kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание условий в группах ДОУ для развития речи детей. Консультация для воспитателей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей, как создать необходимые условия в группе для развития речи детей. Требования к созданию  развивающей предметно-пространственной среды. Оформление речевых уголков в группах для разных возрастных категорий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Создание условий в группах ДОУ для развития речи детей. Консультация для воспитателей.»

Создание условий в группах ДОУ для развития речи детей.

Консультация для воспитателей

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. С каждым годом наблюдается увеличение количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения встаёт вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

создание развивающей предметно-пространственной среды;

целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

изучение состояния устной речи детей;

участие родителей в речевом воспитании детей.    

целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

На занятиях всех педагогов д/сада большое внимание уделяется развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно отражается в календарных планах воспитателей.

Необходимым условием для создания единого речевого пространства в ДОУ является изучение состояния устной речи дошкольников, которое заключается в проведении воспитателями диагностики речевого развития детей (2 раза в год, в январе - контрольный срез). Ежегодно в феврале специалистами ДОУ проводится логопедическое обследование речи детей средних и старших групп

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:

Оформление информационного стенда для родителей в холле ДОУ и в приёмных групп.

Консультации: ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста

Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей

Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (рекомендации посещения специалистов: дефектолога, сурдолога, ортодонта, ЛОР-врача, детского психоневролога, направление на ПМПК) и т.д. педагогом-психологом, ст. воспитателем, зав. ДОУ.

Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

Показ открытых занятий по развитию речи.

Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда;

Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.

Под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении мы выделяем следующие:

1. Речь педагога. Дети научаются говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем; по своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя — один из приемов педагогического воздействия. Воспитатель должен давать детям образец речи.
Качества речи педагога:1. Правильность. 2. Точность. 3. Логичность. 4. Чистота. 5. Выразительность.

2.Формы, методы и приемы развития разных сторон речи детей. Усилия по  развитию связной речи осуществляются посредством организации разных форм  деятельности. Основные формы – это организация образовательных ситуаций,  ситуаций общения, занятия. Воспитатели организуют образовательные ситуации – рассматривание  картин, игрушек, чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их целью  является обучение детей умению составлять рассказы, рассказывать сказки и  обыгрывать их, умение задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание,  составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. Данная образовательная ситуация организуется  в  любой режимный момент – утром, вечером, во время прогулки с одним или  несколькими детьми. Основной же формой работы по  развитию связной речи являются занятия, где обобщаются и систематизируются  знания по теме, где ребенка учат рассуждать и делать самостоятельные выводы. На  занятиях по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об  игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Методы и приемы: наглядные приемы - показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий. Игры – занятия, индивидуальные занятия. Создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ оформлены различные уголки в т.ч. речевые. Разработаны определенные требования к их содержанию. Речевой уголок — специальное место (обособленное от игровых зон), где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи.

В речевом уголке ставится рабочий стол. Над столом вешается большое зеркало прямоугольной формы. Смотря в зеркало (например, при работе со звуками, выполнении артикуляционных упражнений), и педагог, и ребенок видят свое отражение. Зеркало находится над столом на такой высоте, чтобы ребенок сидя видел в нем свое отражение и, конечно, отражение педагога.

При необходимости речевой уголок обязательно оборудуется местным освещением: настольной лампой или бра.

В речевом уголке хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми: сюжетные и предметные картинки; наборы картинок для работы с различными звуками: карточки с описаниями и фотографиями (картинками), объясняющими правильное выполнение арти­куляционных упражнений; разнообразные поддувалочки; дополнительные пособия и материалы для развития мелкой моторики рук (счетные палочки, спички с очищенными головками, штампики и др.).

В уголке педагоги хранят пособия, которыми они пользуются в своей работе с детьми: книги с речевыми упражнениями, тетради со скороговорками и чистоговорками, дидактические игры по развитию речи. Здесь же находится тетрадь для индивидуальной работы

3. Специальное оборудование для каждой группы.

младшая группа

1.  Картинки по лексическим темам.

2.  Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи; 
б) упражнений артикуляционной гимнастики; 
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.  Предметные картинки.

7.  Различные виды театров.

8.  Картинки:

а) с изображением явлений природы; 
б) предметами домашнего обихода; 
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); 
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); 
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.); 
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.)

 Средняя группа

1.  Картинки по лексическим темам.

2.  Каталог игр:

 а) по звуковой культуре речи; 
 б) упражнений артикуляционной гимнастики; 
 в) упражнений дыхательной гимнастики; 
 г) пальчиковой гимнастике.

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.  Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7.  Различные виды театров.

8.  Картинки:

а) с изображением явлений природы; 
б) предметами домашнего обихода; 
в) основными частями предметов; 
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); 
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.); 
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.). 
ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол); 
ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 грушп

9.  Зеркало или индивидуальные зеркала.

Старшая группа

1.  Картинки по лексическим темам.

2.  Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи; 
б) упражнений артикуляционной гимнастики; 
в) упражнений дыхательной гимнастики; 
г) пальчиковой гимнастике; 
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.  Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

7. Картинки:

а) с изображением явлений природы; 
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; 
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); 
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); 
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); 
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); 
ж) с изображением синонимов; 
з) с изображением животных во множественном числе; 
и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш); 
к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)

8.  Зеркало или индивидуальные зеркала.

 Подготовительная группа

1.  Картинки по лексическим темам.

2.  Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи; 
б) упражнений артикуляционной гимнастики; 
в) упражнений дыхательной гимнастики; 
г) пальчиковой гимнастике; 
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.  Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

7.  Картинки:

а) с изображением явлений природы; 
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; 
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); 
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); 
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); 
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); 
ж) с изображением синонимов; 
8.  Зеркало или индивидуальные зеркала.

Общие рекомендации:

  1.Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. Среда организована так, что у ребенка есть самостоятельный выбор: с кем, как, во что играть.

  2.Речевая среда должна быть  динамичной, т. е. не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование.

3. Содержание речевой среды должна быть наполнена развивающим содержанием: «зона ближайшего развития», т.е. в речевой уголок должно быть включено приблизительно 15% материалов, игр, ориентированных на  старший возраст.

4. Использовать такой прием в организации деятельности в речевом уголке, как «Уголок интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи) со средней группы..

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в нашем ДОУ нужно корректировать и создавать психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Создание условий в группах ДОУ для развития речи детей. Консультация для воспитателей.

Автор: Марина Георгиевна Коркина

Дата: 20.03.2024

Номер свидетельства: 647599

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Консультация для воспитателей старших, подготовительных групп"
    ["seo_title"] => string(64) "konsultatsiia_dlia_vospitatelei_starshikh_podgotovitelnykh_grupp"
    ["file_id"] => string(6) "642482"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702734027"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Тема:" Развитие творческих способносностей" "
    ["seo_title"] => string(46) "tiema-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnosnostiei"
    ["file_id"] => string(6) "116020"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412224825"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРЕЗЕНТАЦИЯ: " ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(95) "priezientatsiia-innovatsionnyie-formy-raboty-s-roditieliami-po-razvitiiu-riechi-u-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "246110"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446296465"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Формы сотрудничества ДОУ с родителями детей логопедических групп в условиях реализации ФГОС."
    ["seo_title"] => string(107) "formy-sotrudnichiestva-dou-s-roditieliami-dietiei-loghopiedichieskikh-ghrupp-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "249616"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446922764"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "ФГОС Перспективное календарно-тематическое планирование по направлению "Речевое развитие! (1 младшая группа)"
    ["seo_title"] => string(112) "fgospierspiektivnoiekaliendarnotiematichieskoieplanirovaniieponapravlieniiuriechievoierazvitiie1mladshaiaghruppa"
    ["file_id"] => string(6) "265391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449931797"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства