kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей старших, подготовительных групп

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отдел образования Администрации городского отдела город  Сибай  Республики Башкортостан Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное  учреждение «Центр  развития  ребенка - детский  сад  «Алёнушка»

 

Консультация для воспитателей  логопедических  групп                                                                                             

«Развитие  речемыслительных  способностей дошкольников» »

                                                                                Провела: учитель-логопед                                   Уразбаева  Гузель  Закировна.

 

 

Речь возникает вместе с возникновением сознания – высшей формы отражения действительности. В единстве с речью возникает и мышление. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Речь и мышление не являются тождественными процессами, они составляют сложное единство друг с другом.

Критерием качества речи ребенка любой возрастной группы является умение правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих способностей – это период с3 до 9 лет.Именно в этот период надо приложить максимум усилий для развития речи, восприятия, памяти, внимания и мышления.

Для успешного развития ребенка необходимы не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. Для развития и речи и логики обязательно нужна тренировка.

На занятиях ребятам предлагаются игры: «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Звериная семья», «Чей домик?», «Кто кем будет?», «Разложи по порядку», «Классификации», «Нелепицы», «Повтори группу слов во множественном числе», «Восстановим сказку», «Скажи наоборот», «Хорошо-плохо», «Про что так говорят?» и др.

Логические игры, как и развивающие, имеют следующие характерные признаки:

  1. Необходимость действовать в воображаемом плане, что ведет к развитию всех типов мышления, способности выстраивать воображаемые ситуации;
  2. Умение фантазировать, что делает ребенка независимым от разных обстоятельств, позволяет модулировать ответы;
  3. Логические игры способствуют развитию воображения, интеллекта, памяти, совершенствуют личность.

Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, расширяется словарный запас, развивается сосредоточенность, наблюдательность, усидчивость. Они учатся отгадывать, планировать, сочинять, рассказывать, правильно задавать вопросы, отыскивать интересные и необычные решения. Развитие речи, словесно-логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно-мыслящую, творческую личность.

Как активизировать речемыслительную деятельность ребенка?

  • Развивать категориальность восприятия - (соотнесение признаков с предметами и явлениями, классификация, сравнение, аналогии);
  • Формировать способность выделять существенные признаки предметов и явлений;
  • Побуждать к переходу от использования готовых связей между объектами к самостоятельному их открытию;
  • Стимулировать стремление объяснять происходящее и рассуждать;
  • Формирование умения задавать вопросы (произвольная постановка вопроса, переход от вопросов устанавливающего типа к вопросам – гипотезам);
  • Развивать планирующую и регулирующую функции речи (действие по словесной инструкции, составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, вопросы, модели, картинки, упражнение в речевом формулировании алгоритма действий).

Для активизации словаря можно использовать такие виды работ:

  • Отгадывание предметов по описанию;
  • Сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству;
  • Подбор синонимов и антонимов к определенным словам;
  • Подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот (машина: кузов, кабина, колеса и т.д.)
  • Подбор частных понятий к общему понятию и наоборот (имена: Петя, Оля, Миша; роза, одуванчик, василек – цветы);
  • Толкование многозначных слов (дно у чашки, кастрюли, реки, моря);
  • Объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок;
  • Пересказ рассказа.

Для активации речевого общения детей необходимо учитывать целый ряд задач, выполнение которых будет решающим условием для успешной работы:

  • Развивать подражательную деятельность в игровых и бытовых ситуациях;
  • Проводить дидактические и подвижные игры;
  • Разыгрывать сценки с ситуативным общением, проводить ролевые игры;
  • Активизировать речь в разных видах деятельности, значимых для ребенка;
  • Расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью;
  • Насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой, зрительной, тактильной стимуляции;
  • Создавать проблемные ситуации, анализировать их вместе с ребенком, формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы.

Как показывает практика речи нужно учить путем примера. Слышит ребенок речь правильную, обогащенную образами, ясную – невольно воспринимает ее и мало – помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки.

Для успешного осуществления активизации речемыслительной деятельности детей необходимо соблюдение следующих условий;

  • Создание благоприятного психологического климата при проведении ООД;
  • Организация различных форм работы: индивидуальной, парной, групповой;
  • Коррекционная работа с учетом индивидуального образовательного маршрута ребенка;
  • Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить требования педагога, активизируют познавательные способности детей;
  • Создание условий для проявления самостоятельности.

В дошкольном образовании не случайно уделяется особое внимание интеграции образовательных областей, так как дошкольник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между образовательными областями.

(по материалам Демченко И.Г.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей старших, подготовительных групп»

Отдел образования Администрации городского отдела город Сибай Республики Башкортостан Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Алёнушка»











Консультация для воспитателей логопедических групп

«Развитие речемыслительных способностей дошкольников» »























Провела: учитель-логопед Уразбаева Гузель Закировна.









Речь возникает вместе с возникновением сознания – высшей формы отражения действительности. В единстве с речью возникает и мышление. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Речь и мышление не являются тождественными процессами, они составляют сложное единство друг с другом.

Критерием качества речи ребенка любой возрастной группы является умение правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих способностей – это период с3 до 9 лет.Именно в этот период надо приложить максимум усилий для развития речи, восприятия, памяти, внимания и мышления.

Для успешного развития ребенка необходимы не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. Для развития и речи и логики обязательно нужна тренировка.

На занятиях ребятам предлагаются игры: «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Звериная семья», «Чей домик?», «Кто кем будет?», «Разложи по порядку», «Классификации», «Нелепицы», «Повтори группу слов во множественном числе», «Восстановим сказку», «Скажи наоборот», «Хорошо-плохо», «Про что так говорят?» и др.

Логические игры, как и развивающие, имеют следующие характерные признаки:

  1. Необходимость действовать в воображаемом плане, что ведет к развитию всех типов мышления, способности выстраивать воображаемые ситуации;

  2. Умение фантазировать, что делает ребенка независимым от разных обстоятельств, позволяет модулировать ответы;

  3. Логические игры способствуют развитию воображения, интеллекта, памяти, совершенствуют личность.

Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, расширяется словарный запас, развивается сосредоточенность, наблюдательность, усидчивость. Они учатся отгадывать, планировать, сочинять, рассказывать, правильно задавать вопросы, отыскивать интересные и необычные решения. Развитие речи, словесно-логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно-мыслящую, творческую личность.

Как активизировать речемыслительную деятельность ребенка?

  • Развивать категориальность восприятия - (соотнесение признаков с предметами и явлениями, классификация, сравнение, аналогии);

  • Формировать способность выделять существенные признаки предметов и явлений;

  • Побуждать к переходу от использования готовых связей между объектами к самостоятельному их открытию;

  • Стимулировать стремление объяснять происходящее и рассуждать;

  • Формирование умения задавать вопросы (произвольная постановка вопроса, переход от вопросов устанавливающего типа к вопросам – гипотезам);

  • Развивать планирующую и регулирующую функции речи (действие по словесной инструкции, составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, вопросы, модели, картинки, упражнение в речевом формулировании алгоритма действий).

Для активизации словаря можно использовать такие виды работ:

  • Отгадывание предметов по описанию;

  • Сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству;

  • Подбор синонимов и антонимов к определенным словам;

  • Подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот (машина: кузов, кабина, колеса и т.д.)

  • Подбор частных понятий к общему понятию и наоборот (имена: Петя, Оля, Миша; роза, одуванчик, василек – цветы);

  • Толкование многозначных слов (дно у чашки, кастрюли, реки, моря);

  • Объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок;

  • Пересказ рассказа.

Для активации речевого общения детей необходимо учитывать целый ряд задач, выполнение которых будет решающим условием для успешной работы:

  • Развивать подражательную деятельность в игровых и бытовых ситуациях;

  • Проводить дидактические и подвижные игры;

  • Разыгрывать сценки с ситуативным общением, проводить ролевые игры;

  • Активизировать речь в разных видах деятельности, значимых для ребенка;

  • Расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью;

  • Насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой, зрительной, тактильной стимуляции;

  • Создавать проблемные ситуации, анализировать их вместе с ребенком, формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы.

Как показывает практика речи нужно учить путем примера. Слышит ребенок речь правильную, обогащенную образами, ясную – невольно воспринимает ее и мало – помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки.

Для успешного осуществления активизации речемыслительной деятельности детей необходимо соблюдение следующих условий;

  • Создание благоприятного психологического климата при проведении ООД;

  • Организация различных форм работы: индивидуальной, парной, групповой;

  • Коррекционная работа с учетом индивидуального образовательного маршрута ребенка;

  • Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить требования педагога, активизируют познавательные способности детей;

  • Создание условий для проявления самостоятельности.

В дошкольном образовании не случайно уделяется особое внимание интеграции образовательных областей, так как дошкольник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между образовательными областями.

(по материалам Демченко И.Г.)




























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Консультация для воспитателей старших, подготовительных групп

Автор: Уразбаева Гузель Закировна

Дата: 16.12.2023

Номер свидетельства: 642482

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Консультация для воспитателей "Организация экскурсий и целевых прогулок в ДОУ""
    ["seo_title"] => string(89) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-orghanizatsiia-ekskursii-i-tsielievykh-proghulok-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "249635"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446926987"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Консультация для родителей «Расскажем детям о Великой Отечественной войне»"
    ["seo_title"] => string(77) "konsultatsiia_dlia_roditelei_rasskazhem_detiam_o_velikoi_otechestvennoi_voine"
    ["file_id"] => string(6) "581414"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1621837747"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(298) "Консультация для воспитателей ДОО на тему: «  Создание уголков настроения в группе ДОО как одно из условий  сохранения эмоционального благополучия дошкольников» "
    ["seo_title"] => string(175) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-doo-na-tiemu-sozdaniie-ugholkov-nastroieniia-v-ghruppie-doo-kak-odno-iz-uslovii-sokhranieniia-emotsional-nogho-blaghopoluchiia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "207755"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430643136"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Консультация для педагогов на тему " Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_na_temu_muzeinaia_pedagogika_v_nravstvenno_patrioti"
    ["file_id"] => string(6) "599116"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1643475312"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Перспективный план работы старшего воспитателя ДОУ "
    ["seo_title"] => string(57) "pierspiektivnyi-plan-raboty-starshiegho-vospitatielia-dou"
    ["file_id"] => string(6) "243905"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445853632"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства