Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)
Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
В условиях Федерального государственного образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования.
Ребята должны быть вовлечены в различные деятельности, исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научатся самостоятельно добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы. Поэтому работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО особенно актуален.
В ФГОС указано, что нужно развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные запросы потребителей образовательных услуг.
Свою работу я провожу, основываясь на авторских методиках по теме взаимодействия дошкольного учреждения с семьей Ю.П. Азарова, Е.П. Арнаутовой, В.П. Дубровой, К.Д. Ушинского и др.
Идея взаимодействия педагогов с родителями тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей: переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми.
Реализуя Основную образовательную программу в детском саду, особое внимание уделяю работе с родителями.
Работу с родителями в своей группе строю по следующим направлениям:
Оказание помощи семье в воспитании:
родительское собрание в форме игрового тренинга «Давайте познакомимся»; консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» (папка – передвижка); психологические тренинги;
мобильное общение для быстрого и систематического обмена информацией с родителями; встречи за круглым столом; дни открытых дверей для родителей; ящик предложений «Детский сад ХХI века»
2. Вовлечение семьи в образовательный процесс:
- открытый НОД «Домашние животные»; мастер – класс по развитию речи «Азбука общения»; подбор информации по тематическим неделям (рисунки, поделки, конкурсы); анкетирование родителей: «Удовлетворение потребностями ДОУ в образовательном процессе», написание сочинения на тему «Мой ребенок» (история рождения ребенка, значимые события в вашей и его жизни)
3. Культурно – просветительская работа:
- совместный досуг «День рождения»; спортивное развлечение «Мы будущие олимпийцы»; совместное проведение праздников: «Осенний бал», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», фестиваль; организация выставки совместного творчества «Вместе дружная семья» (семейные работы различной тематики: поделки из овощей и фруктов, новогодние поделки и т. д.);
- «Копилка добрых дел» - стендовая информация (пополняется по мере накопления полезных дел родителей: Прокопьева Н.П, Одина В.)
4. Создание совместно с родителями условий для реализации личности ребенка: участие родителей в создании развивающей среды
5. Информационная работа – возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности через родительские уголки, нормативные документы, объявления, папки – передвижки.
Но характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать более новые формы активного взаимодействия с семьей.
Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста я считаю – проект «Вместе дружная семья»
Цель проекта – подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.
Задачи проекта:
Изучить семьи и установить тесные доверительные взаимоотношения с её членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Разработать план мероприятий по педагогическому просвещению семьи
Реализовать разработанный план в образовательной практике ДОУ:
а) вовлечь родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать её творческий потенциал и педагогическую компетенцию через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
б) создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско – родительские мероприятия;
в) обеспечить родителей специальной литературой и дидактическими материалами для совместных игр с детьми.
В ходе работы осуществляла видео и фотосъемку, проводила анкетирование родителей с целью накопления положительного опыта и распространения его в будущем. На каждого ребенка заведена индивидуальная карта развития (портфолио), родительское участие в жизни группы и детского сада отмечала в «копилке добрых дел». На основе этих данных проводила анализ взаимодействия с семьей.
Реализация данного проекта рассчитана на 3 месяца.
Результат проекта.
Собрана полная и достоверная информация о семьях воспитанников в различных аспектах
Использование разнообразных форм работы создало условия, при которых родители постепенно из «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателей. Создана атмосфера взаимоуважения, растет педагогическая компетентность родителей.
Семьи получают практическую помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций специалистов. Им предоставлено право пользоваться специальной литературой из библиотечного фонда ДОУ, дидактическими материалами для занятий с детьми.
Установлены связи с другими ДОУ для трансляции данного опыта в образовательное пространство района.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)»
Дюсенова Бивигаим Ракишовна,
воспитатель
МБДОУ детский сад «Светлячок»
Москаленского муниципального района
Омской области
Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
В условиях Федерального государственного образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования.
Ребята должны быть вовлечены в различные деятельности, исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научатся самостоятельно добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы. Поэтому работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО особенно актуален.
В ФГОС указано, что нужно развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные запросы потребителей образовательных услуг.
Свою работу я провожу, основываясь на авторских методиках по теме взаимодействия дошкольного учреждения с семьей Ю.П. Азарова, Е.П. Арнаутовой, В.П. Дубровой, К.Д. Ушинского и др.
Идея взаимодействия педагогов с родителями тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей: переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми.
Реализуя Основную образовательную программу в детском саду, особое внимание уделяю работе с родителями.
Работу с родителями в своей группе строю по следующим направлениям:
Оказание помощи семье в воспитании:
родительское собрание в форме игрового тренинга «Давайте познакомимся»; консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» (папка – передвижка); психологические тренинги;
мобильное общение для быстрого и систематического обмена информацией с родителями; встречи за круглым столом; дни открытых дверей для родителей; ящик предложений «Детский сад ХХI века»
2. Вовлечение семьи в образовательный процесс:
- открытый НОД «Домашние животные»; мастер – класс по развитию речи «Азбука общения»; подбор информации по тематическим неделям (рисунки, поделки, конкурсы); анкетирование родителей: «Удовлетворение потребностями ДОУ в образовательном процессе», написание сочинения на тему «Мой ребенок» (история рождения ребенка, значимые события в вашей и его жизни)
3. Культурно – просветительская работа:
- совместный досуг «День рождения»; спортивное развлечение «Мы будущие олимпийцы»; совместное проведение праздников: «Осенний бал», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», фестиваль; организация выставки совместного творчества «Вместе дружная семья» (семейные работы различной тематики: поделки из овощей и фруктов, новогодние поделки и т. д.);
- «Копилка добрых дел» - стендовая информация (пополняется по мере накопления полезных дел родителей: Прокопьева Н.П, Одина В.)
4. Создание совместно с родителями условий для реализации личности ребенка: участие родителей в создании развивающей среды
5. Информационная работа – возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности через родительские уголки, нормативные документы, объявления, папки – передвижки.
Но характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать более новые формы активного взаимодействия с семьей.
Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста я считаю – проект «Вместе дружная семья»
Цель проекта – подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.
Задачи проекта:
Изучить семьи и установить тесные доверительные взаимоотношения с её членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Разработать план мероприятий по педагогическому просвещению семьи
Реализовать разработанный план в образовательной практике ДОУ:
а) вовлечь родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать её творческий потенциал и педагогическую компетенцию через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
б) создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско – родительские мероприятия;
в) обеспечить родителей специальной литературой и дидактическими материалами для совместных игр с детьми.
В ходе работы осуществляла видео и фотосъемку, проводила анкетирование родителей с целью накопления положительного опыта и распространения его в будущем. На каждого ребенка заведена индивидуальная карта развития (портфолио), родительское участие в жизни группы и детского сада отмечала в «копилке добрых дел». На основе этих данных проводила анализ взаимодействия с семьей.
Реализация данного проекта рассчитана на 3 месяца.
Результат проекта.
Собрана полная и достоверная информация о семьях воспитанников в различных аспектах
Использование разнообразных форм работы создало условия, при которых родители постепенно из «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателей. Создана атмосфера взаимоуважения, растет педагогическая компетентность родителей.
Семьи получают практическую помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций специалистов. Им предоставлено право пользоваться специальной литературой из библиотечного фонда ДОУ, дидактическими материалами для занятий с детьми.
Установлены связи с другими ДОУ для трансляции данного опыта в образовательное пространство района.