Просмотр содержимого документа
«Проект "Один дома"»
Проект по ОБЖ
«Один дома»
г.Каспийск 2016 г.
Содержание проекта
Введение…………………………………………………………2
Актуальность……………………………………………………2
Цель и задачи…………………………………………………….4
Этапы проекта…………………………………………………...6
Заключение……………………………………………………….9
Список литературы…………………………………………….10
Приложение………………………………………………………11
Введение.
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.
Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Каждому грамотному человеку понятно, что обеспечение безопасного, здорового образа жизни подрастающего поколения возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных, ведь каждый из нас мечтает вырастить малыша здоровым, крепким, защищенным.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, природе, социуме.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Актуальность
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей определяется реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и необходимостью более раннего информирования у ребенка правил безопасного поведения. Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.
Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.
Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения, вывихи, ожоги, повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т. д.).
Цель:
Формирование умения у детей беречь себя в быту.
Задачи:
• Развивать устойчивый интерес к освоению знаний, умений и навыков безопасного поведения в быту
• Закреплять полученные дошкольниками знаний и формировать на их основе усиления безопасного поведения в быту, представления о правилах поведения в быту, мерах осторожности
• Учить правильно вести себя дома, когда дети остаются одни.
• Повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме.
• Обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить в семье.
• Организовать совместные мероприятия (педагог-ребенок-родитель, стимулирующие развитие самостоятельности, ответственности.
• Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта «Один дома».
Тип проекта: практика - ориентированный,
Длительность: долгосрочный /3 месяца/.
Участники проекта: Дети 5-6-го года жизни, воспитатели, родители.
Предполагаемые итоги реализации проекта
В начале и в конце проекта провести опрос родителей «Какие правила Вы знаете по основам безопасности ребенка в быту?» и беседу с детьми «Какие опасности есть дома?».
Понимание детьми, что может быть опасным в быту.
Умение детей правильно вести себя в различных ситуациях дома, когда они остаются одни, применять полученные знания.
Соблюдать меры предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами быта.
Умение детей вовремя обратиться за помощью.
Развитие у детей познавательной активности, коммуникативных навыков.
Повысится уровень знаний по ОБЖ в быту (источники опасности; возможные угрожающие ситуации); о мерах предосторожности при обращении с предметами быта; о способах оказания элементарной помощи при ранах.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1.Подготовительный этап:
Заинтересовать всех участников проекта важностью данной проблемы.
Подобрать методическую и художественную литературу.
Привлечь к сбору иллюстративного материала.
Подобрать материал для создания новых дидактических игр.
Подобрать материалы, игры для тематических выставок.
Составить перспективный план мероприятий работы с детьми и родителями средней группы
А. Иванов «Как неразлучные друзья в огне не горели»,
И. Овчинникова «Оказание первой помощи»,
Г. Блинов «Стобед и непослушная розетка»,
С. Михалков «Дядя Степа милиционер».
Русские народные сказки:
«Волк и семеро козлят»,
«Жихарка»,
«Петушок-Золотой гребешок».
Дагестанскиенародные сказки:
«Кот и мышь» (лакс.),
«Храбрый козлик» (дарг.).
Пословицы и поговорки «Огонь – судья беспечности людей»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Опасные места в моем доме».
Аппликация «Кухонная посуда»
Коллективная аппликация «Служба спасения»
Социально-коммуникативное развитие
Работа с ситуативными картинками.
Макет «Горящие предметы на кухне», моделирование ситуаций на макете.
Моделирование ситуации «Уборка дома».
Знакомство детей с правилами первой помощи при травмах: порезах, царапинах, ссадинах, ожогах, кровотечении из носа.
Сюжетно – ролевые игры:
«Мы пожарные»,
«Больница»,
«Магазин электроприборов».
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастика «Дом».
Подвижная игра-эстафета «Лекарства – друзья или враги».
Игра с мячом «Свой. Чужой. Знакомый».
Работа с родителями
Цель: повышать грамотность родителей в формировании знаний у детей о правилах безопасного поведения в быту.
Опрос родителей «Какие правила Вы знаете по основам безопасности ребенка в быту?».
Папка-передвижка «Азбука безопасности».
Консультации:
«О предупреждении бытовых травм»;
«Оставлять ли ребенка одного дома»
Рекомендации «Чем занять своего ребенка дома»
Заключение
Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов.
У детей дошкольного возраста сформируется представление об опасных для жизни и здоровья ситуациях и предметах, которые встречаются в быту.
Вся эта работа способствует развитию у родителей интереса к формированию основ безопасного поведения детей дома.
Перечень используемой литературы
Белая К. Ю, Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие. Москва «Просвещение». 2001.
Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей. // Дошкольное воспитание, 2000. № 3.
Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко - М. : ЛИЖА – ПРЕСС. 2007.
ОБЖ. Старшая группа. Разработки занятий. Первая часть./ Сост. Фисенко М.А. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
Широкова С.Г. Занятия – опыты.// Управление ДОУ.- 2009 - №2
Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактические игры и упражнения для формирования знаний и умений безопасного поведения у дошкольников
Игра «Найди опасные предметы»
Задачи: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с ним.
Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.
В квартире остаются Руслан и Написат. Их родители ушли на работу.
Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:
- все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;
- нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;
- ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;
- нельзя трогать стиральные порошки, средство для мытья посуды, соду, хлорку;
- опасно одному выходить на балкон.
Игра «Отгадай загадку по картинке»
Задачи: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.
Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.
Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны?
Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.
Загадки
1. На столе, в колпаке, 4. Режет хлеб,
Да в стеклянном пузырьке Намажет масло.
Поселился дружок Но помни:
Развесёлый огонёк. Есть с него опасно!
(Настольная лампа) (Нож)
2. Из горячего колодца 5. Два конца, два кольца,
Через нос водица льётся. Посередине – гвоздик.
(Чайник) (Ножницы)
3. Гладит всё, чего касается, 6. Всех на свете обшивает,
А дотронешься – кусается. Что сошьёт – не надевает.
(Утюг) (Иголка)
Лото «Пожарная безопасность»
Задачи: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры:
Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля, затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре (мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т. д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, кто у кого окажется больше закрытых полей.
Игра «Карточная викторина»
Задачи: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.
Варианты вопросов:
- назови возможную причину пожара;
- как правильно вызвать пожарных;
- что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;
- можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
- что нужно делать, если в доме запахло газом;
- можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;
- можно ли поджигать тополиный пух;
- можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;
- можно ли использовать лифт во время пожара в доме;
- что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;
- как правильно покинуть задымлённое помещение;
- можно ли играть спичками и зажигалками и почему.
Игра: «Назови причины пожара»
Задачи: формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.
Ход игры:
Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.
Игра: «Выбери нужное»
Задачи: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности
Ход игры:
Ребёнку предлагается набор предметных картинок: огнетушитель, ведро с водой, телевизор, телефон, ящик с песком, электророзетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз, из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.
Игра: «Сложи картинку»
Задачи: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.
Ход игры:
Ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.
Игра: «Хорошо – плохо»
Задачи: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Ход игры:
Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого). Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа и т. д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.
Игра: «Четвёртый лишний»
Задачи: закреплять знания о предметах, которые могут стать причиной возникновения пожара, развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.
Ход игры:
Из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю, связанную или не связанную с пожаром. Пример: кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.
НОД «ОДИН ДОМА»
Программное содержание:
формирование у детей навыков безопасной жизнедеятельности;
учить предупреждать возможные негативные ситуации для ребёнка,
если он находится один в доме;
учить детей логически отвечать на вопросы: чётко и ясно; понимать и ценить свою жизнь;
развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
формирование основ безопасного поведения в быту.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, проблемная ситуация.
Предварительная работа: чтение русских и дагестанских народных сказок, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок. Ход занятия
Воспитатель: Дети, давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение.
(Вбегает взволнованный сказочный герой Незнайка).
Воспитатель: Незнайка, здравствуй! Заходи скорее! Ты взволнован, напуган! Что случилось? Почему ты бежал?
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я еле-еле убежал от Бабы-Яги.
Воспитатель: А почему?
Незнайка: Я живу со Знайкой в одной квартире. Он ушёл в магазин и оставил меня одного. Я только собрался поиграть, но вдруг кто-то позвонил в дверь. Я побежал к двери, спросил: ''Кто там? '' Мне ответили, что пришёл врач из поликлиники. Я открыл дверь и увидел Бабу-Ягу. Она хотела схватить меня, но я вывернулся, захлопнул дверь и прибежал к вам. Помогите! Я боюсь!
Воспитатель: Ох, Незнайка! Незнайка! Что же ты натворил! Успокойся! Здесь ты в безопасности. Наш охранник Магомед Джабраилович не пустит сюда Бабу-Ягу.
Воспитатель: Дети! Давайте расскажем Незнайке, что он сделал неправильно. А ты, Незнайка, слушай и запоминай!
Воспитатель вместе с детьми разбирает ситуацию: ''Один дома''.
Вопросы:
1. Можно ли детям открывать дверь посторонним, если дома нет
взрослых?
2. Что лучше, сразу открыть дверь или спросить ''Кто там? ''
3. Вы дома одни. В дверь постучали. Как вы поступите?
Дети: Спросить ''Кто там? ''; Не подходить к двери. Посмотреть в глазок.
Воспитатель: Незнайка, послушай стихотворение.
Ребенок: Если дома ты остался,
А в квартиру постучали.
Ни за что не открывайте -
В дом нельзя чужих пускать!
Воспитатель: Дети, никому нельзя открывать дверь. Запомните это.
(Воспитатель показывает картинку, Находясь дома один, не открывай дверь незнакомым, и помещает её на магнитную доску).
Воспитатель: Дети, а вы знаете сказки, в которых с героями произошли такие же несчастья, как с Незнайкой?
Дети: «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Петушок-Золотой гребешок».
Воспитатель: Незнайка, мы с ребятами дарим тебе эти книги. Из этих книг ты узнаешь, что может произойти, если открыть дверь и впустить в дом незнакомца.
Незнайка: Какие вы молодцы! Помогли мне. Я больше никогда не буду открывать дверь незнакомым и чужим. А за книги спасибо! Мы их со Знайкой обязательно прочитаем. Ребята, я побегу скорее к Знайке, расскажу ему всё, что со мной произошло. До свидания.
Дети: До свидания, Незнайка! Береги себя!
Воспитатель: Дети, Незнайка нам подсказал, о чём мы сегодня будем с вами говорить. Вы догадались?
(Ответы детей)
Воспитатель: Верно! Мы будем говорить о том, как себя правильно вести, если
остался дома один.
Пальчиковая игра «Дом»
В городе наш дом стоит,
На двери замок висит.
Мы замочек потянули,
Постучали, покрутили
И замочек мы открыли.
Мы двери открываем-
В этот домик приглашаем.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы оказались в доме, где живут разные дети. Они остались дома одни. Мы посмотрим разные истории, которые с ними приключились, постараемся им помочь, подскажем, что можно делать, а что нельзя.
А чтобы оказаться в доме у детей, надо произнести такие слова:
Раз, два, три, четыре
Оказались мы в квартире.
Воспитатель: Дети, у кого мы в доме?
Дети: У Барият.
Воспитатель: Верно, у Барият. Что делает Барият?
Дети: Гладит кукольную одежду.
Воспитатель: Ребята, Барият сделала то, что ни в коем случае не должна была делать. Что она сделала?
Дети: Включила без мамы утюг.
(Барият оставляет утюг без присмотра и идёт играть с куклой).
Воспитатель: Ребята, что Барият сделала неправильно?
Дети: Оставила утюг без присмотра.
Воспитатель: Дети, что вы посоветуете Барият?
1. Самим не включать утюг.
2. Утюг не класть на гладильную доску, а ставить, чтобы не
загорелась ткань.
3. Не брать утюг без разрешения.
4. Не оставлять утюг без присмотра.
Воспитатель: Дети, если оставить утюг на гладильной доске включенным, что может произойти?
-Пламя сначала маленькое, горит медленно. Потом языки пламени
поднимаются выше, их становится больше и больше. Огонь разгорается, бушует. Становится очень страшно!
-Да, много пожаров от неосторожного обращения с огнём. Огонь очень опасен!
Спичками мы не играем.
Спички мы не зажигаем.
Спичками играть нельзя!
Вы запомните, друзья!
(Воспитатель показывает картинку '»Спички детям не игрушка'» и
помещает на магнитную доску).
Воспитатель: А сейчас мы окажемся дома у других детей.
Раз, два, три, четыре, пять
В гости мы идём опять.
Раз, два, три, четыре
Оказались мы в квартире.
Воспитатель: Дети, посмотрите, в доме никого нет. А я, кажется, догадываюсь.
В этой квартире живут Магомед и Сакинат. Но они сейчас в другой комнате: рассматривают книжки. Но что я вижу! На столе стоят какие-то коробочки: бабушкины лекарства, мамина шкатулка, папины инструменты. Я догадалась! Магомед и Сакинат, наверное, играли с этими предметами!
-Как вы думаете, опасны ли эти игрушки? Почему?
-Правильно ли играют дети?
-Эти предметы являются игрушками?
-Опасны ли эти предметы? Почему?
-Дети, послушайте стихотворение:
Не играйте острыми булавками, иголками.
Ведь такой игрушкой просто
Что — нибудь поранить.
Будет больно, будет грустно
Мама поругает!
Неужели вам игрушек
В доме не хватает?
Воспитатель предлагает картинки ''Опасные предметы''
Воспитатель: Дети, найдите опасные предметы и зачеркните их.
(Дети выполняют задание за столами).
Игра ''Да и Нет''.
Воспитатель: А теперь я вас проверю
И игру для вас затею.
- Незнакомцам будем двери открывать (Нет, нет, нет).
- Игрушки будем убирать (Да, да, да).
- Читать мы будем теремок (Да, да, да).
- Будем мы смотреть в глазок (Да, да, да).
- На окошко мы полезем (Нет, нет, нет).
- На самокате мы поедем (Да, да, да).
- Будем танцевать у ёлки (Да, да, да).
- Без позволения брать булавки, иголки (Нет, нет, нет).
- Спички будем в руки брать (Нет, нет, нет).
- В игры будем мы играть (Да, да, да).
Воспитатель: Молодцы! Вы посмотрели все истории. Но я думаю, что вы избежите таких ситуаций, так как хорошо знаете, как вести себя, что можно и что нельзя делать, если остался дома один. Вы были сегодня настоящими спасателями. Я рада, что вы знаете, как уберечь себя от многих бед.