Создание условий в группах ДОУ для развития речи детей. Консультация для воспитателей.
Создание условий в группах ДОУ для развития речи детей. Консультация для воспитателей.
Консультация для воспитателей, как создать необходимые условия в группе для развития речи детей. Требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды. Оформление речевых уголков в группах для разных возрастных категорий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание условий в группах ДОУ для развития речи детей. Консультация для воспитателей.»
Создание условий в группах ДОУ для развития речи детей.
Консультация для воспитателей
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. С каждым годом наблюдается увеличение количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения встаёт вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:
создание развивающей предметно-пространственной среды;
целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
изучение состояния устной речи детей;
участие родителей в речевом воспитании детей.
целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
На занятиях всех педагогов д/сада большое внимание уделяется развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно отражается в календарных планах воспитателей.
Необходимым условием для создания единого речевого пространства в ДОУ является изучение состояния устной речи дошкольников, которое заключается в проведении воспитателями диагностики речевого развития детей (2 раза в год, в январе - контрольный срез). Ежегодно в феврале специалистами ДОУ проводится логопедическое обследование речи детей средних и старших групп
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:
Оформление информационного стенда для родителей в холле ДОУ и в приёмных групп.
Консультации: ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста
Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей
Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (рекомендации посещения специалистов: дефектолога, сурдолога, ортодонта, ЛОР-врача, детского психоневролога, направление на ПМПК) и т.д. педагогом-психологом, ст. воспитателем, зав. ДОУ.
Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
Показ открытых занятий по развитию речи.
Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда;
Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.
Под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении мы выделяем следующие:
1. Речь педагога. Дети научаются говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают.Ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем; по своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя — один из приемов педагогического воздействия. Воспитатель должен давать детям образец речи. Качества речи педагога:1. Правильность. 2. Точность. 3. Логичность. 4. Чистота. 5. Выразительность.
2.Формы, методы и приемы развития разных сторон речи детей. Усилия по развитию связной речи осуществляются посредством организации разных форм деятельности. Основные формы – это организация образовательных ситуаций, ситуаций общения, занятия. Воспитатели организуют образовательные ситуации – рассматривание картин, игрушек, чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их целью является обучение детей умению составлять рассказы, рассказывать сказки и обыгрывать их, умение задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. Данная образовательная ситуация организуется в любой режимный момент – утром, вечером, во время прогулки с одним или несколькими детьми. Основной же формой работы по развитию связной речи являются занятия, где обобщаются и систематизируются знания по теме, где ребенка учат рассуждать и делать самостоятельные выводы. На занятиях по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Методы и приемы: наглядные приемы - показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий. Игры – занятия, индивидуальные занятия. Создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ оформлены различные уголки в т.ч. речевые. Разработаны определенные требования к их содержанию. Речевой уголок — специальное место (обособленное от игровых зон), где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи.
В речевом уголке ставится рабочий стол. Над столом вешается большое зеркало прямоугольной формы. Смотря в зеркало (например, при работе со звуками, выполнении артикуляционных упражнений), и педагог, и ребенок видят свое отражение. Зеркало находится над столом на такой высоте, чтобы ребенок сидя видел в нем свое отражение и, конечно, отражение педагога.
При необходимости речевой уголок обязательно оборудуется местным освещением: настольной лампой или бра.
В речевом уголке хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми: сюжетные и предметные картинки; наборы картинок для работы с различными звуками: карточки с описаниями и фотографиями (картинками), объясняющими правильное выполнение артикуляционных упражнений; разнообразные поддувалочки; дополнительные пособия и материалы для развития мелкой моторики рук (счетные палочки, спички с очищенными головками, штампики и др.).
В уголке педагоги хранят пособия, которыми они пользуются в своей работе с детьми: книги с речевыми упражнениями, тетради со скороговорками и чистоговорками, дидактические игры по развитию речи. Здесь же находится тетрадь для индивидуальной работы
3. Специальное оборудование для каждой группы.
младшая группа
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике.
а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.)
Средняя группа
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике.
6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями предметов; г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.). ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол); ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 грушп
9. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Старшая группа
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике; д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
7. Картинки:
а) с изображением явлений природы; б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); ж) с изображением синонимов; з) с изображением животных во множественном числе; и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш); к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)
8. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Подготовительная группа
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике; д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
7. Картинки:
а) с изображением явлений природы; б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); ж) с изображением синонимов; 8. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Общие рекомендации:
1.Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. Среда организована так, что у ребенка есть самостоятельный выбор: с кем, как, во что играть.
2.Речевая среда должна быть динамичной, т. е. не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование.
3. Содержание речевой среды должна быть наполнена развивающим содержанием: «зона ближайшего развития», т.е. в речевой уголок должно быть включено приблизительно 15% материалов, игр, ориентированных на старший возраст.
4. Использовать такой прием в организации деятельности в речевом уголке, как «Уголок интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи) со средней группы..
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в нашем ДОУ нужно корректировать и создавать психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников.