kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей по инновационной деятельности. «Приобщение дошкольников к народной культуре. Праздник Пасхи. Вербное воскресение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

МАДОУ «Детский сад № 104 комбинированного вида»

Консультация для родителей по     инновационной деятельности.

«Приобщение дошкольников к народной культуре. Праздник Пасхи. Вербное воскресение»

                        Воспитатель: Зыкова.Н.А

                                                        Просвирнина.И.Г.

Народная культура - одно из средств нравственного, познавательного, эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывает влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов, на новогодние карнавалы приходят люди-пауки и бэтманы. А как же наши чудесные мультфильмы, изумительные фильмы-сказки, где добро всегда побеждает зло?

Академик Д.С.Лихачев говорил, что «русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойного завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохраняются и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только подачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: нет дерева без корней, дома - без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. В.О.Ключекскиий писал: «Трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей, и он растеряется, утратит все свое житейское умение, не будет знать как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова».

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом и др. Необходимо знакомить детей дошкольного возраста с народными праздниками, обычаями, народным искусством, литературой.

Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.), сказки, песни, народные танцы, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр - все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. А народный праздник поможет ребенку научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Праздник - это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный характер, по мнению В.А.Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучать его и сохранить детство».

Вовлекая детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, появляется возможность приобрести навыки работы с

художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Также дети знакомятся с народным костюмом, который показывает непрерывную связь поколений и связь искусства с духовными традициями народа.

Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым жила могучая Россия. Но при этом надо помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины:

  • Я - человек!
  • Я живу на этой Земле.
  • Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все, что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них.
  • Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа.
  • Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров моей Земли.
  • Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о боброте и отваге, о вечной победе добра над злом.
  • Это все - моя Родина!

Работа в данном направлении ведется во многих садах. Работает дошкольное учреждение, как правило, в одном конкретном направлении, приоритетным направлением нашей работы стала тема «Духовно­нравственное воспитание дошкольников на традициях русской культуры»

Цель - Приобщение детей дошкольного возраста к традициям русской культуры.

Приобщение детей к традициям, истории, культуре Отечества позволяет решать следующие задачи:

  • формировать нравственные ценности и идеалы с опорой на народные традиции;
  • формировать уважение к культуре своей страны; воспитывать чувство законной гордости предками;
  • формировать представление о себе как о будущих гражданах России, достойных продолжателях и хранителях ее культурных традиций;
  • способствовать своевременной и гармоничной социализации личности.

Принципы работы по данному направлению:

  • Культурологический принцип. Растущая, формирующаяся личность черпает «строительный материал» именно в культуре. Представления о доброте и зле, достойном и отвратительном, красивом и безобразном, образ будущего жизненного пути, его цели и смысл ребенок получает и творчески присваивает в процессах трансляции культуры. Миссия педагогов - трансляция культуры новому поколению.
  • Принцип личностно-ориентированного подхода. Реализуется к каждому ребенку в процессе продуктивной деятельности, театрализованной деятельности и т.д.
  • Принцип развивающего характера образования. Реализуется как постоянная воспитательная направленность занятий, бесед, праздников и.т.д.
  • Принцип единства эмоциональных и интеллектуальных процессов. Познавательный материал должен вызывать эмоциональный отклик. Наглядный, иллюстративный материал должен быть высокоэстетичным. Использование качественного материала повышает заинтересованность детей в занятии.
  • Региональный компонент. Построение регионального компонента необходимо осуществлять, опираясь на приоритет общечеловеческих гуманистических ценностей при отборе материала народной культуры; вариативность конкретного содержания в соответствии с местными условиями воспитания и развития детей; современный уровень образования.

В работе используем такие методы и приемы как:

  • рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, альбомов;
  • дидактические, народные игры;
  • чтение художественных произведений и произведений устного народного творчества;
  • разучивание хороводов, песен, обрядов, стихотворений, считалок, закличек, народных примет и т.д.;
  • беседы;
  • целевые прогулки, экскурсии;
  • наблюдения;
  • участие в народных праздниках, гуляньях;
  • организация выставок, конкурсов;
  • метод проектов;
  • моделирование;
  • театрализация народных произведений.

 «Вербное воскресенье», «Посиделки»

Вот и воскресенье подоспело, пушистую вербочку на крыльях принесло. Пушистые, нежные, серебристо-серые вербочки напоминают шерсть котенка, Когда смотришь сквозь них на солнце, создается впечатление, что они светятся. Верба, не давшая еще листьев, цветет, заявляя, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами, В народе говорят: «Без вербы - не весна», «Где вода, там и верба, а где верба, там и вода», В старину в деревнях пекли хлебцы всем членам семьи и запекали в один из хлебцев грош. У кого этот хлебец окажется, тот будет счастливым в будущем году.

В церквях после праздничного богослужения освещали веточки вербы.

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонечки теплятся,

Прохожие крестятся

И пахнет весной.

Освещенная верба уважается и сохраняется у русского народа за образами в течении целого года.

Дорогая наша вербочка,

Вербочка освещенная,

Уважать тебя будут все высоко.

Приди к нам с радостью,

Подари деткам здоровье крепкое.

«Пасха»

Пасха - праздник начала весны. Это день воскрешения Иисуса Христа. Светлое Христово Воскресенье совершился переход от смерти к жизни вечной. Празднование длится целую неделю. Люди поздравляют друг друга с праздником, обмениваются крашенными яйцами. Любимой пасхальной забавой было катание яиц с бугорочка. С Пасхи начинались веселые развлечения молодежи: пели веснянки, водили хороводы, качались на качелях. В Пасху нринято ходить в гости и принимать гостей. Пасха- день любви, добра и милосердия.

Пасха, праздник дорогой,

В дом пришел и твой, и в мой,

Слезы радости из глаз –

Ведь Христос воскрес для нас!

Своей работой мы стараемся привлечь внимание ребят к русскому фольклору и познакомить их с обычаями нашего народа. И делаем это не в форме традиционных занятий, а в совместной деятельности всех специалистов МАДОУ. Больше всего нам хочется развивать в детях чувствогордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на котором мы живем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей по инновационной деятельности. «Приобщение дошкольников к народной культуре. Праздник Пасхи. Вербное воскресение»»

МАДОУ «Детский сад № 104 комбинированного вида»







Консультация для родителей по инновационной деятельности. «Приобщение дошкольников к народной культуре. Праздник Пасхи. Вербное воскресение»

 



Воспитатель: Зыкова.Н.А

Просвирнина.И.Г.









Народная культура - одно из средств нравственного, познавательного, эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывает влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов, на новогодние карнавалы приходят люди-пауки и бэтманы. А как же наши чудесные мультфильмы, изумительные фильмы-сказки, где добро всегда побеждает зло?

Академик Д.С.Лихачев говорил, что «русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойного завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохраняются и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только подачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: нет дерева без корней, дома - без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. В.О.Ключекскиий писал: «Трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей, и он растеряется, утратит все свое житейское умение, не будет знать как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова».

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом и др. Необходимо знакомить детей дошкольного возраста с народными праздниками, обычаями, народным искусством, литературой.

Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.), сказки, песни, народные танцы, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр - все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. А народный праздник поможет ребенку научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Праздник - это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный характер, по мнению В.А.Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучать его и сохранить детство».

Вовлекая детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, появляется возможность приобрести навыки работы с

художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Также дети знакомятся с народным костюмом, который показывает непрерывную связь поколений и связь искусства с духовными традициями народа.

Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым жила могучая Россия. Но при этом надо помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины:

  • Я - человек!

  • Я живу на этой Земле.

  • Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все, что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них.

  • Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа.

  • Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров моей Земли.

  • Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о боброте и отваге, о вечной победе добра над злом.

  • Это все - моя Родина!

Работа в данном направлении ведется во многих садах. Работает дошкольное учреждение, как правило, в одном конкретном направлении, приоритетным направлением нашей работы стала тема «Духовно­нравственное воспитание дошкольников на традициях русской культуры»

Цель - Приобщение детей дошкольного возраста к традициям русской культуры.

Приобщение детей к традициям, истории, культуре Отечества позволяет решать следующие задачи:

  • формировать нравственные ценности и идеалы с опорой на народные традиции;

  • формировать уважение к культуре своей страны; воспитывать чувство законной гордости предками;

  • формировать представление о себе как о будущих гражданах России, достойных продолжателях и хранителях ее культурных традиций;

  • способствовать своевременной и гармоничной социализации личности.

Принципы работы по данному направлению:

  • Культурологический принцип. Растущая, формирующаяся личность черпает «строительный материал» именно в культуре. Представления о доброте и зле, достойном и отвратительном, красивом и безобразном, образ будущего жизненного пути, его цели и смысл ребенок получает и творчески присваивает в процессах трансляции культуры. Миссия педагогов - трансляция культуры новому поколению.

  • Принцип личностно-ориентированного подхода. Реализуется к каждому ребенку в процессе продуктивной деятельности, театрализованной деятельности и т.д.

  • Принцип развивающего характера образования. Реализуется как постоянная воспитательная направленность занятий, бесед, праздников и.т.д.

  • Принцип единства эмоциональных и интеллектуальных процессов. Познавательный материал должен вызывать эмоциональный отклик. Наглядный, иллюстративный материал должен быть высокоэстетичным. Использование качественного материала повышает заинтересованность детей в занятии.

  • Региональный компонент. Построение регионального компонента необходимо осуществлять, опираясь на приоритет общечеловеческих гуманистических ценностей при отборе материала народной культуры; вариативность конкретного содержания в соответствии с местными условиями воспитания и развития детей; современный уровень образования.

В работе используем такие методы и приемы как:

  • рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, альбомов;

  • дидактические, народные игры;

  • чтение художественных произведений и произведений устного народного творчества;

  • разучивание хороводов, песен, обрядов, стихотворений, считалок, закличек, народных примет и т.д.;

  • беседы;

  • целевые прогулки, экскурсии;

  • наблюдения;

  • участие в народных праздниках, гуляньях;

  • организация выставок, конкурсов;

  • метод проектов;

  • моделирование;

  • театрализация народных произведений.

 «Вербное воскресенье», «Посиделки»

Вот и воскресенье подоспело, пушистую вербочку на крыльях принесло. Пушистые, нежные, серебристо-серые вербочки напоминают шерсть котенка, Когда смотришь сквозь них на солнце, создается впечатление, что они светятся. Верба, не давшая еще листьев, цветет, заявляя, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами, В народе говорят: «Без вербы - не весна», «Где вода, там и верба, а где верба, там и вода», В старину в деревнях пекли хлебцы всем членам семьи и запекали в один из хлебцев грош. У кого этот хлебец окажется, тот будет счастливым в будущем году.

В церквях после праздничного богослужения освещали веточки вербы.

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонечки теплятся,

Прохожие крестятся

И пахнет весной.

Освещенная верба уважается и сохраняется у русского народа за образами в течении целого года.

Дорогая наша вербочка,

Вербочка освещенная,

Уважать тебя будут все высоко.

Приди к нам с радостью,

Подари деткам здоровье крепкое.

«Пасха»

Пасха - праздник начала весны. Это день воскрешения Иисуса Христа. Светлое Христово Воскресенье совершился переход от смерти к жизни вечной. Празднование длится целую неделю. Люди поздравляют друг друга с праздником, обмениваются крашенными яйцами. Любимой пасхальной забавой было катание яиц с бугорочка. С Пасхи начинались веселые развлечения молодежи: пели веснянки, водили хороводы, качались на качелях. В Пасху нринято ходить в гости и принимать гостей. Пасха- день любви, добра и милосердия.

Пасха, праздник дорогой,

В дом пришел и твой, и в мой,

Слезы радости из глаз –

Ведь Христос воскрес для нас!

Своей работой мы стараемся привлечь внимание ребят к русскому фольклору и познакомить их с обычаями нашего народа. И делаем это не в форме традиционных занятий, а в совместной деятельности всех специалистов ДОУ. Больше всего нам хочется развивать в детях чувствогордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на котором мы живем.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зыкова Наталья Анатольевна,Просвирнина Ирин Геннадьевна

Дата: 04.03.2016

Номер свидетельства: 302138


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства