В дошкольном возрасте экологическое воспитание, по моему мнению, проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Чем больше дети будут узнавать природу, своей малой Родины, и России в целом, тем больше они будут любить ее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать бережное отношение к миру живой природы, находящийся на территории ДОУ.
11.
Предполагаемый результат
возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений.
интеграция базисного и дополнительного образования.
создание единого образовательного пространства.
предоставление родителям наглядной информации о детях и их развитии.
12.
Сроки реализации
проекта
1 месяц
Актуальность
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!
В.А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте экологическое воспитание, по моему мнению, проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Чем больше дети будут узнавать природу, своей малой Родины, и России в целом, тем больше они будут любить ее.
Педагоги детского сада, должны привлекать детей к совместной деятельности по ознакомлению с окружающей их природой, деревьями. Они должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться ее красотой, внести свою посильную лепту в дело сохранения и приумножения богатства природы.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Экологическое сознание ребенка постепенно поднимается на более высокий уровень. Если создается интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Ребенок стремится к активной деятельности; важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Именно поэтому я разработала проект для дошкольников по ознакомлению с деревьями родного края.
Проблема
Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Хотя деревья «живут» рядом с нами постоянно, дети не замечают их и очень часто не считают живыми объектами природы.
Цель
Вовлечь детей в познавательную и практическую деятельность по изучению и бережному отношению ко всему растительному миру, в особенности к деревьям.
5. Рассматривание альбомов экологической тематики.
6. Просмотр мультипликационных фильмов, презентаций о природе.
Предполагаемый результат:
Дети научатся любить, охранять и беречь деревья, которые их окружают
Повысится познавательный интерес к растительному миру
Расширятся коммуникативные и творческие способности детей
У детей будут сформированы устойчивые представления о деревьях родного края
Реализация проекта
I этап – Подготовительный этап:
Определение цели и задач
подготовка материала для организации проекта;
создание предметно- развивающей среды:
отбор наглядного и методического материала по теме проекта;
изготовление дидактических игр по теме;
подбор материала для организации совместной деятельности педагога с детьми;
подбор материалов для творческих работ.
II этап – Основной этап
Цель-реализация намеченного плана проекта.
III этап – заключительный
Цель-подведение итогов работы над проектом.
Создание методических материалов для воспитателей по теме проекта.
Оформление выставки «Берегите деревья»
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап
Формирует проблему; вводит в игровую ситуацию; формирует задачи.
Вхождение в проблему; вживание в игровую ситуацию; принятие задачи; обсуждение задания, путем решения проблемы, дополнение задач проекта.
2 этап
Помогает в решении задачи; помогает спланировать деятельность; организует деятельность; практическая помощь; направляет и контролирует осуществление проекта.
Объединение детей по группам; распределение обязанностей; формирование знаний, умений и навыков; практическое решение проблемы.
3 этап
Подведение итогов. Подготовка к презентации
Продукт деятельности готовят к презентации; представляют продукт деятельности.
Беседа с детьми «Для чего нужны деревья» НОД: «В гости к дереву»
Демонстрационный материал
«Познавательное развитие»
Совместная деятельность педагога с детьми на тему «Лиственные деревья»
Демонстрационный материал
«Художественно-Эстетическое развитие»
Аппликация «Мое Деревце»
Стихи и рассказы о деревьях
Материалы для изобразительной деятельности
Литературный материал
«Социально-коммуникативное развитие»
Наблюдение в природе за изменениями в жизни деревьев
-
«Познавательное развитие»
Беседа «Хвойные деревья наших лесов»
Демонстрационный материал
«Социально-коммуникативное развитие»
Дидактическая игра «Как вести себя в лесу»
Игра
«Социально-коммуникативное развитие»
Загадки, пословицы, приметы.
Специальная литература
«Социально-коммуникативное развитие»
Дидактические игры «Выбери дерево и расскажи о нём
Материалы для игры
Подведение итогов проекта
Презентация работ детей. Оформление выставки « Деревья»
Материалы
Выводы: Каждый ребенок участвовал в проекте с желанием, проявляя инициативу; рассказывали о бережном отношении к дереву, о дружбе с ним; старались обнять его, шепнуть, погладить кору, послушать, что «шепчут» листья. У детей появились высказывания: «буду ухаживать за всеми деревьями», «нельзя обижать деревья», «чтобы не было скучно, надо с деревьями разговаривать», «посадим много деревьев и нам будет лучше». Дети запомнили правила поведения в природе, научились их соблюдать.
Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаем, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны.
В ходе реализации возникли и затруднения: мало методических разработок по экологически – ориентированной проектной деятельности; недостаточно материала по краеведению, доступного для дошкольников, у детей бедный словарный запас.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Реализация проекта.
Сначала решили выяснить, какие деревья растут на территории нашего детского сада.
Нашли клён, сделали «носики», липу( поговорили о полезности липового чая), рябину, берёзу.
Была проведена беседа о полезных свойствах деревьев, о плодах, которые можно собрать. Детям очень понравилась прогулка по территории сада с целью поиска деревьев. И конечно очень понравилось делать «носики» из клёна.
Отгадали загадки о деревьях; уточнили из каких основных частей состоит дерево. Узнали, за что человек так ценит дерево, какой ценный материал получает из него и каким способом.
Уже в группе мы закрепили все полученные знания.
Белая береза.
Цель: продолжать учить детей видеть неповторимость каждого дерева. Воспитывать отношение к дереву как к живому организму.
Дети послушали стихотворение «Белая берёза» С.Есенина.
Проведена беседа о свойствах березы.
Далее детям было предложено вместе нарисовать березу акварелью, прорисовывая все детали.
Берёза – стройное, белоствольное дерево с гибкими, свисающими, тонкими ветвями. Листва у берёзы ярко-зелёная, блестящая. Каждый год весной берёза цветёт. Её мелкие цветки собраны в серёжки. Летом в серёжках созревают мелкие плоды. Осень они рассеиваются ветром. Берёза любит свет. В берёзовом лесу светло, потому, что тонкие ветви деревьев легко просвечивают солнечные лучи. Ранней весной у берёз от корней к почкам движется сладкий приятный сок. Из него получается вкусный напиток. Но березовый сок можно не только пить. Сок придает лицу свежий здоровый вид. Как полезна и нужна всем нам красавица берёза! Всё в ней – неприметная почка, листья, древесина – с давних времён служит на пользу человеку. Даже вредный для берёзы гриб-чага используют для приготовления лекарств. В марте у берёзы начинают набухать почки. В это время их можно использовать для лечения некоторых болезней. Особенно хорошо отвар берёзовых почек помогает при ожогах. Для этих же лечебных целей служат и листья берёзы.
Беседа «Для чего нужны деревья».
Для того чтобы больше узнать о древесине, мы провели беседу о деревянных игрушках и провели эксперименты.
Стояла задача –расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир дерева.
Мы с детьми узнали, что деревянные игрушки – это первые игрушки которыми игрались дети много веков назад, однако и сегодня современные дети очень любят деревянные игрушки-конструкторы. Несмотря на то, что в наше время появилось много материалов и современных технологий игрушки из дерева остаются такими-же популярными.
По результатам проведенного опыта, ребята сделали вывод:
Дерево лёгкое, плавает в воде.
Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке.
Дерево хорошо горит, но предметы из него не нагреваются.
Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок.
Игрушки, посуда, мебель и многое другое из дерева преимущественно экологически безопасны.
Таким образом – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому человек его широко использует
«Мое деревце»
Вырезание из бумаги – очень увлекательное занятие. Даже пользуясь заранее подготовленными шаблонами, но, проявляя своё воображение и творчество, дети создают разные и неповторимые аппликации. Аппликационная работа способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования, приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей.
Поэтому ребятам было предложено создать свое деревце на память и забрать его домой.
Продуктивная деятельность
Работы детей были оформлены на вернисаже в группе.
Итого, мы познакомили детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий.
Расширялипредставления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении.
Давали возможность каждому ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир дерева.
Расширяли представления детей о дереве, его качествах и свойствах.
Далидетям представление о дереве, знакомили с характерными особенностями деревьев; распознавать деревья по кроне, листьям, плодам, стволу.
Изучили этапы жизни дерева от прорастания семени до того момента, когда она умрет естественной смертью или его срубят.
Воспитывали бережное отношение к дереву.
Учили детей решать определенные задачи в процессе исследования; научить самостоятельно, провести собственные исследования; формировать умения детей выполнять разный объем работы, используя разные методы наблюдения; обсуждать, сравнивать, делать несложные умозаключения.
Устанавливали причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования. Уточняли знания о дереве и его переработке в производстве, учили обобщать результаты своих исследований.
Развивали умения определять существенные признаки и свойства материала (структуру, твёрдость, не тонет, лёгкое и т. д.). Развивали умение делать выводы.
В ходе реализации проекта :
-подбирали материалы по теме;
-проведение опытов с изделиями из древесины;
- чтение художественной литературы;
- создание выставки;
- обогащали детей знаниями о свойствах и качествах древесины;
- создали условия для ручного труда
Дети приобрели опыт:
- в исследовательской деятельности;
- в выдвижении гипотез и выборе методов доказательства их;
- в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности;
- в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью.
Приложение.
Беседа «Хвойные деревья».
Задачи:
Развивать познавательную активность, мышление, коммуникативные навыки детей.
Развивать умение сравнивать и делать выводы на основе собственных наблюдений.
Воспитывать бережное отношение к деревьям.
Материалы и оборудование: изображения хвойных деревьев, лесных обитателей, солнца, воды, снега, ветра, деревянного корабля (лодки), деревянных изделий, продуктов, изготовленных из плодов хвойных деревьев; шишки хвойных деревьев.
Ход беседы:
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам поговорить об интересных, полезных и очень красивых деревьях. Отгадайте загадку о них:
«Зимой и летом одним цветом».
Почему так говорят? А что вы знаете об этих деревьях?
Ответы детей.
Воспитатель:
Листьев нет на ней, есть хвоя.
И зимой, и в летнем зное
Весела и зелена,
Шишек длинненьких полна!
Ели — стройные деревья- с пушистыми ветками, покрытыми хвоей. Ель — это не только красивое, но и очень нужное и важное для зверей и птиц дерево. Давайте посмотрим на картинки и скажем, кому и зачем нужна ель.
(Раскладывает перед детьми изображения.)
Медведь под елью делает берлогу и спит в ней до весны. Заяц прячется за елью от лисы и волка. Сова, сидя ночью на ели, высматривает добычу. Белка собирает еловые шишки. Часто под елью можно увидеть мышей, потому что они собирают выпавшие из шишек зерна. А еще зимой ель кормит своими шишками клестовеловиков. Вот как важна ель для животных! И для человека важны хвойные деревья. В хвойном лесу дышится очень легко. Из ели делают бумагу, пленку, картон и еще много полезных вещей.
А сейчас я предлагаю вам загадку.
Вот так дерево!
Иголки подлиннее, чем у елки!
Но на елочку похоже
Зелено все время тоже.
Шишки круглые торчат
Вот забава для ребят!
О каком дереве эта загадка?
Правильно, о сосне.
Сосна в отличие от ели — растение светолюбивое. В сосновом лесу очень светло. Ветки у сосны растут только на макушке. Различаются и шишки. Давайте сравним.
Дети сравнивают еловые и сосновые шишки.
Воспитатель: Лес, где много сосен, называется сосновым бором. Что нужно для роста растения?
(Показывает изображения.)
Солнце дает растениям свет и тепло.
Им также нужна влага, которую дает вода.
Снег укрывает растения в морозы.
Ветер переносит пыльцу с одного дерева на другое.
Сосна дружит с растениями, которые любят свет — черникой, брусникой. На сосне любят шелушить шишки клесты, а глухари зимой питаются хвоинками сосны. Белки предпочитают делать дупло на сосне, а дятлы уничтожают вредных для дерева жуков-короедов. Любит сосну и лось, он питается хвоей 21 сосны и корой молодых деревьев в трудную зимнюю пору. Муравьи строят из сосновых иголок свои домики — муравейники. Сосновый воздух очень полезен людям, особенно для дыхания. Именно поэтому многие санатории и больницы строят в сосновых борах. Сосна — это корабельное дерево: издавна лодки и корабли строили из сосновых бревен, потому что древесина сосны — легкий, но очень крепкий материал. (Показывает изображение.) И сейчас сосну используют при строительстве некоторых деталей современных судов. Также из сосны строят дома, делают мебель. Еще одно очень интересное хвойное дерево — кедровая сосна, или кедр. Это дерево очень распространено в Сибири. Я хочу рассказать вам легенду о происхождении этого удивительного дерева. В далекие времена в саянских горах проживало племя охотников. Тайга их исправно кормила и поила. Так продолжалось до тех пор, пока не пришла в эти края беда: однажды во время грозы начался сильный пожар, тайга выгорела на многие версты вокруг. Звери и птицы покинули эти края. В одну из весенних ночей, когда звезды светят ярче обычного, одна из них сорвалась с небосклона и упала в самое сердце тайги. Это заметил один из старейших охотников. Утром, когда взошло солнце, он разыскал это место и увидел, как на месте гари появился зеленый росток. Старец набрал ключевой воды и полил растение. Придя на это место через некоторое время, он увидел вместо слабого ростка молодое дерево, усыпанное шишками. Собрав урожай вкусных орешков, старец угостил ими своих селян. А дерево все росло и росло, набирая силу. Люди заметили, что с его появлением их жизнь стала светлее. Они стали меньше болеть, лихие беды, голод и мор стали обходить их стороной. С каждым годом все больше узнавали они о силе дерева, его лечебных свойствах. За щедрость дерево прозвали «щедр». А мы его кедром зовем. Кедр — это очень нужное и очень красивое дерево. Плоды кедра прячутся в маленьких шишках. А разносят эти плоды животные и птицы. Посмотрите на картинку {показывает) и скажите, что здесь изображено.
Ответы детей.
Воспитатель: Почему все эти предметы собраны вместе?
Все эти вещи и предметы изготавливают из древесины, ореха, хвои кедра. Из древесины кедра делают музыкальные инструменты, украшают фасады домов, в старину наши деды изготавливали сундуки, в которых моль никогда не заводилась, посуду, в которой молоко никогда не портилось. Из кедровых орехов делают масло, из хвои кедра лекарства. Вот сколько пользы приносит всем людям кедр! Есть еще в наших лесах интересное дерево — пихта. Оно имеет длинные иголки и ароматный запах. Но иголки у пихты совсем не колются. Хвоя пихты очень мягкая. Многие люди делают из веток пихты веники и парятся ими в бане. Давайте посмотрим на шишку пихты. Сравним ее с другими шишками. Пихта, как и другие деревья, приносит большую пользу людям и животным. Как вы думаете, какую?
Дети рассматривают картинки и рассказывают о пихте. Воспитатель: А теперь я предлагаю вам познакомиться еще с одним хвойным деревом — лиственницей. Лиственница — это удивительное дерево: оно очень похоже на другие 22 хвойные деревья, но осенью иголки у лиственницы опадают, а весной вырастают новые. Древесина лиственницы очень прочная, она используется в строительстве. А теперь выберите любую картинку и расскажите, чем вам запомнилось это дерево.
Дети рассказывают.
Игра «Такой листик - лети ко мне».
Цель: Поупражнять детей в классификации листьев по сходству, активизировать словарь (названия деревьев и листьев), слуховое внимание. Оборудование: Листья разных деревьев, изображения деревьев.
Правила: Взрослый показывает изображение дерева. Ребёнок, у которого имеется листок этого дерева, должен называть его. После слов педагога ребёнок, должен подбежать и поместить свой листик на наборное полотно.
Игра «Угадай по описанию»
Цель: Воспитывать у детей умения учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.
Описание: На столе лежат пять сюжетных картин, на которых видны явные признаки различия (дерево цветущее, с жёлтыми листьями с плодами, в безлиственном состоянии, с почками). Воспитатель даёт словесное описание дерева, ребёнок находит его среди картин.
Игра «Угадай что в руке».
Цель: Учить узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
Материал: Плоды и семена.
Описание: Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки плоды или семена разных деревьев. Дети должны определить, что в руке на ощупь.
Правило: Нельзя смотреть на то, что лежит в руке, предмет нужно определить на ощупь.
Дидактические упражнения
1. «Найди такой же по величине, форме, цвету». Воспитатель показывает небольшую веточку и говорит: “ Найди такой же “.
Дети выполняют поручения.
2. « Разложи листочки по размеру, от самого большого до маленького и наоборот».
3. «Собери целое». Дети должны раскладывать листочки по кругу, по ломаной линии, по диагонали, делать разные рисунки.
Поговорки
Дерево держится корнями, а человек делами
Дерево стремится вверх, плод – вниз
Держись за дубок, он в землю глубок
Прямое дерево ветра не боится
23 Осина без ветра падает
Где сосна взросла, там она и красна
В лиловом корыте далеко не уплывешь
Волков боятся в лес не ходить
Криво дерево да яблоки сладки
Лесом шел, а дрова не нашёл
Слепое яблоко само с дерева валится
В народе говорят: “ Если мы входим в лес с топором, то деревья плачут”
Пословицы
Много леса – не руби, мало леса – береги, нет леса – посади.
Лес богатство и краса, береги свои леса.
Ум-это дерево, а характер плоды.
Дерево удерживают корни, а человека друг.
Птице силу дают крылья, а дереву корни
Ухаживай за деревом с душой, она отблагодарит плодами
Прыгая с ветки на ветку, умным не станешь.
Не хочешь холоду, полюбишь лес смолоду
В лес не съездишь, так и на печке замёрзнешь.
Враг природы тот кто, леса не бережёт.
Приметы
Если на ветках дерева в середине лета появляются жёлтые листья или ранний листопад, то зима будет ранняя.
Если вороны и галки садятся на верхушке дерева – к морозу, если на нижние ветки - к ветру.
Когда цветёт черёмуха, всегда оживает холод.
Особенно холодно, когда дуб развернется.
Соловей защелкал, значит, берёза лист пустила.
Дуб перед ясенем лист пустит - сухому лету.
Если кора на берёзах и других деревьях во множестве потрескалась – это к сухой и хорошей погоде.
Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев, домов – к холодному лету.
Из берёзы печет много сока – к дождливому лету.
Если пчёлы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся.
Если лист с дерева не чисто надает, но частично остаётся на ветках, будет холодная зима и знойное лето.
Поздний листопад – на тяжёлый год.
Осиновые листья ложатся на землю “лицом” вверх – к студеной зиме, изнанкой к верху – зима будет тёплая, если наполовину изнанкой, наполовину “лицом” – зима ожидается умеренная.
Пока лист с вишен не спал, сколько бы снега ни выпало, оттепель его сгонит.
Неурожай на шишки ели, сосны и кедра – к мягкой зиме.
Из берёзы течёт много сока - к дождливому лету.
Берёза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое, ольха перед берёзой –мокрое.
Загадки
Летом одевается, зимой раздевается. (Лиственница)
Много рук, а нога одна. (Дерево)
Ножками кушает, руками растёт. (Дерево)
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
Цель: формирование умений по выполнению аппликации из бумаги.
Программное содержание:
учить правилам работы с ножницами;
осваивать новые нетрадиционные техники аппликации;
обобщить знания детей по теме «Растения»;
формировать чувство уважения к планете Земля;
развивать интерес к познанию природы, к открытию ее тайн;
воспитывать у детей потребность в общении с природой благодаря игровой деятельности;
воспитывать уважение и бережное отношение к природе;
коррекция общей и мелкой моторики.
Ход занятия:
Организационный момент.
Звучит музыка.
Ребята, а у нас гости! Давайте их поприветствуем!
Дети по очереди приветствуют гостей:
Здравствуйте!
Добрый день и добрый час!
Утро доброе для вас!
Милости просим!
Ваши добрые глаза – добрый знак!
Добрым друзьям – сердце радуется!
Мы вам рады – добрые люди!
Вы замечательно поздоровались с гостями, ведь дороже награды и всего остального СЕРДЕЧНОЕ ДОБРОЕ СЛОВО! Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно у вас, ребята, ведь вы пришли в детский сад учиться, думать, узнавать много нового. Наше тепло, наше хорошее настроение с воздушным поцелуем пошлем друг другу, нашим гостям, новому дню и замечательной планете, на которой мы живем – Земле!
Основная часть.
Наша планета удивительна! Посмотрите, ребята! Что это? Ответы детей. Да, это глобус! Это наша планета Земля, но только очень маленькая!
Посмотрите внимательно на глобус и скажите: «Какой цвет преобладает на глобусе?».
Ответы детей.
А что означает этот цвет?
Ответы детей.
Я возьму яблоко и представлю, что это наша планета. А теперь я разрежу его на четыре части. Вот эта большая часть – вода, то есть водоемы, которые есть на нашей планете. Назовите их? Ответы детей.
А вот эта, четвертая часть – земля. На земле живут люди, находятся города, дороги, поля и растут леса. Наша Земля – зеленая планета! Это растения подарили ей зеленый цвет. Вот и давайте сегодня поговорим об этом удивительном зеленом царстве, узнаем его новые тайны.
Но сначала поиграем в игру
Игра «Зеленый цвет»
Предложить детям придумать, какой он зеленый цвет. Какой у него может быть голос, какой вкус, запах. Какой он на ощупь: холодный или горячий, твердый или мягкий и т.д. Предложить детям послушать музыку – звуки природы. Дети, закрыв глаза, слушают музыку и стихотворение на ее фоне:
Я в лес вошла
Зеленым днем.
Зеленый дуб
Качался в нем.
Зеленые листочки,
Зеленая трава,
Зеленые лягушки
Поют: «Ква-ква, ква-ква, ква-ква!».
Зеленый мох
На пне лежал.
Зеленый жук
Над ним жужжал.
Дрожала в небе стрекоза
Зеленая, зеленая
Она таращила глаза
Такие удивленные.
Темнела зеленью река
Спокойная, красивая,
И в ней купались облака
Слегка зеленоватые.
А сейчас!
Солнце глазки открывает,
Лес притихший оживает,
Дверь лесную отворим,
С лесом мы поговорим.
Что такое лес?
Ответы детей.
Правильно! Лес – это место, где растет много растений, это дом для многих животных и птиц.
Какие растения живут в лесу?
Ответы детей
Итогом проекта «Деревья - наши друзья» стало обобщение результатов нашей работы.
Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных. Любить свой край, любить природу!
Литература
Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.