Наглядные: опорная схема-модель синквейна, картинки к схеме
Практические: стихотворение – синквейн ,физ. минутка «Сказки»,рассказы о добрых делах героев сказок, гимнастика для глаз « Видят глазки все вокруг» Речевая разминка «Сказочные чистоговорки».
Игровые: Д/и «Узнай героя сказки по описанию» «Сложи картинку»
Активизация и обогащение словаря:
Активный словарь: библиотека, схема
Пассивный словарь: синквейн, слова- признаки, слова – действия, ассоциации.
Материалы и оборудование: мольберт , проектор, сундук, картинки с героями сказок, зеркало, картинки по сказкам разрезные,полка с книгами, книга без страниц, письмо с заданиями, пенек, полянка с осенними листьями и цветами, раскраски, музыкальное сопровождение «Музыка клубочка» «Музыка волшебства» «Голос книги»
Предварительная работа:
- Чтение сказок, просмотр сказок: «Приключение Буратино» «Сказка о Царе Салтане» «Красная шапочка» «Кот в сапогах»
- Игры-драматизации по мотивам сказок: «Репка» «Теремок»
- Разгадывание загадок о героях сказок;
- Рассматривание иллюстраций к сказкам: «Сказка о рыбаке и рыбке» «Три поросенка» «Дюймовочка»
- Составление синквейна по схемамна темы: «Животные» «Осень»
- Рисование:«Сказка в гости к нам пришла»
- Музыка: пение “Неприятность эту мы переживем” – муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта
Слушание М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»
- Д/и: ««Что сначала, что потом».» Д/и«Лото по сказкам»
Ход занятия.
В-ль: Здравствуйте, ребята! У меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением с гостями.
В-ль: Ребята, посмотрите вокруг: здесь много полок с книгами и скажите, где мы с вами находимся?
Дети: В библиотеке.
В-ль: А как по-другому мы можем назвать библиотеку, если в ней живут книги?
Дети: Дом для книг, книжкин дом.
В-ль: Молодцы, все верно.
(На полу лежит книга) В-ль: Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?
Дети: В шкафу, на книжной полке.
В-ль: Правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?
Дети: Бережно, аккуратно, не рвать ее, не рисовать на страничках.
В-ль: Мы сейчас книгу прочитаем и поставим на полку. (Поднимает книгу и раскрывает ее)
В-ль: Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Ой, наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли.
Голос из книги:Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злая Баба Яга заколдовала Могучий ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Пройдите испытания и верните мне сказки. В-ль: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу?
Дети: Да!
В- ль: Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в Страну сказок.
Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)
В- ль: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. Только нужно произнесем волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!»(клубочек покатился к полянке). ). Музыка клубочка
Давайте сначала посмотрим внимательно вокруг, что нас окружает?
Гимнастика для глаз «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано —
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Посмотрите ребята, вот полянка. (на полянке лежит письмо) а вот и первое задание
Д/и «Узнай героя сказки по описанию» (синквейн – загадки)
Вокруг нас и там и тут Сказки разные живут. На полянке есть загадки Отгадайте без подсказки Называйте, посмелей Этих сказочных друзей!
…
Розовые, миленькие
Строили, проживали, спасались
Им не страшен серый волк
Братья
…
Холодная , злая
Замораживает, похищает, злится
Никого не любит
Холод.
…
Добрый ,веселый
Летает, хвастается, живет на крыше
«Мужчина в самом расцвете сил»
Озорник
… 2. Добрая, умная. 3. Воспитывает, помогает, заботится. 4. Любит порядок во всем. 5. Девочка с голубыми волосами.
Молодцы, справились с первым заданием. Посмотрим, куда нас дальше клубочек поведет. Музыка клубочка
В- ль: Ребята, посмотрите зеркало .
В сказках , я слышала есть волшебное зеркало. В чем же его волшебство? Это кривое зеркало. Оно показывает предметы наоборот. Ведь в этих краях живет злая Баба Яга. Никого и ничего она не любит. Взяла Баба Яга в руки зеркало, посмотрела в него и глазам своим не поверила. В зеркале она была совсем даже не старая, а… / молодая /, не толстая, а … / худая /, не горбатая, а …/ стройная /. Всю жизнь лицо у Бабы Яги мрачное и злое, а в зеркале, оно оказалось … / веселое и доброе /. А уши — не большие, а / маленькие /., нос не кривой, а … / прямой./ Грязное платье ее в зеркале стало / чистым/. Старые туфли у стали / новыми /. Длинная юбка стала / короткой /
Посмотрим куда дальше нас клубочек поведет. Музыка клубочка
Кто хочет разговаривать. Тот должен выговаривать. Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
Речевая разминка «Сказочные чистоговорки».
Повторяйте вместе со мной.
Он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит–ит – добрый доктор Айболит.
Са-са-са - в лесу бегает лиса. Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы. Ру-ру-ру - лиса спряталась в нору.
В сундучке спрятаны герои сказок, которые совершали добрые сказочныедела.
Назовите сказочного героя и его добрый поступок.
Дети: «Доктор Айболит»-лечил с больных зверей в Африке
«Дюймовочка», она спасла ласточку
«Петушок и бобовое зёрнышко», курочка помогла петушку
«Заячья избушка»- петушок помог зайчику выгнать лису из его домика
Молодцы ребята ,вы выполнили задание. Идем дальше за клубочкомэ
Музыка клубочка
В- ль:Здесь конверт с разрезанными иллюстрациями к сказкам. И здесь успела побывать Баба Яга! Смотрите, все картинки разрезаны! Невозможно понять какие сказки на картинках. Как разобраться, какая сказка - не знаю! Поможем, ребята?
Дети: Поможем.
Д.И «Сложи картинку»
(Дети собирают картинки и называют название сказки)
Молодцы ребята, справились с заданием.
В круг вставайте дружно, В сказки поиграть нам нужно!
Динамическая пауза "Сказки"
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
- какая это сказка?
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
- а это что за сказка?
Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")
- как называется эта сказка?
В-ль: Молодцы ребята вы хорошо знаете сказки и их героев. Клубочек зовет нас вперед. Музыка клубочка
Клубок прикатился к сказочному пеньку. На пеньке, какая -то схема. Что это? Как вы думаете? (Это схема синквейна) А что такое синквейн?
Дети: Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.
? Давайте отгадаем загадку:
У отца был мальчик странный, Необычный - деревянный. На земле и под водой, Ищет ключик золотой? Всюду нос сует он длинный. Кто же это?
Дети: Буратино.
В-ль: Ребята, картинку с Буратино мы разместим на верхней строке нашей схемы.
На второй строке, под Буратино мы должны поместить картинки – признаки: Из чего сделан Буратино? (Из дерева) Значит он какой? (деревянный) Какой Буратино по характеру грустный или веселый? (веселый) Кладем улыбку.
На третьей строке мы выкладываем картинки – действия: что делает Буратино? (ходит) Помещаем ноги. Что еще он умеет делать? (учится читать) Кладем азбуку. Что еще он может делать? (любит Папу Карло) Правильно, добавляем и сердечко.
Ниже мы составляем предложение по иллюстрации и выкладываем его. (Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь)
А на пятой строке мы размещаем картинку – вывод: кто же такой Буратино? (мальчик, человечек) (Индивидуальные ответы детей)
Отлично! Идем дальше за клубочком. . Музыка клубочка
В-ль: Ребята, почему мы вернулись обратно в библиотеку?
Дети: Мы расколдовали сказочную книгу.
Голос книги:Спасибо большое за помощь.
Вот и завершилось наше путешествие, вам оно понравилось?
Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер мы будем с вами ее читать! Вы все молодцы! Я вижу, что вы любите сказки и цените их!
- Ребята, где мы с вами побывали? (В стране сказок)
- Чем занимались? (Составляли синквейны, отгадывали загадки.)
- Ребята, что было самым интересным?
- А какое испытание было самым лёгким?
- Какое испытание вам показалось самым сложным?
- А как вы думаете, почему мы справились со всеми заданиями?
Дети: - Потому что мы очень дружные, умеем отгадывать сложные задания, помогаем друг другу. Работали в команде.
Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. (Дети получают в подарок из сундука раскраски).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное