоровод, споём о солнце, расскажем потешки и заклички о солнышке.
Игра – хоровод «Выйди солнышко»
(Под музыку Раймонда Паулса) .
Дети идут по кругу и поют песенку:
Выйди солнышко.
Выйди красное.
Полно спать тебе
Лежебокой быть.
Не к лицу тебе привередничать.
Внутри хоровода навстречу детям идет водящий с игрушкой – солнышком в руках. По окончании песни он останавливается около одного из детей и передает ему игрушку. Выбранный ребенок выходит в центр и рассказывает потешку о солнце. Игра продолжается с новым водящим. (3-5 раз)
Дети остаются в кругу.
– Какими словами говорят о солнце? (Ответы) .
– Правильно. Яркое, горячее, красное, жаркое, золотое, лучистое, радостное, тёплое, ласковое и т. д.
Приложение №5
Тема: Хочу быть космонавтом.
Цель: познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе космонавтов в наши дни.
12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин проложил дорогу к звёздам. (показывает портрет Ю. А. Гагарина).
Он стал первым человеком, совершившим полёт в космос. Впервые в истории человечества был выведен на орбиту вокруг Земли космический корабль «Восток» с человеком на борту. Всего 108 минут продолжался полёт, но Гагарин был первым, кто доказал, что человек может работать в
космосе. (показываю изображение космического корабля) .
Полетел! Полетел!
На «Востоке» поднялся с востока!
Средь космических тел
Он промчался высоко-высоко.
За один только час
Стал на веки веков легендарен
Наш космический ас
Первый лётчик Вселенной - Гагарин!
Первым конструктором, создавшим ракету, которая смогла преодолеть земное притяжение вокруг Земли, был Сергей Павлович Королёв. (Показываю портрет С. П. Королёва)
Он воплотил в жизнь мечты поколений. С его именем навсегда будет связано одно из величайших завоеваний науки и техники всех времён - открытие эры освоения человечеством космического пространства. Королёв упорно и настойчиво шёл к главной своей цели - созданию корабля, пилотируемого человеком. 12 апреля 1961 года наступил самый счастливый день в его жизни. Значит, не зря он жил, не зря лишал себя многого во имя главной цели. (показываю картинку с изображением космического корабля)
После смерти Ю. А. Гагарина прошло много лет, за это время многое изменилось в космонавтике: и техника стала мощнее, и подготовка экипажей сложнее, и программа работы на орбите обширнее. (показываю картинку с изображением современного космического корабля)
А теперь давайте мы с вами превратимся в космонавтов и сделаем космическую физминутку:
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Руки поднимаем вверх)
А внизу леса, поля-
Расстилается земля
(низкий наклон вперед, руки разводятся в стороны)
Приложение №6
Рисование
Тема: «Космос - это здорово!»В технике рисование пластилином, аппликация, коллажирование.
Цель: продолжать знакомить детей с техникой рисование пластилином, развивать умения разрезать бумагу для получения различных геометрических фигур, составлять из этих фигур изображения разных предметов, закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, формировать технические умения и навыки работы с различными материалами для лепки, развивать восприятие цвета, формы, свойств предметов и материалов, продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами,формировать.
Я предлагаю вам сегодня вместе со мной не надолго отправится в космос, и увидеть все то, что видят космонавты и узнать, что же находится там за облаками нашей любимой планеты.
- Но для этого нужно крепко зажмурится и громко – громко сказать поехали! Три, четыре!
(Гасится свет, на экране загораются слайды. Воспитатель рассказывает.)
В необъятных просторах космоса вращается наша Земля.
Она – одна из планет Солнечной системы. Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг звезды – Солнца.
Планет всего девять, все они разные. В глубокой космической мерзлоте, на границе солнечной системы, движутся планеты – небольшие тела изо льда, пыли и камней. А между орбитами Марса и Юпитера расположено большое скопление астероидов – каменных глыб.Земля - третья от Солнца планета.Она представляет собой огромный каменный шар, большая часть поверхности которого покрыта водой.Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой.Наша планеты находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Звезды кажутся нам из далека светящимися огоньками, потому что они находятся очень далеко. На самом деле каждая звезда – это гигантски газовый шар, подобный нашему солнцу, который излучает тепло и свет. Созвездие – это узор из звезд , создающих какую-либо фигуру.
Первым человеком, покорившим космос, был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Полет продолжался 1 час 48 минут. Корабль «Восток» совершил один оборот вокруг Земли.
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель. В. Степанов.
Для проведения некоторых исследований нужно, чтобы человек долгое время находился в космосе. Были придуманы космические дома - орбитальные станции. Спутники, запущенные человеком в космос присылают на Землю снимки нашей планеты и снимки космического пространства.
- Ребята, понравилось вам в космосе?
- Что особенно запомнилось?
- Как называются люди, летающие в космос на космических кораблях? (космонавты)
- Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Гагарин)
- А как назывался корабль, поднявший его в небо? («Восход»)
- Какие вы молодцы ребята, так внимательно слушали.
В. – Побывать в космосе, это большое событие, которое дарит множество впечатлений, а впечатления очень хорошо помогают творчеству. Поэтому я предлагаю вам сейчас сесть за столы, и вместе со мной слепить наш удивительный космос.
(дети переходят в рабочую зону)
Физминутка
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Влево, вправо повернуться о опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить – и сесть опять.
В. – Ребята, давайте посмотрим, что лежит у нас на столах (звезды, космические корабли, пластилин, бусины, клей, фотографии Ю.Гагарина). Из все этого можно сделать целое космическое пространство, например от такое. (воспитатель демонстрирует детям образец)
Приложение № 7
Аппликация
Тема: «Полёт на луну».
Цель: Учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги , закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами ;развивать чувство композиции , воображение.
-Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся. А теперь успокоимся и приступим к занятию.
Посмотрите, к нам на занятие прилетела ракета. И она предлагает нам с ней отправиться в путешествие, а вот куда – вы должны отгадать. Ребята перед вами два слова ( Лужа, Наташа), нужно выделить первые слоги в этих двух словах и объедините их в одно слово. Какое слово получилось? (Луна). А вы хотите полететь на луну? (Да). Для этого вам нужно пройти два испытания.
Первое испытание: Какого числа и месяца отмечают День космонавтики?(12 апреля).
Кто первый покорил космос? (Ю.А.Гагарин)
-Ребята ,как вы думаете, на каком транспорте мы с вами можем отправиться в космос? (На ракете).
Молодцы, прошли первое испытание.
Второе испытание: «Построй ракету».
Перед вами модули геометрических фигур. Вам нужно собрать ракету для полета и назвать геометрические фигуры, из которых она построена (параллелепипед , призма , цилиндр).
Мы с вами прошли все испытания, теперь мы знаем, куда приглашает нас наша гостья ракета. И на чём мы можем в это путешествие отправиться. Осталось нам только наклеить наши ракеты.
Но перед работой мы с вами немного разомнемся.
Физминутка:
Раз, два – стоит ракета.
Руки вытянуты вверх.
Три, четыре – самолет.
Руки в стороны.
Раз, два – хлопок в ладоши,
Хлопаем в ладоши.
А потом на каждый счет.
Шагаем на месте.
Раз, два, три, четыре,
Хлопаем в ладоши.
Руки выше, плечи шире.
Руки вверх – вниз.
Раз, два, три, четыре,
Хлопаем в ладоши.
И на месте походили.
Шагаем на месте.
А теперь мы приступим к изготовлению ракет. Но с начало вспомним правила работы с ножницами:
Не ходи с ними по группе.
Не держи ножницы лезвием вверх.
Не мотай ножницами и не бери в рот.
Нельзя поворачиваться с ними к соседу.
Работа с цветной бумагой:
Бумагу нужно использовать экономно.
Не разбрасывать оставшиеся куски бумаги.
Не мять бумагу.
Работа с клеем:
Нужно иметь салфетку, чтобы вытирать руки.
Если капнул на стол протереть.
Убрать лишний клей с аппликации.
Закончив работу, убрать своё рабочее место.
А теперь, посмотрите какие ракеты можно сделать (Ракета летит, ракета готовится к полёту)
Посмотрите, из чего сделана наша ракета? ( из бумаги). Из каких фигур? (Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) . Цвет бумаги для изготовления ракеты выбираем по своему желанию. А теперь приступаем к работе. Начинаем с вырезания деталей. Потом располагаем их на листе, как ракета летит в космос, приклеиваем детали и дополняем картинку подходящими по смыслу предметами. ( луна, звезды, планеты). Ребята , работаем тихо, в космосе не любят когда шумят. Я вам включу космическую музыку и вы работая над созданием своих ракет представляйте , что вы летите на луну. Завершили вы свою работу, отложили всё:
Физминутка с элементами релаксации.
– Продолжим путешествие, мы отправимся сейчас на луну. – Пять, четыре, три, два, один – ПУСК! Закройте глаза. Мы летим с огромной скоростью. У нас становятся тяжелыми руки, ноги, голова. На тело давит огромная сила. Притяжение земли чувствуется все сильнее и сильнее. Кажется, что уже нет сил… ВСЁ! (звучит громкая, быстрая музыка).
– Откройте глаза. Мы вырвались из земного притяжения и находимся в состоянии невесомости. Наше тело становится легким, невесомым, движения плавными и выразительными.
Сейчас я расскажу вам, как сделать из пластилина вот такие планеты и кометы.
Алгоритм выполнения работы.
- Выбираем главный объект (вырезка космонавта, космического корабля), приклеиваем в центр работы,
- чтобы слепить из пластилина нашу планету нам понадобится 3 цвета: кусочек зеленого, белого, и синего. Смешиваем все три цвета так, чтобы на комочке появились разводы. Сплющиваем. Прикрепляем к работе.
- Чтобы сделать вот такие звезды и кометы наш пластилин нужно сначала прикрепить в то место где будет звезда, а потом просто оттянуть пальчиком кончики в стороны. Получаются вот такие лучи. Также выполняется и хвост кометы.
- Бусины и паетки помогут нам сделать наш космос ярким и сияющим, их мы вот так крепим на пластилин.
- Но, знайте что в космосе не обойтись без верного товарища и друга, поэтому работать вы сегодня будите парами, а в конце мы посмотрим чья же команда лучше всех справилась с работой.
– Все понятно? Ну, тогда приступаем к работе.
(самостоятельные деятельность детей)
Во время работы звучит лёгкая музыка.
В конце все работы выкладываются на ковре, получается космическое пространство.
– Ребята давайте посмотрим на наш космос, какие замечательный работы у вас получились. И все это вы сделали своими руками.
– Какая работа на ваш взгляд получилась самая интересная? Почему?
– Понравились вам в космосе?
– Ребята, я думаю, нашим космонавта бы очень понравились ваши работы, космос получился ка настоящий. Ну, а нам свами пора отправляться на Землю, ведь здесь на земле нас ждет еще много интересного.
В ряду десятилетий, каждый год
Мы метим новыми космическими вехами,
Но помним: к звездам начался поход
С гагаринского русского «Поехали!»
Приложение № 8
Лепка
Тема: «Космонавт в скафандре».
Цель: учить детей лепить космонавта, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали ; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.
Материал:
-цветной пластилин или соленое тесто, стеки, пуговицы, иллюстрации.
Ход занятия:
Загадка:
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
(космонавт)
Педагог вместе с детьми рассматривает иллюстрации с изображением космонавтов.
- Сегодня мы вылепим космонавтов в полетном обмундировании - в комбинезонах, скафандрах, рукавицах, ботинках. Продумайте, что будет делать ваш "космонавт" и постарайтесь передать его движения.Педагог объясняет прием комбинированной лепки. Самостоятельная работа.
Предложить детям вылепить более мелкие детали: наушники, антенну, рукавицы; сглаживать и закруглять руки или лепить их отдельно, обувь, слегка заворачивать ноги, делая ступни или лепить их отдельно, кислородный баллон - на спине и т.д.
Приложение № 9
Сюжетно-ролевая игра
Тема: Космонавты
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Распределение ролей в игре. 1. Выбор детей, по договорённости, по очереди (сегодня ты, завтра - я) 2. По жребию (тянут бумажку с написанной на ней ролью). 3. По считалке. 4. По отгадыванию загадок.
Развитие сюжета. Дети могут заранее договориться, какую сюжетную линию они выбирают в этот раз. И схематично, при помощи опорных картинок, на фланелеграфе, выложить ход игры . А могут тут же предложить и изобразить нового героя или новую сюжетную линию.
Научно-космический центр. Конструкторское бюро. Конструкторы чертят схемы космических кораблей.
Постройка космического корабля.
Собрание комиссии по космическим полётам в Центре управления полётами (выбор задания для космонавтов) Решение: на какую планету полетят. Для чего? Ставят цели и задачи .
Подготовка отряда космонавтов. Инструктаж. Что и как собрать во вселенной (космическую пыль, минералы с других планет, космический и т.д.)? Что важно исследовать?
Подготовка отряда космонавтов. Обучение: как вести себя с пришельцами.
Физическая подготовка отряда космонавтов: на тренажёре «центрифуга» (компьютерный стул), упражнения: ушу, обще развивающие и т. д.
Медицинский осмотр космонавтов.
Загрузка всего необходимого на корабль.
Запуск ракеты.
Связь с Землёй. Центр управления полётом.
Выход в космос, работа на орбите (или на намеченной планете): сбор космической пыли, грунта, космического мусора.
Космонавт-художник делает зарисовки открытого космоса, фотографирует.
Болезнь одного космонавта, его лечение.
Высадка на неизвестную планету (сбор живых объектов: растений и животных).
Встреча с инопланетянами.
Медики осматривают инопланетян.
ЧП на корабле ( пожар или поломка части ракеты).
Связь с Землёй, с Центром управления полётом. Принятие правильного решения.
Исследование доставленных грунтов, объектов в спец. лаборатории.
Телевидение, репортаж корреспондента, конференция с космонавтами.
Собрание комиссии по космическим полётам в Центре управления полётом, разбор полёта.
Игровые действия к каждой роли:
Конструкторы: чертят схемы ракет, доказывают, почему именно его изобретение следует воплотить в жизнь, построить именно такой космический корабль. Далее – могут выполнять роли родственников космонавтов, лаборантов или инопланетян.
Главный конструктор: выбирает лучшее изобретение, обосновывает свой выбор, далее – выходит на связь с космонавтами в Центре управления полётом.
Капитан корабля - набирает команду, отдаёт приказы на борту, держит связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами.
Космонавты – летят в космос, выполняют приказы капитана корабля, могут общаться и помогать инопланетянам, выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции.
Бортинженер: внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.
Инструктор по полёту – руководит полётом из Центра управления .
Инопланетяне: наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в контакт, ведут переговоры жестами, мимикой, на непонятном языке, могут просить о помощи, вместе с космонавтами.
Репортёры: ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в конференции.
Врачи, медицинские сёстры: проводят мед. обследование команды корабля и инопланетян.
Родственники: провожают и встречают космонавтов, организуют концерт, участвуют в репортажах.
Специалист по приготовлению еды: расфасовывает по пакетам, упаковывает в тюбики, следит за питанием космонавтов на космическом корабле.
Приложение № 10
Сюжетно - ролевая игра
Тема: «Космос»
Цель: учить отражать в игре полученные знания о профессии космонавта; учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал; развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру; продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих; воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.
Предварительная работа: беседы с детьми на тему «Космос», изготовление атрибутов к игре, рассматривание альбомов, коллективная работа «Конструкция ракеты».
Воспитатель: - Ребятишки, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то обнаружила, что в нашем почтовом ящике письмо. Посмотрим от кого оно? А письмо нам пришло от нашего друга Лунтика. Вот что он пишет: «Здравствуйте мои друзья. Пишет Вам ваш друг Лунтик. На моей планете «Солнечная семейка» случилась беда. На мою планету напал Грозный робот со своим войском. Раньше на нашей планете было светло и весело, а сейчас темно и грустно. Мы бегали, шумели и играли, а сейчас мы сидим дома. На вашем пути Грозный робот расставил много различных препятствий. Но вы ничего не бойтесь. Вам я высылаю маршрут, как быстрее добраться до моей планеты.
Лунтик
- Поможем Лунтику?
Дети: Да!
Воспитатель: Но вот беда, лететь-то нам не начем. А на чём летают в космос?
Дети: На ракете.
Воспитатель: А без кого не полетит ракета?
Дети: Без командира.
Воспитатель: Как вы думаете, кого мы можем выбрать командиром? Почему? Что он делает на ракете?
Ответы детей.
Воспитатель: А ещё кто нам понадобиться, для того, чтобы
построить ракету?
Дети: Конструктор.
Воспитатель: А кого мы можем выбрать конструктором? Почему? Ответы детей.
Воспитатель: А кто же будет связываться с Землёй и другими
планетами?
Дети: Радист.
Воспитатель: Кого мы можем выбрать радистом? Почему? Какие его обязанности на ракете? Ответы детей.
Воспитатель: Мы с вами уже разработали и выбрали лучшую конструкцию ракеты. Наш конструктор будет строить ракету по схеме, а мы будем помогать.
Строительство ракеты. А давайте-ка ребята, Поиграем в космонавтов. Собираемся в полёт Строим новый звездолёт.
Воспитатель: Ну, командир, командуй.
Командир: Одеть шлемы, кислородные баллоны. Занять свои места, пристегнуться. К полёту готовы?
Запускаю двигатель. До старта осталось 10 секунд. Считаем: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Старт! Мы летим. Мы в космосе.
Играет музыка.
Воспитатель: Посмотрите, сколько много звёзд на небе. Нам кажется, что они крохотные, а на самом деле - это огромные раскалённые шары, состоящие из газа. Солнце- это тоже звезда, самая близкая к нам. Учёные пытались сосчитать их и им на помощь пришёл телескоп. Они насчитали 200 миллионов звёзд. И цвет у них разный, зависит он температуры звезды.
Сигнал рации. Радист: Поступил сигнал.
Воспитатель: Это сигнал с планеты Звездочётов. Командир: Приготовиться к выходу в открытый космос.
Дети выходят из ракеты.
Воспитатель: А вот и первая ловушка Грозного робота. Задание
«Расшифруй»
-Посмотрите, здесь лежат геометрические фигуры с буквами. Вы должны поменять местами одинаковые фигуры и прочитать слово. Только договоритесь сами, кто будет переставлять, а кто - читать
слово.
- Жители планеты Звездочётов благодарят вас и желают вам счастливого пути. (Отметить, что мы были на этой планете). Командир: Пристегнуться. Приготовиться. Летим дальше. Полёт проходит спокойно.
Играет музыка.
Сигнал рации.
Радист: Поступил сигнал с планеты. (Передаёт воспитателю
радиограмму)
Воспитатель: Ой, ребята, у нас просят помощи жители планеты
«Загадочная»
Командир: Приготовиться к выходу в открытый космос. Встречает инопланетянин.
Инопланетянин: Мою планету завалил камнями Грозный робот. Чтобы её освободить, надо отгадать загадки.
Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают.
(Звёзды).
Лежит ковёр большой-большой, а не ступишь на него ногой. (Небо).
Ну-ка, кто из вас ответит: Не совсем, не больно жжёт, Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (Солнце)
Всю ночь за облаками светил фонарь с рогами. (Месяц).
Полная, как апельсин. А прошла неделя только - От него осталась долька. (Луна).
(Камни убираются по мере отгадывания загадки) Инопланетянин: Спасибо. Вы спасли мою планету. Счастливого пути. До свидания!
Командир: Занять свои места. Пристегнуться. Держим путь дальше.(Отметить, что были на этой планете).
Чтение стихотворений детей.
Мы летим к другим планетам! Объявляем всем об этом!
Весь игрушечный народ С нами просится в полёт.
Жмётся заинька к ракете:
Полечу я с вами, дети, На любую из планет, Где волков зубастых нет.
Мышки - крошки засмеялись:
Мы летали, не боялись, Высота - красота,
Ни единого кота!
Даже плюшевый медведь Хочет к звёздам полететь И с Большой Медведицей В синем небе встретиться.
Сигнал рации. Радист: Поступил сигнал.
Воспитатель: С планеты Весёлых Человечков поступил сигнал. На этой планете живут необычные человечки. Они весёлые и забавные. И они хотят с вами поиграть.
Задание «Человечки из геометрических фигур»
Воспитатель: Возьмите геометрические фигуры и составьте из них портреты человечков, как вы их себе представляете. - Человечки рады, что у вас получились такие интересные человечки. Пусть они останутся с ними.
Командир: Пристегнуться. Летим спасать другие планеты.
Играет музыка. ( Отмечаем, что были на этой планете).
Сигнал рации.
Радист: Поступил сигнал с Планеты Развлечений. Командир: Приготовиться к выходу в открытый космос.
Воспитатель: Жители этой планеты хотят посмотреть, хорошие ли вы космонавты. Они хотят, чтобы вы поиграли в игру «Центрифуга» Это такое устройство, которое используется при тренировке космонавтов.
Игра «Центрифуга» (Берётся количество стульев, равное количеству игроков, они выставляются таким образом, чтобы передние ножки стояли на одной линии. По команде игроки садятся на свои стулья, и, приподнявшись вместе со стульчиком, делают 3 полных оборота, затем снова садятся, при этом стараясь поставить передние ножки стульев на исходную
линию. Правила не нарушать: только три оборота. Повторять игру не нужно).
Воспитатель: Жители планеты увидели, что вы хорошие космонавты. И вы готовы, чтобы помочь Лунтику. (Отметить, что
были на этой планете).
Командир: Занять свои места. Пристегнуться. Летим дальше. Воспитатель: Наш путь ещё не закончился. Следующая остановка на планете нашего друга Лунтика - это планета Солнечная Семейка. Это родной дом нашей планеты Земля. У звезды под названием Солнце есть большая и дружная семейка. 9 детишек разного возраста. Это планеты Солнечной системы.
Сиг нал рации.
Радист: Поступил сигнал.
Воспитатель: Это от Лунтика. Он обещал нас встретить. А вот и
эта планета.
Командир: Приготовиться к выходу в открытый космос.
Лунтик: Здравствуйте ребята. Я так долго ждал вас. Наконец-то вы прилетели. Грозный робот перепутал планеты. Помогите их
распутать.
Оденьте шапочки планет. Я буду называть планеты, а вы должны построиться в таком порядке, в каком они расположены. ( Лунтик называет в разнобой планеты, а дети правильно строятся). Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун,
Плутон.
Все они вращаются вокруг Солнца.
Молодцы ребята! Вы спали мою планету от Грозного робота и его войска. А не хотите ли вы со мной потанцевать?
Танец Лунтика с детьми (любые движения).
Воспитатель: Мы с вами помогли Лунтику. Но нас ждут на Земле наши друзья. (Отметить, что были на этой планете).
Командир: Занять свои места. Пристегнуться. Возвращаемся на Землю.
Приложение № 11
Дидактические игры
Если вы распечатаете два экземпляра карточек. Один из них нужно разрезать, а второй оставить целым. Предложите разложить разрезанные картинки на такие же, находящиеся на одном листе, при этом говорите названия планет, чтобы ребенок повторял и запоминал. А если разрезать оба комплекта картинок, то можно их перевернуть и находить одинаковые.
Эти карточки можно использовать для составления рассказа о планетах Солнечной системы, космических телах, космонавтах. Такое занятие прекрасно развивает речь, воображение, мышление, логику. А можно поиграть с такими карточками так, как и с предыдущими.
А эти карточки помогут в развитии внимательности и наблюдательности. В каждой строке необходимо найти лишнее.
Для развития логики отлично подойдут следующие карточки. Нужно продлить логический ряд.
Игра, которая хорошо помогает развить мелкую моторику пальцев, координацию движений и поможет подготовить руку к письму. Необходимо помочь ракетам добраться до планет, соединить их по пунктирной линии.
Небольшой космический пазл. Картинку нужно разрезать на несколько частей. Для детей постарше, частей может быть больше. Предложите сложить картинку!
Соединяем одинаковые планеты, развиваем внимание.
Учимся работать ножницами. Нужно разрезать по пунктирной линии.
Сортируем планеты и летающие суда.
А теперь сортируем планеты по размеру. Отдельно маленькие, средние и большие.
А теперь раскрашиваем нашу планету по цветам!
«Подбери созвездие».
Соединить линиями созвездие с нужной картинкой.
«Найди недостающую ракету»
«Куда летят ракеты»
Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.
Приложение№12 Чтение художественной литературы
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
Николай Носов
Незнайка на Луне
Часть I
Глава первая
Как Знайка победил профессора Звездочкина
С тех пор как Незнайка совершил путешествие в Солнечный город, прошло два с половиной года. Хотя для нас с вами это не так уж много, но для маленьких коротышек два с половиной года – срок очень большой. Наслушавшись рассказов Незнайки, Кнопочки и Пачкули Пёстренького, многие коротышки тоже совершили поездку в Солнечный город, а когда возвратились, решили и у себя сделать кое-какие усовершенствования. Цветочный город изменился с тех пор так, что теперь его и не узнать. Вернувшись в Цветочный город, Знайка много рассказывал о своём путешествии. Его рассказы очень заинтересовали всех, и особенно астронома Стекляшкина, который не раз наблюдал Луну в телескоп. В свой телескоп Стекляшкин сумел разглядеть, что поверхность Луны не ровная, а гористая, причём многие горы на Луне не такие, как у нас на Земле, а почему-то круглые, вернее сказать – кольцеобразные. Эти кольцевые горы учёные называют лунными кратерами, или цирками. Чтобы понять, как выглядит такой лунный цирк, или кратер, вообразите себе огромное круглое поле, в поперечнике километров двадцать, тридцать, пятьдесят или даже сто, и представьте, что это огромное круглое поле окружено земляным валом или горой высотой всего в два или три километра, – вот и получится лунный цирк, или кратер. Таких кратеров на Луне тысячи. Есть маленькие – километра в два, но есть и гигантские – до ста сорока километров в диаметре.
Многих учёных интересует вопрос, как образовались лунные кратеры, от чего они произошли. В Солнечном городе все астрономы даже поссорились между собой, стараясь разрешить этот сложный вопрос, и разделились на две половины. Одна половина утверждает, что лунные кратеры произошли от вулканов, другая половина говорит, что лунные кратеры – это следы от падения крупных метеоритов. Первую половину астрономов называют поэтому последователями вулканической теории или попросту вулканистами, а вторую – последователями метеоритной теории или метеоритчиками.
Знайка, однако ж, не был согласен ни с вулканической, ни с метеоритной теорией. Ещё до путешествия на Луну он создал свою собственную теорию происхождения лунных кратеров. Однажды он вместе со Стекляшкиным наблюдал Луну в телескоп, и ему бросилось в глаза, что лунная поверхность очень похожа на поверхность хорошо пропечённого блина с его ноздреватыми дырками. После этого Знайка часто ходил на кухню и наблюдал, как пекутся блины. Он заметил, что пока блин жидкий, его поверхность совершенно гладкая, но по мере того как он подогревается на сковородке, на его поверхности начинают появляться пузырьки нагретого пара. Проступив на поверхность блина, пузырьки лопаются, в результате чего на блине образуются неглубокие дырки, которые так и остаются, когда тесто как следует пропечётся и потеряет вязкость.
Знайка даже сочинил книжку, в которой писал, что поверхность Луны не всегда была твёрдая и холодная, как теперь. Когда-то давно Луна представляла собой Огненно-жидкий, то есть раскалённый до расплавленного состояния, шар. Постепенно, однако, поверхность Луны остывала и становилась уже не жидкая, а вязкая, словно тесто. Изнутри она была все ж таки ещё очень горячая, поэтому раскалённые газы вырывались на поверхность в виде громаднейших пузырей.
Выйдя на поверхность Луны, пузыри эти, конечно, лопались. Но пока поверхность Луны была ещё достаточно жидкая, следы от лопнувших пузырей затягивались и исчезали, не оставляя следа, как не оставляют следа пузыри на воде во время дождя. Но когда поверхность Луны остыла настолько,
что стала густая как тесто или как расплавленное стекло, следы от лопнувших пузырей уже не пропадали, а оставались в виде торчащих над поверхностью колец. Охлаждаясь все больше, кольца эти окончательно отвердевали. Сначала они были ровные, словно застывшие круги на воде, а потом постепенно разрушались и в конце концов стали похожи на те лунные кольцевые горы, или кратеры, которые каждый может наблюдать в телескоп.
Все астрономы – и вулканисты и метеоритчики – смеялись над этой Знайкиной теорией.
Вулканисты говорили:
– Для чего понадобилась ещё эта блинистая теория, если и без того ясно, что лунные кратеры – это просто вулканы?
Знайка отвечал, что вулкан – это очень большая гора, на верхушке которой имеется сравнительно небольшой кратер, то есть отверстие. Если бы хоть один лунный кратер был кратером вулкана, то сам вулкан был бы величиной чуть ли не во всю Луну, а этого вовсе не наблюдается.
Метеоритчики говорили:
– Конечно, лунные кратеры – не вулканы, но они так же и не блины. Всем известно, что это следы от ударов метеоритов.
На это Знайка отвечал, что метеориты могли падать на Луну не только отвесно, но и под наклоном и в таком случае оставляли бы следы не круглые, а вытянутые, продолговатые или овальные. Между тем на Луне все кратеры в основном круглые, а не овальные.
Однако и вулканисты и метеоритчики настолько привыкли к своим излюбленным теориям, что даже слушать не хотели Знайку и презрительно называли его блинистом. Они говорили, что вообще смешно даже сравнивать Луну, которая является крупным космическим телом, с каким-то несчастным блином из прокисшего теста.
Впрочем, Знайка и сам отказался от своей блинной теории после того, как лично побывал на Луне и видел вблизи один из лунных кратеров. Ему удалось рассмотреть, что кольцевая гора была совсем не гора, а остатки разрушившейся от времени гигантской кирпичной стены. Хотя кирпичи в этой стене выветрились и потеряли свою первоначальную четырехугольную форму, всё-таки можно было понять, что это именно кирпичи, а не просто куски обыкновенной горной породы. Особенно хорошо это было видно в тех местах, где стена сравнительно недавно обрушилась и отдельные кирпичи ещё не успели рассыпаться в прах.Поразмыслив, Знайка понял, что эти стены могли быть сделаны лишь какими-то разумными существами, и, когда вернулся из своего путешествия, опубликовал книжку, в которой писал, что когда-то давно на Луне жили разумные существа, так называемые лунные коротышки, или лунатики. В те времена на Луне, как и теперь на Земле, был воздух. Поэтому лунатики жили на поверхности Луны, как и мы все живём на поверхности нашей планеты Земли. Однако с течением времени на Луне становилось всё меньше воздуха, который постепенно улетал в окружающее мировое пространство. Чтобы не погибнуть без воздуха, лунатики окружали свои города толстыми кирпичными стенами, над которыми возводили огромные стеклянные купола. Из-под этих куполов воздух уже не мог улетучиваться, поэтому можно было дышать и ничего не бояться.
Но лунатики знали, что вечно так продолжаться не может, что со временем воздух вокруг Луны совсем рассеется, отчего поверхность Луны, не защищённая значительным слоем воздуха, будет сильно прогреваться солнечными лучами и на Луне даже под стеклянным колпаком невозможно будет существовать. Вот поэтому-то лунатики стали переселяться внутрь Луны и теперь живут не с наружной, а с внутренней её стороны, так как на самом деле Луна внутри пустая, вроде резинового мяча, и на внутренней её поверхности можно так же прекрасно жить, как и на внешней.
Эта Знайкина книжка наделала много шума. Все коротышки с увлечением читали её. Многие учёные хвалили эту книжку за то, что она интересно написана, но всё же высказывали недовольство тем, что она научно не обоснована. А действительный член академии астрономических наук профессор Звездочкин, которому тоже случилось прочитать Знайкину книжку, просто кипел от негодования и говорил, что книга эта – вовсе не книга, а какая-то, как он выразился, чёртова чепуха. Этот профессор Звездочкин был не то чтобы какой-нибудь очень сердитый субъект. Нет, он был довольно добрый коротышка, но очень, как бы это сказать, требовательный, непримиримый. Во всяком деле он ценил больше всего точность, порядок и терпеть не мог никаких фантазий, то есть выдумок.
Профессор Звездочкин предложил академии астрономических наук устроить обсуждение Знайкиной книги и разобрать её, как он выразился, по косточкам, с тем чтоб никому больше неповадно было такие книги писать. Академия дала согласие и послала приглашение Знайке. Знайка приехал, и обсуждение состоялось. Оно началось, как и полагается в таких случаях, с доклада, который вызвался сделать сам профессор Звездочкин.
Когда все приглашённые на обсуждение коротышки собрались в просторном зале и расселись на стулья, на трибуну взошёл профессор Звездочкин, и первое, что от него услышали, были слова:
После этого профессор Звездочкин громко откашлялся, не спеша вытер платочком нос и принялся
Выслушав все это, Знайка поднялся со своего места и сказал насмешливо:
– Вы рассуждаете так, будто вам уже когда-нибудь приходилось болтаться в центре Луны!
– А вы будто болтались? – огрызнулся профессор.
– Я не болтался, – возразил Знайка, – но зато я летал в ракете и наблюдал за предметами в состоянии невесомости.
– При чём тут ещё состояние невесомости? – буркнул профессор.
– А вот при чём, – сказал Знайка. – Да будет вам известно, что во время полёта в ракете у меня была бутылка с водой. Когда наступило состояние невесомости, бутылка свободно плавала в пространстве, как и каждый предмет, который не был прикреплён к стенам кабины. Всё было нормально, пока вода целиком наполняла бутылку. Но когда я половину воды выпил, начались странности: оставшаяся вода не держалась на дне бутылки и не собиралась в центре, а равномерно растекалась по стенкам, так что внутри бутылки образовался воздушный пузырь. Значит, вода притягивалась не к центру бутылки, а к её стенкам. Это и понятно, так как притягивать друг друга могут лишь массы вещества, а пустота ничего притянуть к себе не может.
– Попал пальцем в небо! – сердито проворчал Звездочкин. – Сравнил бутылку с планетой! По-вашему, это научно?
– Почему же не научно? – авторитетно ответил Знайка. – Когда бутылка свободно перемещается в межпланетном пространстве, она находится в состоянии невесомости и во всём уподобляется планете. Внутри неё всё будет происходить так же, как и внутри планеты, то есть внутри Луны, в том случае, конечно, если Луна изнутри пустая.
– Вот, вот! – подхватил Звездочкин. – Только объясните, пожалуйста, нам, почему вы втемяшили себе в голову, что Луна внутри пустая?
Слушатели, которые пришли послушать доклад, засмеялись, но Знайка не смутился этим и сказал:
– Вы бы сами легко втемяшили себе это в голову, если бы немного подумали. Ведь если Луна сначала была огненно-жидкая, то она начала остывать не изнутри, а с поверхности, так как именно поверхность Луны соприкасается с холодным мировым пространством. Таким образом, остыла и отвердела в первую очередь поверхность Луны, в результате чего Луна стала представлять собой как бы огромный шарообразный сосуд, внутри которого продолжало находиться – что?..
– Ещё не остывшее расплавленное вещество! – закричал кто-то из слушателей.
– Верно! – подхватил Знайка. – Ещё не остывшее расплавленное вещество, то есть, попросту говоря, жидкость.
– Вот видите, сами говорите – жидкость, – усмехнулся Звездочкин. Откуда же в Луне взялась пустота, если там была жидкость, садовая вы голова?
– Ну, об этом совсем нетрудно догадаться, – невозмутимо ответил Знайка. – Ведь раскалённая жидкость, окружённая твёрдой оболочкой Луны, продолжала остывать, а остывая, она уменьшалась в объёме. Вы, надо полагать, знаете, что каждое вещество, охлаждаясь, уменьшается в объёме?
– Надо полагать, знаю, – сердито буркнул профессор.
– Тогда вам всё должно быть понятно, – обрадованно сказал Знайка. Если жидкое вещество уменьшалось в объёме, то внутри Луны само собой должно было получаться пустое пространство на манер воздушного пузыря в бутылке. Это пустое пространство делалось все больше и больше, располагаясь в центральной части Луны, так как остававшаяся жидкой масса притягивалась к твёрдой оболочке Луны, подобно тому как притягивались остатки воды к стенкам бутылки, когда она находилась в состоянии невесомости. Со временем жидкость внутри Луны и вовсе остыла и затвердела, как бы прилипнув к твёрдым стенкам планеты, благодаря чему в Луне образовалась
внутренняя полость, которая постепенно могла заполниться воздухом или каким-нибудь другим газом.
– Верно! – закричал кто-то.
И сейчас же со всех сторон раздались крики:
– Верно! Правильно! Молодец, Знайка! Ура!
Все захлопали в ладоши. Кто-то крикнул:
– Долой Звездочкина!
Сейчас же двое коротышек схватили Звездочкина – один за шиворот, другой за ноги – и стащили его с трибуны. Несколько коротышек подхватили Знайку на руки и потащили к трибуне.
– Дорогие друзья! – говорил Знайка, очутившись на трибуне. – Я не могу делать доклад. Я не подготовился.
– Расскажите про полёт на Луну! – кричали коротышки.
– Про состояние невесомости! – кричал кто-то.
– Про Луну?.. Про состояние невесомости? – растерянно повторял Знайка. – Ну ладно, пусть будет про состояние невесомости. Вы, наверно, знаете, что космическая ракета, для того чтобы преодолеть притяжение Земли, должна приобрести очень большую скорость – одиннадцать километров в секунду. Пока ракета набирает эту скорость, ваше тело испытывает большие перегрузки. Вес вашего тела как бы увеличивается в несколько раз, и вас с силой прижимает к полу кабины. Вы не можете поднять руку, вы не можете поднять ногу, вам кажется, что все ваше тело как бы налилось свинцом. Вам кажется, будто какая-то страшная тяжесть навалилась на вашу грудь и не даёт вам дышать. Но как только разгон космического корабля прекращается и он начинает свой свободный полёт в межпланетном пространстве, перегрузки кончаются, и вы перестаёте испытывать силу тяжести, то есть, попросту говоря, теряете вес.
– Расскажите, что вы чувствовали? Что вы испытывали? – закричал кто-то.
– Первое моё ощущение при потере веса было, будто из-под меня незаметно убрали сиденье и мне не на чём стало сидеть. Ощущение было такое, будто я потерял что-то, но никак не мог понять что. Я почувствовал лёгкое головокружение, мне стало казаться, будто кто-то нарочно перевернул меня вниз головой. Вместе с тем я ощутил, что внутри у меня всё замерло, похолодело, как при испуге, хотя самого испуга и не было. Подождав немного и убедившись, что со мной ничего плохого не сделалось, что я дышу, как обычно, и вижу все вокруг, и соображаю нормально, я перестал обращать внимание на замирание в груди и в области живота, и это неприятное ощущение прошло само собой. Когда я огляделся вокруг и увидел, что все предметы в кабине на месте, что сиденье, как и прежде, находится подо мной, мне перестало казаться, что я перевёрнут вниз головой, и головокружение тоже прошло…
Некоторые от нетерпения даже застучали по полу ногами.
– Ну так вот, – продолжал Знайка. – Убедившись, что все в порядке, я хотел опереться о пол ногами, но сделал это так резко, что подскочил кверху и ударился головой о потолок кабины. Я не учёл, понимаете, что моё тело потеряло вес и что теперь было достаточно лишь небольшого усилия, чтоб подскочить на страшную высоту. Поскольку моё тело совсем ничего не весило, я мог свободно висеть посреди кабины в любом положении, не опускаясь вниз и не поднимаясь вверх, но для этого нужно было вести себя осторожно и не делать резких движений. Вокруг меня так же свободно плавали предметы, которые мы не закрепили перед отправлением в полёт. Вода из бутылки не выливалась даже в том случае, если бутылку перевёртывали вверх дном, но если удавалось вытряхнуть воду из бутылки, то она собиралась в шарики, которые тоже свободно плавали в пространстве до тех пор, пока не притягивались к стенам кабины.
– А скажите, пожалуйста, – спросил один коротышка, – у вас в бутылке была вода или, может быть, какой-нибудь другой напиток?
– В бутылке была простая вода, – коротко ответил Знайка. – Какой же мог быть другой напиток?
– Ну, я не знаю, – развёл коротышка руками. – Я думал, ситро или, может быть, керосин.
Все засмеялись. А другой коротышка спросил:
– А вы привезли что-нибудь с Луны?
– Я привёз кусочек самой Луны.
Знайка достал из кармана небольшой камешек голубовато-серого цвета и сказал:
– На поверхности Луны валяется множество разных камней, и притом очень красивых, но я не хотел их брать, так как они могли оказаться метеоритами, случайно занесёнными на Луну из мирового пространства. А этот камень я отбил молотком от скалы, когда мы опускались в лунную пещеру. Поэтому вы можете быть вполне уверены, что этот камень – кусок самой настоящей Луны.
Кусочек Луны пошёл по рукам. Каждому хотелось поближе посмотреть на него. Пока коротышки разглядывали камень, передавая его из рук в руки. Знайка рассказывал, как они с Фуксией и Селёдочкой путешествовали по Луне и что там видели. Всем очень понравился Знайкин рассказ. Все остались очень довольны. Только профессор Звездочкин был не очень доволен. Как только Знайка кончил свой рассказ и сошёл с трибуны, профессор Звездочкин выскочил на трибуну и сказал:
– Дорогие друзья, нам всем было очень интересно послушать про Луну и про всё прочее, и я от имени всех собравшихся приношу сердечную благодарность знаменитому Знайке за его интересное и содержательное выступление. Однако… – сказал Звездочкин и со строгим видом поднял кверху указательный палец.
– Долой! – закричал кто-то из коротышек.
– Однако… – повторил, повышая голос, профессор Звездочкин. – Однако мы собрались здесь вовсе не для того, чтоб про Луну слушать, а для того, чтоб обсудить Знайкину книжку, а поскольку книжку не обсудили, то, значит, не выполнили того, что было намечено, а раз не выполнили того, что было намечено, то надо будет всё-таки выполнить, а раз надо будет всё-таки выполнить, то придётся всё-таки выполнить и подвергнуть рассмотрению…
Никто так и не узнал, что хотел подвергнуть рассмотрению Звездочкин. Шум поднялся такой, что ничего уже нельзя было понять. Отовсюду слышалось только одно слово:
– Долой! Двое коротышек снова бросились на трибуну, один схватил Звездочкина за шиворот, другой за ноги, и поволокли его прямо на улицу. Там его посадили в скверике на траву и сказали:
– Вот когда полетишь на Луну, будешь выступать на трибуне, а сейчас пока посиди здесь на травке. От такого бесцеремонного обращения Звездочкин ошалел настолько, что не мог произнести ни слова. Потом он понемногу пришёл в себя и закричал:
– Это безобразие! Я буду жаловаться! Я напишу в газету! Вы ещё узнаете профессора Звездочкина! Он долго так кричал, размахивая кулаками, но, увидев, что все коротышки разошлись по домам, сказал:
– На этом заседание объявляю закрытым. После чего встал и тоже пошёл домой.
Приложение №13
Стихотворения о космосе.
Планеты по порядку в стихах
По порядку все планеты Назовёт любой из нас: Раз — Меркурий, Два — Венера, Три — Земля, Четыре — Марс. Пять — Юпитер, Шесть — Сатурн, Семь — Уран, За ним — Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон. (Аркадий Хайт)
Стих о комете
*** Раскинув свой огнистый хвост, Комета мчится между звёзд: — Послушайте, созвездья,
Последние известия, Чудесные известия, Небесные известия!
Несясь на диких скоростях, Была у Солнца я в гостях. Я Землю видела вдали И новых спутников Земли. Я уносилась от Земли, За мной летели корабли! (Г.Сапгир)
Юрий Гагарин
В космической ракете С название «Восток» Он первым на планете Подняться к звёздам смог. Поёт об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель. (В.Степанов)
ЛЕТИТ КОРАБЛЬ Летит в космической дали Стальной корабль Вокруг Земли. И хоть малы его окошки, Всё видно в них Как на ладошке: Степной простор, Морской прибой, А может быть и нас с тобой! (В. Орлов)
Астроном - Всё,- сказал я твёрдо дома, - Буду только астрономом! Необыкновенная Вокруг Земли Вселенная! (Римма Алдонина)
* * *
Стих о звездах
Что такое звёзды? Если спросят вас - Отвечайте смело: Раскалённый газ. И ещё добавьте, Что притом всегда Ядерный реактор - Каждая звезда! (Римма Алдонина)
*** стих о созвездиях большой и малой медведицы
* * * Мы слыхали: две Медведицы По ночам на небе светятся. Ночью вверх мы взглянули - Увидали две кастрюли. (Леонид Ткачук )
Стих для детей о солнце
Зачем, под вечер, солнышко Торопится сбежать? Наверное, у солнышка Желанье полежать? Наверное, у солнышка Есть мягкая кровать? Наверное, там солнышку Ужасно мягко спать! Быть может, просто солнышко Нам устает светить И очень нужно солнышку Себя подзарядить? Спокойной ночи, солнышко! Мы можем подождать, А завтра с первым лучиком Ты к нам придешь опять!
( Н. Родивилина)
Земля
Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо… Береги свою планету - Ведь другой, похожей, нету! (Роман Сеф)
Приложение №14
Загадки про космос для детей
Чтобы глаз вооружить И со звездами дружить, Млечный путь увидеть чтоб Нужен мощный … (телескоп)
Телескопом сотни лет Изучают жизнь планет. Нам расскажет обо всем Умный дядя … (астроном)
Астроном — он звездочет, Знает все наперечет! Только лучше звезд видна В небе полная … (Луна)
До Луны не может птица Долететь и прилуниться, Но зато умеет это Делать быстрая … (Ракета)
У ракеты есть водитель, Невесомости любитель. По-английски: «астронавт», А по-русски … (Космонавт)
Космонавт сидит в ракете, Проклиная все на свете — На орбите как назло Появилось … (НЛО)
НЛО летит к соседу Из созвездья Андромеды, В нем от скуки волком воет Злой зеленый … (Гуманоид)
Гуманоид с курса сбился, В трех планетах заблудился, Если звездной карты нету, Не поможет скорость… (Света)
Свет быстрее всех летает, Километры не считает. Дарит Солнце жизнь планетам, Нам — тепло, хвосты -… (Кометам)
Всё комета облетела, Всё на небе осмотрела. Видит, в космосе нора — Это черная … (Дыра)
В черных дырах темнота Чем-то черным занята. Там окончил свой полет Межпланетный … (Звездолёт)
Звездолет — стальная птица, Он быстрее света мчится. Познает на практике Звездные … (Галактики)
А галактики летят В рассыпную как хотят. Очень здоровенная Эта вся вселенная! (Автор Олеся Емельянова)
Приложение №15
Подвижная игра
Тема: Ждут нас быстрые ракеты
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше,
чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много,
то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические
позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы
космонавтов. Затем все становятся, опять в круг и игра начинается сначала.
Приложение№16
Подвижная игра
Тема: Космонавты
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы«Р - р - р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- Назаправку полетели: присели -руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
Приложение №17
Опыты:
Делаем ракету из воздушного шарика. Для проведения опыта вам потребуются: - воздушный шарик - пластиковая трубочка - скотч - толстая нить План работы: Надуйте воздушный шарик. Придержите рукой отверстие, через которое вы его надували, чтобы шарик не сдулся. Проденьте нитку через трубочку. Один конец нити пусть ваш помощник привяжет к какому-нибудь предмету, другой конец держит в руке. Скотчем прикрепите трубочку к шарику. Теперь отпустите шарик. Он как настоящая ракета полетит от одного конца нити к другому. Основной принцип, лежащий в основе этого опыта такой же как и при запуске космической ракеты в космос. Когда топливо сгорает, утечек газа из сопла ракеты, толкает ракету вверх.
Делаем настоящий телескоп. Скрутите ватман в виде цилиндра. С одной и с другой стороны закройте ватман крышками( от банок). На одной крышке прорежьте отверстие для глаз, а на другую крышку приклейте черный картон. На картоне можно нарисовать яркой краской созвездия.
«Почему днем звезды не видно»
Приготовьте для опыта картонную коробку, ножницы, настольную лампу.
Вместе с детьми проделайте ножницам в дне коробки дырочки. Можно придерживаться определенного рисунка, повторяя расположение звезд из созвездия «Большая медведица» или «Орион». Так, Вы сможете рассказать еще и про созвездия. Поставьте включенную лампу позади коробки, поставив ее на ребро и выключите в комнате свет. Прорези в коробке превратятся в «звезды»! Объясните, что когда солнышко прячется, на небе выключается лампочка, как в комнате. И звезды становятся видимыми. А теперь, не выключая лампу, включите свет в комнате. Что произошло? свет от звезд стал, не видим. Почему?
Комета, астероид, метеорит
Кометы – это небесные тела, которые имеют ядро и светящийся хвост. Астероиды (малые планеты) – это большие куски скальной породы, иногда содержащие металл. Большинство астероидов вращается вокруг Солнца между Марсом и Юпитером. Метеорит — это камень прилетевший из космоса и упавший на землю. После падения метеорита на земле остается след — кратер. Самый крупный кратер на Земле — Аризонский. — миска — мука — «метеорит» (кусочек сахара, конфетка и т.п.) Насыпьте в миску муку, разровняйте. Киньте на поверхность «метеорит». Можно погудеть и посвистеть для театральности момента! Рассмотрите, что образовалось на месте падения.
Приложение №18
Дидактическая игра «Расположи планеты правильно».
У каждой планеты свой собственный путь.
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты.
По-разному все они Солнцем согреты.
Выбирается ребенок «Солнце», на него одевается пояс с пришитыми лучиками-ленточками разной длины. Их восемь.У воспитателя восемь шапочек с изображением планет, при отгадывании загадки шапочка одевается ребенку, а тот встает к своей ленте. На конце каждой ленты – цифры от 1 до 8.
1.-Крохотулечка-планета
Первой Солнышком согрета,
И проворна – год на ней
Восемьдесят восемь дней.
- Первая планета нашей солнечной системы как называется? Где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу.)
Ребенок- Меркурий берется за ленточку №1.
2.-Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету.
- Венеру, ребята, когда-то называли «сестрой Земли». На поверхности Венеры температура около пятисот градусов.
Ребенок-Венера берется за ленточку № 2.
3.-На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.
- На каком месте от солнца находится наша планета? (На 3-м месте)
Ребенок- Земля берется за ленточку № 3.
4.-Над планетой красной кружат
Каменюки Страх и Ужас.
Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете.
- Какое место займет Марс?
Ребенок- Марс берется за ленту № 4.
5.-Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку.
- Самая большая планета, как называется? На какой орбите находится? (Юпитер, орбита № 5)
Ребенок- Юпитер берется за ленту № 5
6.-Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
Ребенок- Сатурн занимает орбиту № 6
7.- А что за планета
Зеленого цвета?
Ребенок- Уран занимает орбиту № 7.
8.- На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма -
Длится 40 лет зима.
Ребенок- Нептун занимает орбиту № 8.
Все дети заняли свои места и начинают вращаться вокруг «Солнца».