Просмотр содержимого документа
««В сказочном театре"»
Интегрированная организованная образовательная деятельность в старшей группе «В сказочном театре", с использованием пальчиковых игр и упражнений.
Цель: развивать речь детей старшего дошкольного возраста посредством пальчикового игротреннинга.
Задачи:
1. Формировать умение образовывать слова - определения от слов существительных; узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать; активизировать речь, обогащать словарный запас; закреплять навыки диалогической речи
2. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук; продолжать развивать артикуляционную моторику (активизация мышц языка, мышц губ) и психические процессы памяти, мышления, внимания и воображения, а также выразительность речи и мимики ; упражнять в приёмах посыпания крупой.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу, умение сотрудничать; поддерживать интерес к сказкам и театрально - игровой деятельности, показать ценностное значении семьи и дружбы.
Оборудование и материалы: платок, книга сказок, мягкие модули ( для импровизированной сцены), клубочки ниток по количеству детей, сюжетные картинки используемых сказок, прищепки на верёвочке, таблицы - схемы с изображением лисы, волка, зайца, медведя, деревянные палочки (счётные, спички без серы), корзина (коробка) с пальчиковыми куклами (девочка, мышь, курочка, заяц, волк, лиса, ёж, медведь), зонт, музыкальная запись " Шум дождя", мячи массажные по количеству детей, крупа в коробочках, картон А4 со схематичным изображением героев русских народных сказок, салфетки.
Словарная работа: обогащение словаря - медвежьи, медвежий, лисий, лисьи, заячьи, заячий, волчьи, волчья;активизация словаря - названия русских народных сказок; слова определяющие родство( бабушка, дедушка, сестра, брат...) .
Методы и приёмы: пальчиковые и артикуляционные упражнения, рифмовки и загадка, дидактическая игра, драматизация сказки, ситуативный разговор, массаж ладоней с помощью массажного мяча, конструктивно - модельное задание, посыпание крупой.
Предварительная работа: заучивание пальчиковой гимнастики "Здравствуйте", "Сказка", "Иглобол", работа с чистоговорками, чтение русских народных сказок "Волк и семеро козлят", "Курочка Ряба", "Теремок", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Три медведя", "Лисичка сестричка и серый волк", "Маша и медведь","Гуси - лебеди", "Под грибом" С.Сутеева, придумывание сказки "Под зонтом", рассматривание иллюстраций, д /и "Волшебные палочки", "Весёлая крупа", "Из какой сказки?", "Кто заблудился в сказке?", " Что сначала, что потом?", продуктивная деятельность " Наши любимые сказки", совместная акция с родителями " Полечите книгу!", конструктивные игры " Построй по заданию", " Заверши строительство".
Индивидуальная работа: заучивание текста по сценарию сказки, обучение выкладыванию палочек по образцу, показ и напоминание приёмов посыпания крупой.
Ход ООД.
Перед началом образовательной деятельности педагог расспрашивает у детей: "Куда вы любите ходить всей семьёй? Бывали ли вместе в театре? Что понравилось?" Предлагает построить театральную сцену с помощью мягких модулей и украсить осенними листьями.
Затем приглашает детей в круг.
- Сейчас я скажу слово, а вы вспомните упражнение с этим словом.
- Здравствуйте ! ( дети вспоминают упражнение)
Пальчиковая игра «Здравствуйте». (дети выполняют движения по ходу слов вместе с воспитателем, пальчиками правой руки по очереди " здороваются" с пальчиками левой, похлопывая друг друга кончиками.)
- Здравствуй, солнце золотое!
- Здравствуй , небо голубое!
- Здравствуй, вольной ветерок!
-Здравствуй маленький дубок!
-Мы живём в одном краю -
-Всех я вас приветствую!
- Знаете, что означает это волшебное слово «Здравствуйте»?
Дети: Будьте здоровы ; когда мы здороваемся с кем-то, значит, мы желаем этим людям здоровья.
Воспитатель:
- Молодцы. Ребята, давайте пофантазируем - хотели бы вы быть волшебниками? Какие волшебные предметы из сказок вы хотели бы иметь? (сапоги - скороходы, ковер - самолет, шапка - невидимка, волшебная дудочка).
- Как же превратиться в волшебника? (сказать заклинание, переодеться, подумать об этом.)
- Я предлагаю вам стать волшебниками, повторяйте заклинание со мной: (работа с чистоговорками, параллельно выполняются движения кистями рук):
Ми - ми -ми- меня за руки возьми.
Ра - ра - ра - за горой стоит гора.
По - по - по -песню пой.
Ят - ят - ят - птички летят.
Ча - ча - ча - сниму пушинку я с плеча.
Ки - ки - ки - стали мы волшебники!
- Теперь можно встретиться со сказкой. Отправляемся в детский театр, который мы построили, где живёт сказка. На чём мы туда доберёмся отгадать поможет загадка:
-В любое место он вас донесёт
Куда пожелаете сами.
И не успеете вы оглянуться,
Как встретитесь вдруг с чудесами.
И вовсе не нужен ему пилот,
Ведь это волшебный … (ковёр самолёт)
- Молодцы, отгадали, а вот и мой волшебный помощник садитесь на ковер - самолет, он донесет нас в страну сказок.( дети усаживаются на ковёр в позе "лотоса")
- 1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем. Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес. 1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать (воспитатель перевоплощается в сказочницу при помощи элементов костюма: платок или шляпка, книга сказок в руках).
- Мы оказались в сказке, вытяните ладошки вперёд.
- Повторяйте:
- Сказка прыгнула в ладошку, как кошка (выполнить пальчиковое упражнение "Кошка"),
- Заиграла на щёчках румянцем (выполнить лёгкий массаж подушками пальцев),
- И запрыгала солнечным зайцем. (выполнить упражнение "Зайчик").
- Мы со сказкой не знаем скуки,
- Протяните друг другу руки (вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают пальцы рук).
- И с улыбкой сказку встречайте!
Встречает сказочница:
-Ребята, какой предмет помогает в сказках найти правильный путь? (клубок ниток)
На столе под платком - корзина с клубочками.
-Посмотрите, что случилось с клубочками? (распутались) Это злая Баба Яга заколдовала наши клубочки.
- Что сделаем с клубочками? (смотаем) Выбирайте по одному клубочку и сматывайте. Дети сматывают клубки и повторяют скороговорку:
- Давайте проговорим скороговорку про Бабушка Ягу. Злая Бабушка Яга суп сварила из зерна.( повторить вместе, и индивидуально)
- Мой волшебный клубок подсказывает, что нужно двигаться дальше. (подходят к столу , где спрятаны карточки со сказками)
- Ой, ребята, вы слышите, кто-то кричит «Помогите!». На столе - сюжетные картинки русских народных сказок .Это сказки заблудились, помогите найти из какой сказки картинка? Проводиться игра «Помогите!» (дети помещают на веревочку картинки с сюжетом сказок, прикрепляя их с помощью прищепок.)
- «Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»).
- «Помогите, я разбила яйцо - не простое, а золотое!» («Курочка ряба»).
- «Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»).
- «Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
- «Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»).
- «Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»).
- «Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь»).
Дети подходят к доске с картинками. Воспитатель опрашивает индивидуально.
- Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили - были...)
- Кто главный герой в сказке " Три медведя?" ( Машенька), а в сказке "Гуси лебеди?"( сестрица и братец)
- В какой сказке тоже живут сестра и брат? ( "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".)
- Какие родственники живут в сказке про курочку Рябу? (дедушка и бабушка.)
- Какими словами обычно заканчиваются русские народные сказки? (Вот и сказки конец, а кто слушал - молодец. ...И жили они долго и счастливо.)
- Спасибо, помогли вы расколдовать наши сказки. Но это ещё не всё. Баба Яга сделала невидимыми героев наших любимых сказок, но я думаю и это для нас не беда. Подумайте, с помощью чего, мы можем выложить изображения героев сказок? (Из палочек, спичек. Дети подходят к столу, договариваются кто с кем будет работать в паре, выкладывают из палочек изображения героев сказки по схеме.) Затем педагог опрашивает:
- Кто из героев сказок получился? Помогите мне сказать правильно:
- У меня для вас сюрприз, посмотрите , что в корзине? (пальчиковые куклы)
- Вспомните, из какой сказки эти герои? Предлагаю вспомнить сказку, которую мы придумали вместе " Под зонтом" (дети распределяют роли, одевают кукол на пальчики).
Драматизация сказки:
Сказочница (кукла девочки, бабушки):
- Дождь застал меня в пути,
Надо крышу мне найти (воспитатель открывает зонт). Девочка встаёт под зонт.
- Посмотрите - ка, друзья мышка к нам идёт сюда (воспитатель).
Мышь:
- Я под зонтиком укроюсь,
Отогреюсь и отмоюсь! (встаёт под зонт)
- Кто - то важный вот идёт, крылья машет, не поёт (воспитатель).
Курочка (петух):
- Вы меня уж пожалейте, крылья вымокли мои!
Мышь:
- Иди, иди!
- Заяц прыгает, смотрите! (воспитатель)
Заяц:
- Можно с вами здесь укрыться,
Негде мне от ливня скрыться?
Сказочница:
- Места нет здесь, ты ведь видишь!
Курочка:
- В тесноте , да не в обиде.
Сказочница:
- Ладно, прячься поскорее,
Ну, не бойся, будь смелее.
- Потеснились все друзья,
Ой, волчок идёт сюда! (воспитатель)
Волк:
- Весь замёрз я и устал,
В лужу мокрую упал.
Заяц:
- Может, впустим мы волчка
И подвинемся, друзья?
Сказочница:
- Что ж иди!
- Ну, какая же краса в гости к нам идёт лиса...(воспитатель).
Лиса:
- Зайца здесь вы не видали?
Мои ноженьки устали,
Место мало, вижу я,
Но впустите же меня!
Волк:
- Пожалеем и лису
Эту хитрую красу!
- Кто-то там шуршит в дали?
Поскорее, поспеши! (воспитатель)
Ёж:
- Добрый день, я колючий ёж,
На колючки я похож.
Места много не займу,
Ну, примите же, прошу!
Все:
- Иди!
- Вышел на поляну мишка,
Косолапый шалунишка (воспитатель).
Медведь:
- Посмотрите, нет дождя,
Выходите все, друзья!
Педагог закрывает зонт.
- Как же места вам хватило,
Одному ведь тесно было?
Сказочница:
- Дождик вместе нас собрал,
Нам укрытием зонтик стал.
Будем мы теперь дружить,
В мире дружбы вместе жить.
Все:
- Когда дружба наступает,
Вместе тесно не бывает!
Воспитатель:
- Артистами ребята побывали,
И сказку вы, ребята, показали.
Артисты, зрители-все были хороши
Похлопаем друг другу от души!
- Спасибо вам ребята. Понравилось в театре? Мы побывали в театре вместе , как дружная семья! Почему про нас можно сказать - семья? (мы всё делали вместе, нас много, мы играем дружно, мы умеем договариваться)
- Пришла пора возвращаться из сказочного театра. Проходите, садитесь на волшебный ковёр - самолёт.
- 1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем. Мы летим из страны чудес, мимо голубых небес. 1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать (воспитатель снимает наряд сказочницы).
- Давайте немного отдохнём и поиграем (дети выходят на ковёр , педагог рассыпает массажные мячики).
- Иглбол - помощник наш
Сейчас сделает массаж!
(Взять массажный мячик)
Начнём быстро мы катать,
Будем весело играть!
Назад - вперёд! Назад - вперёд!
(Правой рукой катать мячик)
Ускоряем ещё ход!
(Ускоряя движение)
Назад - вперёд! Назад - вперёд!
А потом круговорот.
(Круговые движения ладошкой)
Иглбол, не понарошку,
Быстро прыгай к нам в ладошку.
(Положить массажный мячик в правую руку)
Начнём мячик мы сжимать.
(Пальчиками сначала одной руки, потом другой, поочерёдно нажимать на иголки-шипики)
Не зевай, не зевай…
На иголки нажимай!
Продолжаем мы игру,
Иглбол сейчас потру.
(Катать массажный мячик между ладошками)
Тише, тише остановка.
Иглбол прижмём слегка,
(Ладошки прижать к себе)
И шепнём ему: пока!
Вот и кончилась игра, завтра встретимся с утра!
- Вы все такие молодцы, понравилось играть? Где мы сегодня с вами побывали? В сказочном театре. А с кем бы из членов своей семьи вы бы хотели в следующий раз пойти в театр? ( ответы детей)
- Предлагаю выложить из крупы героев сказок для своих родных (на столе коробочки с рисовой, гороховой крупой, манной, гречневой, пшено, фасоль, арбузные семечки, картон А4, салфетки). Дети самостоятельно выбирают картинки со схематичным изображением сказочных героев, педагог напоминает приёмы и последовательность работы. Расспрашивает детей, какой крупой будут посыпать, как. Из чего можно выложить глаза, уши. Затем рассматривают поделки, организуют выставку работ.