Действуя по данной технологии, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Выступление на педагогическом совете на тему: «Образовательная технология «Модель трех вопросов»
по направлению инновационной деятельности «Развитие качества дошкольного образования с использованием инструментария мониторинга качества дошкольного образования на образовательной платформе «Вдохновение».
Подготовили: А.В.Суфиярова, Д.Р. Галиева,
Г.К. Валимухаметова
Янаул, 2021
Слайд 1. Добрый день, уважаемые педагоги!
Слайд 2. С сентября месяца 2020 года на основании Положения о деятельности инновационных площадок АНО ДПО «Национальный институт качества образования», приказа № 9 от 01.07.2020г. был присвоен Стартовый статус инновационной площадке МАДОУ ДС № 7 «Колокольчик» г. Янаул по направлению инновационной деятельности Слайд 3.«Развитие качества дошкольного образования с использованием инструментария мониторинга качества дошкольного образования на образовательной платформе «Вдохновение».
Инновационная деятельность в рамках данной площадки осуществляется под руководством куратора Альбины Виловны.
Слайд 4. В состав рабочей группы по инновационной площадке входят:
- заведующий Валиахметова Ю.И.
-старший воспитатель Султанахметова И.Г.
-воспитатель Суфиярова А.В.
-воспитатель Галиева Д.Р.
-педагог-психолог Валимухаметова Г.К.
Инновационная площадка будет функционировать три года.
Слайд 5. Мы, педагоги инновационной площадки, осваиваем такую образовательную технологию, как «Модель трех вопросов», который выступает как способ разработки проектов. Благодаря ей педагог получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Как или где узнаем об этом?
Слайд 6. С чего начинается работа? В создании проекта «Модель трех вопросов» можно разделить на три пункта: план, дело, анализ.
План — это утренний групповой сбор.
Дело — это работа в центрах активности.
Анализ— это ежедневный небольшой итоговый сбор.
Следуя пунктам в создании проекта посредством модели трех вопросов, педагог начинает работу с детьми с плана, то есть с Утреннего сбора.
Утренний сбор — это разговор на свободную тему, где каждый имеет право на суждение, свой выбор. Взрослый направляет детей на самостоятельность, самоорганизацию.
Структура Утреннего сбора состоит из приветствия, обсуждения новостей, обмена информацией и далее переходит в реализацию этапов модели трех вопросов:
1-й этап — выбор темы
Слайд 7. Выбор темы целесообразно осуществить в конце недели, по завершении предыдущего проекта. Таким образом, если выбрали тему «Весна», педагог заранее готовит в центрах активности необходимый материал: картинки, художественную литературу, дидактический материал, которые будут использованы детьми в процессе образовательной деятельности.
Слайд 8. На данном этапе формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.
Слайд 9. 2-й этап — планирование
Воспитатель помогает в решении задачи, используя модель трех вопросов, где будут отражаться виды деятельности, направленные на реализацию проекта в соответствии с возрастом детей. Воспитатель задает вопросы, инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении.
Слайд 10. По мере того, как дети отвечают на вопрос, задача воспитателя — зафиксировать их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Можно фиксировать ответы всех детей схематично или записывать печатными буквами и обязательно указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы? (подумать самостоятельно, спросить у специалиста / взрослого, посмотреть / прочитать в книге, узнать в интернете / компьютере, понаблюдать, провести эксперимент.
Таблица, составленная по модели трех вопросов, — основа для планирования деятельности, несущая информацию о первоначальном запасе знаний каждого ребенка. Таким образом, уже на этапе планирования ребенок является непосредственным участником образовательной деятельности.
Слайд 11. 3-й этап — реализация проекта
На данном этапе важно правильно организовать развивающую среду. Воспитатель обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта. В процессе реализации проекта решаются такие важные задачи, как возможность самостоятельного выбора детьми вида деятельности. Слайд 12. Педагог организовывает деятельность детей в центрах активности (Центр математики, центр экспериментирования, книжный центр, центр конструирования, центр творчества), направляет и контролирует осуществление проекта, то есть выступает как организатор, помощник, но не лишает детей самостоятельности.
Каждый ребенок самостоятельно выбирает центр, в котором будет работать.
Слайд 13. И заключительный, 4-й этап — это завершение проекта
Его можно рассматривать как основу для дальнейших действий. Ответы можно зафиксировать в таблице, анализ которой позволяет планировать дальнейшие действия, например, в индивидуальной работе с детьми, работе с родителями. Завершив проект, педагог проводит подготовку продукта деятельности. Дети представляют зрителям, в нашем случае родителям конечный продукт деятельности.
Образовательная технология «Модель трех вопросов» в условиях внедрения ФГОС актуальна, эффективна, интересна и обладает огромным потенциалом.
Слайд 14. Основное предназначение данной образовательной технологии — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, то есть она дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Сейчас вашему вниманию предлагаем видеофрагмент применения образовательной технологии «Модель трех вопросов» (Видеофрагмент)
Слайд. 15. Спасибо за внимание!
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла ….
Скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (Ответы детей: о весне).
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какие весенние месяцы вы знаете? (Ответы детей: март, апрель, май).
У весны веселый старт
На пороге стоит Март.
Весело звенит капель
К нам уже спешит Апрель
Май их быстро догоняет
Всех цветами он встречает
Света, радости полны
Все три месяца весны
Март, апрель, май
Воспитатель: Сейчас какой весенний месяц? (Ответы детей: март).
Воспитатель: Весна ранняя или поздняя? Почему вы так считаете? (Ответы детей).
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о весне!
Скажите мне пожалуйста, что мы знаем о весне:
- весной ярко светит солнце
- весной тает снег
- весной прилетают птицы с теплых краев
- весной расцветают первые цветы
- весной распускаются листочки
- весной дует теплый ветер.
Д.Р.: Дети, скажите, а что бы вы еще хотели узнать о весне?
- Какие птицы первыми прилетают весной?
- Почему весной идет дождь?
- Почему весной дни становятся длиннее?
- Почему весной на деревьях набухают почки?
- Почему весной на крышах образуются сосульки?
- Что такое ледоход?
- Какие изменения происходят весной у животных и насекомых?
- Почему у взрослых весной много работы?
Дети, скажите, а как или где мы можем узнать об этом?