Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание»
Родительское собрание.
Тема: «Экологическое воспитание в семье».
План
1. Консультация по теме.
2. Вопросы к родителям, небольшой опрос, советы родителям.
3. Правила для родителей по экологическому воспитанию.
4. игра – КВН
5. Разное
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой - понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к родине.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
· воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
· формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
· развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
· участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Вопросы к родителям,
А теперь не большой опрос
1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?
2. Как относится ребенок к ним в семье, на улице?
3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?
4. Как Вы сами относитесь к животным?
5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (Книги, прогулки, ТСО, труд, уход.)
Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.
1. Прочитать книги о природе Пришвина, Паустовского.
2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.
3. Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Правила для родителей по экологическому воспитанию!
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
- Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.
- Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо.
- Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
-Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.
Далее проводится игра – КВН.
Воспитатель: – А сейчас предлагаю поиграть. В игре участвуют две команды.
Родители разбиваются на две команды. Дают название своим командам. Выбирают капитанов и жюри.
1 задание – Разминка «Вопрос – ответ».
Командам по очереди задаются вопросы, оценивается правильность и быстрота ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)
2. Героиня русской сказки, девочка из снега. (Снегурочка)
3. Сильный ветер со снегом. (метель)
4. Самый короткий месяц. (февраль)
5. Игра со снегом. (снежки)
6. Какие цветы расцветают ранней весной? (подснежники, ландыши, крокусы)
7. Сок, какого дерева сладкий? (Береза, клен.)
2 задание «Богат мир животных и растений».
Каждой команде необходимо перечислить животных: тех, которые живут в лесу и возле водоема. (водоем-ондатра, бобер, выдра. Животные леса- медведь, заяц, волк, лиса, рысь, и т.д. )
3 задание – «Конкурс капитанов»
Пока команда участвует в 4 задании, капитаны отгадывают кроссворды на тему «Домашние животные» и «Дикие животные». (Приложение 3). За правильное выполнение задания – 5 баллов.
4 задание «Назови сказку о животном».
Команды по очереди называют сказки, в которых есть упоминание о животных. Игра продолжается до тех пор, пока не выявится победитель. За каждый правильный ответ – 1 балл.
5 задание «Загадалки»
Каждой команде выдаются карточки с изображением животных, птиц, насекомых (одной команде: лиса, собака, сова, ворона, муха, стрекоза; другой команде: медведь, кошка, дятел, воробей, комар, муравей). Каждой команде необходимо составить рассказ о животном на рисунке, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь. Или покажите пантомимой так, чтобы противоположная команда отгадала, кого вы изображаете.
Жюри оценивает лучший рассказ, правильный ответ или лучшее пантомимо. За правильное выполнение задания – 5 баллов.
Подведение итогов конкурсной программы.
Воспитатель просит жюри объявить баллы, заработанные командами, итоги конкурса, назвать команду-победительницу. Ну что ж поиграли отдохнули давайте продолжим.
Кроссворд «Дикие животные»
По горизонтали:
1. На ветке не птичка,
Зверек – невеличка,
Мех теплый,
Как грелка.
Кто же это? (белка)
3.Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса.
Кто же это? (лиса)
5.Косолапые ноги,
Зиму сидит в берлоге.
Догадайся и ответь.
Кто же это? (медведь)
7. Стройный быстрый,
Рога ветвисты.
Пасется весь день
Кто же это? (олень)
8.Хищный клык, страшный рык,
Слышат звери обомлев,
Кто этот хищник? (лев)
По вертикали:
2.Маленький, беленький,
По лесочку прыг- прыг,
По снежочку тык-тык. (заяц)
4.Разбойник он серый,
Нет ему веры,
Все клыками- щелк.
Кто же это? (волк)
6.Не птица, а летает. (летучая мышь)
9.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (лось)
10.Бивни – клыки
Толсты, велики.
Хобот силен.
Кто это? (слон)
Кроссворд «Домашние животные»
По горизонтали:
4. У неё рога, копыта, И на всех глядит сердито, Но добрей она щенка, И нальёт нам молока. (корова)
6.Отворилась тихо дверь –
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой. (кот)
8.С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова. (коза)
10.Щиплет за пятки, беги без оглядки. (гусь)
11.Был куриным яйцом, Стал пушистым птенцом.
Голосок его тонок.
Кто же это? (цыпленок)
По вертикали:
1.Загородил живой замок
Лег у двери поперек. (Собака)
3. Подкованы ноги, Бежит по дороге: Грива дугою, А хвост метлою. (лошадь)
5. Под дождём она гуляет, Щипать травку обожает, Кря кричит, Всё это шутка, Ну конечно это – (утка).
7.Хвост крючком, рыло пяточком.
В два ряда пуговицы. (свинья)
9.Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
Консультация для Родителей
Уважаемые Родители!
В прекрасные зимние дни, особенно в выходные, постарайтесь уделять больше времени прогулкам с детьми. Разумеется, большую часть времени на прогулке будут занимать подвижные игры, катание с горок на санках. Но всё же, постарайтесь найти несколько минут для совместных с детьми наблюдений за зимней природой, погодой. Когда вы идёте утром в детский сад или возвращаетесь вечером домой, обратите внимание детей :
За тем, как идёт снег, как кружатся снежинки, на их форму.
В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожи на цветы, звёздочки. Они падают по одной, поэтому их можно хорошо рассмотреть на рукавичке или тёмном рукаве пальто.
При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, тогда говорят, что идёт «снежная крупа». При сильном ветре идёт сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок, которые, как ватой, окутывают всё вокруг
Обратите внимание детей на зимние деревья.
Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит пушистые гирлянды снега на ветках, как будто кто – то украсил их кружевом. Любуясь деревьями в разную погоду, попросите детей высказать свои впечатления, учите их сравнивать. Пусть дети найдут такие сравнение: «красиво, как в снежном царстве».
Зимой в особом нашем внимании нуждаются зимующие птицы.
Вместе с детьми смастерите и повесьте за окном или рядом с домом кормушку для птиц. Каждый день выносите к кормушке хлебные крошки и подкармливайте птиц. К кормушке прилетают разные птицы. Легко узнать воробья по коричневому оперению. Обратите внимание детей на то, что в сильные морозы воробьи, как правило, не прыгают, а сидят неподвижно, распушив пёрышки, нахохлившись – так они греются. Дети должны узнать снегирей по розовой грудке и серо – синему оперению.
Анкета для Родителей!
Для выявления знаний об экологическом воспитании в семье.
1. Что для вас экологическая культура?
а) система экологических знаний
б) ответственное и бережное отношение к природе - чувство сопереживания, в) забота о судьбе планеты
г) затрудняюсь ответить
д) другое
2. Считаете ли вы необходимым осуществлять экологическое воспитание ребенка в семье?
а) да, считаю необходимым
б) экологическое воспитание должно осуществляться только в школе
в) затрудняюсь ответить
3. Каким образом вы осуществляете экологическое воспитание вашего ребенка?
а) провожу беседы на экологическую тему
б) подаю личный пример - совместно с ребенком принимаем участие в субботниках, днях чистоты.
в) совместно с ребенком осуществляем высадку растений во дворе дома, на даче
г) совместно с ребенком осуществляем уход за комнатными растениями.
д) не осуществляю экологического воспитания своего ребенка.
Подвижные игры на развитие экологического воспитания у дошкольников
Кто больше соберет.
На площадке разложить шишки. Дети расходятся врассыпную, не задевая предметы и друг друга. На сигнал «Бери!» стараются быстро поднять предметы. Отмечается, кто собрал больше.
Ножки, ножки.
Дети бегут друг за другом под слова воспитателя «Ножки, ножки бежали по дорожке. Топ-топ-топ-топ! Прыг!» На последнее слово прыжком быстро поворачиваются в другую сторону.
«Ежик».
Взрослый и ребенок встают друг напротив друга на расстоянии 80-100 см. Взрослый читает стихотворение и показывает движения, которые ребенок повторяет.
Как-то мы в лесу гуляли,
И ежа мы повстречали.
Шагают на месте, энергично взмахивая руками.
На полянке, на лесной,
Под пушистою сосной.
Выполняют наклоны вправо-влево, руки на пояс.
Он сидел с ежатами.
Малыми ребятами.
Хлопают в ладоши.
На его спине иголки,
Как хвоиночки у елки
Выполняют два наклона вперед, при наклоне руки назад - вверх.
Ты не бойся, ежик, нас,
Мы подружимся сейчас.
Выполняют повороты вправо-влево, руки на пояс.
Будем вместе мы играть,
Песни петь и танцевать.
Выполняют «пружинку», руки к плечам.
Вышел ежик из-под елки,
Распушил свои иголки,
Хлопают в ладоши.
Вместе с нами стал играть,
Песни петь и танцевать!
Прыгают на месте на двух ногах, руки вниз.
Художественное слово о природе
И. Наумов
У задумчивой березки
На ветвях висят сережки.
Ты, березка, не грусти,
Почки в листья распусти.
Ароматна, как весна
Эта стройная сосна!
Золотистые стволы
Полны пахнущей смолы!
Ты найдёшь под сосной
И здоровье, и покой.
Лес
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский
Да, грибы искать не просто -
Они маленького роста.
Прячутся под ёлками,
Засыпаны иголками.
Н. Нехаева
Жёлтый одуванчик
Снял свой сарафанчик,
Сменил он платье скучное
На белое воздушное.
Беседы с детьми по экологическому воспитанию
Тема: «Идем на экскурсию (пешая экскурсия)»
Цель: дать знания о правилах безопасности во время пеших экскурсий в лес, учить подчиняться требованиям безопасности.
Материал: Знаки: «Можно» (!), «Нельзя»(+).
Ход: Решение проблемных ситуаций с применением знаков.
1 ситуация. Дети шли на экскурсию. Все шли друг за другом по - двое. Вдруг Коля увидел знакомого, и не предупредив воспитателя, побежал к нему. А в это время выехала из поворота машина. Что было дальше? (Ответы детей)
(Знак - «Нельзя»)
2 ситуация. Наша группа однажды пешком пошла на экскурсию на лес. Все дружно шли, соблюдая правила поведения пешехода. Когда дошли до места, оказалось, что Вани нет. Что же произошло? Почему? Можно ли поступать так? (Знак-- «Нельзя»)
Обсудить, как нужно и нельзя себя вести во время пешей прогулки (экскурсии). Предложить выбирать знаки.
Запомнить ПРАВИЛА:
-Идти спокойно, держась за руку товарища (по-двое) за другими детьми и воспитателем;
-Не отставать от других детей, чтобы не заблудиться, а держаться вместе;
-Не выскакивать и не убегать без разрешения воспитателей;
-Если ты заблудился, не поддавайся панике, не беги, куда глаза глядят;
-Не рвать незнакомые грибы и ягоды;
-Не разжигать костры;
-Не разорять гнезда;
-Не мусорить в лесу.
Тема: «Осторожно: грибы и растения на участке д/с»
Цель: Познакомить с растениями нашего участка. Научить различать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.
Материал: Игра «Распутай путаницу», «Гербарий».
Ход:
Игра «Распутай путаницу»
На столе лежат картинки, на которых нарисованы отдельные части растений, детям предлагается их соединить.
Можно показать детям на картинке ребенка, который лежит в больнице. Попросить обсудить, что с ним могло произойти. Подвести к мысли, что трогать и брать в рот незнакомые растения и грибы опасно.
Спросить у детей, какие растения на участке нашего д/с им знакомы.
Показ растений из «Гербария».
Обсудить с детьми, какие части есть у растений, на что похожи, названия, прочесть стихи или загадать загадки. Обсудить с детьми, чем может быть опасно растение или гриб.
-У некоторых детей есть привычка - покусывать или жевать любую травинку. Это очень вредная привычка. Дети должны запомнить, что стебли, листья, цветы и ягоды многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью.
Запомните!
-Лучшее средство защиты от ядовитых растений - не трогать ни один цветок, ни один кустарник, если они тебе не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: это может вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.
Сбор грибов - увлекательное занятие. Но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в городе, в парке и на участке д/сада.
Запомните - грибы в городе, даже если они и съедобные, опасны.. Поэтому, встретив гриб на участке д/сада - не трогайте его, а покажите воспитателю, родителям. - Если вы все- таки потрогали растение или гриб, обязательно нужно вымыть руки с мылом.
Тема: «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»
Цель: Учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с;
знать границы своего участка;
напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.
Материал: Иллюстрации
Ход: Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию и (можно прочитать стихотворение об опасных предметах) рассказывает о должной реакции на предметы незнакомого происхождения. Показывает пакет и спрашивает, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают. Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей. Проигрывание ситуаций:
Попросить показать нескольких детей, как бы они поступили.
Совместное рассуждение воспитателя и детей: никогда нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!
И нельзя брать пакеты и сумки у незнакомых людей!
Далее воспитатель проводит беседу (с использованием иллюстраций, стихов или загадок) о том, как себя вести правильно на участке д/сада, почему так, а не иначе нужно вести себя детям?
Запомнить правила:
- Выходить на участок д/с и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом.
- Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки.
- Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться, быть
доброжелательным и вежливым.
-Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя.
-Не играть с острыми предметами.
-Не бегать с игрушками и не отбирать их у других.
-Не разбрасывать игрушки. Это нужно не только для порядка, а в целях безопасности. Так как кто-нибудь может наступить на игрушку или другой предмет, упасть и травмироваться.
-Не кидаться песком, землей, снегом.
-Не подходить к собакам и кошкам.
-Не трогать грибы и ягоды и не есть их.
-Не ломать деревья, кусты.
-Не махаться руками на насекомых, не ловить и не убивать их.
-Не подходить к незнакомым людям, если даже они зовут вас.