Влияние народной семейной педагогики на развитие личности ребенка
Влияние народной семейной педагогики на развитие личности ребенка
Испокон веков семья – основа любого общества. Среди ценностей, созданных человечеством за тысячелетия, семья является одной из непреходящих. Ни одна нация, ни один народ в своем развитии не сумел обойтись без семьи. С давних времен дети воспринимаются как основа семьи, как великий дар судьбы. Иметь много детей всегда было заветной мечтой каждого народа. Семья, будучи исторически обусловлена, не является раз и навсегда данным, неизменным образованием. Она существенно изменяется в процессе общественного развития. В семье, как в зеркале, отражаются изменения социально-экономического характера, происходящие сегодня в обществе. Во многих семьях затруднена возможность попросту обеспечить самовыживание ребенка. Это предопределяет новые взаимоотношения в семье между супругами, родителями и детьми, и способствует формированию опасных тенденций: самоустранения родителей от проблем нравственного и личностного развития ребенка. И совершенно очевидно, что это повлечет за собой дальнейшее разрушение нравственных устоев в обществе, деградацию личности (что уже сегодня мы можем наблюдать в нашем обществе).
Перестала функционировать и народная система воспитания, поскольку определяющим компонентом в народной педагогике является непосредственная передача определенных традиций в процессе взаимодействия поколений. Семейное воспитание должно помочь ребенку изначально усвоить нормы поведения в обществе, в коллективе, во взаимоотношениях с людьми, то есть воспитание детей не только сугубо семейное дело, но и как социальная обязанность родителей перед обществом. В семье происходит не только рождение человека, но и формирование его как гражданина. Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. И как анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. /4/.
Сегодня современная семья утратила многие их добрых традиций, выполняющих воспитательные функции. Отсутствие такого фактора, как постоянное общение друг с другом, со взрослыми, с родителями, с бабушками и дедушками, не позволяет ребенку в должной степени адаптироваться к социуму, накопить опыт социальных ролей, уважительного отношения к старшим, поэтому нередко растет отчуждение между родными и близкими, детьми и родителями. Достаточно типичной ситуацией является недостаточное внимание родителей к детям6 например – забирая малыша из детского сада, для того, чтобы он не мешался под ногами, мы его усаживаем возле телевизора или компьютера; тем временем подросток, пришедший из школы, в лучшем случае – болтается бездумно по улице, в худшем случае благодаря старшим товарищам берется за сигарету или еще хуже за бутылку горячительного напитка, наркотики (а ведь мы понимаем, что это – только начало); или еще пример: перед сном ребенок просит почитать ему книгу, а в ответ мы найдем тысячу причин отказать ему. А ведь мы совсем забыли, что еще не так давно сами были детьми, сами нуждались во внимании со стороны взрослых, и наши родители читали или рассказывали нам на ночь сказки, бабушки пели колыбельные, папы и дедушки мастерили вместе с нами, не говоря о том, что нас учили играть в хорошие, добрые, русские игры. Такое недостаточное внимание со стороны родителей дает свои результаты: эгоизм, черствость, искаженная система ценностей. В итоге – дети и родители становятся фактически чужими.
Делая выводы из всего выше сказанного, сегодня очень актуально обратиться к семейной педагогике, обращение к семейным народным истокам воспитания, вечным духовным истинам, которое накопило человечество, - это не только обращение к опыту народа, но и обращение к истории своей семьи, своей фамилии.
В каждой семье есть свое прошлое, познав которое, ребенку легче осознавать себя продолжателем и хранителем лучших традиций своей семьи, своего народа. Знание своих предков в нескольких поколениях, знание дел приносящих добро людям, рождает у ребенка желание быть таким, как его предки; сохранять традиции своего народа, а позже своей Родины.
В традициях семейной народной педагогики – ни одного человека не оставлять без внимания, всех объединять общественными делами, так как коллективное начало в организации жизни человека делало его коллективистом по духу. Но не только отдых и труд несут в себе коллективистское содержание, и в беде человек не был одинок, и в трудную минуту его поддерживало общество. У каждого народа есть немало пословиц, поговорок, содержащих призыв к человеку жить в мире и ладу с другими людьми. Они проповедуют идею общности с народом, учат единению с ним, опоре на него. Различны способы утверждения коллективистских начал, заложенные в национальных традициях, обычаях и обрядах./4/. Опыт народной семейной педагогики в формировании первоосновы личности человека был взят на вооружение такими выдающимися педагогами, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, которые считали, что историческая память традиции семьи является важнейшим фактором воспитания, так как в ней выражается семейный опыт и его нравственные ценности, а так же опыт и ценности рода. Народ-воспитатель пользовался в первую очередь ненавязчивыми методами воспитания. Пластичность и богатство приемов и методов народной педагогики создают непринужденность, естественную атмосферу, где основными отправными моментами воспитания служат не приказание и принуждение (ты должен), а собственный интерес, соревновательность, взаимопомощь (осознанность). /1/. Народ-педагог все вокруг, так или иначе, использовал для педагогических целей. Чувство прекрасного развивалось в песнях, хороводах, фольклоре, в вышивках и поделках. Сказки, которые каждый день слушали в детстве, - это своеобразный прием, так как в них «проигрывались» различные жизненные ситуации, в которые попадали сказочные герои. Чувство патриотизма воспитывалось через любовь к природе. А о массовых праздниках, ритуалах и обрядах, можно вообще говорить как о целых воспитательных системах. Коллективная, всеобщая форма народных педагогических традиций, поиск, выявление и применение на практике педагогических элементов в каждой детали быта и жизни, неосознанное, неотчетливо прослеживаемое стремление максимально педагогизировать всю окружающую среду, общественный контроль за осуществлением традиций в его различных национальных формах, социальная память, как способ передачи опыта – таковы основные социальные элементы в народных педагогических традициях. /2/.
Таким образом, объединив усилия семьи, учреждений образования и семейной народной педагогики, мы сможем получить положительный результат – наши дети не будут «Иванами – не знающими своего родства», а вырастут людьми, уважающими свой народ, свою культуру, заботящиеся о своих близких, о своем доме, о своей Родине, а значит они сохранят наш народ - как единое целое, и сохранят нашу национальную культуру.
Работая с педагогами дополнительного образования, воспитывающими детей дошкольного возраста мы обратили внимание на то, что ставшие для нас традиционными формы и методы проведения родительских собраний и школ не приносят особых результатов: говоря о целях воспитания и обучения, об успехах и неудачах детей и т.д., - мы не приближаем к себе родителей, а только удаляемся друг от друга. Тогда мы решили обратиться к семейной народной педагогике, к ее заповедям. И отметили для себя некую ступенчатость: общество воспитывает взрослых людей, те в своих семьях воспитывают своих детей, и вместе они подчиняются правилам общества. И пришли к выводу о том, почему бы нам не выступить частью нашего общества, которое имеет богатый педагогический опыт и которая поможет родителям вернуть в их семьи покой, понимание и счастье от общения друг с другом. Мы выстроили свои родительские встречи так, что их участниками стали не только мамы и дети, мы подключили к ним пап, бабушек и дедушек. И все участники таких встреч, так или иначе, задействованы в проведении таких мероприятий.
К примеру: первая встреча была посвящена «Народной мудрости в пословицах» - здесь дружные семьи делятся с детьми той мудростью, теми советами, которые скрывают в себе народные пословицы и поговорки; вторая встреча «Мир колыбельных песен» - где мамы и бабушки не только напевают передающиеся им из поколения в поколение колыбельные песни, но и обыгрывают их, что приводит в восторг не только девочек, но и мальчиков; третья встреча «Наши любимые игры» - в ходе которой папы и дедушки обучают детей народным играм (играм своего детства), которые представляют не только большой интерес со стороны детей, но и представляют огромную ценность для всех участников встречи; четвертая встреча посвящена «великим праздникам на Руси» - где все участники делятся своими воспоминаниями о проведении таких праздников в их семьях, обучают детей календарным песням; пятая встреча «Старинные баллады и былины» - на такой встрече в старых традициях бабушки рассаживают детей вокруг себя и рассказывают им о чудесах давно минувших дней; шестая встреча посвящается «Царству слов» - где общими усилиями родителей и педагогов, на доступном для дошкольников языке, детям объясняют те или иные выражения не знакомые для них («баклуши бить», «лясы точат», «на воре шапка горит», «чур меня»), но эти слова и выражения часто встречаются в народных произведениях и сказаниях и их значение необходимо понимать./6/. Большое внимание на таких встречах уделяется проведению сезонных праздников в традициях русского народа – с использованием народных игр, песен, пестушек и потешек, скороговорок и считалок; особое внимание уделяется правилам и нормам поведения, хорошим манерам, через познание этикета. В ходе таких встреч семьи делятся своим опытом воспитания, своими совместными делами, где раскрывают формы поощрения детей, так как наши дети очень нуждаются в оценке со стороны взрослых, а позже со стороны сверстников, нуждаются в признании и успехе.
Поощряя добро, мы умножаем его в ребенке, в коллективе, формируя тем самым определенный микроклимат мира и согласия, творческого развития и должного отношения к старшим, к результатам их труда. Но надо помнить о том, что проводя работу с семьей, мы не можем ограничиваться только совместными мероприятиями, мы должны проводить повседневную работу с детьми и их родителями. И постоянно уповать на то, что именно в семье ребенок получает первые жизненные ориентиры, первые убеждения и первые мировоззренческие взгляды, которые зависят от господствующей в ней духовной и культурной атмосферы. А потом их дальнейшее развитие происходит под чутким руководством наших педагогов. Мы, как и их родители являемся образцами поведения для наших детей, а также наши поступки и взаимоотношения, мы проявляем истинную любовь к своим воспитанникам, относимся к ним с уважением и постоянно одобряем их поступки. Приобщая их к истокам и традициям мы видим, как дети как бы примеряют свое поведение к положительно оцениваемым образцам, понимая, что сходство с ними дает им основания гордиться собой; дети начинают стыдиться проявлений трусости, грубости, жадности, невежливости и т.д./5/.
Построив работу с семьей, таким образом, мы добиваемся понимания и признания со стороны детей и взрослых, доброго и чуткого отношения к окружающим, любви и признания традиций нашего народа и , наконец, видим стремление к сплочению поколений и постоянной готовности помочь друг другу, и главное стремление сохранить ценности не только своей семьи, но и своего народа, и своей страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние народной семейной педагогики на развитие личности ребенка »
Влияние народной семейной педагогики на развитие личности ребенка
Татьяна Георгиевна Ларина
Краевое государственное автономное образовательное учреждение «краевой центр образования» (КГАОУ «КЦО») город Хабаровск
The present article will help teachers and parents to understand the gist of folk and family pedagogy and to bring it into practice. Folk and family pedagogy keeps a lot of useful secrets and calls to live in harmony with other people and nations.
Joined forces of the family, educational institutions, and folk and family pedagogy helps to obtain positive results in raising and development of the child’s personality.
The article gives examples of subject meetings of parents, teachers, and children, which can contribute to raising worthy citizens of the nation.
The author has been working on the problem of influence of folk and family pedagogy on the personality of children for five years.
Испокон веков семья – основа любого общества. Среди ценностей, созданных человечеством за тысячелетия, семья является одной из непреходящих. Ни одна нация, ни один народ в своем развитии не сумел обойтись без семьи. С давних времен дети воспринимаются как основа семьи, как великий дар судьбы. Иметь много детей всегда было заветной мечтой каждого народа. Семья, будучи исторически обусловлена, не является раз и навсегда данным, неизменным образованием. Она существенно изменяется в процессе общественного развития. В семье, как в зеркале, отражаются изменения социально-экономического характера, происходящие сегодня в обществе. Во многих семьях затруднена возможность попросту обеспечить самовыживание ребенка. Это предопределяет новые взаимоотношения в семье между супругами, родителями и детьми, и способствует формированию опасных тенденций: самоустранения родителей от проблем нравственного и личностного развития ребенка. И совершенно очевидно, что это повлечет за собой дальнейшее разрушение нравственных устоев в обществе, деградацию личности (что уже сегодня мы можем наблюдать в нашем обществе).
Перестала функционировать и народная система воспитания, поскольку определяющим компонентом в народной педагогике является непосредственная передача определенных традиций в процессе взаимодействия поколений. Семейное воспитание должно помочь ребенку изначально усвоить нормы поведения в обществе, в коллективе, во взаимоотношениях с людьми, то есть воспитание детей не только сугубо семейное дело, но и как социальная обязанность родителей перед обществом. В семье происходит не только рождение человека, но и формирование его как гражданина. Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. И как анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. /4/.
Сегодня современная семья утратила многие их добрых традиций, выполняющих воспитательные функции. Отсутствие такого фактора, как постоянное общение друг с другом, со взрослыми, с родителями, с бабушками и дедушками, не позволяет ребенку в должной степени адаптироваться к социуму, накопить опыт социальных ролей, уважительного отношения к старшим, поэтому нередко растет отчуждение между родными и близкими, детьми и родителями. Достаточно типичной ситуацией является недостаточное внимание родителей к детям6 например – забирая малыша из детского сада, для того, чтобы он не мешался под ногами, мы его усаживаем возле телевизора или компьютера; тем временем подросток, пришедший из школы, в лучшем случае – болтается бездумно по улице, в худшем случае благодаря старшим товарищам берется за сигарету или еще хуже за бутылку горячительного напитка, наркотики (а ведь мы понимаем, что это – только начало); или еще пример: перед сном ребенок просит почитать ему книгу, а в ответ мы найдем тысячу причин отказать ему. А ведь мы совсем забыли, что еще не так давно сами были детьми, сами нуждались во внимании со стороны взрослых, и наши родители читали или рассказывали нам на ночь сказки, бабушки пели колыбельные, папы и дедушки мастерили вместе с нами, не говоря о том, что нас учили играть в хорошие, добрые, русские игры. Такое недостаточное внимание со стороны родителей дает свои результаты: эгоизм, черствость, искаженная система ценностей. В итоге – дети и родители становятся фактически чужими.
Делая выводы из всего выше сказанного, сегодня очень актуально обратиться к семейной педагогике, обращение к семейным народным истокам воспитания, вечным духовным истинам, которое накопило человечество, - это не только обращение к опыту народа, но и обращение к истории своей семьи, своей фамилии.
В каждой семье есть свое прошлое, познав которое, ребенку легче осознавать себя продолжателем и хранителем лучших традиций своей семьи, своего народа. Знание своих предков в нескольких поколениях, знание дел приносящих добро людям, рождает у ребенка желание быть таким, как его предки; сохранять традиции своего народа, а позже своей Родины.
В традициях семейной народной педагогики – ни одного человека не оставлять без внимания, всех объединять общественными делами, так как коллективное начало в организации жизни человека делало его коллективистом по духу. Но не только отдых и труд несут в себе коллективистское содержание, и в беде человек не был одинок, и в трудную минуту его поддерживало общество. У каждого народа есть немало пословиц, поговорок, содержащих призыв к человеку жить в мире и ладу с другими людьми. Они проповедуют идею общности с народом, учат единению с ним, опоре на него. Различны способы утверждения коллективистских начал, заложенные в национальных традициях, обычаях и обрядах./4/. Опыт народной семейной педагогики в формировании первоосновы личности человека был взят на вооружение такими выдающимися педагогами, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, которые считали, что историческая память традиции семьи является важнейшим фактором воспитания, так как в ней выражается семейный опыт и его нравственные ценности, а так же опыт и ценности рода. Народ-воспитатель пользовался в первую очередь ненавязчивыми методами воспитания. Пластичность и богатство приемов и методов народной педагогики создают непринужденность, естественную атмосферу, где основными отправными моментами воспитания служат не приказание и принуждение (ты должен), а собственный интерес, соревновательность, взаимопомощь (осознанность). /1/. Народ-педагог все вокруг, так или иначе, использовал для педагогических целей. Чувство прекрасного развивалось в песнях, хороводах, фольклоре, в вышивках и поделках. Сказки, которые каждый день слушали в детстве, - это своеобразный прием, так как в них «проигрывались» различные жизненные ситуации, в которые попадали сказочные герои. Чувство патриотизма воспитывалось через любовь к природе. А о массовых праздниках, ритуалах и обрядах, можно вообще говорить как о целых воспитательных системах. Коллективная, всеобщая форма народных педагогических традиций, поиск, выявление и применение на практике педагогических элементов в каждой детали быта и жизни, неосознанное, неотчетливо прослеживаемое стремление максимально педагогизировать всю окружающую среду, общественный контроль за осуществлением традиций в его различных национальных формах, социальная память, как способ передачи опыта – таковы основные социальные элементы в народных педагогических традициях. /2/.
Таким образом, объединив усилия семьи, учреждений образования и семейной народной педагогики, мы сможем получить положительный результат – наши дети не будут «Иванами – не знающими своего родства», а вырастут людьми, уважающими свой народ, свою культуру, заботящиеся о своих близких, о своем доме, о своей Родине, а значит они сохранят наш народ - как единое целое, и сохранят нашу национальную культуру.
Работая с педагогами дополнительного образования, воспитывающими детей дошкольного возраста мы обратили внимание на то, что ставшие для нас традиционными формы и методы проведения родительских собраний и школ не приносят особых результатов: говоря о целях воспитания и обучения, об успехах и неудачах детей и т.д., - мы не приближаем к себе родителей, а только удаляемся друг от друга. Тогда мы решили обратиться к семейной народной педагогике, к ее заповедям. И отметили для себя некую ступенчатость: общество воспитывает взрослых людей, те в своих семьях воспитывают своих детей, и вместе они подчиняются правилам общества. И пришли к выводу о том, почему бы нам не выступить частью нашего общества, которое имеет богатый педагогический опыт и которая поможет родителям вернуть в их семьи покой, понимание и счастье от общения друг с другом. Мы выстроили свои родительские встречи так, что их участниками стали не только мамы и дети, мы подключили к ним пап, бабушек и дедушек. И все участники таких встреч, так или иначе, задействованы в проведении таких мероприятий.
К примеру: первая встреча была посвящена «Народной мудрости в пословицах» - здесь дружные семьи делятся с детьми той мудростью, теми советами, которые скрывают в себе народные пословицы и поговорки; вторая встреча «Мир колыбельных песен» - где мамы и бабушки не только напевают передающиеся им из поколения в поколение колыбельные песни, но и обыгрывают их, что приводит в восторг не только девочек, но и мальчиков; третья встреча «Наши любимые игры» - в ходе которой папы и дедушки обучают детей народным играм (играм своего детства), которые представляют не только большой интерес со стороны детей, но и представляют огромную ценность для всех участников встречи; четвертая встреча посвящена «великим праздникам на Руси» - где все участники делятся своими воспоминаниями о проведении таких праздников в их семьях, обучают детей календарным песням; пятая встреча «Старинные баллады и былины» - на такой встрече в старых традициях бабушки рассаживают детей вокруг себя и рассказывают им о чудесах давно минувших дней; шестая встреча посвящается «Царству слов» - где общими усилиями родителей и педагогов, на доступном для дошкольников языке, детям объясняют те или иные выражения не знакомые для них («баклуши бить», «лясы точат», «на воре шапка горит», «чур меня»), но эти слова и выражения часто встречаются в народных произведениях и сказаниях и их значение необходимо понимать./6/. Большое внимание на таких встречах уделяется проведению сезонных праздников в традициях русского народа – с использованием народных игр, песен, пестушек и потешек, скороговорок и считалок; особое внимание уделяется правилам и нормам поведения, хорошим манерам, через познание этикета. В ходе таких встреч семьи делятся своим опытом воспитания, своими совместными делами, где раскрывают формы поощрения детей, так как наши дети очень нуждаются в оценке со стороны взрослых, а позже со стороны сверстников, нуждаются в признании и успехе.
Поощряя добро, мы умножаем его в ребенке, в коллективе, формируя тем самым определенный микроклимат мира и согласия, творческого развития и должного отношения к старшим, к результатам их труда. Но надо помнить о том, что проводя работу с семьей, мы не можем ограничиваться только совместными мероприятиями, мы должны проводить повседневную работу с детьми и их родителями. И постоянно уповать на то, что именно в семье ребенок получает первые жизненные ориентиры, первые убеждения и первые мировоззренческие взгляды, которые зависят от господствующей в ней духовной и культурной атмосферы. А потом их дальнейшее развитие происходит под чутким руководством наших педагогов. Мы, как и их родители являемся образцами поведения для наших детей, а также наши поступки и взаимоотношения, мы проявляем истинную любовь к своим воспитанникам, относимся к ним с уважением и постоянно одобряем их поступки. Приобщая их к истокам и традициям мы видим, как дети как бы примеряют свое поведение к положительно оцениваемым образцам, понимая, что сходство с ними дает им основания гордиться собой; дети начинают стыдиться проявлений трусости, грубости, жадности, невежливости и т.д./5/.
Построив работу с семьей, таким образом, мы добиваемся понимания и признания со стороны детей и взрослых, доброго и чуткого отношения к окружающим, любви и признания традиций нашего народа и , наконец, видим стремление к сплочению поколений и постоянной готовности помочь друг другу, и главное стремление сохранить ценности не только своей семьи, но и своего народа, и своей страны.
Список литературы
Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ в. – М.: Педагогика,1987.
Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. – 2-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2001.
Книга о детях для думающих взрослых или путешествие по пути развития личности. – СПб.: издательство СОЮЗ, 2000.
Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста. – Хабаровск: Кн. Изд-во, 1989.
Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная Пресса, 2003.
Обычаи и традиции русского народа. – 2-е изд. испр. М.: ОЛМА-ПРЕСС,1999.
Русские народные сказки, легенды, предания/Автор-составитель Ю.Медведев. – М.: Издательство «Астрель», 1999.