kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«народные традиции в воспитании мальчиков и девочек»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект организованной образовательной деятельности "Народные традиции в воспитании мальчиков и девочек"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««народные традиции в воспитании мальчиков и девочек»»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК»

Программное содержание:

Развивать гендерную идентичность посредством башкирской народной культуры.

Закрепить знания об особенностях башкирского быта в прошлом, устройства жилища. Обратить внимание на различие в убранстве женской и мужской половин башкирской юрты, в одежде.

Формировать духовно - нравственные качества: материнская любовь к детям, душевность, мудрость, терпимость, трудолюбие; мужская забота, храбрость, ответственность, сила, ловкость.

Воспитывать уважение к истории своего народа. Развивать детское творчество, самостоятельность в художественно – продуктивной деятельности. Закреплять навыки работы с бумагой и клеем.

Методы и приёмы: мультимедийное сопровождение, художественное слово, рассматривание, создание макета, сюрпризный момент, хоровое повторение, индивидуальный подход, домашнее задание, художественно – продуктивная деятельность, музыкальное сопровождение, пение.

Оборудование: макет юрты, мультимедийный комплект, куклы- пеленашки, коляски, буклеты «Что в имени тебе моём...», шаблоны, заготовки элементов башкирского орнамента, кисточки, клей, салфетки.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Повстречавшись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы: «Здравствуйте!»

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте»,

больше ведь мы ничего не сказали.

Но на капельку солнца прибавилось в мире!

И на капельку счастья прибавилось в мире!

И на капельку радостней сделалась жизнь!

Давайте познакомимся. Меня зовут Рима Вагизовна. - А как вас зовут? ( Дети представляются). Ребята, а вы знаете, что каждое имя имеет своё значение, свою  историю. Кто - нибудь, из вас знает, что значит его имя (ответы детей). Например, имя Рима значит – «белая антилопа», Александр — "мужественный, защитник", Артур — "могучий медведь", Алина — "благородная", Маргарита — "жемчужина", Марина — "морская". Чем отличаются имена мальчиков и девочек? Имена мальчиков всегда означают что –то мужественное, твердое, а значения имён девочек - нежные, цветочные, женственные. Я приготовила для вас буклеты «Что в имени тебе моём...». Предлагаю вам превратиться в маленьких исследователей и вместе с мамами и папами узнать тайну своего имени и описать её в этом буклете. (Детям предлагаются буклеты для самостоятельного оформления с родителями).

Скажите, ребята, как называется республика, в которой мы живём? (Башкортостан).

Какие национальности населяют территорию Башкортостана? (Ответы детей). Коренными жителями Башкортостана являются башкиры. Башкирский народ поселился на Урале давно.

Чем занимались башкиры? (Ответы детей). Традиционными занятиями башкир были скотоводство, бортничество, охота, рыбная ловля, которыми занимались мужчины. Женщины украшали жилище, занимались рукоделием, вели домашнее хозяйство, воспитывали детей. Раньше башкиры не имели постоянного места жительства и переезжали с одного места на другое, т. е. кочевали. Так как башкиры были кочевниками, то они не строили домов. Где жили башкиры - кочевники? (Ответы детей). Их переносное жилище называлось юрта — тирмэ (Хоровое повторение). Юрта была удобной. Летом в ней было прохладно, а зимой тепло. Юрта, в которой жила семья из 4-5 человек, была размером с комнату в современной квартире. Она быстро разбиралась и собиралась на новом месте. На это уходило не больше одного часа. Деревянный каркас покрывали войлоком, специальной прочной тканью, сохраняющей тепло в юрте. Все предметы в юрте размещались по определённым правилам. В юрте находились ковры и паласы, украшенные яркими узорами, которые закрывали всё свободное пространство в юрте. Как вы думаете, почему было много ковров и подушек? (Ответы детей). Потому что на полу ели, спали, принимали гостей. Важная деталь башкирского дома – сундук. На нем складывали одеяла, паласы, подушки. Чтобы это всё не обвалилось, её перетягивали специальной расшитой лентой. А самые дорогие вещи у бирали в сундук. Башкирское жилище делилось на две половины, которые разделяла занавеска – шаршау (Хоровое повторение). Одна половина считалась мужской. Она располагалась слева от входа, на западной стороне, была просторной и в ней принимали гостей, которых угощали кумысом. Сосуд для кумыса всегда стоял в мужской половине. Вторая половина считалось женской, здесь находилась хозяйственная утварь, в деревянной посуде хранили муку, зерно, другие припасы. Среди чайной посуды стоял и самовар. В женской половине готовили традиционные башкирские блюда. Какие блюда башкирской кухни вы знаете? (Ответы детей). Бялеш, казылык, тукмас, чак-чак, бишбармак - все эти блюда были гордостью башкирской кухни и по сей день остаются украшением праздничного стола. В мужской половине младшие дети играли, старшие помогали по хозяйству. Башкиры - музыкальный народ, совместная работа и праздники сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. Давайте отдохнем и прервёмся на музыкально-ритмическую паузу. Мальчики под музыку выполняют танцевальные движения батыров, девочки — башкирских красавиц. Башкирские танцы очень красивы. Они передают мужество, ловкость, силу, твёрдость батыров; лёгкость, грациозность, женственность, скромность башкирских красавиц (Звучит музыка, дети выполняют знакомые танцевальные движения). Динамическая пауза: танцевальные движения с учетом полоролевых особенностей детей и национального колорита. (Девочки — притоп + прищёлкивание, притоп + плавные движения руками вперёд; мальчики — притопы + кулачки сжаты на поясе, притопы + руки, согнутые на груди). А сейчас я хочу обратить ваше внимание на макет башкирской юрты, сделанный руками детей, родителей и педагогов нашего детского сада. Макет юрты разделён на две половины (выставляются башкирские куклы): мужскую и женскую, разделённые занавесью. На этом столе представлены предметы, которые располагались в юрте. (Открывает предметы обстановки юрты). Давайте вспомним, что находилось в юрте. (Ответы детей). Яркие ковры и паласы, одеяла, подушки, полотенца были и в мужской, и в женской половинах. Я предлагаю вам разместить предметы интерьера юрты (Лук, стрелы, бочонок с кумысом, самовар, деревянная посуда, подушки). К макету приглашаются мальчик и девочка. Куда разместить подушки? (В женской и мужской половине) Как вы думаете, в какой половине находились лук и стрелы? (В мужской). Бочонок с кумысом? (В мужской). А куда надо поставить самовар? (В женскую половину). Мы всё расставили по своим местам, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Игра «Что изменилось?» Посмотрите внимательно и запомните убранство юрты. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу один из предметов или поменяю предметы местами. Вы должны внимательно посмотреть и ответить на вопрос «Что изменилось?» (Приглашает детей, поощряет после игры). Вечерами, когда мужчины отдыхали в мужской половине, женщины, укладывая спать детей, пели им колыбельную. Какие колыбельные песни вы знаете? (Ответы детей). А сейчас я спою колыбельную песню для Айгуль, а вы будете её убаюкивать. (Передаёт куклу, дети убаюкивают). Йом-йом күҙең, йондоҙом, Минең бәләкәй ҡыҙым. Йоҡла тыныс, былбылым, Йоҡла рәхәт, күҙ нурым. Дочерям мамы пели об их красоте и уме, желали хорошего мужа и здоровых детей, а сыновьям пели о мужской храбрости, смелости, отваге. Ҡыҙым, ҡыҙым-ҡарлуғас, Ос ояңдан ай тулғас. Ҡәҙер-хөрмәт күрерһең, Кейәүкәйең бай булғас. (Дети укладывают кукол спать в люльки). Когда Азамат вырастет, папа научит его ловко владеть оружием, метко стрелять, верховой езде, а Айгуль научится у мамы заниматься хозяйством и рукоделием. Вы уже обратили внимание на то, как оформлены подушки, паласы, посуда и одежда башкир. Я хочу вам предложить украсить башкирским орнаментом национальную башкирскую одежду. Девочки будут украшать елян - это женский свадебный халат, который украшали многочисленной вышивкой и металлическими застёжками. (Хоровое повторение). А мальчики - чикмены – это праздничный мужской халат. (Хоровое повторение). (Предложить детям шаблоны и заранее приготовленные элементы башкирского узора собрать в орнамент и приклеить на чикмен или елян). Самостоятельная работа детей под музыку курая. Рассматривание готовых детских работ, закрепление названий мужского - чикмен и женского - елян, халатов (хоровое и индивидуальное повторение). Ребята, что интересного вы узнали на занятии? Каждое имя имеет своё значение. Основное жилище башкир - кочевников - юрта-тирмэ. Юрта состоит из мужской и женской половины. Мужская половина больше и находится на западе, а женская - на востоке. Башкирские традиции богаты и разнообразны. Они отражаются и в песнях, и в музыке, в каждодневном нелёгком труде и праздниках. Передаются особенности характера и образа жизни башкир: трудолюбие, мудрость, мастерство башкирских женщин; благородство, храбрость, мужество ответственность батыров. Спасибо за работу! После занятия предлагает детям обыграть макет юрты


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«народные традиции в воспитании мальчиков и девочек»

Автор: Исламгулова Гульназ Билаловна

Дата: 11.12.2018

Номер свидетельства: 490224

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Внеклассное мероприятие Мероприятие «Воспитание верой.Традиции казачества.Казачий круг.» "
    ["seo_title"] => string(100) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-mieropriiatiie-vospitaniie-vieroi-traditsii-kazachiestva-kazachii-krugh"
    ["file_id"] => string(6) "234836"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443536234"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Влияние народной семейной педагогики на развитие личности ребенка "
    ["seo_title"] => string(76) "vliianiie-narodnoi-siemieinoi-piedaghoghiki-na-razvitiie-lichnosti-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "141401"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418119522"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Консультация для родителей по     инновационной деятельности. «Приобщение дошкольников к народной культуре. Праздник Пасхи. Вербное воскресение»"
    ["seo_title"] => string(139) "konsultatsiiadliaroditielieipoinnovatsionnoidieiatielnostipriobshchieniiedoshkolnikovknarodnoikulturieprazdnikpaskhivierbnoievoskriesieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302138"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457076115"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Презентация проекта по теме «Британские и русские традиции, праздники, обычаи» "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-proiekta-po-tiemie-britanskiie-i-russkiie-traditsii-prazdniki-obychai"
    ["file_id"] => string(6) "193569"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427649494"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ. "
    ["seo_title"] => string(76) "vospitaniie-tolierantnogo-vzaimodieistviia-na-urokakh-tiekhnologii-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "245483"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446133427"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1340 руб.
2240 руб.
1240 руб.
2070 руб.
1270 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства