Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Работа по изготовлению поделок – это вид деятельности ребенка, основным содержанием которой является созидание. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Знакомя ребенка с окружающими явлениями и предметами, с общественной жизнью воспитатель стремится, чтобы дошкольник приобрел новые знания и умения.
Актуальность данной проблемы определила выбор нашей темы проекта. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов.
Во время работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку. Новизной и отличительной особенностью является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость нашей работы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель работы: развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи:
- Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
- Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
- Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.
- Изготовление поделок вместе с родителями.
- Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.
Направления работы.
- Развитие творческих способностей
- Художественно-эстетическое развитие
- Познавательное развитие
Основной формой работы являются занятия подгруппами один раз в неделю. В год проводится - 36 занятий. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных коррекционных задач.
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.
Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.
Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.
Педагогическая деятельность направлена на гармоническое развитие ребенка в той или иной степени, в которой позволяет это сделать уровень нарушения зрения, его психическое и физическое развитие. Кроме обычных образовательно-воспитательных задач в нашем учреждении осуществляется целостная система коррекционной - педагогической и лечебно- восстановительной работы, которая направлена на коррекцию отклонений в развитии и восстановление остаточных функций зрения. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, зрения, осязания, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, мобильности и ориентировке в пространстве. Проводится работа по гигиене, охране, развитию остаточного зрения, коррекции познавательной и личностной деятельности.
Основной задачей коррекционной работы воспитателя по нашего учреждения является всестороннее развитие каждого ребенка, имеющего зрительную патологию. Решение этой задачи мы осуществляем по двум направлениям:
- создание оптимальных условий, способствующих улучшению состояния зрения и направленных на полноценное развитие детей с нарушением зрения;
- обучение детей, опираясь на сохранные анализаторы и используя имеющиеся зрительные возможности.
Содержанием моей работы в данном учреждении включает: коррекционную работу с детьми, работу с родителями, педагогами и специалистами ДОУ.
Формы работы, проводимые нами, имеют достаточно широкий спектр:
- подгрупповые коррекционные занятия;
- индивидуальные занятия с детьми;
- работа с родителями (консультации, итоговые занятия, выставки работ, выступления на родительских собраниях);
- диагностическая деятельность;
- работа со специалистами и педагогами ДОУ (консультации, собеседовании, показ открытых занятий, выставки работ);
- преемственность в работе детского сада и школы.
Любой коррекционной работе предшествует обследование детей. Мы проводим углубленное обследование 2 раза в год, которое позволяет установить уровень сформированности программных знаний, умений, навыков. Диагностическое обследование позволяет своевременно корректировать индивидуальную работу.
По результатам обследования и диагностики составляю диаграммы.
На основе диагностических данных составляются перспективные планы работы с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями, с одаренными детьми, использую следующие программы и методические пособия:
- «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (ясли сад – начальная школа)» Л.И.Плаксина.
- «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школы» Т.С.Комарова.
- «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» И.А.Лыкова.