kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Никто не забыт и ничто не забыто".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Никто не забыт и ничто не забыто".»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 203»

Проект

Подготовительной группы








Автор проекта: Воспитатель

I категории

Архидьяконских

Инна Аркадьевна.




Пермь, 2015г.

Проект для детей подготовительной группы:

«Никто не забыт и ничто не забыто».

Паспорт проекта

Название проекта: «Никто не забыт - ничто не забыто»

Вид проекта: познавательный.

Цель: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

1. Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;

2. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой военных лет; проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;

3. Осуществлять работу по патриотическому воспитанию дошкольников, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;

4. Воспитывать уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

Продукт проекта:

  • Выступление для ветеранов

  • Стенгазета

  • Результаты продуктивной деятельности детей,

  • Информационные папки

  • Участие в конкурсе чтецов


Длительность проекта: среднесрочный (март- май 2015)

Участники проекта:

  • дети подготовительной группы

  • воспитатели

  • родители воспитанников;



Возраст детей: 6 лет



Актуальность:

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.


Предмет: формирование патриотических чувств через взаимосвязь субъектов педагогического процесса.

Проблема: углубить знания детей 6-7 лет о ВОВ: событиях, фактах, подвигах советских солдат, сформировать такие понятия, как «ветераны», «оборона», «захватчики», «фашистская Германия»; расширить знания детей об истории нашей страны.

Краткая аннотация проекта: целью данного проекта является формирование познавательной активности старших дошкольников в процессе ознакомления с объектами и явлениями природы.

В процессе интегрированной совместной деятельности дети получат уникальный опыт конструктивного общения со сверстниками и взрослыми. Тема проекта близка, понятна и интересна родителям воспитанников. Участие родителей в проекте несомненно обогатит его содержание. Педагоги ДОУ участники проекта получат возможность эффективного взаимодействия по реализации содержания разных образовательных областей.

Форма работы

Участники

Подготовительный этап

Постановка цели, определение формы работы.

Изучение методической литературы и сбор художественной литературы

Создание презентации

Подбор игрового материала .

Сбор информации, материала о Великой Отечественной Войне (песни, стихи, плакаты, показ настоящих наград).

Воспитатель









Дети, родители

Основной этап

НОД Познание (ФЦКМ) «9 Мая – День Победы»

НОД Развитие речи «Мой дедушка – ветеран ВОВ»

Дети, воспитатель

Чтение художественной литературы:

Рассказы о Великой Отечественной войне:

С.П.Алексеев «От Москвы до Берлина»

В.Ф. Панова «Сергей Иванович и Таня»

В.Е. Карасева «Маленькие ленинградцы»

Л.Кассиль «Твои защитники»

Б.П. Павлов «Вовка с ничейной полосы»

Повесть - Б.П. Павлов «На безымянной сопке»

Сказка - Ю.Я.Яковлев «Как Сережа на войну ходил»

Стихотворения: «Был трудный бой», «Песня Победы», С.В. Михалков «Победа»









Дети, воспитатель, родители

Дидактическая игра «Как называется военный…», «Узнай и назови боевую технику ВОВ», «Раньше и теперь», «Защитники Отечества»

Дети, воспитатель


Цикл бесед о ВОВ:

«Почему война называется Великой Отечественной?»

«Родина – мать зовет!»

«Великие битвы»

«Дети войны»

«Музыка войны»

«Мы пол-Европы прошагали, пол-Земли»

Дети, воспитатель

Рассматривание плакатов военных лет, фотографий, иллюстраций.


Дети, воспитатель, родители

Художественное творчество:

Рисование «Война глазами детей»,

Аппликация - открытка «Фронтовое письмо».



Дети, родители

Дети, воспитатель

Слушание музыкальных произведений:

«Марш защитников Москвы» А.Сурков, Минута молчания,

«Катюша» М.Блантер, «Священная война» А.Александров,

«Ах, война, что ты, подлая, сделала» Б.Окуджавы

Разучивание песен «И все о той войне», «Служить России»

Дети, воспитатель

Оформление стенгазетаы «Я помню - я горжусь!»

Дети, воспитатель, родители

Участие в конкурсе чтецов посвященному «Дню победы»

Дети, воспитатель

Заключительный этап

Выставка детских работ «С днем победы!»

Альбом «Стихи и песни о войне и победе»

Видеопрезентация «Этот славный День Победы»

Участие в концерте для ветеранов

Воспитатель, дети, родители



Ожидаемые результаты: в ходе проведенных мероприятий, посвященных дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.

Развлечение «А, ну-ка, мальчики!»









«Конкурс чтецов».



Разучивание и исполнение военных песен.











Стенгазета «Я помню - я горжусь!»

Выставка детских рисунков.









Приложение 1.



ЦИКЛ БЕСЕД О ВОВ

«РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!»

У каждой страны, у каждого наро­да бывают такие моменты в истории, такие времена, когда наступают тя­желые испытания. Чтобы их достойно пройти, нужно много усилий всех лю­дей и большая вера в то, что люби­мая Родина, Родина-мать, все преодо­леет. Такое тяжелое испытание выпало и на долю нашего народа, когда нача­лась великая война. Ее назвали Отече­ственной, потому что нужно было за­щищать свое Отечество от врагов, ко­торые хотели отнять и саму родину, и вообще жизнь. Кто знает, с кем воевал наш народ? Кто напал на нашу страну? Ответы детей.

Да, это была фашистская Германия, страна, в которой у власти стоял че­ловек, захотевший отнять у других на­родов земли, города и села, заводы и фабрики и таким путем сделать свою страну богатой. Он, как злой волшеб­ник, словно заколдовал свой народ и убедил его в том, что для процвета­ния Германии нужно вооружить армию и начать нападение на другие страны. Так началась тяжелая и грозная вой­на, которая летом 1941 года пришла и на нашу землю.

Звучит аудиозапись песни «Вста­вай, страна огромная» (муз. А. Алек­сандрова, ел. В. Аебедева-Кумача).

Фашисты напали на нас в 4 часа утра, когда люди еще спали, и на мир­ные селения посыпались бомбы, их ста­ли обстреливать из орудий. Это было очень страшно, все горело, люди пы­тались бежать, укрыться, но спастись удалось немногим. Вот как вспоми­нает о начале войны женщина, кото­рой было тогда всего 7 лет, почти как вам, ребята:

«В мае 1941 года мне исполнилось семь лет, и я с нетерпением ждала сентября, так как была уже записана в первый класс, увы, в первом классе мне не суждено было учиться, через год начала со второго. Но это про­изошло уже совсем в другой жизни, разделенной пропастью блокады. Мы с мамой жили в Детском Селе, тог­да говорили просто — Детское. На­чало войны запомнилось песней „Тучи над городом встали...", а над городом летнее голубое небо с легкими обла­ками, по которому летят самолеты. Очень-очень скоро стали стрелять, многие прятались в щель, узкую зем­ляную траншею, убежищ поблизости не было. Уже в июле—августе жите­ли начали покидать юрод, ленинград­ский поезд брали штурмом. В толчее при отъезде меня столкнули с пер­рона под колеса поезда, показалось, что упала далеко вниз, но испугать­ся не успела, тут же меня подхвати­ли и вытащили чьи-то руки, втол­кнув затем в вагон. Через некоторое время мама ездила в брошенный дом за вещами. Рассказывала, что от раз­рывов снарядов стены ходили ходу­ном» («Долгий путь из войны», автор В. Левецкая.)

Нападение фашистов стало нео­жиданным для нашего народа, поэто­му врагу поначалу удалось захватить много городов, земель. По всей стра­не передавались сообщения о начале войны, люди с болью молча слушали их, и каждый понимал, что закончилась мирная жизнь, и надо много трудиться, чтобы справиться с этой бедой. На за­щиту своего Отечества поднялся весь наш народ, от мала до велика, и все стремления, все силы были направлены на отпор завоевателям. «Родина-мать зовет! Все для фронта, все для побе­ды!» — так звучали призывы военных лет, и для каждого человека не было священнее задачи, чем отдать все силы на исполнение этих призывов.

Накануне этого страшного утра, когда началась война, у школьников был вы­пускной бал, они радовались окончанию школы и строили планы на будущее. Но этим планам не суждено было сбыть­ся, потому что большинство мальчиков ушли на фронт, и многие из них погиб­ли. Девочки работали в госпиталях, но некоторые из них воевали, чтобы при­близить долгожданную победу. Вот как говорится об этом в стихах поэтессы Юлии Друниной, которая сразу после школы тоже ушла на фронт и воевала до самой победы:

Нет, это не заслуга, а удача —

Стать девушке солдатом на войне,

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!..

Очень горестно было прощаться с родными и близкими, друзьями, кото­рые уходили на фронт. Ведь никто не знал, что ждет впереди, вернется ли до­рогой человек. Кто-то плакал навзрыд, а кто-то скрывал слезы, но все-таки у каждого в сердце жила надежда, что все будет хорошо, что наступит победа и в дом вернется тот, кто покинул его для защиты Родины. Некоторые моло­дые солдаты, уезжая на войну, не зна­ли, что уже в скором времени станут отцами, и смогли увидеть своих детей только спустя несколько лет, а кому-то и этого не было суждено.

Приснилось мне, приснилось мне,

Как будто я на той войне.

Вдруг вижу — папа мой,

Такой смешной, такой худой

И совершенно не седой,

Среди разрывов и огня

Идет, не зная про меня.

Приснилось мне, приснилось мне —

Я папу видел на войне.

Идет куда-то в сапогах,

Не на протезах — На ногах. П. Давыдов

Вот фотографии из ваших семей­ных альбомов, кто на них изображен, расскажите, ребята?

По желанию дети показывают фо­тографии и комментируют их.

Война длилась долгих четыре года, много дорог пришлось пройти солда­там. Бились они в страшных битвах, от­стаивая каждый кусочек родной земли.

Полем, вдоль берега крутого, мимо хат

В серой шинели рядового шел солдат.

Шел солдат, слуга Отчизны,

Шел солдат во имя жизни,

Землю спасая, мир защищая,

Шел вперед солдат!

Спасали герои-воины не только свою землю, но и весь мир от фашистско­го нашествия. В следующей беседе мы с вами узнаем о великих битвах Отечественной войны и о тех подви­гах, которые совершали наши солда­ты. А сейчас послушайте «Балладу о солдате». Ее написали в тяжелые дни войны композитор В. Соловьев-Седой и поэт М. Матусовский.

Педагог включает аудиозапись с песней. После прослушивания песни об­менивается с детьми впечатлениями.

Примечание. Беседа может сопро­вождаться показом документальных кадров, фотографий и аудиозаписей, чтением стихов, отражающих те­матику занятия.



ВЕЛИКИЕ БИТВЫ

Перед беседой звучит аудиозапись песни «Вставай, страна огромная» (муз. А. Александрова, ел. В. Лебедева-Кумача). Педагог вспоминает с детьми основные моменты прошлой беседы.

Ребята, сегодня мы продолжим бе­седу о Великой Отечественной войне. Прежде чем рассказывать «вам о ве­ликих сражениях этой войны, я хочу спросить у вас, слышали ли вы такие названия: Брест, Москва, Курск, Ста­линград, Берлин?

Дети отвечают, педагог коммен­тирует их ответы.

Вы уже знаете, что когда враг на­ступал, то наши воины стояли насмерть, защищая свою землю, они сражались за каждую пядь русской земли. Первым городом на пути фашистов был неболь­шой городок Брест, который стоял на самой границе. Его защитники пытались остановить врага, не пропустить дальше. И у этой крепости сражение продолжа­лось больше месяца, хотя фашистские генералы рассчитывали с ходу захватить Брест. Уже фронт ушел далеко от этих мест и многие территории были захва­чены, а защитники все не сдавались, хотя у них не хватало боеприпасов и подчас не было даже глотка воды. Им приходилось глубокой ночью тайком пробираться к реке, чтобы напиться и промыть раны. Гитлер не хотел верить, что крепость не сдается, что русские солдаты оказались такими мужествен­ными и смелыми. Он даже ставил их стойкость в пример своим военачаль­никам. Давайте мы встанем и помол­чим, чтобы почтить беспримерную хра­брость защитников Бреста.

Минута молчания.

Главной целью врага была, конечно, Москва, столица нашей Родины. Фаши­сты считали, что после взятия Москвы дух народа будет сломлен и им легко удастся покорить нашу страну. Поэто­му на Москву рвалось множество гит­леровских полчищ, туда были брошены отборные войска. Но опять просчита­лись фашистские генералы. Они соби­рались закончить войну еще до осени, даже разработали специальный план «Барбаросса», по которому планировалось благодаря неожиданному нападе­нию очень быстро захватить все земли вплоть до Уральских гор. Посмотрите на карту, дети.

Педагог показывает на карте, какие территории планировалось захватить.

Опять их планы сорвались. Наступи­ла зима, и хотя вражеские войска по­дошли очень близко к Москве, взять ее так и не удалось. Недалеко от Москвы стоит памятник героям-воинам из диви­зии, носящей имя генерала Панфило­ва. Из всей дивизии их осталось все­го 28 человек, но они сказали: «Вели­ка Россия, а отступать некуда — поза­ди Москва!» И не отступили! Благода­ря беспримерному мужеству наших во­инов враг так и не завоевал нашу сто­лицу, не удалось гитлеровским солда­там промаршировать по Красной пло­щади победным маршем.

Но надо сказать вам, ребята, что некоторые из них все-таки прошли по московским улицам, только не в ра­дость был тот марш. И знаете поче­му? Потому что по улицам Москвы в конце войны прошли колонны пленных фашистов, а жители столицы смотре­ли на них, оборванных и сломленных, пришедших завоевать чужую страну. Давайте послушаем «Марш защитни­ков Москвы». Музыку к нему написал композитор Борис Мокроусов, в сло­ва — поэт Александр Суриков. Эта песня помогла нашим солдатам бо­роться с врагом,

Звучит аудиозапись песни «Марш защитников Москвы» (муз. Б. Мокро-усова, ел. А. Суркова).

Битва за Москву подняла дух все­го народа, но враг продолжал насту­пать, теперь он рвался к Волге, ве­ликой русской реке. Но на пути стоял Сталинград, город, за которым начина­лись степи и открывалась дорога к го­рам Кавказа. Враги решили захватить Сталинград. Его непрестанно бомби­ли, обстреливали из пушек, проводи­лись танковые атаки, горела сама зем­ля. Бои шли за каждый дом, прямо на улицах города. Бывало даже так, что один этаж дома уже захватили фаши­сты, а на других этажах оборону про­должали держать наши бойцы.

В Волгограде, так теперь называет­ся Сталинград, поставлен памятник на том месте, где находился один из таких домов, дом Павлова. Так его назвали в честь сержанта Якова Павлова, который вместе с четырьмя бойцами удерживал здесь позиции, пока не подошло под­крепление. Вот как выглядел этот дом.

Педагог показывает фотографию или слайд с изображением разрушен­ного дома.

Благодаря огромному мужеству и стойкости наших бойцов фашисты не смогли захватить Сталинград. Огром­ная армия под командованием фельд­маршала Паулюса была взята в коль­цо, попал в плен и сам фельдмаршал. В память о той великой битве на высо­кой горе, на Малаховом кургане, воз­веден монумент Матери-Родине, соз­дан зал Славы, в котором на камен­ных плитах записаны имена погибших солдат и горит Вечный огонь.

Мир солдаты защищали,

Жизнь они за нас отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них.

Дети, представим, что мы находим­ся в этом зале, и споем песню «Веч­ный огонь».

Дети исполняют песню «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко, ел. А, Чи­бисовой).

Говоря о сражениях Великой Оте­чественной войны, нельзя не вспом­нить сражение на Курской дуге. Фа­шисты долго готовились к тому, чтобы под Курском выровнять линию фрон­та, которая огибала дугой наших сол­дат, и планировали взять в кольцо. Но этот план не удался, потому что но­чью немцев вдруг осветило мощными прожекторами, которые ослепили вра­жеских солдат. Они растерялись, нача­лась паника. И тут наша армия пошла в наступление. Битва была очень же­стокой, в ней сошлись тысячи танков. Но благодаря ночному наступлению, ко­торое рассчитал наш полководец мар­шал Георгий Жуков, победа досталась русским солдатам. Маршал Жуков был очень смелым, мужественным и талантливым полководцем, он продумывал все крупные операции войны, в том числе и наступление на Берлин, столицу фа­шистской Германии. Народ его назвал маршалом победы. Посмотрите на пор­трет Георгия Александровича.

Дети вместе с педагогом рассма­тривают портрет Г. Жуков.

В этой великой войне было много сражений. С каждым днем приближа­лась победа. Все ближе и ближе при­двигалась наша армия к городам врага.

Звучит аудиозапись песни «Эх, до­роги» (муз. А. Новикова, ел. А. Оша­нина).

Был когда-то на Руси великий пол­ководец Александр Невский, который сказал: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!» Так получи­лось и с гитлеровскими полчищами. В победу над ними верили даже во вре­мя самых жестоких боев: «Победу все представляли себе прежде всего взя­тием Берлина. Расстояние до побе­ды оценивали расстоянием до Бер­лина и временем, за которое Берлин будет взят. А то, что Берлин бу­дет взят, ни у кого не было сомне­ния. Ни в окопах Сталинграда, ни в боях на Курской дуге — не было со­мнения в том, что победа будет, и верили, что настанет время — бу­дет взят Берлин. И за этим после­дует объявление на всю страну, что наступила победа». (Из воспоминаний генерал-полковника , Евгения Алексан­дровича Сосновских «Моя жизнь в дет­ском доме»).

Как пришла к нам победа, о взя­тии Берлина мы поговорим в следую­щий беседе.

Примечание Беседа может сопро­вождаться показом документальных кадров, фотографий и аудиозаписей, чтением стихов, отражающих те­матику занятия.



ДЕТИ ВОЙНЫ

Перед началом беседы звучит ау­диозапись песни Б. Окуджавы «Ах, война, что ты, подлая, сделала».

Ребята, вы уже знаете, как началась Великая Отечественная война, какие подвиги совершали наши воины. Но в войне погибают не только солдаты. От нее больше всего страдают самые ма­ленькие и самые старенькие. Сегодня наша беседа о детях войны. Мы откро­ем страницы воспоминаний детей воен­ных лет. Не всегда дети могли понять, что пришла настоящая беда. Вот вос­поминания маленькой девочки:

«Мне было немногим более семи лет, когда Молотов объявил по ра­дио о начале войны. Я отлично пом­ню этот день и последние слова вы­ступавшего: „Браг будет разбит, по­беда будет за ними!" И, как мне помнится, в тот же выходной день, 22 июня, взрослые стали заклеивать окна тоненькими полосками наиско­сок, а мы, дети, выбежали на улицу и стали делиться впечатлениями. По-моему, мы совсем не испугались и даже как-то возгордились случив­шимся. Особенно после того, как через несколько дней старшая из нас ска­зала: „А знаете, что это не просто война, а война Отечественная?" И еще нам очень понравились вырытые вскоре поблизости от домов укрытия от бомбежки, так называемые щели, где днем, когда не было воздушной тревоги, мы играли и в прятки, и в куклы». («Мне заказали гроб», автор Г. П. Стукалова.)

Вы знаете, ребята, очень страш­но было всем — и взрослым, и де­тям, — когда начиналась обстрелы. Лю­дям приходилось скрываться в подвалах или в специально сделанных бомбоу­бежищах. Все внимательно прислуши­вались: не летят ли самолеты, или на­чинала завывать сирена, и по ее зву­ку все быстрее бежали прятаться. Вот еще одно воспоминание девочки из го­рода Ленинграда:

«Все чаще при обстрелах спуска­лись в бомбоубежище — сырой под­вал с облупленными стенами. Было скучно сидеть при слабом свете ма­ленькой лампочки. Взрослые размыш­ляли: нужно ли всякий раз туда спу­скаться? Наступила осень. В тот день на мне было легкое пальтишко и какие-то теплые ботики, по тре­воге мы не успели добежать до под­вала и остановились под аркой дома, прижавшись к стене. И сразу раздал­ся оглушительный взрыв, я почувство­вала, как мимо нас мчится горячий упругий воздух, волокущий за собой мелкий мусор, а затем пролетела и целая дверь, по счастью нас не задев­шая. Оказалось, что бомба разрушила соседний дом. Вернувшись домой, мы обнаружили, что окно у нас выворо­чено вместе с рамой и лежит на се­редине комнаты. Нашу маленькую се­мью приютил Михайловский театр, выделивший под проживание подвал в хозяйственном дворе с условием, что при необходимости он будет служить одновременно бомбоубежищем. Всели­лись туда сразу несколько семей. На деревянные скамейки положили листы фанеры, а сверху — постели». («Дол­гий путь из воины», автор В. Левецкая.)

Но представляете, ребята, были и такие случаи, когда приходилось вопре­ки страху под бомбами и взрывами до­бывать себе продовольствие. Вот как рассказывает об этом еще одна ма­ленькая девочка:

«За Арном подтягивались наши во­йска. На улицах рвались мины. Выхо­дить стало опасно. Но, как говорится, голод не тетка — надо было чем-то питаться. Съев в первую неделю все продовольственные резервы, мы от­правились на пристань, где, по слу­хам, стоял разбитый вагон с пшени­цей. Вагон разнесло снарядом, и пше­ница, перемешанная с углем, покры­вала железнодорожное полотно. Ме­сто простреливалось как немцами, занявшими позиции на правом высо­ком берегу, так и нашими — с ле­вого берега Арна. Надо было под об­стрелом подползти к россыпям пше­ницы. Насыпав ее в наволочку попо­лам с крошевом антрацита, мы дол­гими вечерами при свете свечи выби­рали зернышко за зернышком для ку­тьи — пшеничной каши. Нам с ма­мой удалось без потерь проделать эту операцию и просуществовать не­сколько дней до прихода наших, вы­бивших немцев на десятый день ок­купации». («Двадцать второе июня со­рок первого: неоправданные ожида­ния», автор А. Чижов.)

«Оккупация» — это очень страшное слово. Немецкие войска расстреливали людей по малейшему подозрению их в связях с партизанами — теми людьми, которые скрывались от немцев в лесах и боролись с ними: взрывали поезда с войсками, оружием, устраивали за­сады. Но самое страшное было в том, что немцы угоняли молодежь в Герма­нию, и многим из них не суждено было вернуться с чужой земли. Послушайте воспоминания об этом:

«В мае 1942 года немцы собрали молодежь со всей округи, привели в Сланцы и погрузили в эшелон. Когда поезд тронулся, за ним бежали наши мамы, громко рыдая и махая нам ру­ками. Оторванные от своих родных, мы очень горевали. Даже песню сочи­нили грустную-прегрустную. Были в ней и такие слова.

Раньше ели сладости,

Сахар и изюм,

Будем кушать гвоздики

И шурум-бурум...

Привезли нас в Гамбург и распре­делили по заводам. Мы, шесть девочек из одной деревни, попали на электро­моторный завод Ханса Штиля. Каж­дой присвоили рабочий номер и выда­ли тряпочки со знаком „ost", которые велели пришить к одежде. Мой номер был „ost-6". Такой же номер значился и на моих нарах в бараке. В 7 утра мы приступали к работе. На станках наматывали на шпульки тонкую про­волоку. Вместе с нами работали и не­мецкие женщины. Они трудились ста­рательно, чему учили и нас: „Работай­те медленно, но хорошо]" Они полу­чали за свой труд зарплату, мы же были бесплатной рабочей силой, и если кто-то отлынивал от работы, то по­падал на сутки в карцер узкий, как шкаф, бункер, где можно было только стоять. В полдень полагался получа­совой перерыв на обед. У нас не было никакой еды, и мы просто отдыхали, сложив на коленях руки и стараясь не смотреть на работниц-немок, развора­чивающих свои завтраки. Но они всег­да делились с нами, хотя сами жили небогато и продукты получали по карточкам. Наверное, если бы не по­мощь этих женщин, мы бы не выдер­жали и погибли от недоедания. Кор­мили нас только раз в день, после ра­боты. Обычно давали порцию шпина­та и 200 граммов хлеба-эрзаца. Раз в неделю мы получали кусочек маргари­на или ливерной, колбасы». («Помню не только плохое», автор Н. Д. Исако­ва (Панова), жительница деревни Под-кино. Источник: «За блокадным коль­цом: воспоминания» / Автор-составитель И. А. Иванова. — СПб.: ИПК «Вести», 2007. С. 27— 30.)

Педагог обсуждает с детьми эти сведения, останавливаясь на рассказе о помощи немецких женщин.

Но и без оккупации многие семьи потеряли друг друга. Конечно, осо­бенно страдали дети без своих роди­телей, которые или погибли при бом­бежке, или потерялись при эвакуации. Им пришлось жить в детских домах. И хотя там о них заботились, каждый вспоминал родной дом и своих близ­ких. Взрослые старались отвлечь де­тей, налаживая их жизнь: проводили занятия и для малышей, и для школь­ников, устраивали праздники. Вот та­кие воспоминания остались от пребы­вания в детском доме одного мальчи­ка, папа которого сражался на фронте:

«В детском доме я учился в пятом классе. Школа наша находилась в двух­этажном здании, рядом со спальным корпусом. Пока было тепло, учиться было не так трудно. Очень тяжело стало с наступлением холодов. В каж­дом классе топили железные печурки, как в спальном корпусе. Пока шли уро­ки, за печками следили ученики, но по­сле занятий в классе становилось хо­лодно. У каждого ученика была персо­нальная чернильница, которая храни­лась в парте. Когда дети приходили на занятия, то первым делом брали чернильницу и отогревали ее за пазу­хой так, чтобы можно было пользо­ваться чернилами. Контрольные рабо­ты писали в тетрадях, а в классе пи­сали на газетных листочках. Тетради сшивали из книжных листов и писали на белом поле между строк. Учебниками пользовались по очереди, догова­риваясь между собой. Иногда отдель­ные рассказы читали вслух для всего класса. Также коллективно учили сти­хотворения. После обеда занимались самоподготовкой». («Моя жизнь в дет­ском доме», автор генерал-полковник Е. А. Сосновских.)

Как по всей стране, так и в детском доме дети помогали взрослым, хотя, ко­нечно, трудно им приходилось, но они не жаловались, а старались выполнить работу как можно лучше. Вот как пишет об этом уже знакомый нам мальчик:

«После окончания учебы детей на­правляли целыми отрядами на полевые работы — на прополку и окучивание. Это было самое тяжелое время, осо­бенно в жаркие летние дни. Бывало, пропалываешь грядку, а конца ее не видно, весь обливаешься потом. При этом товарищи тебя подгоняли, если ты отстаешь от „цепи". Надо было не только успевать идти в линии, но и обращали внимание на чистоту про­полки. Всем хотелось, чтобы по окон­чании работы воспитатель похвалила не только за быстроту, но и за каче­ство». («Моя жизнь в детском доме», ав­тор генерал-полковник Е. А. Сосновских.)

Однако во время войны были и такие случаи, когда дети и молодежь воевали вместе со взрослыми: кто-то находился в партизанском отряде и до­бывал сведения о врагах, ведь малень­кий ребенок или подросток не вызывал подозрения у немцев; кто-то жил вме­сте с солдатами, и тогда его называ­ли «сын полка». Вот о таком мальчике даже написана книга писателем В. Ка­таевым. Солдаты заботились о своем питомце как могли, оберегали его от опасности, даже заказали ему настоя­щую форму. Этих ребят, конечно, ста­рались отправить в тыл, как правило учиться в какое-нибудь военное учи­лище. Но связь не терялась, и такой человек навсегда считался сыном пол­ка. А некоторые питомцы по примеру старших бойцов становились героями. Запомните, дети: молодой возраст не мешает биться горячему сердцу и со­вершать подвиги. Они остались в на­родной памяти, о них написаны песни. Послушаем песню о юном герое, ко­торая называется «Орленок».

Педагог включает аудиозапись песни «Орленок» (муз. Я. Шведова, ел. В. Белого). После прослушивания проводится беседа.

Наша сегодняшняя беседа о детях войны заканчивается. Теперь вы, навер­ное, поняли, что каждый человек неза­висимо от возраста может быть и му­жественным, и смелым, а самое глав­ное — не бояться помочь другому в трудный час. Вам я желаю быть и вы­расти именно такими, и тогда нашу Ро­дину никто и никогда не победит

Звучит аудиозапись песни «Орля­та учатся летать» (муз. А. Пахму­товой, ел. В. Добронравова).

Примечание. Для проведения бесе­ды, можно использовать не все тек­сты, выстраивая рассказ в соответ­ствии с собственной логикой.



МУЗЫКА ВОЙНЫ

Как вы думаете, ребята, что прида­вало сил людям во время войны вы­держивать те тяжелые испытания, ко­торые она принесла?

Ответы детей.

Кроме силы духа, стремления защи­щать родную землю и веры в победу, буквально всем — и бойцам на фрон­те, и тем, кто ждал их с полей вой­ны, — поднимала настроение музыка. Она и вела солдат в бой, давая силы сражаться с грозным врагом, и утеша­ла в минуты печали, и поднимала на­строение в минуты отдыха. Во время войны родилось очень много песен, ко­торые не только были любимы тогда, мо и звучат до сих пор. Это были пес­ни, которые помогали бойцам собрать силы и выиграть последний бой, песни, которые напоминали о родных и близ­ок, ради которых надо было выжить.

Сегодня мы с вами тоже послушаем эта песни и попробуем понять и почув­ствовать настроение людей, слушавших их.

Начнем мы с песни, которая полю­билась миллионам людей, как только прозвучала в первый раз. Ее сочинил композитор Никита Богословский на слева поэта Владимира Агатова для ки­нофильма «Два бойца». Там был эпизод написания солдатом письма, ко­торый никак не получался. Тогда-то по предложению режиссера и была напи­сана эта песня и включена в фильм. Этот момент фильма стал одним из самых запоминающихся, а песня за­звучала и в землянках, и на кораблях, ее исполняли и до сих пор исполняют на концертах, и по-прежнему она тро­гает сердца слушателей.

Звучит аудиозапись песни «Тем­ная ночь» (муз. Н. Богословского, ел. В. Агатова).

Вы знаете, ребята, когда записы­вали эту песню на пластинку, то пер­вый образец был испорчен слезами работницы, которая заплакала, слушая ее. Только со второго раза получилась запись на пластинке.

Теперь мы прослушаем другую пес­ню, которая тоже была создана по за­казу, но уже не режиссера, а по распо­ряжению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского. Зачем ему было это нужно, спросите вы, разве у маршала не было других забот? Ока­зывается, эта песня должна была вы­полнить настоящую боевую задачу: го­товилось наступление на врага в Кур­ском сражении, а немцев надо было убедить в том, что серьезных воен­ных действий не готовится. Вот ком­позитор Марк Фрадкин и поэт Евгений Долматовский и написали песню, кото­рую мы сейчас послушаем. Она назы­вается «Случайный вальс».

Звучит аудиозапись песни «Слу­чайный вальс» (муз. М. Фрадкина, ел. Е. Долматовского).

Следующая песня, которую мы будем слушать, называется «Три танкиста», и была создана она еще до войны. Она тоже прозвучала в фильме, где расска­зывалось о друзьях, которым пришлось служить на границе и на своем танке воевать с врагом на Дальнем Восто­ке. Песня родилась быстро, потому что ее слова, который сочинил поэт Борис Ласкин, очень понравились композито­рам, братьям Покрасс, и они легко со­чинили к ним мелодию.

Звучит аудиозапись песни «Три тан­киста» (муз. бр. Покрасс, ел. Б. Ааскина).

Эту песню очень полюбили, ее можно было услышать всюду Ее пели с особым чувством и в дни Великой Отечествен­ной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов. Вот как расска­зывает об этом поэт М. Твардовский:

И, сменивши пальцы быстро,

Он, как будто на заказ,

Здесь повел о трех танкистах,

Трех товарищах рассказ.

Не про них ли слово в слово,

Не о том ли песня вся?

И потупились сурово В шлемах кожаных друзья.

Свои песни были не только у танки­стов. Есть любимая песня и у моряков, которым приходилось покидать родные берега. Называется она «Вечер на рей­де», а написал ее живший в Ленингра­де композитор В. П. Соловьев-Седой в содружестве с поэтом А. Д. Чурки-ным. Родилась эта песня в необыч­ных обстоятельствах. Вот как расска­зывает об этом поэт, которому вместе с Соловьевым-Седым пришлось рабо­тать во время войны в порту: «Волны чуть слышно плескались о морскую гальку. Залив был окутан синей дым­кой. Невдалеке на рейде стоял ко­рабль. С него доносилась тихая му­зыка там кто-то играл на бая­не... Соловьев-Седой сидел молчали­вый и задумчивый. Когда мы отправ­лялись домой, он сказал: „Замечатель­ный вечер. Стоит песни". Видимо, у него уже зародилась мелодия, и, как впоследствии вспоминал сам компо­зитор, находясь на берегу залива, он думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подсту­пы к нашему городу, и его охватыва­ло горячее желание выразить в музы­ке их настроения и чувства». Послу­шаем эту песню, чтобы и нам проник­нуться этими настроениями.

Звучит аудиозапись песни «Вечер на рейде» (муз. В. Соловьева-Седого, ел. А. Чуркина).

Сначала эта песня считалась не­достаточно бодрой и боевой и ее не включали для исполнения на радио. Но однажды во время встречи Соловьева-Седого с бойцами на калининградском фронте он ее исполнил. Вот что рас­сказывает сам композитор: «Бойцы в землянке, а их было немного, человек тридцать сорок, со второго купле­та начали мне подпевать. И я почув­ствовал, что песня понравилась, что она дошла до сердец и имеет право на жизнь... С этого дня песня, как по беспроволочному телеграфу, передава­лась из уст в уста, с одного фрон­та на другой. А когда она прозвучала в эфире, ее запела вся страна. Пели моряки и пехотинцы, летчики и ар­тиллеристы, пели защитники Сева­стополя по листовке, изданной в осаж­денном фашистами городе. Проникла она сквозь вражеское кольцо на ме­сто своего рождения — в Ленинград. И не было, кажется, дня, когда ее ме­лодия не звучала по радио в забло­кированном городе». Действительно, популярность «Вчера на рейде» была столь велика в годы войны, что появи­лись различные варианты и переделки песни. Парашютисты-десантники пели:

Споемте, друзья, ведь завтра в полет,

Летим мы во вражеский тыл.

Споем веселей, пусть нам подпоет,

Кто песен родных не забыл.

Партизаны Крыма, судя по воспо­минаниям командира отряда И. Коз­лова в его книге «В Крымском подпо­лье», сочинили такие слова:

Прощай, любимый город!

Уходим завтра в горы, И ранней порой

Мелькнет за спиной

Зеленый мешок вещевой.

Итальянские партизаны пели на этот мотив в годы войны песню о девушке — участнице освободительного движения. В дни героической обороны Севасто­поля, в 1942 году, там была издана ли­стовка с этой песней. Имя композито­ра Соловьева-Седого стало всенарод­но известным. И в 1943 году за эту и ряд других песен он был удостоен Государственной премии СССР. Да и до сих пор песня «Вечер на рейде» до­рога нам, как и многие другие песни военной поры, оставившие неизглади­мый след в благодарной памяти народа.

И закончим мы нашу встречу песней, которой, как и уже прослушанными нами, было суждено редкое долголетие. Она называется «В лесу прифронтовом», а написана композитором М. Блантером на слова поэта Михаила Исаковского. Как она родилась? Исаковский отвечал на этот вопрос так: «Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны. Работая, пред­ставил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непри­вычную для солдат, только что вы­шедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь... По­слал стихи старому товарищу, ком­позитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по ра­дио, как песня исполняется». Послу­шайте ее и скажите, что она вам на­поминает? Какой танцевальный жанр?

Звучит аудиозапись песни «В лесу прифронтовом» (муз. М. Блантера, ел. М. Исаковского). После прослу­шивания педагог повторяет свой во­прос, дети отвечают.

Вы правы, дети, композитор избрал для своей песни ритм вальса, потому что вальс созвучен биению человече­ского сердца, напоминает о родном доме и мирной жизни. Сам компози­тор говорит об этом так: «В лириче­ских песнях, которые мы писали во время войны, хотелось дать возмож­ность солдату „пообщаться" с близ­кими, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где-то за триде­вять земель, в далеком тылу».

Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор

Или степь, от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна! 3. Александрова

Песни войны напоминали каждому о его милой родине и вдохновляли на борьбу с жестоким врагом.

«МЫ ПОЛ-­ЕВРОПЫ ПРОШАГАЛИ, ПОЛ-ЗЕМЛИ»

Вы уже знаете, дети, что война дли­лась долгих четыре года и в ней по­страдали не только люди нашей стра­ны. Фашисты захватили чужие земли, и многие народы мечтали об освобож­дении. И оно наступило! Наши смелые воины прогнали ненавистных врагов со всей земли и стали гнать фашистов и дальше. Так и пролегла нашей армии дорога на Берлин!

С боем взяли мы Варшаву, город весь прошли,

И последней улицы название прочли.

А название такое, право слово, боевое:

Берлинская улица по городу идет!

Значит, нам туда дорога,

значит, нам туда дорога!

Звучит аудиозапись песни «До­рога на Берлин» (муз. М. Фрадкина, ел. Е. Арлматовского).

Взятие Берлина победоносно завер­шилась Великая Отечественная Война. Эта операция продолжалась целых 23 дня. Город брали с боем, враги сопро­тивлялись, хотя уже было понятно, что победа близка. Когда шли бои за Бер­лин, то так же, как в Сталинграде, при­шлось сражаться за каждую улицу, за каждый дом. Бои не прекращались ни днем ни ночью. В центре города воз­вышалось здание рейхстага, где засе­дало фашистское командование. Квар­тал за кварталом советские войска про­рывали оборону и все ближе продви­гались к рейхстагу. Прорвать сопро­тивление врагов было очень трудно, но советская армия сразила немцев и в Германии был поднят штурмовой флаг, советские солдаты оставили свои подпи­си на стенах рейхстага.

И вот наступил победный май, советские солдаты освободили от фа­шистов многие страны. Они сражались с фашистами и в Австрии, и в Румынии, и в Польше, и в Болгарии. Отвоевывая юрода и села, нашим воинам подчас приходилось биться за каждый коридор, за каждую комнату. Вот что вспомина­ет участник боев: «Гитлеровцы пре­вращали обычно - дом в крепость, поэтому их приходилось штурмовать. И помню, во время одного из таких штурмов, когда бой грохотал ввер­ху, на этажах, мне и еще несколь­ким солдатам из нашего батальона ершилось в кромешной тьме, вытаскивать немецких детишках, женщин, стариков из затопленного фашистами подвального помещения. Не могли мы, советские люди, смотреть на гибель детей...»

Поэтому благодарные жители встречали советских славных воинов с цвета­ми, а потом даже ставили им памят­ники. Памятник русскому солдату есть в берлинском Трептов-парке. Солдат стоит с маленькой девочкой на руках. А в Болгарии, в городе Пловдиве, жители с любовью называют свой памятник «Алеша». Находится он на холме барджик, т.е. холме Освободителей, к нему ведет широкая лестница из ста ступеней. Этот памятник можно увидеть практически из любой точки го­рода, и у его подножия в любое вре­мя года возложены цветы.

Немало под страшною ношей

Легло безымянных парней,

Но то, что вот этот — Алеша,

Известно Болгарии всей.

Послушаем песню об Алеше. Музыкальный руководитель вклю­чает аудиозапись песни «Клеша» (муз. 3. Колмановского, ел. К. Ваншенкина).

Мы с вами знаем, сколько горя при­несла война нашему народу Она разрушила города, осиротила детей, остави­ла без сыновей многие семьи. Постра­дали от войны жители и других стран, в том числе и Германии. Русские сол­даты говорили: «В этой войне пролито много крови. Но мы вступаем на тер­риторию Германии не для того, чтобы мстить немецкому народу, а чтобы уни­чтожить фашизм и его армию». Когда наши солдаты вошли в Германию, сра­зу после окончания боев мирным жи­телям раздавали хлеб и молоко для детей. Местные жители говорили друг другу: «Русские не только не делают нам зла, но и заботятся о том, чтобы мы не голодали». А когда войска оста­навливались на отдых, как бы солдаты ни устали, начинались шутки, смех, зву­чали песни. Вот какой случай произо­шел однажды. В Вене остановившиеся на привал советские солдаты увидели в одном из домов пианино. И коман­дир, любящий музыку предложил сво­ему сержанту, пианисту по профессии, испытать на инструменте, не разучил­ся ли он играть. Перебрав нежно кла­виши, он вдруг без разминки в силь­ном темпе начал играть. Солдаты при­молкли. Это было давно забытое мир­ное время, которое лишь изредка на­поминало о себе во снах. Из окрест­ных домов стали подходить местные жители. Вальс за вальсом — это был Штраус! — притягивали людей, откры­вая души для улыбок, дли жизни. Улы­бались солдаты, улыбались венцы...

Звучит аудиозапись песни «В лесу прифронтовом» (муз. М. Блантера, ел. М. Исаковского).

Когда наши войска после побе­ды отправились домой, еще долго вспоминали по всей Европе русского солдата-освободителя. Прошло много лет. О войне сложены и стихи, и пес­ни, сняты кинофильмы, написаны кни­ги. В них рассказано о событиях и лю­дях войны, а в людских сердцах навсег­да сохранилась память о тех солдатах, которые отдали свои жизни за победу.

Звучит аудиозапись песни «Жу­равли» (муз. Я. Френкеля, ел. Р. Гам­затова).

Нельзя не вспомнить о том, как наш народ праздновал долгожданную великую победу Радостные люди обнима­лись на улицах, прошедшие пол-Европы солдаты не скрываясь плакали от радо­сти. Все ждали Парада Победы. Парад принимал Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, мар­шал победы. Он проехал по Красной площади на белом коне. Затем пер­вым по площади прошел сводный полк барабанщиков-суворовцев, за ним шли сводные полки фронтов. Впереди свод­ных полков фронтов шли командующие фронтами и армиями, Герои Советско­го Союза несли знамена прославлен­ных частей и соединений. Для каждого сводного полка оркестр исполнял осо­бый марш. Знаменосцы с ассистента­ми несли по 36 боевых знамен наибо­лее отличившихся в боях соединений и частей каждого фронта. Марш за­вершала колонна солдат, несших 200 опущенных знамен и штандартов раз­громленных немецких войск. Эти знаме­на под дробь барабанов были броше­ны на специальный помост у подножия Мавзолея. Первым был брошен личный штандарт Гитлера. Впоследствии на том месте, где Жуков принимал парад, был установлен памятник маршалу.

Звучит марш, демонстрируется видеозапись Парада Победы.

Дети читают стихи

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем! М.Владимов



ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Дорогие ребята,  вы родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.

Вторая мировая война - самая крупная война в истории человечества. Она была развязана Германией, Италией и Японией. В эту войну было втянуто 61 государство (14 государств на стороне фашистской Германии, 47 - на сто­роне России).

Всего в войне участвовало 1,7 млрд человек или 80% всего населения Земли, т.е. из каждых 10 человек в войне участвовало 8. Поэтому такую войну и называют мировой. В армиях всех стран участвовало 110 млн человек. Вторая мировая война продолжалась 6 лет с 1 сентября 1939г. по 9 мая 1945г.

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше Отечество) сразу на большом пространстве — от Балтийского моря до Карпатских гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию Гитлер хотел превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен.

Великая Победа, которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией наши дедушки и бабушки не имеет аналогов в истории.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята , могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!

В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.

В этом 1910 году исполняется 65 лет Великой Победе во Второй мировой войне. Называется она «Великая Победа» потому, что это победа здравомыслящих людей в самой ужасной мировой войне в истории человечества, которую ему навязал фашизм.

















Почему война называется Великой Отечественной?

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней учасвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.

Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне — главное событие в истории России XX века!

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы!

22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.

Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!

Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!

По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.

Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.

Вопросы:

1. Когда началась Великая Отечественная война?

2. Почему она так называется?

3. Какая страна развязала войну?

4. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?

5. Кто встал на защиту Отечества?


ДЕТИ И ВОЙНА

Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев.

Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

Война - не место для детей

Война — не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война — не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.

Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?

Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.

Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».

Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.

Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.

Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь — парни и девушки — побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале — но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».

«Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,—вспоминала Вера.

Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!

Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера.

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», — воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В.Д. Ковальский.

Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную — молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома».

Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.

Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

Звучит песня «Маленькая Валенька», муз. Н. Леви, ел. В. Дыховичного.

Вопросы:

1. Расскажите о жизни детей в трудные военные годы.

2. Как помогали дети взрослым в тылу?

3. Что посылали школьники бойцам на фронт?














ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

По пути к Великой Победе российского народа были и поражения в битвах и много важных побед, событий: Разгром Фашистких войск под Москвой, освобождение российских городов, союзный стран, но одним из основных является подписание акта о безоговорочной капитуляции между фашистской Германией и странами-победителями (Великобританией, Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки и Францией).
Это произошло 9 мая 1945 года в столице побежденной Германии — Берлине. С этого дня всему миру стало известно, что фашистская Германия полностью разгром­лена.

Каждый год 9 мая люди торжественно отмечают эту дату. В нашей стране 9 мая является государственным праздником, который посвящен Дню Победы. В этот день люди не работают, а поздравляют ветеранов войны и празднуют.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт безоговорочной капитуляции.

9  мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!

В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.

Александр Матросов пожертвовал жизнью, закрыв собой амбразуру вражеского дота. Александр Матросов спас жизнь своим боевым товарищам.

Генерал Д.М. Карбышев, оказавшись в лапах врага, не сдался, не предал Отчизну и был жестоко замучен гитлеровцами. После долгих пыток его вывели раздетого на лютый мороз и обивали водой до тех пор, пока генерал не превратился в ледяную статую.

Юная партизанка Зоя Космодемьянская была зверски замучена фашистами, но не выдала своих боевых товарищей.

Героев Великой Отечественной войны очень много. Но имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизнь за Родину, остались, к сожалению, неизвестными.

Чтобы сохранить народную память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть могилы Неизвестного солдата, мемориалы и памятники... Возле них горит «вечный огонь», к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях.

Никто не забыт, ничто не забыто!

Великая победа

Великой войны победу

Мы не должны забывать!

В боях отстояли деды

Священную Родину-мать.

Она посыла на битвы

Лучших своих сыновей.

Она помогала молитвой

И праведной верой своей.

В великой войне победу

Мы не должны забывать,

Для нас отстояли деды

И жизнь, и Родину-мать!

9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это, в самом деле, был праздник всего народа «со слезами на глазах»! Все радовались величайшей победе над врагом и оплакивали погибших.

По улицам столицы стройными рядами шли воины-победители. Они несли на Красную площадь знамена поверженного врага и бросали их на брусчатку древней площади.

Женщины, дети, молодежь и пожилые люди со слезами радости встречали отважных бойцов, дарили им цветы, обнимали, поздравляли с победой.

В этот день на Красной площади столицы состоялся торжественный парад войск, а вечером небо над Москвой вспыхнуло яркими огнями победного салюта.

С тех пор праздник Победы — 9 мая — стал поистине всенародным торжеством!

Улицы столицы расцветают улыбками радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная музыка.

В памятных местах столицы — на Поклонной горе, у могилы Неизвестного солдата, на площади перед Большим театром сбираются ветераны-фронтовики. Их груди украшены орденами и медалями, полученными за подвиги в Великой Отечественной войне. Они делятся с нами, своими благодарными потомками, рассказами о лихой военной поре, встречаются со своими боевыми друзьями. Торжества проходят во всех городах России!

Идут годы. Вот уже шестьдесят лет прошло со дня Великой Победы. Увы! Ветераны войны состарились, многим из них уже больше восьмидесяти лет. Живых участников войны остается все меньше и меньше.

Дорогие друзья! Будем благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Будем достойны своих дедов и прадедов!

Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

Вопросы:

1. Когда мы празднуем День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне?

2. Расскажите о героях войны.

3. Как отмечается День Победы в нашей стране?

4. Какие памятники и мемориалы погибшим воинам вы знаете?












ПОБЕДА.

По масштабам человеческих жертв и разрушений Великая Отечественная война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.

Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.

В боях за свою Родину советские солдаты проявили поразительное мужество и бесстрашие. Битва шла за каждый кусок земли. Враг был разбит!

9 мая 1945 года мы празднуем День Победы над фашистской Германией. Вот как вспоминает этот день ветеран войны «Был день Победы. Это действительно радость со слезами на глазах. Все выскочили из землянок оттого, что кругом стрельба. Но тут раздались крики: «Войне конец!» Все чужие друг другу, незнакомые, обнимаемся, плачем, смеемся». Огнем из тысячи орудий, автоматов, пулеметов, ружей, словно салютом, отметили наши воины конец Великой войны. А потом наступила удивительная тишина. Ни одного выстрела... Эту мирную тишину так ждали миллионы людей, уже привыкшие к бомбежкам, взрывам, вою сирен, грохоту орудий.

Послушайте, как встречал первый день мира русский солдат, оказавшийся на чужбине, недалеко от немецкого города.

Первый день мира

Душистая густая тишина,

Ни выстрел не звучит, ни взрыв.

Сегодня утром кончилась война,

И хоть кругом чужая сторона

Я чудом уцелел, я жив!

Друзей я вспомнил тех, кто никогда

Не выйдет в час рассветный на покосы

Кто не забросит в реку невода,

Кого не обдадут весною росы.

Я не хотел ни убивать, ни жечь,

Я ощущал лишь зов родной земли,

Но в памяти поклялся я сберечь Друзей,

что на чужбине полегли!

Звучит песня «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы.

Вопросы:

1. Когда мы празднуем день Победы над фашистской Германией?

2. Попросите маму, папу, бабушку рассказать вам о том, кто из вашей, семьи принимал участие в Великой Отечественно войне.

3. Какова их судьба?







Приложение 2.

КВН "А ну-ка, парни!"



Входят под муз «Служить России» - встают парами врассыпную. Исполняют. (стоим)



Ведущий 1:

23 февраля мы отмечаем День защитников Отечества.

Нашей Армии любимой День рожденья в феврале!

Слава ей непобедимой! Слава миру на земле!



Ведущий 2 .

Собрались мы сегодня вместе,

Чтоб отметить праздник мужчин.

Смелым, умным, отважным и добрым -

Вот таким хочет видеть вас сын.

Всем покажете ваши знанья,

Силу, ловкость, сноровку в борьбе.

Вы дерзайте наши мужчины,

И уверены будьте в себе.



Песня «Лучше папы друга нет» ( сели по командам)

Сегодня мы проводим КВН …(про команды) Участвуют 2 команды мальчиков - рядовых. Каждой команде нужен свой – командный соствав???? (папы – не менее 2)

В жюри мы приглашаем наших мам: 3ч-ка.

III. Конкурсная программа

1-й конкурс: Бой богатырей (Армрестлинг)

В древности любое решающее сражение всегда начиналось с боя богатырей. Приглашаются по одному самому сильному участнику от каждой команды (соревнование по армрестлингу).

(1 раз родители, 2 раза дети)

2-й конкурс: Повара (эстафета)

Без какого специалиста не обходится ни одна армия? Конечно, без повара. И наш следующий конкурс – конкурс поваров. Вызываются по 3 реб +2 взр. от каждой команды. «Чистим картошку». 1ребенок - несет миску, 2 ребенок бежит – несет картофель, 3 ребенок – несет доску, 1 папа -чистит картошку, 2 папа - порежет её соломкой.

3-й конкурс: Шоферы

Известно, что любой мужчина хотел бы водить машину. В армии тоже есть особая категория – военные шоферы. Поглядим, есть ли у вас водительские способности. От каждой команды приглашаются по два участника. На полу ставятся две (четыре) одинаковые игрушечные машинки, к которым привязаны веревки с палочками на конце. По звуковому сигналу под музыку «Песенки шоферов» участники начинают наматывать веревку на палочку. Выигрывает тот, чья машинка первой приедет к финишу.

4-й конкурс: Летчики

Следующий конкурс – конкурс авиаконструкторов и летчиков. От каждой команды вызывается по 2 человека. Конкурс состоит из двух частей:

1) все участники обоих команд должны сконструировать свои самолёты. Оценивается скорость изготовления самолётов.

2) летные испытания на дальность и красоту полёта.

5-й конкурс: Разведчики

Любая военная операция невозможна без разведки. Вызываются по одному самому наблюдательному участнику от каждой команды. В течение одной минуты участникам надо изучить и запомнить представленный набор предметов (ложка, ножницы, фломастер, блокнот, линейка, кубик, шарик, отвертка, магнитофонная кассета, таблетки, батарейка, расческа). А затем в течение двух минут перечислить все увиденные предметы.

6-й конкурс:

Наши дети так любят своих пап, что готовы помогать им везде и во всём. Вот сейчас они помогут папам собраться на работу. Конкурс так и называется: «Провожаем папу на работу».

1.Собрать обед: положить в пакет бутерброд, чай в бутылочке.

2.Надеть кепку.

3.Завязать шарф.

4.Надеть перчатки.

5.Дать пакет в руки и поцеловать.

Песня «Любимый папа!»

7-й конкурс: «Патроны на передовую».

Участники команды должны перенести ложку с шариком до препятствия и обратно, не уронив шарика, который лежит в ложке.

8-й конкурс: конкурс «Воздушный шарик». (для болельщиков) Папы отбивают воздушные шары головой. Основное правило игры – не касаться шарика руками. Побеждает тот, кто дольше всех продержал шарик.

9- й конкурс Военная эстафета полоса препятствий:

Взять оружие:

- проползти под

- перепрыгнуть

- Метание

Положили на стол

Вам надо преодолеть полосу препятствий и доставить боеприпасы на передовую. За один раз можно брать только по 1атрибуту.

Песня «О той весне!»

IV. Подведение итогов конкурсов и награждение победителей

V. Завершение праздника

Всем спасибо за вниманье, за задор и звонкий смех,

За азарт соревнованья, обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья. Будет краткой наша речь:

Говорим мы: «До свиданья, до счастливых новых встреч!»



















Приложение 3.

Дидактические и подвижные игры.

Дидактическая игра «Назови пословицу»

Цель: закрепить знание детьми пословиц о солдатах, военном долге, о Родине, воспитывать интерес к русскому фольклору.

Каждый ребенок, к которому в руки попадает мяч, вспоминает и проговаривает пословицу о смелости, силе, отваге, объясняет ее значение.

«Сам погибай, а товарища выручай»,

«С родной земли — умри, не сходи»,

«За край свой насмерть стой»,

«За правое дело стой смело»,

«Жить - Родине служить»,

«Счастье Родины - дороже жизни»,

«Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет».



Дидактическая игра «Раньше и теперь»

Цель: закреплять знания детей об истории России и укладе жизни наших предков; знакомить детей с предметами старины; учить находить аналог в современном мире; воспитывать интерес к прошлому нашей страны;   развивать речь, логическое мышление дошкольников.

Оборудование: 10 карт формата А4 с изображением предметов старины и современного мира; Картонные кружочки диаметром 4 см двух цветов: синие и красные.

Играют от 2 до 10 игроков. У каждого игрока по одной большой карте с изображением предметов старины и предметов современного мира; картонные кружочки двух цветов. Роль ведущего выполняет воспитатель. Детям предлагается закрыть красными кружками картинки с изображением предметов современной жизни; синими кружками закрыть картинки с изображением предметов старины. Рассмотреть предметы современного мира, изображенные на открытых картинках; дать им правильное название и объяснить их назначение.



Дидактическая игра «Защитники Отечества»

Цель:   закреплять знания детей о разных родах войск Российской армии;   закреплять знания об особенностях военной службы и необходимых условиях для ее успешного прохождения; воспитывать чувство гордости за защитников Отечества;развивать речь, умение классифицировать предметы.

Оборудование: 9 карт формата A3. В центре каждой карты изображение солдата различных родов войск (летчик, артиллерист, десантник, моряк, подводник, танкист, пограничник), а также ветеран Великой Отечественной войны. Свободное пространство вокруг воина разделено на 6 квадратов. Раздаточные карточки, на которых изображены различные предметы и события военной тематики (танк, пушка, автомат, бинокль, бескозырка, корабль, планшет, парад, Вечный огонь и т.д.).

В игре могут принимать участие от 1 до 9 детей. Ведущий (воспитатель или ребенок) раздает участникам игры большие карты, маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Задача детей — определить принадлежность показываемого предмета или события представителю тех или иных родов войск, аргументировать свой ответ. Если ребенок ответит правильно, он получает маленькую карточку и закрывает ею пустой квадрат на большой карте. Игра продолжается до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы.



Подвижная игра «Кто быстрее?»

На стульчиках, расставленных в несколько рядов, как в армии, лежат гимнастерка, комбинезон, плащ-накидка, буденовка, бескозырка. По команде дети должны как можно быстрее одеться или одеть кукол. Выигрывает тот, кто все действия проделает быстрее других и правильно. Победитель назначается командиром. Он распечатывает конверт и объявляет, в какой воинской части дети побывают в следующий раз.



Подвижная игра «Перетягушки»

Дети обеих команд делятся по парам. Каждой паре дается гимнастическая палка. Участники одной команды стоят по одну сторону от обозначенной линии. По сигналу ведущего участники команд стараются перетянуть противника на свою сторону.



Подвижная игра «Саперы»

Две команды перебираются с одной стороны на другую, наступая только на дощечки.

Библиографический список

  1. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007.

  2. Дни воинской славы / Зацепина М. Б., М., 2008.

  3. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. - М., 2006.

  4. Интернет- ресурсы.

  5. Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.

  6. Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.

  7. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н.В.–М.,2008.

  8. Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., - 2006.

  9. Скоролупова О.А., Федина Н.В. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2010. - № 5. – С.40-45.




































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Никто не забыт и ничто не забыто".

Автор: Архидьяконских Инна Аркадьевна.

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 391988

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Социальный проект "Никто не забыт, ничто не забыто""
    ["seo_title"] => string(45) "sotsialnyiproiektniktoniezabytnichtoniezabyto"
    ["file_id"] => string(6) "320966"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461177440"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "«Никто не забыт, ничто не забыто»"
    ["seo_title"] => string(35) "nikto-nie-zabyt-nichto-nie-zabyto-6"
    ["file_id"] => string(6) "250180"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447051546"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Проект "Никто не забыт, ничто не забыто"."
    ["seo_title"] => string(43) "proiekt-nikto-nie-zabyt-nichto-nie-zabyto-1"
    ["file_id"] => string(6) "254379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447757450"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Никто не забыт - ничто не забыто"
    ["seo_title"] => string(29) "niktoniezabytnichtoniezabyto1"
    ["file_id"] => string(6) "340529"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1472028270"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Проект урока по теме «Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне». «Никто не забыт, ничто не забыто»Свой урок"
    ["seo_title"] => string(80) "proiekt_uroka_po_tiemie_uprazhnieniia_v_napisanii_slov_s_biezudarnymi_ghlasnymi_"
    ["file_id"] => string(6) "364650"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480597049"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства