: 1)формирование читательской компетентности учащихся; учить пониманию текста на уровне содержания; учить выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;
2)развивать умение прогнозировать содержание текста по ключевым словам, заглавию, иллюстрации; развивать умение формулировать основную мысль текста, соотносить основную мысль с заглавием;
3) воспитывать честность на примере главного героя сказки.
Оборудование к уроку: учебник литературного чтения для 5класса, рабочая тетрадь по литературному чтению, книга «Честный мальчик» интерактивная доска
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Минутка тишины
Релаксация
- Ребята, я приглашаю вас в мир «минутки тишины». Ее будет сопровождать красивая, волшебная музыка. Давайте послушаем эту музыку (пауза).
- Закройте глаза. Представьте, что перед нами раскрывается сказочная картина: дивный лес, удивительные животные, звери и птицы. Все это – дети Земли. Куланы, олени, лоси, зайцы, белочки доверчиво подходят к нам. В их глазах вера и надежда, что человек – это друг, который никогда их не обидит (пауза). Земля наполнена светом чудесного сияющего солнышка. Лучи солнца согревают всех детей Земли. Свет солнца дарит мир всему окружающему (пауза). От лучиков солнышка все становится ласковым и дружелюбным (пауза). Свет солнца соединяется с нашими самыми добрыми и нежными чувствами (пауза). Эти чувства мы посылаем своим близким и родным, своим друзьям и знакомым (пауза). От этого нам становится приятно и легко. Запомним это чувство (пауза). А теперь откроем глаза, улыбнемся миру (пауза). Улыбнемся друг другу и пожелаем мира, согласия себе и другим. Все близкие и родные, друзья и знакомые сказали нам «спасибо». И это правда.
Часть 2.
- Правда – это важная духовная ценность человека и человечества. Правда – это истина, которая соответствует действительности и основана на честности, справедливости.
III. Актуализация знаний
− А теперь давайте вспомним и скажем, как называется раздел, в котором мы изучаем сказки?
Мы познакомились уже с несколькими сказками из данного раздела.
− Что объединяет все эти сказки? Чему нас учат эти сказки?
− Какие человеческие качества можно противопоставить мудрости?
− Ребята, а трудно ли быть честным?
− Что значит, быть честным?
Иногда люди друг другу не говорят правду. Правильно ли это?
- Давайте рассмотрим ситуацию, которая может произойти в жизни каждого человека.
- Вы знаете, что ваш друг совершил нечестный поступок, а учитель подозревает в этом другого человека. Как вы поступите? (Ответы детей).
- Говорить правду трудно. Порой гораздо удобнее и легче бывает промолчать. Для того, чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью. У каждого человека в жизни бывают ситуации, когда ему приходится решать: промолчать или сказать правду. И только вы , я думаю, сами можете сделать правильный выбор.
Но помните, человек может уважать себя только тогда, когда его совесть чиста, и только человека с открытой душой, добрым сердцем и чистой совестью уважают и любят другие.
IV.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы продолжим знакомство со сказками.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла пословицу «Где правда, там и счастье».
− Как вы понимаете смысл данной пословицы?
Сегодня на уроке нам нужно либо доказать либо опровергнуть истинность данной пословицы. А поможет нам корейская сказка «Честный мальчик» (демонстрирую книгу «Честный мальчик)
V. Открытие новых знаний.
1) Работа с текстом до чтения.
а) Работа с заглавием сказки.
Прежде чем начать читать эту сказку, давайте прочитаем название этой сказки. Что можно узнать из заглавия?
− Кто автор данной сказки?
− А кто из вас знает, как называется страна, в которой живёт корейский народ?
Совершенно верно, страна называется Корея, а корейцы - очень трудолюбивый народ. Давайте немного окунемся в мир автора этой сказки.
(Презентация картин).Ребята, посмотрев эти картинки мы немного себе представили себе эту страну.
в) Составление сказки по ключевым словам
− Прочитайте ключевые слова к сказке и составьте по ним сказку.
− Кто хочет поделиться с нами составленной сказкой?
− Слова были у всех одинаковые, а содержание сказок получилось разное. Почему?
2) Физкультминутка.
3) Работа с текстом во время чтения.
Давайте прочитаем сказку и сравним её с нашими, оправдаются ли наши предположения?
а) Чтение учителем сказки.
− Оправдались ли наши предположения?
− Кто герои сказки?
− За что император наградил мальчика?
б) Повторное чтение сказки вслух, ответы на вопросы по содержанию сказки и деление её на части.
Давайте внимательно прочитаем сказку, разделим её на смысловые части, и постараемся понять ее содержание. (План по мере его составления записывается на доске)
− Почему император решил усыновить мальчика? Какое у него было горе?
− Что он решил сделать?
− Что произошло через месяц?
− Что держали дети в руках?
− Обрадовался ли император красивым цветам?
− Кого он выбрал в сыновья?
− Почему?
− Найдите слова, которые доказывают, что мальчик был не только честный, но и вежливый, добрый, трудолюбивый.
VI. Первичное закрепление и беседа о жанре произведения.
− А для чего мы внимательно читали сказку?
− Для чего необходимо понимать содержание?
− Назовите главную мысль сказки.
− Похожа ли эта сказка и те, которые мы придумали по ключевым словам?
VI. Сказочная викторина.
VII . Рефлексия.
Прочитайте пословицу-эпиграф к нашему уроку. Подходят ли она к сказке? Можем ли мы утверждать, что где правда, там и счастье? Почему?
− Почему корейский народ выбрал именно такое заглавие для своей сказки? Можно ли озаглавить по другому?
− Зачем эту сказку взрослые рассказывают детям? Чему учит сказка?
− В жизни эти качества важны или нет?
− Если бы вы были на месте мальчика, как бы вы поступили?
Самооценка деятельности на уроке.
VIII . Домашнее задание: чтение и пересказ сказки по составленному плану. Нарисовать понравившийся вам один эпизод.