Подготовительная работа: просмотр презентаций: «Почему Солнце светит днем, а Луна ночью», «Что у нас над головой», «Веселая астрономия», «Зачем летают в космос», «Звездный полет», «Освоение космоса»; рисунки учащихся по теме «Жители других планет», «Проекты космических кораблей»; заучивание стихотворений.
Оборудование: для украшения класса: звездочки, изображение солнышка; плакат Солнечной системы; плоскостные модели планет, геометрические фигуры для составления ракет; плакаты с чертежами раке; карточки с буквами и слогами; выставка рисунков детей «Жители других планет» и «Проекты космических кораблей»; призы и дипломы участникам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Подготовительная работа: просмотр презентаций: «Почему Солнце светит днем, а Луна ночью», «Что у нас над головой», «Веселая астрономия», «Зачем летают в космос», «Звездный полет», «Освоение космоса»; рисунки учащихся по теме «Жители других планет», «Проекты космических кораблей»; заучивание стихотворений.
Оборудование: для украшения класса: звездочки, изображение солнышка; плакат Солнечной системы; плоскостные модели планет, геометрические фигуры для составления ракет; плакаты с чертежами раке; карточки с буквами и слогами; выставка рисунков детей «Жители других планет» и «Проекты космических кораблей»; призы и дипломы участникам.
Ход мероприятия
I. Орг. момент
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие в космическое пространство. Для полета нам нужны экипажи. (Экипажи - по рядам) Команды наших космических кораблей готовились к полету не только в группе продленного дня, но и на логопедических занятиях. Вам нужно выбрать командира космического корабля.
(Дети): Далекие звезды над нами горят,
Зовут они в гости всех ребят.
Собраться в дорогу нетрудно для нас –
И вот мы к полету готовы сейчас!
Скомандует диктор: «Внимание! Взлет!»
И наша ракета помчится вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.
II. Упражнение на развитие пространственной ориентировки.
Чтобы лететь, нам нужен космический корабль. Знаете, друзья космонавты, воспользуемся чертежами, которые делал Незнайка.
Ведущий: - Придумал Незнайка корабль межпланетный.
Чертил чертежи в обстановке секретной;
Чтоб Винтик и Шпунтик секрет не узнали,
Чертил на отдельных листах все детали.
А ты рассмотри все его чертежи
И полный чертеж из деталей сложи.
Все надо заметить, все надо учесть,
Быть может, ненужные, лишние есть?
(Открывается рисунок ракеты на плакате. Дети приглашаются для сборки корабля по образцу.)
- Составьте названия ракет из букв: В, О, С, Т, О, К; В, О, С, Х, О, Д
III. Подведение итогов конкурса рисунков «Проекты космических кораблей».
- Ребята, нашим космическим кораблям пора занять свое место среди других, которые вы сами придумали и нарисовали. (Обращаем внимание детей к выставке, отмечают лучшие проекты с описанием, вручаются дипломы.)
IV. Выявление знаний детей. Знакомство с «Картой путешествия».
Взлет космического корабля:
Ведущий. - Внимание! Говорит центр управления полетом. Экипажам космических кораблей «Восход» и «Восток» занять свои места!
Экипажи. - Есть занять места!
Ведущий. - Доложить о готовности к путешествию!
Экипажи. - Капитан корабля Иванов Иван к полету готов! И т.д.
Ведущий. - Пристегнуть ремни!
Экипажи. - Есть пристегнуть ремни!
Ведущий. - Начинаем отсчет.
Экипажи (хором). - 10, 9, 8… пуск!
Релаксация. Проводится под музыкальное сопровождение.
Ведущий. - Закроем глаза, сядем удобно, дышим ровно, глубоко. Представляем нашу Землю, бело-голубой шар, который становится все меньше и меньше. Внимание! Приближаемся к самой яркой звезде.
-Давайте посмотрим на карту путешествия.
(Дети рассказывают о Солнечной системе и прикрепляют плоскостные модели на плакат, из слоговых карточек составляют названия планет.)
В пространстве космическом воздуха нет
И кружат там восемь различных планет.
А Солнце — звезда в самом центре системы,
И притяжением связаны все мы.
Меркурий — ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой — страшный холод и мертвый покой.
В честь бога торговли имеет названье,
Да нет атмосферы — вот наказанье!
Поверхность избили метеориты,
И жизни там нет — все были убиты!
Венера прекрасна! За тонкой вуалью
Богиню любви различите едва ли!
Закрыта она пеленой облаков.
А что же под ними? Климат каков?
Климат имеет огромный дефект.
Причиной тому парниковый эффект.
Газ ядовит в атмосфере Венеры.
Дышать невозможно! Жарища без меры!
Солнца не видно сквозь облака.
Жизнь невозможна! Но, может, пока?
- Облака скрыли не только солнце, но и буквы. Восстановите слова: ска.ан.р, с.утн.к, п.ане.а, .рибо.ы.
Мерцает по курсу ракеты Земля!
На ней мы живем. И, как видно, не зря!
Планета Земля — родимый наш дом.
Но много ли, дети, мы знаем о нем?
Мы ей благодарны, что можем дышать
И много проблем с нею можем решать.
Прекрасно, что мы атмосферой закрыты
От злых и коварных метеоритов.
От трения в воздухе камни сгорают
И звездным, красивым дождем выпадают.
Ну а спутница Луна
Круглолица и бледна.
Но, пока с Землей вращается,
Диск ее перемещается.
В разных фазах появляется,
А народ ей улыбается:
«То блином, а то серпом!
Может спрятаться потом!
И появится опять
Ночь на небе сиять!»
- Прочитайте слова на доске. На какое слово нельзя держать курс? Какое слово лишнее?
Луна
Лунка
Лунный
Прилунился
Полнолуние
Марс красноватый на Землю глядит,
Многих смущает его внешний вид.
Имя имеет в честь бога войны,
И охранять его вроде должны
Фобос и Деймос (как ужас и страх).
Эти названья у всех на устах.
Спутники это родные его —
Камни большие и только всего!
За Марсом находится пояс камней,
Но вряд ли найдется на них мир людей.
В вальсе кружась, вихрем камни несутся.
Жаль, что не знаем, откуда берутся.
Может быть, это планета была?
Да взорвалась на обломки дотла!
Камень большой, если с круга сорвется,
Крушит все подряд — … астероидом зовется.
Если обломок поменьше летит,
Имя получит — … метеорит!
Дальше и дальше летим мы от Солнца.
Юпитер нас встретит светом в оконце?
Юпитер — царь планет!
В тельняшке облаков
Вращаться не спешит —
Уж нрав его таков!
Двенадцать на Земле,
А здесь лишь год пройдет!
Уж очень он тяжел
И медленно плывет.
Физминутка.
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким!
Там в ожерелье жемчужных колец
Тускло мерцает Сатурн молодец.
Назван он так в честь бога судьбы,
Только не слышит людской он мольбы.
Нет атмосферы и вечно зима.
Жизни там нет. Ведь кромешная тьма!
Колечко Сатурна — загадка природы —
Серебряный свет восхищает народы.
А это кусочки, покрытые льдом,
И всевозможных размеров при том.
А ширина у кольца — боже мой!
Может катиться наш шарик Земной!
Опять неудача, и снова в полет!
К холодным мирам наш летит звездолет.
Здесь холодные миры.
Света нет и нет жары.
Вечная зима и ночь...
Захотелось сразу прочь.
Скован льдом Уран, Нептун,
И на Плутоне колотун!
Без атмосферы, по всему,
Жить невозможно никому!
V. Подведение итогов конкурса « Жители других планет»
Ведущий. - Мы все признаемся без всяких затей —
В нашей Системе нет больше людей!
Люди бывают только земляне,
А где же живут инопланетяне?
- Приглашаем вас в космический зоопарк. Ребята, вы проявили свою фантазию, когда рисовали жителей других планет. (Обращаем внимание зрителей на выставку.) Среди них есть и необычные животные, которым вы придумали интересные названия. Центр управления полетами вручает вам дипломы за фантазию и изобразительное мастерство. (Идет награждение победителей.)
VI. Развитие межполушарного взаимодействия.
Ведущий. - Ребята, мы справились с трудностями, теперь можно и поиграть. А вы знаете, как инопланетяне здороваются? Упражнение «Буратино»: ладонь левой руки вертикально у лица, большой палец приставить к носу. К мизинцу левой руки прижать большой палец правой. Двигать всеми пальцами, кроме больших и мизинца, не соединяя их. Затем руки поменять.
Ведущий. - А вот так инопланетяне танцуют. Упражнение «Лезгинка»: кулак левой руки пальцами к себе на уровне груди. Большой палец отставлен в сторону. Правая рука касается левой кончиками сжатых пальцев, ладонь параллельно полу. На счет «раз» - принять первоначальное положение, «два» - поменять руки.
Ведущий. - А так инопланетяне играют. Упражнение «Ухо - нос»: левой рукой взяться за нос, правой - за левое ухо - «раз». «Два» - поменять положение рук.
Каждое упражнение выполняется 8-10 раз.
VII. Упражнение на развитие слухового внимания. Игра «Ушки на макушке».
- Для этой игры нам понадобятся три карандаша – красный, синий, зеленый – и ваши руки.
Представим себе, что карандаши – это ракеты, а вы будете ими управлять. Начнем?
красная ракета летит выше остальных;
все ракеты летят на одной высоте;
зеленая ракета летит ниже остальных;
зеленая ракета летит выше красной, но ниже синей;
все ракеты летят в разных направлениях;
все ракеты летят в одном направлении;
синяя ракета летит впереди всех;
а теперь по очереди все ракеты приземлились: синяя, красная, зеленая.
VIII. Подведение итогов мероприятия. Награждение активных участников.
- Возвращаться нам пора,
По местам, мои друзья!
Из полета возвратились,
Мы на Землю приземлились.
- Мы надеемся, что вы будете не примерными жителями планеты Земля. Может и вам предстоит проложить новые дороги в космос, к другим мирам. Сегодня вы еще раз убедились, как важно уметь много знать, уметь не только думать, но и выражать свои мысли в речи. Желаю вам успехов и новых открытий каждый день.
Что запомнили, что нового узнали в полете? Что больше всего понравилось? Кто был самым находчивым космонавтам?