Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД "Наш дом - планета Земля"»
Тема: «Наш дом – планета Земля».
Цели: 1. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. 2. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь.
Восп-ль: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительное красивое имя – Россия. Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего севера до южных морей, от Балтийского моря до тихого океана. Это огромное государство! Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса т бескрайние степи. Мы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими. Но на свете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, как его название:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар.
Дети: Земля.
Восп-ль: А в народе еще говорят: «Никого не родила, а все матушкой зовут». Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля?
Наша планета – это огромный – преогромный шар. Такой большой, что нужно много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Земля вертится вокруг Солнца и вокруг своей оси. Земля – спутник Солнца, и намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся еще 8 планет. Но только на нашей планете есть жизнь. (Восп-ль показывает Землю на плакате «Солнечная система») .
- Какого цвета наша планета? Как вы думаете, почему она голубая?
- Правильно, потому что на Земле много воды. Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета.
- Как вы думаете, почему на Земле есть жизнь?
- Правильно, на Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Вода и воздух необходимы всем живым организмам.
- Но всегда ли люди имели эти знания? Оказывается нет. Они представляли Землю по разному. Их представления кажутся нам сегодня фантастическими, сказочными.
- В древности люди думали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли. Одни говорили, что ее поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане. Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть. Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.
- А добирались они до края Земли? Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали, что их путешествие закончено: вот он край Земли. Дальше уже ничего нет кроме воды. Но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали свое путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» - задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар. Большую роль в познании нашего мира сыграло время великих морских плаваний. Первое кругосветное путешествие совершил на пяти кораблях моряк – путешественник Магеллан. Три года плыли его корабли все вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. Так люди поняли, как велика наша Земля, и доказали, что Земля - шар и ее можно объехать кругом.
- А почему люди в древности имели неправильное представление об устройстве нашего мира? Потому, что в древние времена люди не могли передвигаться по земле на большие расстояния. Ведь не было ни дорог, ни кораблей, ни поездов, ни самолетов.
Физминутка «Солнце».
Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте)
Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки)
А как выпустить из рук – (поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг. (повороты в стороны)
Что это за шар? (солнце)
Восп-ль: А что же тогда окружает Землю? А окружает ее огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами, метеоритами.
- Дети, а как раньше люди представляли себе, что такое небо? Когда люди считали Землю плоской, они думали, что днем она накрыта голубым колпаком – небом, по которому движется Солнце. А по ночам какой-то огромный великан закрывает ее черным колпаком. Только колпак этот дырявый, в нем много маленьких дырочек, через которые на Землю падает свет. Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом люди поняли, что звезды – это совсем другое.
- Кто из вас знает, что такое звезды? Правильно, звезды – это огромные огненные шары.
- А почему же они кажутся нам такими маленькими? Они находятся очень далеко от нас.
- Какая звезда к нам ближе всего? Это наша звезда – Солнце. Она дает нашей планете свет и тепло, без нее не было бы жизни на Земле.
- Земля – это не только суша, но и океаны и моря. А чего больше на земном шаре – воды или суши? Суша занимает небольшую часть Земли.
Наша планета Земля очень щедра и богата:
Дети: Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!