Просмотр содержимого документа
«Досуга :"Чему нас учит сказка"»
Конспект досуга
«Чему нас учит сказка»
для детей старшей группы
Цель: Продолжать учить детей узнавать и пересказывать эпизоды знакомых сказок, учить передавать эмоциональное состояние героев, устанавливать причинно-следственные связи, расширять словарный запас. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.
Оборудование: Иллюстрации к сказкам «Снежная королева», «Колобок», «Приключения Буратино», «Теремок», «Крошечка Хаврошечка», «Царевна Лягушка», «Гуси-лебеди», мешочек с маленькими картинками, изображающими героев сказок.
Предварительная работа: Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию сказок.
Ход занятия
Дети сидят полукругом.
Воспитатель:Посмотрите в глаза друзей. Что вы в них видите? (Ответы детей.) А я вижу в ваших глазах доброту, искренность, доверчивость, а это значит, что вы вырастете добрыми, искренними, отзывчивыми людьми. И таких людей на нашей планете больше, чем злых и недобрых, которые совершают плохие поступки. Сейчас мы с вами станем участниками знакомых нам сказок, узнаем, чему нас учат сказки. Мы отправимся в удивительное путешествие туда, где сказки по земле ходят, где Емеля на печке к царю ездит в гости, где Иван Царевич смерть Кощееву ищет, а в садах яблоки молодильные растут.
Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.
И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,
Обожаемые сказки слаще ягоды любой.
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.
Воспитатель:
Отгадаем героев сказок:
1. Бабку с дедом я оставил, волноваться их заставил.
Мишку встретил я в лесу, волка, зайку и лису.
Много тропок исходил, ото всех я уходил.
От лисы уйти не смог. И зовусь я... (Колобок)
2. Дед растил меня с душой, овощ вырос я, большой.
Долго дед меня тащил, не хватило ему сил.
Врос в землю крепко. Кто же я конечно...? (репка)
3. У меня есть брат - козленок!
Он совсем ещё ребенок.
Он не слушался меня
И случилась с ним беда.
Говорила я ему: не пей с копытца
В колодце чистая водица! (Иванушка)
4. Я крошечная девочка, появилась из цветка.
Не больше я мизинчика красива и мила.
Принц подарил мне крылышки
И замуж взял меня. (Дюймовочка)
В круг вставайте дружно,
В сказки поиграть нам нужно!
Дети становятся в круг.
Воспитатель с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой. Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка». Коза -…; Медведь -…; Волк - …; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-… Тихо садимся на стульчики.
Воспитатель:
Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждет,
Русская народная, но доселе модная!
А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она…чудесная; есть волшебство, то... волшебная; есть добро, то … добрая; есть радость, то… радостная; есть загадки, то ... загадочная; есть мудрость, то … мудрая и т.д. - Скажите, почему сказки называют народными? (Ответы детей.)
Воспитатель: Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки (Ответы детей.) Люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро.
Воспитатель: Ребята, читая сказки, мы должны с вами научиться всему самому хорошему, но только надо видеть самое главное – смысл сказки и чему она учит.
Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается иллюстрация сказки «Теремок») А чему учит сказка «Теремок»? (Ответы детей) Как важно научиться жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы. Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни - добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к берёзке, к ручейку, к старичку, даже к Кощею Бессмертному.
Скажите, а в сказках все ли герои добрые и отзывчивые? Я предлагаю поиграть в игру. В этом волшебном узелке спрятались персонажи различных сказок, вы должны определить какие из них хорошие, добрые, а какие злые. Для этого давайте сделаем большой круг. Если из узелка вы достанете доброго героя, то остаетесь стоять в большом кругу, но, если вы достанете злого героя, то выходите в середину круга.
Игра «Волшебный узелок» Дети по очереди достают картинки и называют персонаж, определяют, чем он плох или хорош. В итоге получается два круга большой и маленький. - Посмотрите и скажите, какие герои встречаются в сказках чаще хорошие или плохие? Вы хотели бы дружить с этими героями? (Ответы детей).
Воспитатель: Чему же нас учат сказки? Какой можно сделать вывод?
Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают
Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
Сказка учит: хорошо иметь много друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.
Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.
Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство «полцарства в придачу».
Сказка учит любить свою Родину. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
Сказка содержит нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
И, главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Мы тоже будем совершать добрые поступки.