kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русская народная сказка Лиса и тетерев

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

 

Тема урока: русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Цели и задачи:

1. Создать эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках.

2. Формировать умение оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи.

3. Формировать умение определять идею произведения, отношение к литературным персонажам.

4. Способствовать развитию связной речи детей, их мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания.

5. Способствовать совершенствованию техники чтения, навыков пересказа, ролевого чтения, умением слушать друг друга.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- усовершенствовать умение зрительно конкретизировать образы персонажей;

-умение определять тему, проблематику и идею произведения;

-умение соотносить начало и финал произведения, и его название с его идеей;

-давать речевую характеристику персонажей;

-умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста.

Личностные: 

-усовершенствовать умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД

-ориентироваться в своей системе знаний;

-осуществлять анализ объектов;

-находить ответы на вопросы в тексте;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Регулятивные УУД

-усовершенствовать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

-уметь слушать и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной форме.

Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство.

 

Ход урока

I. Мотивационно-целевой этап.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

- Мы продолжаем с вами знакомиться с русскими народными сказками.

(Слайд 2)

- Для чего нам нужны сказки? (Со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости).

- Чем отличается народная сказка от авторской? (Самым главным отличием является авторство: Народные сказки сложил и передал народ; Авторские сказки имеют единственного автора, имеющего законные права на эти работы.)

(Слайд 3)

- Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей писатель и общественный деятель князь Евгений Николаевич Трубецкой писал: «Сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое».

- Как Вы понимаете эти слова? (Всегда в русских сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму).

- Да. Всех нас – и взрослых и маленьких. И русские пословицы помогают нам яснее понять намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.

(Слайд 4)

- Отгадаете загадки и узнаете, кто главный герой на уроке сегодня.

Рыжая плутовка 
Обманывает ловко.
Её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт. (Лиса)

Чёрно-белая окраска,

Над глазами брови красны,

Петухами заливаются,

«Булькают», играются! (Тетерев)

- Какие сказки о лисе вы знаете? (Ответы учащихся).

(Слайд 5)

- Есть такая пословица у русского народа: «Лисица семерых волков проведёт».

- Как вы понимаете эту пословицу? Объясните. (Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других).

- Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула? (Ответы детей)

- Какая в них лиса? (Ответы детей)

Сегодня познакомимся с русской народной сказкой, в которой лиса - главный герой.

(Слайд 6)

- А сказка называется … (Лиса и тетерев)

- Как вы думаете, о чем будет эта сказка? (Ответы детей)

II. Ориентировочный этап.

(Слайд 7)

- Давайте познакомимся с планом на урок.

1. Познакомиться со сказкой «Лиса и тетерев»

2. Учиться анализировать текст

3. Учиться находить главную мысль

4. Учиться работать с текстом

5. Учиться читать текст по ролям

III. Поисково-исследовательский этап.

(Слайд 8)

- Давайте познакомимся со сказкой, и вы посмотрите, верны ли ваши предположения по поводу содержания и поделитесь своими мыслями и чувствами (чтение: учитель-ученик-учитель).

(Слайд 9)

- Понравилась ли вам сказка?

- Какое настроение вызывает эта сказка?

- О чем вы думали, когда читали сказку?

- Поделитесь своими впечатлениями.

- Кто из героев вам понравился больше? Объясните.

(Слайд 10)

Физкультминутка.

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг! На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг! И снова стой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

(Слайд 11)

- Прочитаем сказку по цепочке.

 (Слайд 12)

- Объясните значение слов: указ, навострить уши, проведать, нынче, кабы.

IV. Практический этап.

(Слайд 13)

- Найдите этот эпизод в тексте.

- Найдите, как лиса называет тетерева.

- Найдите в тексте, как просила лиса, чтобы тетерев спустился на землю.

- Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?

- Прочитайте, как тетерев избавился от лисы.

- Охарактеризуйте лису и тетерева.

(Слайд 14)

- Ребята, прочитайте пословицы. Какие пословицы подходят к сказке?

Семь раз отмерь – один отрежь. 
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 
Яркие звёзды к холоду. 
Чего себе не хочется, того и другому не делай. 
Язык мягок – что хочет, то и лопочет. 
Правда, как ни прячь, наружу выйдет. 
Делу время, потехе час. 
Не рой другому яму – сам в неё попадешь.

- Давайте прослушаем аудиоматериал выразительного чтения сказки «Лиса и тетерев».

(Слайд 15)

- Давайте прочитаем сказку по ролям. (лиса - …, тетерев - …, автор - …)

V. Рефлексивно-оценочный этап.

Тест в презентации.

- Чему учит сказка? Поняли ли вы мысль сказки? (Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи)

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение сказки (базовый уровень).

Подготовить пересказ сказки: девочки от лица лисы, мальчики от лица тетерева (повышенный уровень).

Сказка «Лиса и тетерев»

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, - сказал Тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

— Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала Лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.

— Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.

И убежала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка Лиса и тетерев»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе


Тема урока: русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Цели и задачи:

1. Создать эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках.

2. Формировать умение оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи.

3. Формировать умение определять идею произведения, отношение к литературным персонажам.

4. Способствовать развитию связной речи детей, их мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания.

5. Способствовать совершенствованию техники чтения, навыков пересказа, ролевого чтения, умением слушать друг друга.

Планируемые результаты:

Предметные:

- усовершенствовать умение зрительно конкретизировать образы персонажей;

-умение определять тему, проблематику и идею произведения;

-умение соотносить начало и финал произведения, и его название с его идеей;

-давать речевую характеристику персонажей;

-умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста.

Личностные:

-усовершенствовать умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД

-ориентироваться в своей системе знаний;

-осуществлять анализ объектов;

-находить ответы на вопросы в тексте;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Регулятивные УУД

-усовершенствовать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

-уметь слушать и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной форме.

Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство.



Ход урока

I. Мотивационно-целевой этап.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

- Мы продолжаем с вами знакомиться с русскими народными сказками.

(Слайд 2)

- Для чего нам нужны сказки? (Со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости).

- Чем отличается народная сказка от авторской? (Самым главным отличием является авторство: Народные сказки сложил и передал народ; Авторские сказки имеют единственного автора, имеющего законные права на эти работы.)

(Слайд 3)

- Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей писатель и общественный деятель князь Евгений Николаевич Трубецкой писал: «Сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое».

- Как Вы понимаете эти слова? (Всегда в русских сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму).

- Да. Всех нас – и взрослых и маленьких. И русские пословицы помогают нам яснее понять намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.

(Слайд 4)

- Отгадаете загадки и узнаете, кто главный герой на уроке сегодня.

Рыжая плутовка 
Обманывает ловко.
Её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт. (Лиса)

Чёрно-белая окраска,

Над глазами брови красны,

Петухами заливаются,

«Булькают», играются! (Тетерев)

- Какие сказки о лисе вы знаете? (Ответы учащихся).

(Слайд 5)

- Есть такая пословица у русского народа: «Лисица семерых волков проведёт».

- Как вы понимаете эту пословицу? Объясните. (Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других).

- Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула? (Ответы детей)

- Какая в них лиса? (Ответы детей)

Сегодня познакомимся с русской народной сказкой, в которой лиса - главный герой.

(Слайд 6)

- А сказка называется … (Лиса и тетерев)

- Как вы думаете, о чем будет эта сказка? (Ответы детей)

II. Ориентировочный этап.

(Слайд 7)

- Давайте познакомимся с планом на урок.

1. Познакомиться со сказкой «Лиса и тетерев»

2. Учиться анализировать текст

3. Учиться находить главную мысль

4. Учиться работать с текстом

5. Учиться читать текст по ролям

III. Поисково-исследовательский этап.

(Слайд 8)

- Давайте познакомимся со сказкой, и вы посмотрите, верны ли ваши предположения по поводу содержания и поделитесь своими мыслями и чувствами (чтение: учитель-ученик-учитель).

(Слайд 9)

- Понравилась ли вам сказка?

- Какое настроение вызывает эта сказка?

- О чем вы думали, когда читали сказку?

- Поделитесь своими впечатлениями.

- Кто из героев вам понравился больше? Объясните.

(Слайд 10)

Физкультминутка.

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг! На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг! И снова стой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

(Слайд 11)

- Прочитаем сказку по цепочке.

(Слайд 12)

- Объясните значение слов: указ, навострить уши, проведать, нынче, кабы.

IV. Практический этап.

(Слайд 13)

- Найдите этот эпизод в тексте.

- Найдите, как лиса называет тетерева.

- Найдите в тексте, как просила лиса, чтобы тетерев спустился на землю.

- Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?

- Прочитайте, как тетерев избавился от лисы.

- Охарактеризуйте лису и тетерева.

(Слайд 14)

- Ребята, прочитайте пословицы. Какие пословицы подходят к сказке?

Семь раз отмерь – один отрежь. 
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 
Яркие звёзды к холоду. 
Чего себе не хочется, того и другому не делай. 
Язык мягок – что хочет, то и лопочет. 
Правда, как ни прячь, наружу выйдет. 
Делу время, потехе час. 
Не рой другому яму – сам в неё попадешь.

- Давайте прослушаем аудиоматериал выразительного чтения сказки «Лиса и тетерев».

(Слайд 15)

- Давайте прочитаем сказку по ролям. (лиса - …, тетерев - …, автор - …)

V. Рефлексивно-оценочный этап.

Тест в презентации.

- Чему учит сказка? Поняли ли вы мысль сказки? (Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи)

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение сказки (базовый уровень).

Подготовить пересказ сказки: девочки от лица лисы, мальчики от лица тетерева (повышенный уровень).

Сказка «Лиса и тетерев»

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, - сказал Тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

— Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала Лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.

— Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.

И убежала.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Русская народная сказка Лиса и тетерев

Автор: Угрюмова Наталья Ивановна

Дата: 04.10.2020

Номер свидетельства: 559064

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Русская народная сказка "Лиса и тетерев""
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-po-tiemie-russkaia-narodnaia-skazka-lisa-i-tietieriev"
    ["file_id"] => string(6) "209023"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431000812"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, элементов драматизации Тема: пересказ русской народной сказки «Лиса и тетерев»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_nod_s_ispolzovaniem_zdorovesberegaiushchikh_igrovykh_tekhnologii_elem_3"
    ["file_id"] => string(6) "604143"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1649073802"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект урока  по литературному чтению во 2 классе «Лиса и тетерев» (русская народная сказка) "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-vo-2-klassie-lisa-i-tietieriev-russkaia-narodnaia-skazka"
    ["file_id"] => string(6) "227353"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440691866"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Урок литературного чтения во 2 - ом классе по теме "Сказка "Лиса и тетерев" "
    ["seo_title"] => string(81) "urok-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-om-klassie-po-tiemie-skazka-lisa-i-tietieriev"
    ["file_id"] => string(6) "247113"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446490261"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЧТЕНИЮ: "ПО СТРАНИЦАМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК" "
    ["seo_title"] => string(66) "otkrytyi-urok-po-chtieniiu-po-stranitsam-russkikh-narodnykh-skazok"
    ["file_id"] => string(6) "119191"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413364463"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства