Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение).
Развивать экологическое сознание своего единства с миром животных.
Воспитывать бережное отношение и любовь к миру природы.
Оборудование:
- снежинка;
- магнитофон;
- аудиозапись вьюги;
- иллюстрация зимы;
- иллюстрация жилищ животных;
- изображения диких животных;
- игрушка- еж;
- бинт;
- ларец;
- массажные мячи;
- схемы;
- магнитофон.
Ход занятия
Воспитатель:
Кто я, угадай-ка,
Заботливая хозяйка.
Все снегом укрываю,
Льдом реки покрываю.
Белю поля, дома,
Зовут меня … (Зима).
Воспитатель: А теперь отправимся с вами в путешествие в лес.
(Звучит музыка – звуки зимы, вьюги, метели).
Воспитатель: Ну и погода у нас в лесу. Мороз, холод, ветер, снег… Что за время года такое?
Дети: Зима.
Воспитатель: Верно. Посмотрите на картинку и скажите, какие признаки зимы вы можете назвать?
Что бывает зимой?
Дети: Дни короче, ночи длиннее, начинаются морозы, реки и пруды покрываются льдом, идет снег, бывают метели, дети катаются на санках и т.д.
Проблемная ситуация.
Воспитатель: Ребята, к вам в гости я пришла не одна. Хотите узнать с кем?
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(Воспитатель показывает ежа).
Воспитатель: Когда я обходила свои владения, то услышала шорох, заглянула под кустик и увидела там ежа. Я спросила у него: «Ежик, почему ты еще не спишь?» А он ответил: «Я поранил лапку и не знаю что делать, к кому обратиться за помощью».
Тогда я предложила ему пойти со мной. Ребята, давайте поможем ежику.
Если случилась такая неприятность, в первую очередь что нужно сделать? Дети: Обратиться за помощью к старшим. Воспитатель: Верно. Они-то знают, можно ли справиться с бедой самим, или необходима помощь доктора. К какому доктору обратиться ежику?
Словарная работа.
Дети: К доктору Айболиту, ведь именно он лечит лесных зверей. Воспитатель: Оказывается, у доктора, который лечит зверей, есть специальное название – ветеринар. Давайте повторим это слово и постараемся запомнить. Так как же называют доктора, лечащего зверей? Ветеринар. (Показ иллюстрации)
Воспитатель: Мы с вами можем справиться сами, перевяжем ранку бинтом, и скоро она у него заживет. А сейчас, чтобы поднять ежику настроение, давайте с ним поиграем.
Массаж.
Ежик, ежик, не зевай!
Лучше с нами поиграй!
Бежит ежик по дорожке,
Переставляет свои ножки. (Катают ежика в ладошках)
Тут лиса его встречает, а еж иголки выставляет.
Свернулся ежик наш клубком (Зажимают ежика в кулачок левой руки)
И быстро покатился в дом. (Перекладывают и зажимают ежика в кулачок
правой руки).
Воспитатель: Ребята, а еще мы с ежиком приготовил для вас интересные загадки. Отгадав которые мы узнаем, кто еще живет в лесу.
Повыше кошки рост, Живет в норе, в лесу. Пушистый рыжий хвост, Все знаем мы... (Лису)
Он зимой в берлоге спит, Потихонечку храпит, А проснется, ну реветь, Как зовут его … (Медведь)
Все время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет. Он из кустов зубами щелк, Кто скажите это - … (Волк)
Много бед таят леса. Волк, медведь там и лиса! Наш зверек живет в тревоге, От беды уносит ноги... Ну-ка, быстро отгадай-ка, Как зверек зовется? ... (Зайка)
Серая шубка, мех серебристый, Очень красивая, хвостик пушистый, Если вам немного повезет, Орешек из руки у вас возьмет. А от вас летит как стрелка, Ну конечно это … (Белка)
Воспитатель: Кого тут нет?
Дети: Медведя.
Воспитатель: А где же он?
Дети: Зимой медведь спит.
Воспитатель: Какие это животные?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети: Потому что они живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилища.
Воспитатель. У каждого из нас есть свой дом, своя квартира, в которой мы живем со своей семьей. А как вы думаете, у диких животных есть дома?
Дети: Есть.
Воспитатель: Давайте посмотрим на картину и попробуем вспомнить, как же называются дома животных.
(Дети рассматривают иллюстрацию и говорят где, чей домик.)
Игра «Море волнуется»
Дети ходят по ковру в свободном порядке. По сигналу воспитателя они должны остановиться и изобразить какое-либо дикое животное. А остальные должны отгадать, кого изобразил ребенок. Потом дети меняются.
Составление описательного рассказа
Воспитатель: Посмотрите, я для вас приготовила необычные схемы. С их помощью можно составить маленький описательный рассказ о диком животном. Хотите я вас научу, как это делать. Послушайте, как я составлю рассказ.
(Воспитатель вывешивает на доску опорные схемы для составления описательного рассказа. Рассказ об одном животном составляет воспитатель, остальные дети.)
Воспитатель: Вам понравились рассказы, которые составляли дети?
Дети: Да.
Воспитатель: Мне тоже понравились. Они рассказывали четко, громко и правильно.
Итог занятия
Воспитатель: Ну что ж, ребята, нам пора с вами прощаться. Мне нужно проводить ежика, осмотреть лес, весь ли он в зимнем уборе. Может быть, кому-то еще нужна помощь.
С кем мы встретились в зимнем лесу?
Кому помогли?
А кто запомнил, как называется врач, который лечит животных и зверей?
Вы ребята, молодцы. Хорошо отгадывали загадки, называли признаки зимы, правильно назвали жилища животных и научились составлять описательный рассказ. И на память о нашей встрече я хочу подарить вам новогодние украшения.