.. «Учимся по сказке»
..Перспективное и календарное планирование составлено на основе программы "Детсво", которая не предлагает готовых конспектов и сценариев педагогического процесса, она рассчитана на творческий характер ее применения педагогом. Образовательная ситуация может конструироваться в многообразии форм, в том числе экспериментирование и исследование. Главное чтобы наполнить повседневную жизнь группы интерессными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.
..Содержательные связи между разными разделами программы "Детство" позволяют нам при конструировании педагогического процесса интегрировать образовательное содержание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
.....«Учимся по сказке» .....Перспективное и календарное планирование составлено на основе программы "Детсво", которая не предлагает готовых конспектов и сценариев педагогического процесса, она рассчитана на творческий характер ее применения педагогом. Образовательная ситуация может конструироваться в многообразии форм, в том числе экспериментирование и исследование. Главное чтобы наполнить повседневную жизнь группы интерессными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. .....Содержательные связи между разными разделами программы "Детство" позволяют нам при конструировании педагогического процесса интегрировать образовательное содержание.
.....Творческое название проекта:
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
..... Так как проект реализован на базе разновозрастной группы, то и работа по формированию представлений велась последовательно, согласно возрастным особенностям каждого ребенка:
.....Для детей 3-4 лет (младшая группа) - обучение умению видеть результат в каждом процессе.
.....Для детей 4-5 лет (средняя группа) - поддержание и развитие естественного интереса детей к познанию предметного мира, желание принять участие в сюжетно-ролевых играх.
.....Для детей 5-7 лет (старшая и подготовительная группы) - раскрывать существенные особенности предметов, способствовать освоению вариативных способов познания и интелектуальной деятельности.
Основная цель нашего проекта - помочь каждому ребенку максимально реализовать свой личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт. .....Данная технология является экспресс-диагностикой, так как не требует длительного комплексного исследования, а позволяет относительно быстро выявить насколько успешно освоили дети программное содержание.
Перспективное планирование
Сентябрь
.....сказка: "Петушок и бобовое зернышко" .....нравственный урок: мир не без добрых людей .....проблемные вопросы: ..........Как из травы появляется масло? ..........Какие поля бывыают? .....ИЗО: травка для Коровы (рисование), зернышки для Петушка (лепка) .....Конструирование: домик для Курочки и Петушка (из палочек) .....Математика: разрезные картинки .....Музыкальное занятие: "Порадуем своих родных" .....Ознакомление с окружающим: собери картину (дидактичекая игра), "Курочка и цыплята" (подвижная игра), картина И.Ерышева "Хлебное поле" .....Экология: какую пользу приносит Корова в сказке?
Октябрь
.....сказка: "Маша и Медведь" .....нравственный урок: научит горюна другая сторона .....проблемные вопросы: ..........Почему Медведь не съел Машу? ..........Чем питается Медведь? .....ИЗО: украсить чашку для Медведя (рисование), "Пирожки для друга" (лепка) .....Конструирование: елка в лесу (из палочек) .....Математика: почини коврик Медведю (геометрические фигуры) .....Музыкальное занятие: "Пригласим друзей в гости" .....Ознакомление с окружающим: "Отгадай на ощупь" (дидактичекая игра), "У Медведя во бору" (подвижная игра), картина И.Шишкина "Утро в сосновом бору" .....Экология: помощь Маше в трудной ситуации
Ноябрь
.....сказка: "Лиса и Заяц" .....нравственный урок: не имей сто рублей, а имей сто друзей .....проблемные вопросы: ..........Кто живет в лесу? ..........Как узнать наступила ли зима? .....ИЗО: Лиса и Заяц (рисование), Лиса (лепка) .....Конструирование: изготовление масок для игры .....Математика: дом для Лисы (геометрические фигуры) .....Музыкальное занятие: "Времена года" П.Чайковский .....Ознакомление с окружающим: "Домино" (дидактичекая игра), "Бездомный Заяц" (подвижная игра) .....Экология: зимние условия в лесу
Декабрь
.....сказка: "Репка" .....нравственный урок: вместе вдвое дело любое справится у друзей .....проблемные вопросы: ..........Что созрело в огороде? ..........Кто из зверей любит овощи? .....ИЗО: "Репка большая-пребольшая" (рисование), "Вот так Репка" (лепка) .....Конструирование: городок для любымых героев (из крупного материала) .....Математика: раздели Репку на всех (пополам, на четыре, на восемь) .....Музыкальное занятие: "Веселый хоровод" .....Ознакомление с окружающим: овощи - фрукты (дидактичекая игра), собери урожай (подвижная игра), картина Д.Александрова "Зимняя сказка" .....Экология: Как Дед вырастил большую Репку?
Январь
.....сказка: "Теремок" .....нравственный урок: в тесноте, да не в обиде .....проблемные вопросы: ..........Как зимуют звери? ..........Какая польза от зверей? .....ИЗО: украсить фартук для Мышки (рисование), "Заяц - длинные уши" (лепка) .....Конструирование: новый теремок (из крупного материала) .....Математика: посчитай зверей (порядковый счет и счет парами) .....Музыкальное занятие "Как во тереме высоком" .....Ознакомление с окружающим: "Кто спрятался?" (дидактичекая игра), "Кто быстрее?" (подвижная игра), картина В.Циплакова "Око зимой" .....Экология: чем питаются животные в лесу зимой?
Февраль
.....сказка: "Колобок" .....нравственный урок: не верь речам, где меду с лишком, не будь самоуверен слишком .....проблемные вопросы: ..........Как хлеб на стол пришел? ..........Почему Колобок катится? .....ИЗО: пшеничное поле (рисование), Колобок (лепка) .....Конструирование: кормушки для птиц .....Математика: исследование форм геометрических фигур .....Музыкальное занятие: "Колобок наоборот" .....Ознакомление с окружающим: "От зернышка до булочки" (дидактичекая игра), "А что потом?" (подвижная игра), картина А.Пластова "Ужин тракториста" .....Экология: "Хлебная копилка"
Март
.....сказка: "Волк и семеро козлят" .....нравственный урок: захотел побыть Волк в овечьей шкуре, да не вышло .....проблемные вопросы: ..........Для чего Козе рога? ..........Как относятся мамы-животные к своим детенышам? .....ИЗО: "корзина для мамы Козы" (рисование), "Овощи для козлят" (лепка) .....Конструирование: животные из целиндров (ручной труд) .....Математика: сходство и отличае цифр "7" и "1" .....Музыкальное занятие: "Лесная сказка" .....Ознакомление с окружающим: "Когда придет мама?" (дидактичекая игра), "Веселые старты" (подвижная игра), картина Ван Гога "Корзина с яблоками" .....Экология: как удалось Козе с козлятами выжить зимой?
Апрель
.....сказка: "Три медведя" .....нравственный урок: чьи хоромы, того и хлеб .....проблемные вопросы: ..........Как выйти из леса? ..........Почему Маша испугалась медведей? .....ИЗО: миска для Мишутки (рисование), посуда для всей семьи (лепка) .....Конструирование: мебель для героев (из крупного материала) .....Математика: размер - больше, меньше, еще меньше .....Музыкальное занятие: "Забавные звери" .....Ознакомление с окружающим: "Кто где живет?" (дидактичекая игра), "Успей первым" (подвижная игра), картина "Дикие животные" .....Экология: почему Маша захотела есть и спать?
Май
.....сказка: "Курочка Ряба" .....нравственный урок: не в золоте счастье .....проблемные вопросы: ..........Кто вылупляется из яйца? ..........Кто такие птицы? .....ИЗО: Мышка-норушка (рисование), курочка Ряба (лепка) .....Конструирование: Курочка (техника оригами) .....Математика: сравнение объектов (форма, вес, цвет) .....Музыкальное занятие: "Страна чудес" .....Ознакомление с окружающим: "Где мои детки?" (дидактичекая игра), "Забавные упражнения" (подвижная игра), картина "Курочка с цыплятами" .....Экология: проследить эволюционную цепочку "Курица - Яйцо - Цыпленок - Курица - ..."
Лиса и Заяц
Описание проекта
Реализация проекта
Дидактические материалы
.....Через сказку дети знакомятся с сезонными изменениями в природе. .....Чтобы дети лучше усвоили материал, мы вместе с ними провели исследование: что изменилось в лесу? Они быстро наши различия, нарисовали рисунки, выучили стихи и загадки. Провели опыт со снегом. Составили мнемотаблицу «Сезонные изменения в природе». .....Исследуя тему «Дикие животные», мы рассмотрели иллюстрации к сказкам, прочитали стихи и загадки, обратили внимание на внешний вид и сезонные изменения у зверей: где они живут, чем питаются, как выхаживают своих малышей. Составили мнемотаблицу о диких животных, где использовали весь накопленный материал. .....Используя знания сказки, дети научились добру, дружбе, теплоте отношений, взаимопомощи. .....В конце месяца мы провели театрализованное представление «Лиса и Заяц», где подвели итоги проведенной работы в течении месяца: отметили самых активных детей, тех, кто собрал больше всех медалей, вручили призы - книги из серии «Мои любимые сказки».
Дидактические цели:
Формирование понимания нравственного смысла сказки, мотивированной оценки поступков и характеров героев; Применение мнемотаблиц для знакомства с окружающим миром; Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Методические задачи:
Научить оценивать личностные качества персонажей; запоминать отдельные слова и образные выражения из текста сказки; с помощью интонации передавать характеристики персонажей; Понять мотивы поступков героев; Воспитать доброжелательное отношение к героям сказки.
Проблемные вопросы учебной темы:
Кто живет в лесу? Как узнать, наступила ли Зима? Как изобразить сказку?
Темы исследований учащихся:
Дикие животные: волк, лиса, медведь и заяц. Сезонные изменения в природе. Создание мнемотаблиц.
.....Работая над вопросом "Почему колобок катится?" определили различия между геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник; выделили их элементы, признаки устойчивости и неустойчивости. .....Знакомясь с работой хлеборобов, дети научились взаимовыручке, терпению, трудолюбию, уважать нелегкий труд хлебороба и повара. .....По итогам проведенной работы мы подготовили сказку "Колобок наоборот", а в качестве приза был Большой Каравай, испеченный родителями.
Дидактические цели:
Формирование понимания нравственного смысла сказки, мотивированной оценки поступков и характеров героев; Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного и логического мышления; мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Методические задачи:
Расширить и углубить представления детей о процессе выращивания хлеба; Воспитать уважение к труженикам полей, бережному отношению к хлебу; Научить выделять основной признак предметов - форму; Развить комбинированные способности у детей; Привить детям любовь к родной земле; Научить применять мнемотаблицы для знакомства с трудом взрослых;
Проблемные вопросы учебной темы:
Кто выращивает хлеб? Откуда на нашем столе пышные и румяные булочки? Почему колобок катится? Как изобразить сказку?
Темы исследований учащихся:
От зерна до булочки. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Создание мнемотаблиц.
В помощь воспитателю
.....Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. .....Особое место в работе с детьми мы отводим мнемотаблицам. Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.
.....Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2. Преобразование из абстрактных символов в образы. 3. Пересказ сказки с опорой на символы (образы). 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. 5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.
.....В тематические рамки сказки включается несколько занятий. Занятия в свою очередь, содержат несколько игровых заданий и исследований. Занятия носят комплексный характер и направлены на развитие у детей речевой и психической деятельности: запоминание мнемотаблиц развивает зрительную память, внимание; заучивание стихов, потешек развивает слуховую память; обыгрывание сказки – память и мышление.
Мнемотаблицы к русским народным сказкам
Три медведя
Колобок
Курочка Ряба
Лиса и Заяц
Маша и Медведь
Петушок и Бобовое зернышко
Репка
Теремок
Волк и семеро козлят
Итак, мы сегодня для вас открываем Наш фотоальбом: Мы в этом альбоме гостей принимаем, Цветы поливаем и в игры играем, Мы спорим, гуляем, мы дом убираем, Друзей вспоминаем и песни поем.
Учить трудиться, думать смело, Шагать - дороги хороши... Нет в мире радостнее дела, Чем воспитание души! Наставником - стихи и песни, Сверканье вдохновенных строк, Мудрейшей изо всех профессий, Величью званья: "Педагог!"
Трудно детей своих воспитать, Многое нужно для этого знать. Родителям мы хотим пожелать: Детям всегда во всем помогать, А главное - без сомненья - Желаем мы вам терпенья!