Просмотр содержимого документа
«Проект в младшей группе по теме «По следам сказок»»
Проект в младшей группе по теме «По следам сказок»
Паспорт проекта
Тема проекта: «По следам сказок»
Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы, родители.
Срок реализации: два месяца.
Тип проекта: среднесрочный, познавательно – творческий.
Актуальность:
Через сказку ребёнок входит в мир чудес и волшебства, где ребёнок учится доброму отношению к людям. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес.В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение.Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители плохо знают русские народные сказки, авторские сказки, писателей – сказочников.
Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Для повышения интереса к русской народной сказке, любви к чтению, для развития речи детей мной был разработан проект «По следам сказок»
Проблема:
Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему.
К детям в гости приходит сказочный персонаж - колобок. Он рассказывает детям, что он очень любит свою сказку, но ему бы хотелось узнать, какие еще сказки есть на белом свете, где живут сказки и кто их придумывает. Ребята предложили помочь колобку, показать ему наши сказки. Но вот, кто их придумывает и сколько на свете сказок, дети не знали. Мы решили отправиться с колобком в сказочное путешествие и все узнать.
Основная цель, задачи, ожидаемые результаты проекта:
Цель проекта:
Формирование интереса у детей к русским народным и авторским сказкам через творческую и познавательную деятельность, развитие речи детей младшего возраста посредством сказки.
Задачи проекта:
1.Способствовать формированию интереса к книгам, сказкам.
2. Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки.
3. Расширять представления о жизни и творчестве детских писателей – сказочников.
4. Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) при передаче содержания сказки.
9. Развивать у детей уверенность в своих силах, учить самостоятельно искать пути решения творческих задач, умение действовать по собственной инициативе.
10. Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок,
11.Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.
12. Приобщать современных родителей к чтению сказок детям; ввести традицию семейного чтения.
13.Способствовать обогащению детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной творческой деятельности.
14.При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств.
Ожидаемые результаты:
Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание небольших сказок.
Дети знают, что сказки бывают авторские и русские народные, знают некоторых писателей – сказочников: К.И. Чуковского, Ш. Перро, Х.К. Андерсена, С. Михалкова.
Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) в самостоятельной деятельности.
Возрос уровень речевой активности детей, расширился словарный запас.
Дети проявляют взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
Разовьются познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности воспитанников.
Дети изображают сказочных героев с помощью различных изобразительных материалов и в разных техниках, оформляется выставка детских творческих работ.
Родители принимают участие в выставке совместных рисунков с детьми «Моя любимая сказка»
Предметно – развивающая среда пополнилась разными видами театра, сделанных руками родителей.
Родители сделали подборку раскрасок на тему «Сказки».
Условия реализации проекта:
Ресурсное обеспечение проекта:
художественные и музыкальные произведения
уголок театрализованной деятельности
книжный уголок
фотоаппарат, компьютер.
наглядный материал (картинки сказочных персонажей, настольно-печатные игры, дидактические игры, сказочные персонажи – игрушки)
раскраски по теме «Сказки»
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса.
Для реализации проекта используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, показ кукольного, настольного театра (педагогом).
Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.
Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, инсценировки сказок, совместные игры.
Программно – методическое обеспечение:
1) Веракса Н. Е. "От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" - М.: Мозаика-синтез, 2010.
2) Конспекты интегрированных занятий, А. В. Аджи, Воронеж, 2009г.
3) Триз
4) Власенко О.П. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Вторая младшая группа» - Волгоград: Учитель, 2013.
5) КочкинаН.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
6) И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
7) Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994.
8) Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М.: АРКТИ, 20.
9) Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2001.
10) Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2006.
11) Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.
Этапы проекта:
1 этап - подготовительный
Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
Анкетирование родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
Подбор атрибутов для игр – драматизаций: костюмы, маски.
Подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?»
Оформление книжного уголка в группе.
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед.
Информация для родителей «Участвуем в проекте «По следам сказок»».
Разработка содержания проекта: «По следам сказок»
Основной этап:
Проведение бесед и НОД по теме проекта.
Отгадывание загадок о сказках и героях сказок;
Организация книжной выставки «Мои любимые сказки»
Организация настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр.
Чтение и рассказывание русских народных и авторских сказок, беседа по прочитанным сказкам, рассматривание иллюстраций в книгах.
Игры – драматизации по сказкам: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка».
Раскрашивание иллюстраций к сказкам.
Просмотр мультфильмов по прочитанным ранее сказкам.
Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток, консультаций, рекомендаций.
Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, чтение сказок с детьми дома).
Заключительный этап:
Выставка творческих работ детей: «Что за прелесть эти сказки».
Драматизация сказки «Колобок» для родителей.
Показ сказки «Заюшкина избушка», «Репка» для детей первой младшей группы.
Выставка поделок «Театр своими руками», сделанных родителями.
Обновление предметно – развивающей среды.
Проведение литературной викторины «Сундучок сказок»
Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»
Отчет для родителей на сайте группы, презентация проектной деятельности «По следам сказок»
Обобщение результатов работы на основе собственных наблюдений.
Подведение итогов проектной деятельности.
Обогащение развивающей среды:
В книжный уголок – внесение русских народных сказок, авторских сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения.
В речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый).
В игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок.
В уголок изодеятельности – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам;.
Формы и методы работы с детьми.
Образвательные
области
Формы и методы работы
1.Социально – коммуникативное развитие
Дидактические игры:
«Разыграй свою сказку»
«Расскажи сказку по серии картинок»
«Составь сказку»
«Назови сказку»
«Узнай сказку по иллюстрации» (учить отгадывать сказку по иллюстрациям)
«Что сначала, что потом»
«Из какой сказки пришёл герой (героиня)?» (учить отгадывать сказку по репликам сказочного героя)
«Из какой сказки волшебная вещь?»
«Подбери иллюстрацию к сказке»
«Сложи картинку и узнай сказку» (разрезные картинки, пазлы)
«Узнай по описанию»
«Путаница»
«Доскажи словечко» (загадки о сказках)
«Собери сказку из частей»
«Какое настроение у сказочного героя?»
Кубики «Любимые сказки»
«Спасаем Колобка»
Сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин», «Доктор Айболит»
Игры – драматизации по сказкам «Колобок, «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три медведя»
2. Познавательное развитие
НОД по ФЭМП «Гуси – лебеди»
НОД по ФЭМП «Стоит в поле теремок»
Познавательно – исследовательская деятельность «Свойства бумаги»
3. Речевое развитие
Интегрированное занятие «Заюшкина избушка» (развитие речи и лепка)
Интегрированное занятие «Три медведя» (развитие речи и лепка)
Интегрированное занятие «Сказки дедушки Корнея» (развитие речи и аппликация)
Интегрированное занятие «Колобок – колобище» (развитие речи и лепка из соленого теста)
НОД «В гостях у сказки»
Интегрированное занятие «Путешествие в страну сказок» (развитие речи и лепка)
Показ сказок с помощью настольного театра, пальчикового театра, фланелеграфа.
Беседы с детьми «Что такое сказка» «Моя любимая сказка», «Правила обращения с книгой», «Кто пишет сказки?», «На кого из сказочных героев я похож?», «Кто рисует картинки к сказкам?»
Литературная викторина «Сундучок со сказками»
Чтение худ. литературы:
«Колобок», обр. К. Ушинского;
«Маша и медведь», обр. М.А. Булатова;
«Три медведя»
«Петушок- золотой гребешок»
«Лисичка –сестричка и серый волк» в обр. М. Булатова
«Пузырь, соломинка и лапоть»
«Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;
«Теремок», обр. Е. Чарушина;
«Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;
«Гуси-лебеди»,обр. Булатова;
«Бычок —черный бочок, белые копытца»;
«У страха глаза велики», обр. М. Серовой.
«Пых», белорус, обр. Н. Мялика;
«Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева;
«У солнышка в гостях», словац., пер. С. Могилевской и Л. Зориной;
Х.К. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок»
«Три поросенка» пер. С. Михалков
«Красная шапочка» Ш. Перро
«Доктор Айболит», «Федорино горе», «Чудо – дерево», «Путаница», «Муха – цокотуха», «Краденое солнце» К. И. Чуковский
4. Художественно – эстетическое развитие
НОД по рисованию:
«Петушок – золотой гребешок»
«Колобок»
«В гостях у солнышка»
«Избушка для трех медведей»
НОД по лепке:
«Колобок»
«Встреча зайца и колобка»
«Подарки для колобка» (лепка из соленого теста)
«Мышка – норушка»
«Избушка для зайчика»
НОД по аппликации
«Репка»
«Сказочный домик – теремок»
«Чудо – дерево»
Строительные игры «Построим домики для сказочных героев»
Конструирование «Кроватки для трех медведей»
Музыкально – ритмические движения «Колобок», «Бабка – Ежка»
Подвижные игры «Заинька, попляши», «Пузырь», «Гуси – гуси», «У медведя во бору», Бабушка Маланья», «Водяной»
Подражательные движения, характерные для животных: ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса, мышка, петушок и др. )
Работа с родителями
Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
Анкетирование для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
Папки – передвижки для родителей:
«Как устроить домашний театр для детей?»
«Воспитание сказкой»
«Виды театров»
«Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»
Консультации для родителей:
«Значение сказки в жизни ребенка»
«Какие сказки читать детям в возрасте 3- 4 лет»
Родительское собрание: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Акция «Подари книгу – сказку»
Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра).
Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»
Контрольно – измерительные материалы:
Уровень сформированности знаний детей по теме проекта можно определить с помощью
викторины «Что мы знаем о сказках?» (см. приложение)
Оценка результатов работы по проекту:
Результаты работы по проекту можно определить:
- по сформировавшимся у детей представлениям и знаниям по теме проекта;
- по доле заинтересованности родителей в совместной деятельности в процессе реализации проекта.
10. Обобщение результатов работы:
К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, учат доброму отношению к людям. Сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность. Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях проектной деятельности.
В процессе своей работы я использовала технологию проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии, технологию личностно-ориентированного взаимодействия, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологи. Я считаю, что основная цель проекта - формирование интереса у детей к русским народным и авторским сказкам, развитие речи детей младшего возраста посредством сказки - была достигнута.
На первом этапе реализации проекта была изучена методическая литература и составлен перспективный план мероприятий для детей, а также план совместных мероприятий с участием родителей. Заранее я ознакомила всех родителей с целью и задачами будущего проекта, заинтересовала и привлекла к сотрудничеству.
Основной этап проектной деятельности длился два месяца. На всех занятиях по всем образовательным областям я использовала разнообразные сказочные сюжеты, знакомые детям. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; дети стали называть писателей – сказочников, повысилась речевая активность. Из дома дети приносили свои любимые книги со сказками и рассказывали о них. У детей сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса. Исполняемая роль, произносимые реплики ставили детей перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Театрализованная деятельность вызывала у детей особый восторг. Все дети желали надеть маску и костюм и превратиться в того или иного сказочного персонажа. Даже робкие и стеснительные дети стали принимать активное участие в театрализованной деятельности.
С особой гордостью дети показывали родителям сказку «Колобок. А для детей младшей группы инсценировали сказку «Заюшкина избушка». Они чувствовали себя настоящими артистами. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогало преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
В самостоятельной игровой деятельности дети разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывали новые, свои сказки. Дети стали дружнее, чаще объединялись для обыгрывания той или иной сказки.
Закреплению представлений о сказках способствовали занятия по изодеятельности. В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» применяла традиционные и нетрадиционные техники рисования (ладошками, пальчиками, рисование на манной крупе). В свободной деятельности дети с удовольствием рисовали цветными карандашами, восковыми мелками сказочных героев, раскрашивали раскраски, распечатанные родителями. Регулярно устраивались выставки поделок и рисунков детского творчества. Дети вместе с родителями приняли участие в выставке рисунков «Моя любимая сказка» и с гордостью показывали свои рисунки детям и воспитателям и рассказывали о своей любимой сказке.
На заключительном этапе обобщить полученные знания по теме помогла викторина «Сундучок со сказками». Все воспитанники были активными в ответах, поэтому каждый участник получил в награду сказочную медаль.
В процессе совместной деятельности над проектом активными участниками были родители. Для родителей были оформлены папки – передвижки о видах театра, о роли сказки в развитии и воспитании ребенка, было проведено анкетирование о том, какие книги родители дома читают детям, есть ли в домашней библиотеке сказки. На родительском собрании «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» особое внимание уделялось значимости семейного чтения. Чтение сказок стало доброй семейной традицией во многих семьях. Благодаря родителям предметно – развивающая среда группы пополнилась новыми видами театров (пальчиковый, разные виды настольных театров, театр ложек). Работы оказались оригинальными и неповторимыми. Была организована выставка поделок, сделанных руками родителей «Театр своими руками». Дети стали чаще инсценировать сказки, используя новые виды театров.
Внимание малышей удержать очень трудно, но используемые технологии, методы и приемы работы позволили достигнуть хороших результатов. По результатам мониторинга, полученного в ходе викторины «Что мы знаем о сказках?», 60% детей имеют высокий уровень усвоения материала, 15 % детей имеют уровень усвоения материала – выше среднего, 25% детей имеют средний уровень. 80 % родителей приняли активное участие в реализации проекта. В результате работы над проектом я повысила и своё профессиональное мастерство.
11. Приложение:
Викторина «Что мы знаем о сказках?» включает в себя следующие вопросы и задания:
Назови, какие ты знаешь русские народные сказки. (если ребенок затрудняется, показываю книги)
Назови, каких ты знаешь писателей – сказочников (с показом портретов писателей)
Угадай сказочного героя по картинке.
Расскажи сказку «Маша и медведь» (по серии картинок)
«Сложи картинку и узнай сказку» (разрезные картинки, пазлы)
«Узнай сказку по иллюстрации»
«Исправь ошибку» (картинки к сказке «Колобок» разложены не по порядку, ребенок должен разложить картинки в нужном порядке)
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)
*Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит).
*Он от дедушки ушёл,
Он от бабушки ушёл.
Круглый сам, румяный бок,
А зовётся … (Колобок)
*Только за козой закрылась дверь,
Тут как тут уже голодный зверь…
Это … (Семеро козлят)
*Он не низок, не высок,
И не заперт на замок,
Весь из брёвен, из досок
Стоит в поле … (Теремок)
*Где и когда приключилось такое?!
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал. И печалилась баба…
Только кудахтала … (Курочка Ряба)
*Тянут дедка, бабка, внучка,
Тянет маленькая Жучка,
Кошка с мышкой тянут крепко…
Догадался? Это … (Репка)
Носик круглый, пятачком, Хвостик маленький крючком. Вместо туфелек — копытца Трое их и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
*Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Конспект интегрированного занятия по сказке «Три медведя» (вторая младшая группа)
Воспитывать послушание и чувство сопереживания за девочку, заблудившуюся в лесу; воспитывать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию.
Материал: кукла Машенька, иллюстрации к сказке, картинки с изображением 3 мисок, 3 стульев, 3 кроватей, 3 медведей; силуэты баночек варенья на каждого ребенка, пластилин красного цвета, доски для лепки, салфетки.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Воспитатель (ставит на стол куклу). К нам в гости пришла девочка Машенька, чтобы рассказать, как ушла она из дома одна в лес, не послушалась маму и папу и заблудилась. Хотите узнать, что было дальше? (Ответы детей.)
2.Рассказывание воспитателем русской народной сказки «Три медведя».
Воспитатель рассказывает сказку, имитируя голоса персонажей.
3.Беседа по тексту сказки:
Маша осталась одна в лесу. Ребята! Скажите, пожалуйста, можно детям одним гулять в лесу? (Нет!)
- Что может произойти? (Дикие звери покусать; незнакомый человек увести; заблудиться…)
- Ребята, как и с кем нужно гулять в лесу? (С родителями, крепко держать их за руку, не убегать от них)
- Что увидела девочка в лесу?
- Кто жил в доме? (Папа-медведь, мама-медведица и их сын Мишутка.)
- Какой был папа-медведь? (Папа-медведь — самый большой и самый, он говорит грубым и громким голосом.)
Аналогичные вопросы задаются про маму-медведицу и мишутку.
- Что увидела Маша в первой комнате?
(воспитатель выставляет на фланелеграф картинки трех стульев, трех мисок, трех кроватей)
- Чей стул был самый большой?
- Чей стул был поменьше?
- Чей стульчик был самый маленький?
- Почему Маша не смогла сесть на большой стул? (Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, взрослый может подсказать: «Стул — большой, а Маша...»)
Аналогичные вопросы задаются про стулья медведя и медведицы, а также про миски и ложки медведей.
- Почему Маша сломала стул? (Стул маленький, Маша на нем качалась, а качаться на стуле нельзя, и он сломался.)
- Что увидела Маша во второй комнате?
- Кому принадлежала самая большая кровать?
- Кому принадлежала кровать поменьше?
- Кому принадлежала самая маленькая кровать?
- Почему Маше было удобно на кровати Мишутки?
- Что увидели медведи, когда пришли домой?
-Каким голосом говорил папа-медведь? (Папа-медведь говорил громким грубым голосом.)
-Каким голосом говорил Мишутка? (Мишутка говорил тоненьким голосом.)
- Почему Маша убежала из дома медведей? (Маша испугалась медведей. Она испугалась того, что ее накажут за беспорядок, который она устроила в чужом доме.)
Маше было удобно сидеть на стульчике Мишутки, есть из его миски его ложкой и спать в его кроватке, потому что она была такая же маленькая, как медвежонок.
4.Упражнение в интонационной выразительности.
Воспитатель предлагает детям повторить фразы героев сказки с интонацией, соответствующей характеру персонажа: Михайло Ивановича: «Кто хлебал из моей чашки?!», Настасьи Петровны: кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?!», Мишутки: «Кто ложился в мою постель?!».
Цель: знакомство с русскими народными и авторскими сказками.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с понятиями: народная и авторская сказка;
Закрепить знания детей о русских народных сказках;
Формировать умение узнавать и называть сказки по иллюстрациям;
Привлечь внимание детей к авторам прочитанных книг.
Развивающие:
Развивать выразительную речь, двигательную активность детей, имитационные навыки, актерские способности.
Вызвать интерес к театральной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам.
Предварительная работа:
•Чтение русских народных, авторских сказок, сказок других народов; рассматривание иллюстраций к сказкам, показ сказок на фланеллеграфе, би-ба-бо и плоскостного театра.
•Создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми, показ детям различных видов театра и русских народных сказок, их драматизации;
•Рассматривание иллюстраций, обсуждение содержания сказок, подвижные игры, занятия по театрализованной деятельности, просмотр и прослушивание русских народных сказок на видео и аудиозаписях.
Материал: сундучок с загадками, русские народные сказки; сказки:«Три поросенка», «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Красная Шапочка», «Айболит», «Тараканище»; фонограмма к сказке «Колобок»; маски для инсценировки сказки «Теремок».
Ход занятия:
(воспитатель в костюме феи)
Ребята, вы меня узнали? Кто я? Я добрая сказочная фея! Я хочу пригласить вас в сказочную страну Сказок. Хотите там побывать? Тогда вставайте в круг, крепко держитесь за руки, давайте все вместе скажем волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс!»
(звучит музыка «В гостях у сказки»)
Пойдемте по сказочной тропинке, крепко держитесь за руки. (воспитатель ведет за собой детей по кругу, змейкой, закручивает и раскручивает спираль).
Ой, смотрите, сундучок. А вокруг него сказочные герои! Угадайте, из какой они сказки?
Чтобы он открылся, надо повторить за мной слова. Приготовьте свои пальчики:
Пальчиковая игра «Сказки»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.
Эта сказка - «Теремок».
Эта сказка - «Колобок».
Эта сказка - «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад!
Показывают большой палец.
(воспитатель открывает сундучок)
Здесь живут загадки про сказки. Сможете их отгадать?
Садитесь на стульчики, и слушайте внимательно.
Игра: «Узнай сказку по загадке»
Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.
*Дом растаял ледяной,
Попросилась в лубяной,
Приютил её зайчишка
И сам остался ,без домишка.
Зайцу петушок помог,
Лису выгнал за порог. (Заюшкина избушка)
*Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)
*Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит).
*Он от дедушки ушёл,
Он от бабушки ушёл.
Круглый сам, румяный бок,
А зовётся … (Колобок)
*Только за козой закрылась дверь,
Тут как тут уже голодный зверь…
Это … (Семеро козлят)
*Он не низок, не высок,
И не заперт на замок,
Весь из брёвен, из досок
Стоит в поле … (Теремок)
*Где и когда приключилось такое?!
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал. И печалилась баба…
Только кудахтала … (Курочка Ряба)
*Тянут дедка, бабка, внучка,
Тянет маленькая Жучка,
Кошка с мышкой тянут крепко…
Догадался? Это … (Репка)
Носик круглый, пятачком, Хвостик маленький крючком. Вместо туфелек — копытца Трое их и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
*Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Молодцы! Вы все сказки угадали! Давайте отдохнем и сделаем сказочную физминутку.
Физминутка«Три медведя».
Три медведя шли домой,
Папа был большой-большой,
Мама с ним поменьше ростом,
Ну, а сын - малютка просто!
Очень маленький он был,
С погремушками ходил,
Дзинь, дзинь, дзинь, дзинь!
Пойдемте дальше путешествовать.
Ходят сказочки по свету,
Чтобы их читали дети,
В сказках чтоб добру учились,
И как в доброй сказке жили.
Ребята, мы попали с вами на поляну русских народных сказок. Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.
Здесь живут русские народные сказки, их сочинил народ. В каждой сказке всегда побеждает добро, а зло - наказывается.
Попробуйте угадать их по иллюстрации.
«Колобок»
«Волк и семеро козлят»
«Кот, петух и лиса»
«Гуси – лебеди»
«Репка»
«Теремок»
«Маша и медведь»
«Три медведя»
«Курочка Ряба»
Ну, раз вы много сказок знаете, значит, вы можете ответить, как называли различных героев в сказках.
Игра «Рифмованные сказочные выражения».
Лиса – … (всему лесу краса)
Волк – …(зубами щелк)
Ежик – … (не головы, не ножек)
Мышка – …(норушка)
Волчок – … (серый бочок)
Волчище -…(серый хвостище)
Баба – Яга – …(костяная нога)
Зайчишка – …(трусишка)
Сорока-.. (белобока).
Зайка – …( побегай-ка ).
Лягушка – …(квакушка).
Какие сказки на этой полянке живут? (русские народные, которые сочинил народ)
Что - то мы засиделись на полянке, давайте поиграем.
Хотите превратиться в героев сказки? Я буду читать стихотворение о героях сказки, а вы, ребята, выходите и изображайте того животного, о ком идет речь.
(воспитатель рассказывает короткое стихотворное описание героев, дети имитирует движения.)
•Лиса, лисонька, лиса!
Очень хитрые глаза,
Шубка — глазки не отвесть:
«Курочек люблю поесть!»
•Неуклюжий, косолапый
Ходит по лесу медведь.
Если спросят, что он любит,
Скажет: «Меду бы поесть!»
•Вышел зайка погулять,
Стал он прыгать и играть.
Вдруг раздался треск и щелк,
Прижал зайка ушки и прыг-скок.
•Лягушка, выпучив глаза, сидит,
Не по-русски говорит.
В болоте любит жить одна,
Ловит комаров она.
•Серый зубастый волк по полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
•Серенькая, маленькая мышка
Под полом таится, кошки боится.
А сейчас потанцуем вместе с Колобком. (звучит фонограмма к сказке «Колобок»)
Дети повторяют движения за воспитателем.
Ну что ж, пойдемте дальше путешествовать. (подходят к сказочной ширме)
В этом тереме живут авторские сказки. Авторские сказки сочинил и написал один человек – автор, поэт – сказочник или писатель – сказочник.
Попробуйте узнать авторские сказки по иллюстрациям. Мы с вами уже их читали.