Основные аспекты создания развивающей образовательной среды в условиях реализации государственных образовательных стандартов дошкольного образования
Основные аспекты создания развивающей образовательной среды в условиях реализации государственных образовательных стандартов дошкольного образования
Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств». С.Л.Новоселова
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные аспекты создания развивающей образовательной среды в условиях реализации государственных образовательных стандартов дошкольного образования»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД № 355 г. ДОНЕЦКА»
Заведующая МДОУ ясли-сад Т.Н. Яшкина
Основные аспекты создания развивающей образовательной среды в условиях реализации государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
СЛАЙД № 1
«Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств». С.Л.Новоселова (советский психолог, доктор психологических наук).
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями закона об образовании, государственных стандартов дошкольного образования и типовой образовательной программы дошкольного образования. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, должна обеспечить условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов и уровня активности.
СЛАЙД №2
Среда в дошкольном учреждении выполняет различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка необходимо продолжать пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
СЛАЙД №3
В соответствии с требованиями закона об образовании, государственных стандартов дошкольного образования и типовой образовательной программы дошкольного образования. Предметно-пространственная предметная среда должна обеспечивать:
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; двигательную активность детей, а также возможность уединения.
СЛАЙД №4
При создании предметно-предметной среды мы стараемся обеспечить каждому ребёнку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, а также руководствуясь следующими принципами, определенными во ГОС ДО:
- полифункциональности: предметная развивающая среда открывает перед детьми множество возможностей, обеспечивает все составляющее образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;
- трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. представляет возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
- вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
- насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
СЛАЙД №5
В групповых комнатах нашего сада организованны зоны для различных видов детской деятельности:
-игровой: игрушки, игры для развития мелкой моторики рук, игры для развития логического мышления, игровой материал для сюжетно-развивающих игр и т.п. Особенно плодотворно в этом направлении работают воспитатели: Кулиш Е.В., Бевзюк Е.М., Закутайло Е.М.
-продуктивной: краски, карандаши, пластилин, цветная бумага и картон, трафареты, раскраски и т. п.
-музыкальной: детские музыкальные инструменты (дудочки, гармошки, пианино, барабаны т.д.), различные музыкальные дидактические игры. В создании этих зон можно выделить Чумачеву Н.Д.
СЛАЙД №6
Здание дошкольного учреждения оборудовано бассейном, в группах имеются спортивные уголки с различным спортивным инвентарём: мячами различных размеров, мешочками, разнообразными интересными по конструкции и форме кольцебросами, обручами, короткими и длинными скакалками, флажками, мешочками с песком, кеглями, лентами, платочками, брусками, султанчиками, шнуры, кубы,; массажные коврики, ребристые доски, атрибуты для подвижных игр и нестандартным оборудованием. Они служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. В этом направлении работает Закутауло Е.М.
СЛАЙД №7
Для удовлетворения интересов дошкольников в познавательной активности, любви к родному городу и краю, групповые комнаты оборудованы патриотическими уголками. Наиболее активно работает в создании этих уголков Врублевская М.А.
Для ознакомления детей с природой в саду созданы «природные уголки» с различными видами растений, цветниками, огородом, что способствует формированию у детей бережного отношения к природе и удовлетворению интереса детей к животному миру, развивает у воспитанников потребность в познании окружающей действительности.
Так же в групповой комнате есть всё необходимое для экспериментирования: наборы ёмкостей, воронки, разные виды круп, шишки, ракушки, семена и т.п.
Сенсорные уголки, отвечают функциям развивающим, профилактическим и коррекционным. В них ребёнок самостоятелен в выборе, а свободный выбор формирует стрессоустойчивое поведение. Использование сенсорного уголка позволяет проводить корригирующие мероприятия в комфортных для ребенка условиях. Подобранный сенсорный материал позволяет гармонизировать психоэмоциональное состояние детей, развивать их познавательную деятельность, что полностью созвучно с требованиями к условиям реализации закона об образовании, государственных стандартов дошкольного образования и типовой образовательной программы дошкольного образования.
СЛАЙД №8
В группах яслей-сада имеется оборудование учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам инструменты для работы с деревом, машины, девочкам - куклы, уголок домашнего обихода, магазин.
Так как приоритетным направлением ГОС ДО является художественно-эстетическое развитие детей, в группах созданы уголки театрализованной деятельности: ширмы двух видов (маленькая – настольная, большая – напольная (универсальная, многофункциональная): ширма трансформируема, мобильна, безопасна, доступна и насыщена.
СЛАЙД №9
Для развития музыкальных способностей детей в дошкольном учреждении имеется музыкальный зал. Он оснащён соответственным оборудованием. На занятиях используются музыкальный центр, телевизор, ширму, фортепиано, муз. оборудование и др. Особое внимание в оформлении музыкального зала нужно у делить Чумачевой Н.Д.
СЛАЙЛ №10
Каждая группа сада имеет свой участок для прогулок. На участке имеются песочницы, спортивное оборудование. Оборудование участков не в полной степени соответствует ГОС ДО, но коллектив учреждения старается всеми силами его сохранить. Участки требуют ремонта и доукомплектования.
Вывод:созданная нами предметно-развивающая среда в саду способствует всестороннему развитию воспитанников, но ещё не в полной мере. Не все зоны трасформируемые, полифункциональны, вариативны. Главными задачами, которые наш коллектив перед собой ставит:
1. Добавить трансформируемость пространства, в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей;
2.Приобщить к сотрудничеству родителей для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды.