Сценарий Дня Знаний "Школьный дом, который построим мы" для учащихся 3-4 классов
Сценарий Дня Знаний "Школьный дом, который построим мы" для учащихся 3-4 классов
СЦЕНАРИЙ ДНЯ ЗНАНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ
«ШКОЛЬНЫЙ ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИМ МЫ»
У каждого человека должен быть дом — не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где ему тепло и уютно. Школу часто называют вторым домом, ведь каждый ребенок школьного возраста проводит здесь основную часть своего времени, день за днем проживает свою жизнь. Однако далеко не каждый школьник чувствует себя в своем классе, в школе как дома. А между тем очень многое зависит от самих учеников.
В начале учебного года наступает время обсуждения планов на будущее, время коллективных разговоров о том, «как будем жить», время составления захватывающих совместных проектов. Ведь именно с самого начала так важно создать в классе и школе атмосферу радостных ожиданий, теплоты и доверия.
Реализовать задуманное можно в логике игровой программы, посвященной строительству школьного дома.
Игровая фабула данной модели основывается на том, что создать Дом Мечты, где все будут жить по - сказочному счастливо, в любви и согласии, можно только из «строительного материала» с особыми свойствами: доброты, понимания, взаимопомощи, терпения, такта, юмора и др. Очень важно, чтобы эта форма досуга стала не только развлекательной, но и несла в себе социально-нравственные ценности, имеющие смысл для каждого и обогащающие взаимоотношения одноклассников. План-проект застройки дома может быть, например, таким (см. рис.). Помните, что план-проект вы можете изменять по своему усмотрению. Каждое из значимых качеств проявится в отдельном конкурсе-кирпичике будущего дома.
Эти бутафорские кирпичи и крыша, выполненные из плотной бумаги или картона, а также средства, заменяющие цементирующий раствор (кнопки, клейкая лента, магниты и т.п.), составляют материальное обеспечение школьной игровой стройки.
Играть могут несколько команд, но цель у всех одна — построить общий дом. В младшем и среднем школьном возрасте, когда состязательность привносит в досуговые дела особую привлекательность и динамизм, команды могут поочередно «укладывать кирпичи» после выполнения конкурсных заданий. Однако духу главной идеи данного дела, его смысловому назначению больше соответствует вариант единой команды — «всенародной» стройки, при котором участники по желанию выполняют игровые задания. Дом в буквальном смысле растет у всех на глазах по мере того, как кирпич за кирпичом выкладывается его макетная модель.
Предлагаю несколько вариантов игровых заданий с таким расчетом, чтобы «прорабы» будущего строительства разработали свой индивидуальный проект общего школьного дома, максимально учитывая пожелания, возрастные и личностные особенности его жильцов.
Варианты игровых заданий
Учитель: Сегодня мы с вами будем участвовать в реалити – шоу «Построй свой школьный дом» .
Выясняем, что будем строить из кирпича. 2. Думаем какие кирпичи должны быть заложены в наш дом. Учитель выслушивает мнения ребят и подводит их к выбору нужного кирпича.)
КРЫША ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ
Венчает построенный школьный дом крыша хорошего настроения. Для возведения крыши каждый получает конверт с разными эмоциями (в основном с изображением положительных эмоций).
Прислушиваясь к себе, своему внутреннему состоянию, каждый участник строительства выбирает соответствующее «фото», может его дополнить деталями, приклеивает его на общий ватманский лист и подписывает. Через несколько минут групповая фотография на память готова. Узнаёте нас? Это мы 3 (4) класс!
КИРПИЧ ДРУЖБЫ
Составить пословицы про дружбу (1 вариант: Конверты с пословицами лежат на партах. Пословицы разбиты на 2 части, дети должны их составить, прочитать и объяснить их смысл. Работа в парах
2 вариант: части нескольких пословиц прикреплены на доске. Дети должны их составить, прочитать и объяснить их смысл.).
3 вариант: провести аукцион пословиц о дружбе.
КИРПИЧ ПОНИМАНИЯ
1-й вариант. Участники разбиваются на группы по три человека. На листках бумаги они одновременно фиксируют свои ассоциации (определенное количество: 5—7) с заданными словами и словосочетаниями по тематике игры, например: «урок физкультуры», «контрольная работа», «завтрак в школьной столовой», «школьная дискотека». Выигрывает конкурс группа, у которой окажется самое большое количество совпадающих ассоциации (зачет идет по двум игрокам).
2-й вариант. «Азбука в лицах». Расшифровать фразу, написанную «лицами»
С каждого ряда вызываются по1 чел., кот. за 5 сек. должны исчертить простым карандашом лист бумаги. После чего вызываются другие ребята с каждого ряда, кот. обменявшись листочками, за 30 сек должны быстро и аккуратно стереть ластиком карандаш. Кто выполнит работу лучше - тот и победил.
КИРПИЧ ЗДОРОВЬЯ
Большинство из нас халатно относятся к собственному здоровью. В целях пропаганды здорового образа жизни, подготовки к урокам, а также в целях рекламы отдельных атрибутов школьной жизни предлагаем участникам разработать и провести комплексы упражнений со следующими предметами:
ученической сумкой (ранцем, портфелем);
школьной указкой и глобусом;
шваброй, веником и корзиной для мусора;
мелом, классной доской, губкой;
циркулем, треугольником и метровой линейкой.
или провести состязание «Мизи – штангистов» Поднять штангу мизинцем (3 штанги – спицы, на концах кот.- груз яблочки. Можно использовать ранетки или яблочки-стаканчики ). При каждом поднятии необходимо называть имена одноклассников. Повторяться нельзя. Кто больше раз поднимет штангу не сбившись - тот побеждает.
КИРПИЧ НАХОДЧИВОСТИ
Многие строительные организации имеют названия в виде аббревиатур, например, СМУ - строительное монтажное управление. Участникам предлагается по-своему (весело и поучительно) расшифровать следующие аббревиатуры, связав их со школьной жизнью: ПУПСИК, СИРОП, КЛОП, ЗИГЗАГ, ЕЖИК, МЕЛ, БУБЛИК, ЗВОНОК и т.д. (1-2 на выбор).
Для зрителей – прочитать поздравительные шуточные телеграммы.
КИРПИЧ ВЗАИМОПОМОЩИ
Это конкурсное задание для нескольких пар. Все согласятся, что самой идеальной парой, действующей всегда слаженно и очень быстро, можно считать руки человека. Проверим, в какой степени навыки взаимопомощи развиты у участников. Они будут работать в прямом смысле, как одна пара рук, более того — находящаяся в одной связке.
Итак, по одной руке участники «за ненадобностью» прячут за спину, а свободная рука каждого из партнера привязывается одна к другой. Эта общая пара рук и продемонстрирует всем чудеса взаимопомощи. А задания для этого могут быть самыми «обычными»: приготовить бутерброды для завтрака в школе; обернуть учебник новой бумагой; собрать портфель, собрать ручку и т.п.,"и все это, разумеется, за минимум времени.
КИРПИЧ ТЕРПЕНИЯ И ТАКТА
Составляют праздничную телеграмму «Сами себе».
КИРПИЧ ЛЮБВИ
Помните, как один из чеховских героев обращался к шкафу с патетически-сентиментальной речью: «Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование...»? Подражая классике, предлагаем участникам излить свою любовь на один из предметов или атрибутов обстановки школьного класса (например, парта, мел, классная доска, глобус и т.д.). Участвуют родители + дети.
КИРПИЧ БОЛЬШОЙ ПЕРЕМЕНЫ
Вызываются 8 чел., кот. должны написать слово «ПЕРЕМЕНА». Каждый по одной букве. Задание осложнено тем, что лист, на кот. нужно написать слово, прикреплён над классной дверью. Участникам, чтобы выполнить задание, придётся разбегаться и подпрыгивать, и налету писать букву.
КИРПИЧ УЛЫБКИ Ответить на шуточные вопросы.
КИРПИЧ ПРАЗДНИКОВ, СЮРПРИЗОВ
Спеть частушки (экспромт: детям выдают текст частушек и фонограмму, кот. они должны приготовить за 3-5 мин.)
Для всех остальных проводится игра «Хотите верьте-хотите нет»
КИРПИЧ МУДРОСТИ / СООБРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
1 вариант. Придумать слова или выражения, синонимичные понятию «дом» (например, «семейный очаг», «моя крепость», «место, где меня всегда ждут», «тихая пристань», «территория для дружеских тусовок» и т.д.).
2 вариант. Для родителей. Придумать высказывание по следующей форме «Школа – это не ………, а ……. . Для зрителей. Загадки на школьную тему.
КИРПИЧ ЗНАНИЙ
«Корректор». Исправить ошибки, сделанные Совой в поздравлении Ослику Иа.
Учитель: Вот мы и построили наш «классный дом». Но чтобы нам было уютно в нём, мы должны не забыть пригласить … кого ребята? Правильно: Домового или Классного!
Учитель читает стихотворение «Школьный Домовой», которое написала Перфильева Наталья Георгиевна учитель начальных классов МОУ «СОШ №17»г. Ангарска. Дома вы приготовили рисунки Домовых- Классных (дети свои работы прикрепляют на доску). Давайте рассмотрим их (обмениваются мнениями). А через неделю путем голосования выбирается лучший Домовой- Классный, который останется жить в классном уголке. Весь год он следит за порядком и помогает детям. После окончания начальной школы, Классный Домовой вместе с ребятами переходит в 5 класс.
Учитель: Вот и подходит наш праздник к концу, а чудеса только начинаются. Вы потрудились на славу и заслужили первую в этом году оценку– «5» (заранее вырезаются пятёрки по шаблону из красного картона, которые спрятаны в волшебный сундучок. А чтобы его открыть, надо вспомнить сказочные заклинания, например, «Трах-тибидох» (Старик Хоттабыч), «Эники-беники, из метелки веники» («Новые приключения Маши и Вити», «Крекс, пекс, фекс!» (Буратино, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого), «Сим-сим откройся» (Али Баба, арабская сказка) и др. Учитель открывает замок , достаёт пятёрки, расписание уроков и вручает детям. )
Используемая литература и интернет-ресурсы:
1. Ромашкова Е.И. С новым учебным годом! (Модели досуга в школе.)- М.: ТЦ Сфера, 2002.-128 с. (Серия «Праздник в школе».)
Просмотр содержимого документа
«Сценарий Дня Знаний "Школьный дом, который построим мы" для учащихся 3-4 классов »
СЦЕНАРИЙ ДНЯ ЗНАНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ
«ШКОЛЬНЫЙ ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИМ МЫ»
У каждого человека должен быть дом — не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где ему тепло и уютно. Школу часто называют вторым домом, ведь каждый ребенок школьного возраста проводит здесь основную часть своего времени, день за днем проживает свою жизнь. Однако далеко не каждый школьник чувствует себя в своем классе, в школе как дома. А между тем очень многое зависит от самих учеников.
В начале учебного года наступает время обсуждения планов на будущее, время коллективных разговоров о том, «как будем жить», время составления захватывающих совместных проектов. Ведь именно с самого начала так важно создать в классе и школе атмосферу радостных ожиданий, теплоты и доверия.
Реализовать задуманное можно в логике игровой программы, посвященной строительству школьного дома.
Игровая фабула данной модели основывается на том, что создать Дом Мечты, где все будут жить по - сказочному счастливо, в любви и согласии, можно только из «строительного материала» с особыми свойствами: доброты, понимания, взаимопомощи, терпения, такта, юмора и др. Очень важно, чтобы эта форма досуга стала не только развлекательной, но и несла в себе социально-нравственные ценности, имеющие смысл для каждого и обогащающие взаимоотношения одноклассников. План-проект застройки дома может быть, например, таким (см. рис.). Помните, что план-проект вы можете изменять по своему усмотрению. Каждое из значимых качеств проявится в отдельном конкурсе-кирпичике будущего дома. (См. приложение1.1)
Крыша хорошего настроения
Кирпич Понимания
Кирпич
Взаимопомощи
Кирпич Любви
Кирпич Мудрости
Кирпич Здоровья
Кирпич Хозяйственности
Кирпич Дружбы
Кирпич Улыбки
Кирпич
Находчивости
Кирпич Чистоты
Эти бутафорские кирпичи и крыша, выполненные из плотной бумаги или картона, а также средства, заменяющие цементирующий раствор (кнопки, клейкая лента, магниты и т.п.), составляют материальное обеспечение школьной игровой стройки.
Играть могут несколько команд, но цель у всех одна — построить общий дом. В младшем и среднем школьном возрасте, когда состязательность привносит в досуговые дела особую привлекательность и динамизм, команды могут поочередно «укладывать кирпичи» после выполнения конкурсных заданий. Однако духу главной идеи данного дела, его смысловому назначению больше соответствует вариант единой команды — «всенародной» стройки, при котором участники по желанию выполняют игровые задания. Дом в буквальном смысле растет у всех на глазах по мере того, как кирпич за кирпичом выкладывается его макетная модель.
Мы сознательно приводим избыточное количество игровых заданий с таким расчетом, чтобы «прорабы» будущего строительства разработали свой индивидуальный проект общего школьного дома, максимально учитывая пожелания, возрастные и личностные особенности его жильцов.
Варианты игровых заданий
Учитель: Сегодня мы с вами будем участвовать в реалити – шоу «Построй свой школьный дом» .
Выясняем, что будем строить из кирпича. 2. Думаем какие кирпичи должны быть заложены в наш дом. Учитель выслушивает мнения ребят и подводит их к выбору нужного кирпича.)
КРЫША ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ
Венчает построенный школьный дом крыша хорошего настроения. Для возведения крыши каждый получает конверт с разными эмоциями (в основном с изображением положительных эмоций).
См. приложение12 . Прислушиваясь к себе, своему внутреннему состоянию, каждый участник строительства выбирает соответствующее «фото», может его дополнить деталями, приклеивает его на общий ватманский лист и подписывает.
Через несколько минут групповая фотография на память готова.
Узнаёте нас? Это мы 3 (4) класс!
КИРПИЧ ДРУЖБЫ
Составить пословицы про дружбу (1 вариант: Конверты с пословицами лежат на партах. Пословицы разбиты на 2 части, дети должны их составить, прочитать и объяснить их смысл. Работа в парах
2 вариант: части нескольких пословиц прикреплены на доске. Дети должны их составить, прочитать и объяснить их смысл.).
3 вариант: провести аукцион пословиц о дружбе.
См. приложение 1.
КИРПИЧ ПОНИМАНИЯ
Понимать — значит с полуслова или вовсе "без слов знать, что чувствует и хочет сказать собеседник. Способов проверить это умение много.
1-й вариант. Участники разбиваются на группы по три человека. На листках бумаги они одновременно фиксируют свои ассоциации (определенное количество: 5—7) с заданными словами и словосочетаниями по тематике игры, например: «урок физкультуры», «контрольная работа», «завтрак в школьной столовой», «школьная дискотека». Выигрывает конкурс группа, у которой окажется самое большое количество совпадающих ассоциации (зачет идет по двум игрокам).
2-й вариант.«Азбука в лицах». Расшифровать фразу, написанную «лицами» (Учи других – и сам поймёшь).См. приложение 2.
Чистота, как известно, залог здоровья, а также условие уюта и комфорта в школьном доме. По этим причинам будет уместно потренироваться в проведении веселой генеральной уборки. Задача участников — быстро и до блеска «натереть паркет» в классе, соблюдая следующую инструкцию.
У стены классной комнаты разложены листки бумаги — «полотеры». Участники ставят на них ноги (каждую на отдельный листок) и, скользя этими приспособлениями по поверхности пола, «натирают» его. Для облегчения «ножного труда» в качестве «полотеров» можно использовать коробки (из-под конфет, обуви) или саму обувь (калоши, домашние тапочки) очень большого размера. Или предложить детям следующие весёлое соревнование:
С каждого ряда вызываются по1 чел., кот. за 5 сек. должны исчертить простым карандашом лист бумаги. После чего вызываются другие ребята с каждого ряда, кот. обменявшись листочками, за 30 сек должны быстро и аккуратно стереть ластиком карандаш. Кто выполнит работу лучше - тот и победил.
КИРПИЧ ЗДОРОВЬЯ
Большинство из нас халатно относятся к собственному здоровью.
В целях пропаганды здорового образа жизни, подготовки к урокам, а также в целях рекламы отдельных атрибутов школьной жизни предлагаем участникам разработать и провести комплексы упражнений со следующими предметами:
ученической сумкой (ранцем, портфелем);
школьной указкой и глобусом;
шваброй, веником и корзиной для мусора;
мелом, классной доской, губкой;
циркулем, треугольником и метровой линейкой.
или провести состязание «Мизи – штангистов»
Поднять штангу мизинцем (3 штанги – спицы, на концах кот.- груз яблочки. Можно использовать ранетки или яблочки-стаканчики ). При каждом поднятии необходимо называть имена одноклассников. Повторяться нельзя. Кто больше раз поднимет штангу не сбившись - тот побеждает.
КИРПИЧ НАХОДЧИВОСТИ
Многие строительные организации имеют названия в виде аббревиатур, например, СМУ - строительное монтажное управление. Участникам предлагается по-своему (весело и поучительно) расшифровать следующие аббревиатуры, связав их со школьной жизнью: ПУПСИК, СИРОП, КЛОП, ЗИГЗАГ, ЕЖИК, МЕЛ, БУБЛИК, ЗВОНОК и т.д. (1-2 на выбор). См. приложение 4.
Для зрителей – прочитать поздравительные шуточные телеграммы.
См. приложение 5.
КИРПИЧ ВЗАИМОПОМОЩИ
Это конкурсное задание для нескольких пар. Все согласятся, что самой идеальной парой, действующей всегда слаженно и очень быстро, можно считать руки человека. Проверим, в какой степени навыки взаимопомощи развиты у участников. Они будут работать в прямом смысле, как одна пара рук, более того — находящаяся в одной связке.
Итак, по одной руке участники «за ненадобностью» прячут за спину, а свободная рука каждого из партнера привязывается одна к другой. Эта общая пара рук и продемонстрирует всем чудеса взаимопомощи. А задания для этого могут быть самыми «обычными»: приготовить бутерброды для завтрака в школе; обернуть учебник новой бумагой; собрать портфель, собрать ручку и т.п.,"и все это, разумеется, за минимум времени.
КИРПИЧ ТЕРПЕНИЯ И ТАКТА
Составляют праздничную телеграмму «Сами себе».
См. приложение 6.
КИРПИЧ ЛЮБВИ
Помните, как один из чеховских героев обращался к шкафу с патетически-сентиментальной речью: «Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование...»? Подражая классике, предлагаем участникам излить свою любовь на один из предметов или атрибутов обстановки школьного класса (например, парта, мел, классная доска, глобус и т.д.).
Участвуют родители + дети.
КИРПИЧ БОЛЬШОЙ ПЕРЕМЕНЫ
Вызываются 8 чел., кот. должны написать слово «ПЕРЕМЕНА». Каждый по одной букве. Задание осложнено тем, что лист, на кот. нужно написать слово, прикреплён над классной дверью. Участникам, чтобы выполнить задание, придётся разбегаться и подпрыгивать, и налету писать букву.
КИРПИЧ УЛЫБКИ
По авторитетному мнению Д. Карнеги, улыбка «создает счастье в доме и служит паролем для друзей. Она ничего не стоит, но много дает». Это «лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей». Не у всех получается жить светло и улыбчиво, но этому можно научиться. Приступаем к тренировкам посредством «улыбательного практикума» — шуточных вопросов, адресованных строителям школьного дома.
Ответить на шуточные вопросы.
См. приложение7
КИРПИЧ ПРАЗДНИКОВ, СЮРПРИЗОВ
Спеть частушки (экспромт: детям выдают текст частушек и фонограмму, кот. они должны приготовить за 3-5 мин.)
См. приложение 8.
Для всех остальных проводится игра «Хотите верьте-хотите нет»
См. приложение 9.
КИРПИЧ МУДРОСТИ / СООБРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
1 вариант. Придумать слова или выражения, синонимичные понятию «дом» (например, «семейный очаг», «моя крепость», «место, где меня всегда ждут», «тихая пристань», «территория для дружеских тусовок» и т.д.).
2 вариант. Для родителей.
Придумать высказывание по следующей форме «Школа – это не ………, а ……. .
См. приложение4.
Для зрителей.
Загадки на школьную тему.
См. приложение10.
КИРПИЧ ЗНАНИЙ
«Корректор». Исправить ошибки, сделанные Совой в поздравлении Ослику Иа.
См. приложение11.
Учитель: Вот мы и построили наш «классный дом». Но чтобы нам было уютно в нём, мы должны не забыть пригласить … кого ребята? Правильно: Домового или Классного!
Учитель читает стихотворение «Школьный Домовой», которое написала Перфильева Наталья Георгиевна учитель начальных классов МОУ «СОШ №17»г. Ангарска. (См. приложение16).
Дома вы приготовили рисунки Домовых- Классных (дети свои работы прикрепляют на доску). Давайте рассмотрим их (обмениваются мнениями). А через неделю путем голосования выбирается лучший Домовой- Классный, который останется жить в классном уголке. Весь год он следит за порядком и помогает детям. После окончания начальной школы, Классный Домовой вместе с ребятами переходит в 5 класс.
Учитель: Вот и подходит наш праздник к концу, а чудеса только начинаются. Вы потрудились на славу и заслужили первую в этом году оценку– «5» (заранее вырезаются пятёрки по шаблону из красного картона, которые спрятаны в волшебный сундучок. А чтобы его открыть, надо вспомнить сказочные заклинания, например, «Трах-тибидох» (Старик Хоттабыч), «Эники-беники, из метелки веники» («Новые приключения Маши и Вити», «Крекс, пекс, фекс!» (Буратино, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого), «Сим-сим откройся» (Али Баба, арабская сказка), «Сивка-бурка вещая каурка встань передо мной как лист перед травой», «Избушка, избушка на курьих ножках, встань к лесу задом ко мне передом», «А ну, двое из ларца одинаковых с лица…» («Вовка в тридесятом царстве»), Крибле-крабле- бумс! (Е. Шварц «Снежная Королева») и др. ( См. приложение15) Учитель открывает замок ( См. приложение13.), достаёт пятёрки, расписание уроков( См. приложение14.) и вручает детям. )
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.1
Кирпич знаний
Кирпич большойперемены
Кирпич улыбки
Кирпич чистоты
Кирпич здоровья
Кирпич мудрости
Кирпич дружбы
Кирпич находчивости
Кирпич праздников, сюрпризов
Кирпич понимания
Кирпич взаимопомощи
Кирпич Любви
Кирпич доброты
Кирпич терпения и такта
Крыша хорошего настроения
Приложение1.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДРУЖБЕ
Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.
В дым разругаетесь, потом - сгорите со стыда.
В согласном стаде и волк не страшен.
Веселишься, ешь да пьёшь - так любой дружок хорош, а в день горя хороша только близкая душа.
Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.
Вместе и беда легче переносится.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Все за одного, один за всех.
Всяк дом хозяином хорош.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Для милого дружка и серёжка из ушка.
Добрая шутка дружбы не рушит.
Добро потеряешь - опять наживёшь, друга потеряешь - уже не вернёшь.
Доброе братство милее богатства.
Друг - ценный клад, недругу никто не рад.
Друг неиспытанный, как орех нерасколотый.
Дружба дружбой, а служба службой.
Дружи с теми, кто лучше тебя самого.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Друзья познаются в беде.
Друзья познаются в несчастье.
Есть пирожки - есть и дружки, нет пирожков - нет и дружков.
Знакомых много, а друзей мало.
И мудрому человеку совет требуется.
Каждый сам себе лучший друг.
Когда горшок кипит, то и в друзьях нет недостатка.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Кто друг прямой, тот брат родной.
Кто оторвался от друзей и товарищей, тому не на кого рассчитывать в беде.
Лучше вода у друга, чем мёд у врага.
Лучше выслушать упрёки друга, чем потерять его.
Лучше умный враг, чем глупый друг.
Любят того, кто не обидит никого.
Народная дружба и братство дороже всякого богатства.
Не бросай друга в несчастье.
Не бывает дерева без ветвей, славы - без соратников друзей.
Не в службу, а в дружбу.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Неверный друг - опасный враг.
Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
Обидеть-то каждый может, а пожалеть-то некому.
Один в поле не воин.
Один палец не кулак.
Одна пчела много мёду не принесёт.
С тем не ужиться, кто любит браниться.
С тем, чьи слепы глаза, подружись, от слепого душой - отвернись.
С хорошим другом горы свернёшь, с плохим - горя хлебнёшь.
Сам погибай, а товарища выручай.
Старый друг лучше новых двух.
Товарищ за товарища в огонь бросится.
Тот, кто ищет друзей без недостатков, сдружится лишь с разочарованием.
Тот, кто надеется, что друзья предпочтут его интересы своим, будет страдать.
Тот, кто упрекает друзей в пустяках, обретает врагов.
Ты, гроза, грозись, а мы друг за друга держись.
Улыбке недруга не доверяй, злобы в друге не подозревай.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Человек человеку - друг и брат.
Дружба - великая сила.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Без беды друга не узнаешь.
Дружба любит дело.
Скатерть со стола — и дружба сплыла.
Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
Вода у друга лучше, чем у врага мёд.
За дружбу дружбой платят.
Две кошки в мешке дружбы не заведут.
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
Друга на деньги не купишь.
Друг - твоё зеркало.
Не в службу, а в дружбу.
Для дорогого друга - ворота настежь.
Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Единственный способ иметь друга - это быть другом.
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит.
Не бросай друга в несчастье.
Не годы сближают людей, а минуты.
Не поспоришь - не подружишь.
Дружба не служба; а кому дружить, на того служить.
Нет друга - ищи, нашёл - береги.
Одёжа хороша новая, а друг - старый.
В долг давать – дружбу терять.
Старый друг лучше новых двух.
Человек без друга, что земля без воды.
Что за тем гоняться, кто не хочет знаться.
Без друга в жизни туго.
Были бы пирожки - будут и дружки.
Дружба дружбой, а в карман не лезь.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.
Друг в беде - друг вдвойне.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
Друг не испытанный, что орех не расколотый.
Друг спорит, а недруг поддакивает.
Друзья наших друзей - наши друзья.
Знал дружка в радости, не оставляй в горести.
Из-за нового приятеля не теряй старого.
Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.
Кто разделяет с тобой трудную минуту - настоящий друг.
Не давай денег, не теряй дружбы.
К дому друга дорога никогда не бывает длинной.
Над другом посмеёшься - над собой поплачешь.
Назвался другом - помогай в беде.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Недостаток доверия вредит дружбе.
Не сошлись обычаем, не бывать дружбе.
Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его и видишь.
Расстояние дружбе не мешает.
Человек без друзей, что сокол без крыльев.
Приложение 2.
АЗБУКА В ЛИЦАХ
Приложение 3.
НЕОБЫЧНЫЙ ВЕРНИСАЖ
ЗАБЛУДИТЬСЯ В ТРЁХ СОСНАХ
КАМЕНЬ НА СЕРДЦЕ
КАК С ГУСЯ ВОДА
Приложение 4.
З- здесь
В- ваш
О- обожаемый
Н- настоящий
О- отличный
К- класс!
З- здорово!
В- всех
О- ожидают
Н- новые
О- открытия
К- класса!
Школа- это не дом развлечений, а дом знаний, стараний и усидчивости!
Школа – это не только трудные контрольные и задания, долгие уроки, а это радость побед, достижения и накопление знаний.
Приложение 5.
Смелей грызите гранит знаний! Если что- мы рядом. Ассоциация стоматологов.
Старайтесь дать уму как можно больше пищи! Министерство сельского хозяйства.
Век живи- век учись! Союз долгожителей Кавказа
Классные руководители! Будьте самыми классными руководителями! Ассоциация первоклассных специалистов.
Бабушки и дедушки! Щедро делитесь с внуками богатствами житейского опыта. Сбербанк.
Родители! Вознаграждайте по заслугам успехи своих детей! Комитет по присуждению Нобелевских премий.
Приложение 6.
ТЕКСТ-ПОЗДРАВЛЕНИЕ
(вставить в пропуски имена прилагательные)
Дорогие,_____________________________ребята!
От всей____________________________________души поздравляю Вас и Ваших _____________________________________________родителей, а также _______________________________________учителей с началом учебного___________________________________года! Желаю____________________________________________здоровья, больших,_______________________________успехов, верных,________________________________друзей, интересных,_______________________________________книг,
________________________________________здоровья,
__________________________________________настроения и всего самого доброго, ________________________________________.
Желаю Вам ________________________удачи, ______________________терпения и никогда не унывать и стремиться побеждать!
1. Где мы платим деньги за то, что у нас что-то взяли? (В парикмахерской.)
2. Почему курица кладет яйца? (Если бросать, разобьются.)
3. Как поймать тигра в клетку? (Никак, тигров «в клетку» не бывает.)
4. Ни пуха, ни пера. Что это? (Раскладушка.)
5. Ученика удалили с урока. Как вы думаете, за что? (За дверь.)
6. Когда человек может мчаться со скоростью автомобиля? (Когда он сам находится в нем.)
7. Что не войдет даже в самую большую кастрюлю? (Ее крышка.)
8. Как можно снять колесо с мчащегося автомобиля? (Фотоаппаратом.)
9. Какой рукой лучше всего мешать чай? (Чай лучше всего мешать ложечкой.)
10. Перед кем люди всегда снимают шляпу? (Перед парикмахером.)
11. Какими нотами делят пирог? (До-ля-ми.)
12. Что может портиться несколько раз надень? (Настроение.) 13. Когда покупают лошадь, какой она бывает? (Мокрой.)
14. Кто зимой без снега жить не может? (Снеговик.)
15. Кто ходит сидя? (Шахматист.)
16. Чем больше берешь, тем больше становится. Что это? (Яма.)
17. Кто сидит спиной к президенту? (Водитель.)
18. Варят, варят, а сварят — выбрасывают. Что это? (Лавровый лист.)
Приложение 8.
ЧАСТУШКИ НА ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ Слова Степана Булдакова
Вот и лето пролетело,
Школа ждёт своих ребят,
Приглашает вновь учиться
И мальчишек, и девчат!
Я сложил в портфель игрушки,
Завтра в школу принесу,
На уроке вместо книжек
Их на парте разложу.
Хо-хо-хо да хи-хи-хи,
Сегодня в школу мы пришли!
Хи-хи-хи да хо-хо-хо,
Учиться будем хорошо!
Перемена небольшая,
А урок такой большой!
Их местами поменять бы,
Было б очень хорошо!
Улетают птицы прочь,
Родилась у принца дочь,
Вот немного подрастёт,
Тоже в школу к нам придёт.
Начался учебный год
Как-то задом наперёд,
Потому что я проспал,
На уроки опоздал.
Первый (второй, третий, четвёртый) раз иду я в школу
И несу в руке цветок.
Что-то в горле пересохло,
Мама, дай воды глоток.
Всё! Частушки мы пропели,
Поклон осталось сделать!
Вы нам хлопайте, а мы
Пошли уроки делать!
Приложение 9.
Хотите верьте — хотите нет
Этимологический словарь объясняет историю происхождения слов и выражений. Часто с помощью этого словаря мы имеем возможность узнать много интереснейших фактов о том, как жили наши предки, каковы были их обычаи и нравы. В качестве конкурсного испытания командам предлагается согласиться или опровергнуть историю происхождения некоторых слов и выражений. Технология проведения конкурса следующая. Для участия в конкурсе представители каждой команды строятся в шеренгу. Ведущий задает всем вопрос по формуле: «Верите ли вы, что...?» Если участник готов согласиться с предлагаемым утверждением, он делает один шаг вперед. Если он не согласен, стоит на месте. В случае ошибочного реагирования на вопрос участник делает шаг назад.
Верите ли вы, что школа по-гречески значит «досуг»? (Да. Но греки под досугом понимали не безделье, а свободные в часы досуга беседы с мудрецами-философами о разных науках.)
Верите ли вы, что слово «бумажник» появилось вслед за словом «бумага»? (Нет, слово «бумажник» пришло в русский язык раньше, чем бумага, и означало изготовление попон для лошадей из хлопка, в те времена нового материала. Уже потом появилась бумага, которая сначала вырабатывалась из льняных и хлопчатобумажных тканей, а позднее этим словом стали обозначать бумагу писчую.)
Верите ли вы, что существуют высшие учебные заведения, названия которых в переводе с латинского означают «вселенная», «мир», «весь свет»? (Да, это университеты, образованные от латинского слова «универсум».)
Верите ли вы, что выражение «от доски до доски» непосредственно связано со школьной тематикой? (Нет, оно связано с книгой. У старых книг переплеты были более массивные. Их делали из цельного куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застежки. Прочитать книгу от начала до конца— значит прочитать ее от доски до доски.)
Верите ли вы, что в Древней Греции педагогами называли тех, кто учил? (Нет, педагогом назывался раб, который отводил ребенка в школу и следил за его поведением.)
Верите ли вы, что требование учителя «знать назубок» восходит к тем временам, когда требовали так превосходно затвердить текст, чтобы он отлетал от зубов? (Нет, эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет и других изделий из благородного металла. Знать назубок буквально означало получать необходимые знания с помощью собственного зуба.)
Верите ли вы, что слово «каникулы» для немцев, англичан и французов в буквальном выражении означает «собачья жара»? (Да. Можно утверждать, что слово «каникулы» имеет звездное происхождение. Латинское название звезды Сириус — Каникула. Эта звезда находится в созвездии Пса, а пес по-латински— «канис». Солнце в созвездии Пса пребывает с 22 июля по 23 августа. В это время в Риме стояла сильная жара и все школьники вынуждены были прерывать занятия. Считалось, что эта нестерпимая жара происходит не от Солнца, а от звезды Сириус, поэтому о ней говорили не просто жара, а «собачья жара», т.е. «каникулы».)
Верите ли вы, что «шпаргалка» в некоторых языках означает «лохмотья, пеленка»? (Да, причем в польском языке это слово имеет более пристойный смысл и означает исписанный, негодный клочок бумаги. А жители других цивилизованных стран соотносят шпаргалку, принесенную на урок или экзамен, с грязной детской пеленкой.)
Верите ли вы, что в старину балбесом называли ученика, который с запинками читал заданный урок? (Да. В старых гимназиях ученика, который не приготовил урок и читал книгу с запинками, насмешливо называли заикой. По-латыни заика — балбус, отсюда произошел и обрусевший вариант слова — «балбес».)
10. Верите ли вы, что, когда в древние времена люди употребляли в обращении к друг другу выражение:«заруби себе на носу», они имели в виду жестокий старинный обычай в особо важных случаях делать отметину на носу человека? (Нет, конечно. Нос здесь означает не орган обоняния, а памятную дощечку, бирку для пометок. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки с зарубками, сделанными для запоминания. Они и назывались носом.)
Приложение 10.
Школьные принадлежности.
Раз ему работу дашь, Зря трудился карандаш.
Он признался ножу: — Без работы я лежу! Построгай меня, дружок, Чтобы я трудиться мог.
В снежном поле, На дороге, Мчится конь мой одноногий. И на много, много лет Оставляет черный след.
Рисовал я на бумаге Ручейки, леса, овраги. Оттого, что рисовал, Я поменьше ростом стал.
Сговорились две ноги Делать дуги и круги.
Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать новую черту Вам я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья, Кто же я?
Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке.
Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Тетя, длинная, худая, Носит воду им, вздыхая.
То я в клетку, то в линейку, Написать по ним сумей-ка, Можешь и нарисовать, Называюсь я...
Новый дом несу в руке, Двери дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные.
У сосны и елки — листики-иголки. На каких листочках растут слова и строчки?
Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает.
Говорит она беззвучно, А понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней — Станешь в десять раз умней.
В школьной сумке я лежу. Как ты учишься, скажу.
В этой узенькой коробке Ты найдешь карандаши, Ручки, ластик, скрепки,кнопки — Что угодно для души.
Приложение 11.
Приложение 12.
Приложение 13.
Приложение 14.
Приложение 15.
СКАЗОЧНЫЕ ЗАКЛИНАНИЯ
«Сим-сим откройся» (Али Баба, арабская сказка)
«Сивка-бурка вещая каурка встань передо мной как лист перед травой»
«Избушка, избушка на курьих ножках, встань к лесу задом ко мне передом»
«А ну, двое из ларца одинаковых с лица…» («Вовка в тридесятом царстве»)
«По щучьему велению, по моему хотению...»(Емеля, русская народная сказка)
«Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг! Лишь коснёшься ты земли — быть по-моему вели!»(«Цветик-Семицветик» В. Катаева)
Крекс, пекс, фекс! (Буратино, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого)
«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!» («Заюшкина избушка», скаазка)
«Красная девица! Влезь ко мне (корове) в одно ушко, а в другое вылезь – се будет сработано!»
«Спи глазок, спи другой!» «Хаврошечка»)
«Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку, покажи ты мне на блюдечке города и поля, и леса и моря, и гор высоту, и небес красоту» (»Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке". Русская народная)
«Ивашечко, Ивашечко, мой сыночек! Приплынь, приплынь на бережочек; Я тебе есть и пить принесла» («Ивашко и ведьма», народная сказка)
Козлятушки, детятушки! Отопритеся, отворитеся! А я, коза, в бору была, Ела траву шелковую, Пила воду студеную. Бежит молоко по вымечку, Из вымечка в копытечко, Из копытечка в сыру землю! («Семеро козлят»)
«Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!»( «Маша и медведь»)
«Фи-фо-фам! Кто тут, кто там? Живой ли, мертвый выходи, пощады от меня не жди!» («Джек и бобовый стебель», англ. Народная сказка)
«Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» ( «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях» А.Пушкин)
«Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли — Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!» (А. С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» )
«Ты катись, катись колечко на весеннее крылечко, в летние сени, в теремок осенний, да по зимнему ковру к новогоднему костру!» («Двенадцать месяцев», перевод С.Я. Маршака)
«Трах-тибидох» (Старик Хоттабыч)
«Эники-беники, из метелки веники» («Новые приключения Маши и Вити»)
Из книг цикла о волшебнике Изумрудного города: 1. Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, спорики, морики. Явитесь… 2. Берелья — турелья, буридакль — фуридакль, край неба алеет, трава зеленеет 3. Сусака, масака, лэма, рэма, гэма. Буридо, фуридо, сэма, пэма, фэма! Лети по свету как бешенный зверь! (Гингема) 4. Бамбара, чуфара, скорики, морики, турабо, фурабо, лорики, ёрики. Великий волшебник Гудвин вернет домой девочку, если она поможет трем существам… (Бастинда) 5. Убурру, курубурру, тандарра — адабарра, фарадон, гарабадон. Появись, над волшебной страной 6. Баррамба, маррамба шарики, варики, купорос, тафорос, барики, шарики! Грозный дух, Великий механик, удались в самые глубокие недра Земли и отдай нам свое сокровище (Элли)
7. Пикапу, трикапу, ботало, мотало (Виллина
Приложение 16.
Школьный домовой.
Когда окончатся уроки,
И разбегутся все домой,
То с чердака тихонько сходит
Лохматый школьный домовой.
Он на мальчишек и девчонок
Чуть-чуть похож, и потому
Он вниз съезжает по перилам,
И это нравится ему.
В пустых просторных кабинетах
Он любит книги полистать
И на доске промытой, мелом
Смешные рожи рисовать.
Он так мечтает утром рано
Взбежать по лестнице крутой,
Сидеть за партой очень прямо,
Пятерку принести домой.
Но вновь с рассветом возвращаться
Ему на скучный свой чердак
И с грустью слушать так привычный
Веселый школьный кавардак.
Когда окончатся уроки,
И разбегутся все домой,
Стучит копытцами по классам
Чуть грустный школьный домовой.
Учитель начальных классов МОУ «СОШ №17» Перфильева Наталья Георгиевна
Используемая литература и интернет-ресурсы:
1. Ромашкова Е.И. С новым учебным годом! (Модели досуга в школе.)- М.: ТЦ Сфера, 2002.-128 с. (Серия «Праздник в школе».)