Просмотр содержимого документа
««народные традиции в воспитании мальчиков и девочек»»
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК»
Программное содержание:
Развивать гендерную идентичность посредством башкирской народной культуры.
Закрепить знания об особенностях башкирского быта в прошлом, устройства жилища. Обратить внимание на различие в убранстве женской и мужской половин башкирской юрты, в одежде.
Формировать духовно - нравственные качества: материнская любовь к детям, душевность, мудрость, терпимость, трудолюбие; мужская забота, храбрость, ответственность, сила, ловкость.
Воспитывать уважение к истории своего народа. Развивать детское творчество, самостоятельность в художественно – продуктивной деятельности. Закреплять навыки работы с бумагой и клеем.
Методы и приёмы: мультимедийное сопровождение, художественное слово, рассматривание, создание макета, сюрпризный момент, хоровое повторение, индивидуальный подход, домашнее задание, художественно – продуктивная деятельность, музыкальное сопровождение, пение.
Оборудование: макет юрты, мультимедийный комплект, куклы- пеленашки, коляски, буклеты «Что в имени тебе моём...», шаблоны, заготовки элементов башкирского орнамента, кисточки, клей, салфетки.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Повстречавшись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы: «Здравствуйте!»
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте»,
больше ведь мы ничего не сказали.
Но на капельку солнца прибавилось в мире!
И на капельку счастья прибавилось в мире!
И на капельку радостней сделалась жизнь!
Давайте познакомимся. Меня зовут Рима Вагизовна. - А как вас зовут? ( Дети представляются). Ребята, а вы знаете, что каждое имя имеет своё значение, свою историю. Кто - нибудь, из вас знает, что значит его имя (ответы детей). Например, имя Рима значит – «белая антилопа», Александр — "мужественный, защитник", Артур — "могучий медведь", Алина — "благородная", Маргарита — "жемчужина", Марина — "морская". Чем отличаются имена мальчиков и девочек? Имена мальчиков всегда означают что –то мужественное, твердое, а значения имён девочек - нежные, цветочные, женственные. Я приготовила для вас буклеты «Что в имени тебе моём...». Предлагаю вам превратиться в маленьких исследователей и вместе с мамами и папами узнать тайну своего имени и описать её в этом буклете. (Детям предлагаются буклеты для самостоятельного оформления с родителями).
Скажите, ребята, как называется республика, в которой мы живём? (Башкортостан).
Какие национальности населяют территорию Башкортостана? (Ответы детей). Коренными жителями Башкортостана являются башкиры. Башкирский народ поселился на Урале давно.
Чем занимались башкиры? (Ответы детей). Традиционными занятиями башкир были скотоводство, бортничество, охота, рыбная ловля, которыми занимались мужчины. Женщины украшали жилище, занимались рукоделием, вели домашнее хозяйство, воспитывали детей. Раньше башкиры не имели постоянного места жительства и переезжали с одного места на другое, т. е. кочевали. Так как башкиры были кочевниками, то они не строили домов. Где жили башкиры - кочевники? (Ответы детей). Их переносное жилище называлось юрта — тирмэ (Хоровое повторение). Юрта была удобной. Летом в ней было прохладно, а зимой тепло. Юрта, в которой жила семья из 4-5 человек, была размером с комнату в современной квартире. Она быстро разбиралась и собиралась на новом месте. На это уходило не больше одного часа. Деревянный каркас покрывали войлоком, специальной прочной тканью, сохраняющей тепло в юрте. Все предметы в юрте размещались по определённым правилам. В юрте находились ковры и паласы, украшенные яркими узорами, которые закрывали всё свободное пространство в юрте. Как вы думаете, почему было много ковров и подушек? (Ответы детей). Потому что на полу ели, спали, принимали гостей. Важная деталь башкирского дома – сундук. На нем складывали одеяла, паласы, подушки. Чтобы это всё не обвалилось, её перетягивали специальной расшитой лентой. А самые дорогие вещи у бирали в сундук. Башкирское жилище делилось на две половины, которые разделяла занавеска – шаршау (Хоровое повторение). Одна половина считалась мужской. Она располагалась слева от входа, на западной стороне, была просторной и в ней принимали гостей, которых угощали кумысом. Сосуд для кумыса всегда стоял в мужской половине. Вторая половина считалось женской, здесь находилась хозяйственная утварь, в деревянной посуде хранили муку, зерно, другие припасы. Среди чайной посуды стоял и самовар. В женской половине готовили традиционные башкирские блюда. Какие блюда башкирской кухни вы знаете? (Ответы детей). Бялеш, казылык, тукмас, чак-чак, бишбармак - все эти блюда были гордостью башкирской кухни и по сей день остаются украшением праздничного стола. В мужской половине младшие дети играли, старшие помогали по хозяйству. Башкиры - музыкальный народ, совместная работа и праздники сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. Давайте отдохнем и прервёмся на музыкально-ритмическую паузу. Мальчики под музыку выполняют танцевальные движения батыров, девочки — башкирских красавиц. Башкирские танцы очень красивы. Они передают мужество, ловкость, силу, твёрдость батыров; лёгкость, грациозность, женственность, скромность башкирских красавиц (Звучит музыка, дети выполняют знакомые танцевальные движения). Динамическая пауза: танцевальные движения с учетом полоролевых особенностей детей и национального колорита. (Девочки — притоп + прищёлкивание, притоп + плавные движения руками вперёд; мальчики — притопы + кулачки сжаты на поясе, притопы + руки, согнутые на груди). А сейчас я хочу обратить ваше внимание на макет башкирской юрты, сделанный руками детей, родителей и педагогов нашего детского сада. Макет юрты разделён на две половины (выставляются башкирские куклы): мужскую и женскую, разделённые занавесью. На этом столе представлены предметы, которые располагались в юрте. (Открывает предметы обстановки юрты). Давайте вспомним, что находилось в юрте. (Ответы детей). Яркие ковры и паласы, одеяла, подушки, полотенца были и в мужской, и в женской половинах. Я предлагаю вам разместить предметы интерьера юрты (Лук, стрелы, бочонок с кумысом, самовар, деревянная посуда, подушки). К макету приглашаются мальчик и девочка. Куда разместить подушки? (В женской и мужской половине) Как вы думаете, в какой половине находились лук и стрелы? (В мужской). Бочонок с кумысом? (В мужской). А куда надо поставить самовар? (В женскую половину). Мы всё расставили по своим местам, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Игра «Что изменилось?» Посмотрите внимательно и запомните убранство юрты. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу один из предметов или поменяю предметы местами. Вы должны внимательно посмотреть и ответить на вопрос «Что изменилось?» (Приглашает детей, поощряет после игры). Вечерами, когда мужчины отдыхали в мужской половине, женщины, укладывая спать детей, пели им колыбельную. Какие колыбельные песни вы знаете? (Ответы детей). А сейчас я спою колыбельную песню для Айгуль, а вы будете её убаюкивать. (Передаёт куклу, дети убаюкивают). Йом-йом күҙең, йондоҙом, Минең бәләкәй ҡыҙым. Йоҡла тыныс, былбылым, Йоҡла рәхәт, күҙ нурым. Дочерям мамы пели об их красоте и уме, желали хорошего мужа и здоровых детей, а сыновьям пели о мужской храбрости, смелости, отваге. Ҡыҙым, ҡыҙым-ҡарлуғас, Ос ояңдан ай тулғас. Ҡәҙер-хөрмәт күрерһең, Кейәүкәйең бай булғас. (Дети укладывают кукол спать в люльки). Когда Азамат вырастет, папа научит его ловко владеть оружием, метко стрелять, верховой езде, а Айгуль научится у мамы заниматься хозяйством и рукоделием. Вы уже обратили внимание на то, как оформлены подушки, паласы, посуда и одежда башкир. Я хочу вам предложить украсить башкирским орнаментом национальную башкирскую одежду. Девочки будут украшать елян - это женский свадебный халат, который украшали многочисленной вышивкой и металлическими застёжками. (Хоровое повторение). А мальчики - чикмены – это праздничный мужской халат. (Хоровое повторение). (Предложить детям шаблоны и заранее приготовленные элементы башкирского узора собрать в орнамент и приклеить на чикмен или елян). Самостоятельная работа детей под музыку курая. Рассматривание готовых детских работ, закрепление названий мужского - чикмен и женского - елян, халатов (хоровое и индивидуальное повторение). Ребята, что интересного вы узнали на занятии? Каждое имя имеет своё значение. Основное жилище башкир - кочевников - юрта-тирмэ. Юрта состоит из мужской и женской половины. Мужская половина больше и находится на западе, а женская - на востоке. Башкирские традиции богаты и разнообразны. Они отражаются и в песнях, и в музыке, в каждодневном нелёгком труде и праздниках. Передаются особенности характера и образа жизни башкир: трудолюбие, мудрость, мастерство башкирских женщин; благородство, храбрость, мужество ответственность батыров. Спасибо за работу! После занятия предлагает детям обыграть макет юрты