Представители каждой группы читают вслух коллективно продолженную фразу. Учитель записывает их рядом с изображением ребенка на доске.
- Мы с вами изобразили модель, которая на ваш взгляд отражает внимательного ученика. Давайте углубимся в этот вопрос, а что же влияет на внимательность младшего школьника?
- Проводится тест для родителей.
III. Сообщение классного руководителя на тему «Особенности внимания младшего школьника».
Этап 1. Освоим понятия.
Учитель: Первый вопрос, к которому мы обратимся - «Что такое внимание и каковы его свойства?».
Слайд №2 На центральной из них написано: «Внимание - это важно!»
«Внимание - концентрация сознания на одном объекте с одновременным отвлечением его от других объектов».
Внимание - это направленность физической и психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Физиологической основой внимания является рефлекс: что это такое?
Первые проявления сосредоточенности ребенка были зафиксированы уже на 10-12-й день его жизни. Он увидел яркую лампу, и в дальнейшем все яркое, звонкое, громкое стало привлекать его внимание. Но особенности этого внимания в том, что оно непроизвольное, а значит и кратковременное, сосредоточенность его слабая. Оно нестойкое и легко отвлекаемо. Погас интерес, ослабло и внимание. Оно не зависит от воли человека и неуправляемо - возникло и прошло.
При таком виде внимания не затрачивается никаких волевых усилий.
Но не все вокруг яркое и интересное. Как раз рядом больше неинтересных, но нужных дел. Поэтому мы должны научить ребенка сосредоточиваться, обязаны помочь ему развить произвольное внимание, которое особенно необходимо в учебном процессе. И если мы как можно раньше начнем развивать его, то в ребенке разовьются трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность, умение доводить дело до конца.
Учитель: Действительно, представьте себе многоголосный шум где-нибудь в многолюдном помещении, мы не выделяем для себя в нем ничего. Но вот вдруг звучит ваша фамилия, и орган вашего слуха почему-то сразу различает важную для вас информацию. Что произошло? Звуковые волны долетали до нашего слуха достаточно долго, но только при звуке фамилии процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу», то есть возникла та самая концентрация сознания, то есть внимание.
Слайд №3 «Механизм»): Итак, «слушаю» - не обязательно «слышу», «смотрю» - не обязательно «вижу». При получении соответствующего сигнала (в нашем случае это звучание фамилии) чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, яснее мыслю).
Слайд.№4 «Особенность внимания»:
Учитель: Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.
Слайд №5 «Виды внимания».
Участникам поясняется, что существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное.
Учитель: Представим себе, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернетесь в его сторону. Это - непроизвольное, непреднамеренное внимание, оно не контролируется волей и, вероятно, диктуется генетически заложенным в человеке инстинктом быть готовым к опасности и избегать ее. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребенка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.
Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.
Слайд № Свойства внимания:
Слайд № Концентрация внимания. Умение концентрировать свое внимание помогают ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу. Внимание поглощено одним предметом.
Слайд № Устойчивость внимания. Это длительность, сосредоточение на объекте.
Слайд № Переключение внимания. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке. Намеренный перенос внимания с одного предмета на другой.
Слайд № Распределение внимания – умение удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов.
Слайд №Объем внимания – количество охваченных предметов в единицу времени.
Если ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности произвольного внимания и, в последствии к проблемам в учебной деятельности.
Приведу вам пример ошибок ребят нашего класса, объясню, с чем чаще всего это связано.
1. если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам (жуки-зуки).
А также если ребёнок добавляет в слова гласные буквы (тарава-трава)
2. если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах. (трва-трава)
3. если ребёнок переставляет слоги в словах, то это связано с неустойчивостью внимания (молоко - ломоко)
Конечно, хочется отдохнуть после работы. Но родительский труд - нелегкая работа, приходится и по дороге домой заняться воспитательным делом. И каждая его минута плодотворна.
- Предлагаю вам, уважаемые участники родительского собрания, освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога.
(Упражнения проигрываются с участниками, а затем каждый из них получает тест).
Упражнения по развитию произвольного внимания (методика Р. В. Овчаровой)
Упражнение 1. «Запоминай порядок»
1. Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения;
Упражнение 2. «Заметить все»
Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.
Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами два каких-либо предмета, показать все предметы секунд на 10. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
Упражнение 3. «Ищи безостановочно»
В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.
- Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребенка и ненавязчиво тренируют внимание. Однако не следует упускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по улице, езде в транспорте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на остановке (объединяющие и различительные признаки: пол, рост, возраст, цвет одежды, изменение числа ожидающих транспорт и др.), машины, остановившиеся на перекрестке (легковые, грузовые, разного цвета и пр.), ассортимент хлеба в соответствующем киоске и др. Всегда побуждайте ребенка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы («Как ты думаешь, в магазине больше мужчин или женщин?», «Вспомни, сколько детей было когда ты пришёл в школу утром?», «Смотри, как много людей сегодня надело теплые шапки!»).
- В завершении темы родительского собрания хотелось бы услышать от вас уважаемые родители, как мы можем помочь нашим детям развивать внимание? Потому как роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Вы - главные «проектировщики», «конструкторы» и «строители» детской личности. Чтобы наша модель ученика была реальна.
1. Играть вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.
2. Научить детей играть в шахматы и шашки, ведь не зря же эти игры называют «школой внимания».
3. Учить детей быть наблюдательными, умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое — в знакомом.
4. Объявить соревнования на лучших игроков в шахматы и в шашки. В конце учебного года подвести итоги и вручить призы победителям.
В завершение разговора предлагаю вам памятки и упражнения по развитию внимания младших школьников в домашних условиях. Они вместе с текстом который вы тоже можете взять с собой, будут, я надеюсь, весьма полезными в вашей домашней «школе». Будьте терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придет!
Вручение буклетов.
X. Рефлексия
Уважаемые родители! Я благодарю Вас за активное участие в собрании. Желаю всем успехов в воспитании и развитии детей. Предлагаю каждой группе родителей в конце нашего собрания продолжить фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что …».
Список используемой литературы:
festival.1september.ru
multiurok.ru
echo.msk.ru
Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы.+Новые собрания. М.: «ВАКО», 2005, 256с. – (Педагогика. Психология, Управление)
Н. С. Резникова «Как развить память у ребенка» - М., Мой Мир, 2005.
•
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект родительского собрания на тему "Родителям о внимании и внимательности"»
МАОУ «Ныробская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.В.Флоренко»
Родительское собрание на тему
«Научите детей учиться»
в 1а классе
Собянина Нина Николаевна
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Ныроб 2016
Пояснительная записка
Эпиграфом для своего эссе я взяла слова Я. А. Коменского, известного педагога XVII века, которые, на мой взгляд, лучше других раскрывают суть темы «Учить учиться»:«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры,
наставления и применение на деле».
Как говорится в старой притче, чтобы накормить голодного, дайте ему не рыбу, а удочку. Именно этот принцип положен в основу развития личностных компетенций ученика XXI века. Обращаясь к Федеральному государственному образовательному стандарту, понимаю, что на смену ведущему лозунгу прошлых лет «Образование для жизни» пришел новый – «Образование на протяжении всей жизни».
В толковом словаре Ожегова находим определение: «закон – это связи и взаимозависимость каких-нибудь явлений действительности; необходимое и устойчивое отношение между явлениями». Да, в самом деле, это «вечный закон», вызывающий споры, размышления и оценку собственной деятельности учителя, который «учит учиться, учит учить и учится сам».
Но достаточно ли только научить учиться, добывать знания и применять их в жизни? А как же без доброты, любви, справедливости, честности – главных нравственных ориентиров? Наблюдая за жизнью, я прихожу к выводу, что задача учителя сегодня – воспитать человека, который сумеет найти своё достойное место в этом бесконечно меняющемся мире и стать активным гражданином, успешным человеком. В наши дни, когда общение у подрастающего поколения в основном виртуальное, на мой взгляд, я должна учить детей общаться и радоваться достижениям других, ценить живое человеческое общение, сопереживать, верить людям. Ведь, как утверждал Платон, «никто не становится хорошим человеком случайно».
Перед учителем XXI века находится ученик XXI века, и такому ученику скучно получать готовые формулы знаний и проверенные жизненные постулаты. Это значит, что он ждет другого учителя – искателя, странника, всегда находящегося в пути, готового всегда учиться…
Размышляя над вопросом «кто кого чему учит?», я прихожу к выводу, что мы с учениками равноправны. Испокон веков настоящий учитель отличается тем, что всегда находится в позиции ученика, то есть учится. Но, как известно, для ребенка личный пример старшего всегда важнее его слов, значит, учитель учит. Итак, дети учат меня в обычных вещах видеть исключительное и интересное, а я с радостью помогаю им познавать новое и двигаться вперед.
Возьму на себя смелость предположить, что я, как педагог, смогла увлечь своих детей жаждой знаний, привить им любовь к учительской профессии: несколько моих выпускниц, окончив педагогические вузы, работают в школе, другие успешно преподают разные дисциплины не только в школе, но и в университете.
«Многому я научился у своих наставников, еще большему – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников», – говорили мудрецы Талмуда.
Не изобретайте машину времени: она давно существует – это школа. Ежегодно учитель провожает в звездный путь своих выпускников и вновь возвращается, чтобы с подрастающим поколением отправиться за знаниями в новое удивительное путешествие, конечный пункт которого – будущее.
Мои взрослые дети уже стали родителями и привели ко мне учиться своих детей. Вечный закон…
Родительское собрание в 1 а классе на тему: Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?
(интеллектуальная мастерская)
Цель: освоение педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.
Задачи:
1. Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.
2. Выявление проблем развития внимания.
3. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.
4. Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.
5. Познакомить родителей с методами и приемами развития внимания второклассников.
6. Познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами, с уровнем развития произвольного внимания учащихся класса;
Подготовительная работа к родительскому собранию:
1. Поиск и систематизация информации о сущности ключевого понятия и механизмах развития внимания у младших школьников.
2. Подготовка памяток для родителей.
а) Психологическая поддержка ребенка в процессе развития внимания.
б) О развитии произвольного внимания у младших школьников.
3.Подготовка тренировочных упражнений для использования в семейной практике родителями.
4. Подготовка опросника «Я и мой ребенок».
5. Анализ работы учащихся на уроках, проверка устойчивости внимания учащихся в учебной деятельности.
Оформление, оборудование и инвентарь:
1) выставка литературы о внимании, познавательных процессах личности ребенка и других разделах психологии.
2) Листы и карточки с описанием игр и упражнений по развитию внимания.
3) Компьютер , презентация к уроку.
4) результаты анкет
5) Буклет с упражнениями на развитие внимания в домашних условиях, краткими данными о психологическом процессе - внимании.
Этапы собрания
Ход собрания.
I. Организационная часть. Введение в тему собрания.
Родители занимают места за тремя столами, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.
Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и цели.
- Здравствуйте, дорогие родители! Очень рада вас видеть в нашем светлом и уютном кабинете!
Мы сегодня собрались с вами обсудить такой психологический процесс - внимание.
II. Анализ результатов теста проведённого с родителями.
Представители каждой группы читают вслух коллективно продолженную фразу. Учитель записывает их рядом с изображением ребенка на доске.
- Мы с вами изобразили модель, которая на ваш взгляд отражает внимательного ученика. Давайте углубимся в этот вопрос, а что же влияет на внимательность младшего школьника?
- Проводится тест для родителей.
III. Сообщение классного руководителя на тему «Особенности внимания младшего школьника».
Этап 1. Освоим понятия.
Учитель: Первый вопрос, к которому мы обратимся - «Что такое внимание и каковы его свойства?».
Слайд №2 На центральной из них написано: «Внимание - это важно!»
«Внимание - концентрация сознания на одном объекте с одновременным отвлечением его от других объектов».
Внимание - это направленность физической и психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Физиологической основой внимания является рефлекс: что это такое?
Первые проявления сосредоточенности ребенка были зафиксированы уже на 10-12-й день его жизни. Он увидел яркую лампу, и в дальнейшем все яркое, звонкое, громкое стало привлекать его внимание. Но особенности этого внимания в том, что оно непроизвольное, а значит и кратковременное, сосредоточенность его слабая. Оно нестойкое и легко отвлекаемо. Погас интерес, ослабло и внимание. Оно не зависит от воли человека и неуправляемо - возникло и прошло.
При таком виде внимания не затрачивается никаких волевых усилий.
Но не все вокруг яркое и интересное. Как раз рядом больше неинтересных, но нужных дел. Поэтому мы должны научить ребенка сосредоточиваться, обязаны помочь ему развить произвольное внимание, которое особенно необходимо в учебном процессе. И если мы как можно раньше начнем развивать его, то в ребенке разовьются трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность, умение доводить дело до конца.
Учитель: Действительно, представьте себе многоголосный шум где-нибудь в многолюдном помещении, мы не выделяем для себя в нем ничего. Но вот вдруг звучит ваша фамилия, и орган вашего слуха почему-то сразу различает важную для вас информацию. Что произошло? Звуковые волны долетали до нашего слуха достаточно долго, но только при звуке фамилии процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу», то есть возникла та самая концентрация сознания, то есть внимание.
Слайд №3«Механизм»): Итак, «слушаю» - не обязательно «слышу», «смотрю» - не обязательно «вижу». При получении соответствующего сигнала (в нашем случае это звучание фамилии) чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, яснее мыслю).
Слайд .№4«Особенность внимания»:
Учитель: Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.
Слайд №5«Виды внимания».
Участникам поясняется, что существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное.
Учитель: Представим себе, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернетесь в его сторону. Это - непроизвольное, непреднамеренное внимание, оно не контролируется волей и, вероятно, диктуется генетически заложенным в человеке инстинктом быть готовым к опасности и избегать ее. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребенка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.
Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.
Слайд № Свойства внимания:
Слайд № Концентрация внимания. Умение концентрировать свое внимание помогают ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу. Внимание поглощено одним предметом.
Слайд № Устойчивость внимания. Это длительность, сосредоточение на объекте.
Слайд № Переключение внимания. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке. Намеренный перенос внимания с одного предмета на другой.
Слайд № Распределение внимания – умение удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов.
Слайд №Объем внимания – количество охваченных предметов в единицу времени.
Если ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности произвольного внимания и, в последствии к проблемам в учебной деятельности.
Приведу вам пример ошибок ребят нашего класса, объясню, с чем чаще всего это связано.
1. если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам (жуки-зуки).
А также если ребёнок добавляет в слова гласные буквы (тарава-трава)
2. если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах. (трва-трава)
3. если ребёнок переставляет слоги в словах, то это связано с неустойчивостью внимания (молоко - ломоко)
Конечно, хочется отдохнуть после работы. Но родительский труд - нелегкая работа, приходится и по дороге домой заняться воспитательным делом. И каждая его минута плодотворна.
- Предлагаю вам, уважаемые участники родительского собрания, освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога.
(Упражнения проигрываются с участниками, а затем каждый из них получает тест).
Упражнения по развитию произвольного внимания (методика Р. В. Овчаровой)
Упражнение 1. «Запоминай порядок»
1. Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения;
Упражнение 2. «Заметить все»
Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.
Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами два каких-либо предмета, показать все предметы секунд на 10. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
Упражнение 3. «Ищи безостановочно»
В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.
- Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребенка и ненавязчиво тренируют внимание. Однако не следует упускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по улице, езде в транспорте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на остановке (объединяющие и различительные признаки: пол, рост, возраст, цвет одежды, изменение числа ожидающих транспорт и др.), машины, остановившиеся на перекрестке (легковые, грузовые, разного цвета и пр.), ассортимент хлеба в соответствующем киоске и др. Всегда побуждайте ребенка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы («Как ты думаешь, в магазине больше мужчин или женщин?», «Вспомни, сколько детей было когда ты пришёл в школу утром?», «Смотри, как много людей сегодня надело теплые шапки!»).
- В завершении темы родительского собрания хотелось бы услышать от вас уважаемые родители, как мы можем помочь нашим детям развивать внимание? Потому как роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Вы - главные «проектировщики», «конструкторы» и «строители» детской личности. Чтобы наша модель ученика была реальна.
1. Играть вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.
2. Научить детей играть в шахматы и шашки, ведь не зря же эти игры называют «школой внимания».
3. Учить детей быть наблюдательными, умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое — в знакомом.
4. Объявить соревнования на лучших игроков в шахматы и в шашки. В конце учебного года подвести итоги и вручить призы победителям.
В завершение разговора предлагаю вам памятки и упражнения по развитию внимания младших школьников в домашних условиях. Они вместе с текстом который вы тоже можете взять с собой, будут, я надеюсь, весьма полезными в вашей домашней «школе». Будьте терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придет!
Вручение буклетов.
X. Рефлексия
Уважаемые родители! Я благодарю Вас за активное участие в собрании. Желаю всем успехов в воспитании и развитии детей. Предлагаю каждой группе родителей в конце нашего собрания продолжить фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что …».
Список используемой литературы:
festival.1september.ru
multiurok.ru
echo.msk.ru
Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы.+Новые собрания. М.: «ВАКО», 2005, 256с. – (Педагогика. Психология, Управление)
Н. С. Резникова «Как развить память у ребенка» - М., Мой Мир, 2005.
Приложение
Психологический практикум.
А сейчас мы с вами ознакомимся с эффективными средствами развития внимания детей.
Каждой группе раздаётся описание игры или игрового упражнения. Вам даётся 5 минут для знакомства с содержанием, к подготовке к выступлению, в котором показывается, как проводится эта игра или приём.
1.Охота на кота.
Детям предлагаются тексты (одинаковые по количеству слов и длине), вырезанные из газеты, журнала. По команде дети должны вычеркнуть из текста три буквы: к, о, т. Кто сделает это быстрее и с меньшим числом ошибок, тому полагается приз.
2.Зеркало.
Двое играющих встают друг против друга. Один из них зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого.
3.Летит — не летит.
Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы ит.д. При названии летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Тот, кто ошибается платит фант.
4.Самый внимательный
Послушайте внимательно текст и подсчитайте в нём количество слов со звуком «в»
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
Воробья врачи спасли,
В вертолёт его внесли.
Вертолёт вертел винтами,
Волновал траву с цветами.
5. Игра «Не собьюсь»
По сигналу играющий начинает счёт до 30. Числа, содержащие 3 называть нельзя. Вместо него игрок подпрыгивает (или говорит «не скажу», «гол», или мяукает, или квакает и т.д.). Самый внимательный игрок тот, кто ни разу не произнесёт запрещённое число и вовремя подпрыгнет. Числа в игре можно менять.
6.Игра «Полслова за вами»
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-либо слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, но—га, ва—гон, ке—фир, кол—пак, вил—ка и др. Отвечать нужно быстро.
7.Игра «Повторяй, но не зевай»
Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда я буду хлопать в ладоши, вы должны присесть, когда я подниму руки вверх, вы должны подпрыгнуть, когда я присяду, вы поднимите руки в стороны, когда я топну ногой, вы тоже топните. Перед началом игры можно провести репетицию.
8.Игра «Найди слово»
На доске (листке) написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нём слово.
9.Игровое задание «Имена» (тренировка внимания и наблюдательности)
Инструкция: найдите спрятанные имена. Будьте внимательны, в некоторых предложениях их может быть несколько.
Пример: В предложении «Принеси коФЕ ДЯде, сынок» — спрятано имя ФЕДЯ.
• Где лежат бигуди мамы?
• Я акварельными красками рисую радугу.
• Прошу разрешить поставить на этом окне две рамы.
• Зашёл баран на поле гороха и остановился.
• Видны были лишь забор и стена, за которыми шагали дамы.
• Что было раньше на месте панорамы?
• Кошмар! Факел и фонари так им плохо светят.
10.Упражнение «Съедобное – несъедобное»
Упражнение на развитие переключения внимания. Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет — отбрасывается.
11.Упражнение «Телефон»
Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти. Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.
12.Игра “Построй в темноте” (можно играть всем членам семьи)
На столе лежат 10-12 кубиков или столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. У кого получился столбик выше — тот и победитель. На большом столе могут строить одновременно двое или трое.
13. Упражнения по развитию внимания учащихся в домашних условиях
1) Для развития произвольного внимания можно предложить ребёнку переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их.
10) Реши задачу: на столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол?
11) Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?
13.Поиграйте с вашим ребенком в игру "Три пункта", которая стимулирует развитие у него объема внимания. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом он должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:
Самое простое задание:
- Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;
- Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;
- Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.
Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант.
Усложненное задание:
- Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;
- Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы;
- Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С".
Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми. Пригласите в гости друзей вашего ребенка. Ваши усилия не пройдут даром.
Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании количества и порядка расположения ряда предметов, которые ребенку показывают в течение нескольких секунд. Постепенно число предметов должно увеличиваться.
Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). Через 5-10 минут определяется эффективность выполнения каждого задания.
Анкета для родителей Ф.И.О.______________________________
1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий?
а) Да; б) нет; в) трудно сказать.
2. Можете ли вы назвать своего ребенка сосредоточенным,
усидчивым, внимательным?
а) Да; б) нет;
3. Замечали ли вы у своего ребенка различного рода ошибки во время выполнения письменных работ? К примеру: переставленные местами слоги в слове, замена букв в слове, пропуск букв в словах?
а) да; б) нет; в) не обращали на это внимания.
3. Хотелось бы Вам, чтобы Ваш ребёнок был сосредоточенным, внимательным?
а) Да; б) Нет.
4. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?
а) Занимаемся б) Трудно ответить в) Не знаем
Анкета для родителей Ф.И.О.______________________________
1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий?
а) Да; б) нет; в) трудно сказать.
2. Можете ли вы назвать своего ребенка сосредоточенным,
усидчивым, внимательным?
а) Да; б) нет;
3. Замечали ли вы у своего ребенка различного рода ошибки во время выполнения письменных работ? К примеру: переставленные местами слоги в слове, замена букв в слове, пропуск букв в словах?
а) да; б) нет; в) не обращали на это внимания.
3. Хотелось бы Вам, чтобы Ваш ребёнок был сосредоточенным, внимательным?
а) Да; б) Нет.
4. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?
а) Занимаемся б) Трудно ответить в) Не знаем
1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т. д.)
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги и одежду).
14. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.
признаки гиперактивности (симптомы 1, 2, 9, 10)
невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6—8, 12, 13)
импульсивности (симптомы 4, 5, 11, 14).
1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т. д.)
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги и одежду).
14. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.
Раздаточный материал
Игра «Не собьюсь»
По сигналу играющий начинает счёт до 30. Числа, содержащие 3 называть нельзя. Вместо него игрок подпрыгивает (или говорит «не скажу», «гол», или мяукает, или квакает и т.д.). Самый внимательный игрок тот, кто ни разу не произнесёт запрещённое число и вовремя подпрыгнет. Числа в игре можно менять.
Игра «Самый внимательный»
Послушайте внимательно текст и подсчитайте в нём количество слов со звуком «в»:
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
Воробья врачи спасли,
В вертолёт его внесли.
Вертолёт вертел винтами,
Волновал траву с цветами.
Игра «Повторяй, но не зевай»
Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда я буду хлопать в ладоши, вы должны присесть, когда я подниму руки вверх, вы должны подпрыгнуть, когда я присяду, вы поднимите руки в стороны, когда я топну ногой, вы тоже топните. Перед началом игры можно провести репетицию.
Поиграйте с вашим ребенком в игру "Три пункта", которая стимулирует развитие у него объема внимания. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом он должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:
Самое простое задание:
- Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;
- Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;
- Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.
Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант.
Усложненное задание:
- Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;
- Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы;
- Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С".
Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми. Пригласите в гости друзей вашего ребенка. Ваши усилия не пройдут даром.