Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Тема урока: русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Цели и задачи:
1. Создать эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках.
2. Формировать умение оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи.
3. Формировать умение определять идею произведения, отношение к литературным персонажам.
4. Способствовать развитию связной речи детей, их мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания.
5. Способствовать совершенствованию техники чтения, навыков пересказа, ролевого чтения, умением слушать друг друга.
Планируемые результаты:
Предметные:
- усовершенствовать умение зрительно конкретизировать образы персонажей;
-умение определять тему, проблематику и идею произведения;
-умение соотносить начало и финал произведения, и его название с его идеей;
-давать речевую характеристику персонажей;
-умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста.
Личностные:
-усовершенствовать умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД
-ориентироваться в своей системе знаний;
-осуществлять анализ объектов;
-находить ответы на вопросы в тексте;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
Регулятивные УУД
-усовершенствовать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
-уметь слушать и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной форме.
Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство.
Ход урока
I. Мотивационно-целевой этап.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
- Мы продолжаем с вами знакомиться с русскими народными сказками.
(Слайд 2)
- Для чего нам нужны сказки? (Со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости).
- Чем отличается народная сказка от авторской? (Самым главным отличием является авторство: Народные сказки сложил и передал народ; Авторские сказки имеют единственного автора, имеющего законные права на эти работы.)
(Слайд 3)
- Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей писатель и общественный деятель князь Евгений Николаевич Трубецкой писал: «Сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое».
- Как Вы понимаете эти слова? (Всегда в русских сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму).
- Да. Всех нас – и взрослых и маленьких. И русские пословицы помогают нам яснее понять намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.
(Слайд 4)
- Отгадаете загадки и узнаете, кто главный герой на уроке сегодня.
Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
Её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт. (Лиса)
Чёрно-белая окраска,
Над глазами брови красны,
Петухами заливаются,
«Булькают», играются! (Тетерев)
- Какие сказки о лисе вы знаете? (Ответы учащихся).
(Слайд 5)
- Есть такая пословица у русского народа: «Лисица семерых волков проведёт».
- Как вы понимаете эту пословицу? Объясните. (Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других).
- Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула? (Ответы детей)
- Какая в них лиса? (Ответы детей)
Сегодня познакомимся с русской народной сказкой, в которой лиса - главный герой.
(Слайд 6)
- А сказка называется … (Лиса и тетерев)
- Как вы думаете, о чем будет эта сказка? (Ответы детей)
II. Ориентировочный этап.
(Слайд 7)
- Давайте познакомимся с планом на урок.
1. Познакомиться со сказкой «Лиса и тетерев»
2. Учиться анализировать текст
3. Учиться находить главную мысль
4. Учиться работать с текстом
5. Учиться читать текст по ролям
III. Поисково-исследовательский этап.
(Слайд 8)
- Давайте познакомимся со сказкой, и вы посмотрите, верны ли ваши предположения по поводу содержания и поделитесь своими мыслями и чувствами (чтение: учитель-ученик-учитель).
(Слайд 9)
- Понравилась ли вам сказка?
- Какое настроение вызывает эта сказка?
- О чем вы думали, когда читали сказку?
- Поделитесь своими впечатлениями.
- Кто из героев вам понравился больше? Объясните.
(Слайд 10)
Физкультминутка.
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг! На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг! И снова стой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
(Слайд 11)
- Прочитаем сказку по цепочке.
(Слайд 12)
- Объясните значение слов: указ, навострить уши, проведать, нынче, кабы.
IV. Практический этап.
(Слайд 13)
- Найдите этот эпизод в тексте.
- Найдите, как лиса называет тетерева.
- Найдите в тексте, как просила лиса, чтобы тетерев спустился на землю.
- Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?
- Прочитайте, как тетерев избавился от лисы.
- Охарактеризуйте лису и тетерева.
(Слайд 14)
- Ребята, прочитайте пословицы. Какие пословицы подходят к сказке?
Семь раз отмерь – один отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Яркие звёзды к холоду.
Чего себе не хочется, того и другому не делай.
Язык мягок – что хочет, то и лопочет.
Правда, как ни прячь, наружу выйдет.
Делу время, потехе час.
Не рой другому яму – сам в неё попадешь.
- Давайте прослушаем аудиоматериал выразительного чтения сказки «Лиса и тетерев».
(Слайд 15)
- Давайте прочитаем сказку по ролям. (лиса - …, тетерев - …, автор - …)
V. Рефлексивно-оценочный этап.
Тест в презентации.
- Чему учит сказка? Поняли ли вы мысль сказки? (Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи)
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение сказки (базовый уровень).
Подготовить пересказ сказки: девочки от лица лисы, мальчики от лица тетерева (повышенный уровень).
Сказка «Лиса и тетерев»
Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
— Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
— Спасибо на добром слове, - сказал Тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:
— Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.
Тетерев сказал:
— Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.
— Или ты меня боишься? — сказала Лисица.
— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.
— Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.
— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.
И убежала.