Наблюдение - как метод познания природы детьми дошкольного возраста.
Наблюдение - как метод познания природы детьми дошкольного возраста.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Необходимость и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Наблюдение - как метод познания природы детьми дошкольного возраста.»
Наблюдение - как метод познания природы детьми дошкольного возраста.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Такое восприятие любых предметов и явлений природы возможно лишь при непосредственном контакте с ним. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями даёт возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в более значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.
Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определённых знаний как отправных моментов наблюдения.
Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако небольшие опыт и знания маленького ребёнка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, прежде всего от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений, - это результат непроизвольных наблюдений детей.
С другой стороны, в высшем своём проявлении наблюдение – это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но это умение, как утверждает С.Л. Рубинштейн, опирается на более или менее обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление всё более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.
Важным является вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребёнок, какие особенности объектов природы замечать. С.Л. Рубинштейн считает, что ребёнка во все периоды его развития могут быть доступны как целое, так и части. Различные формы восприятия у ребёнка обычно сосуществуют. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпретация, как частей, так и целого .
Эти положения, по мнению С. Н. Николаевой, имеют решающее значение для экологического воспитания дошкольников – познания ими в процессе наблюдений различных объектов, взаимосвязей в природе, познания специфики живого. Она отмечает, что для проведения наблюдений важными являются три момента:
-наличие природных объектов;
-определение содержания наблюдений;
-поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приёмов включения в них детей .
Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребёнком, складывается из следующих моментов: -выделение самих объектов (целого);
- частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных);
- различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования, для животных – различных форм поведения);
- определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.);
- выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.
Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.
Конкретно это означает следующее: во всех группах дошкольного учреждения дети знакомятся с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки – форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов, стеблей. Знакомятся с функциями органов: корнями растение удерживается в земле, высасывает из неё воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу, веткам) переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев – это поглощение солнечного света (с детьми можно наблюдать, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей). Цветок – это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.
Большие возможности для наблюдений представляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в тёплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчётливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.
По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за животными являются особенности их строения, способы функционирования (разные формы поведения), компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней, характер взаимоотношения человека с животными .
Таким образом, содержание наблюдений – то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую они могут получить самостоятельно при условии специальной педагогической организации наблюдений педагогом.