Конспект НОД в старшей группе по развитию речи через экспериментальную деятельность Тема: "Развитие речи через экспериментальную деятельность. Свойства бумаги" Цель: Расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги. Научить детей делать опыты с бумагой. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, безопасность, здоровье, физическая культура, конструирование. Программное содержание: Уточнить представления детей о бумаге и ее свойствах, процессе изготовления и ее применение. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги. Учить анализировать, делать простейшие умозаключения. Развивать, обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность Обучающие задачи: Систематизировать знания о свойствах бумаги, ее видах и назначении. Формировать навыки внимание, память и мышление, развивать мелкую моторику рук. Обогащение словаря: шероховатый, глянцевый, копировальная бумага, бархатная, гофрированная, тонкая. Предварительная работа: знакомство с основными свойствами бумаги в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей, знакомство с глобусом, беседы на тему «Бумага в нашей жизни». Материалы и оборудование: Бумага разных видов, плотности и назначения, столы для экспериментирования, емкости с водой, гуашь синего цвета, индивидуальные салфетки, газета, альбомный лист, книга, два тазика с водой рабочие места для творчества. Сюрпризный момент с Петрушкой. Ход нод: Дети находятся в игровой зоне, воспитатель входит с глобусом. Дети. Добрый день и добрый час! Очень рады видеть вас! Воспитатель. На гостей вы посмотрели? А теперь тихонько сели! Вместе с детьми рассматривают глобус, вращают вокруг оси, изучают. - Дети, что это такое? - Глобус - А что такое глобус? - Это модель Земли? - А что такое модель? - Это наша планета в сильно уменьшенном размере, в миллионы раз. - Посмотрите на нашу планету, почему она такая разноцветная? Что обозначают цвета на глобусе. - Цвета обозначают воду и сушу. Суша – это горы, пески, леса, равнины и др. - Какого цвета много на глобусе? - синего. - Почему? - Потому что вода составляет одну третью часть всей поверхности Земли. - А какого цвета очень мало? - Зеленого. - Как вы думаете, почему? - Потому что лесов очень мало. Они горят, их рубят, деревья стареют и болеют. - А для чего рубят леса? - Леса рубят для строительства домов, коттеджей, для изготовления мебели и бумаги. К сожалению, много деревьев приходится уничтожать из-за того, что люди не задумываясь тратят бумагу напрасно, неправильно обращаются с ней. Вспомните как часто мы неразумно обращаемся с бумагой. /нарисовали и выбросили, смяли, взяли большой лист, а можно было взять маленький и др./ Так и уничтожаются леса… И мы к этому бываем причастны. А что такое лес? / Чтение воспитателем стихотворения “ Что такое лес? ” /.И вот из-за нашей халатности, из-за небрежного обращения с бумагой всей этой красоты может и не быть. Но что же нам делать, как помочь лесам, как спасти их от вырубки. Как быть нам, маленьким друзьям леса? Прекрасный сегодня день! Не отправиться ли нам в путешествие? А что же нам посетить сегодня?. Ну-ка закройте глаза….(шелест бумаги). Что это за шум? Верно, так шелестит бумага…. а, значит, отправимся мы сегодня в бумажную страну. Возьмите все по листочку, пошелестите вместе – какой красивый звук – это волшебный звук. Он нам нужен, чтобы оказаться в Бумажной стране (дети шелестят). Я сейчас вам загадаю загадки; 1.Я белая как снег, дружу с карандашом. Где он пройдет, там заметку кладет( бумага). Всех листов плотнее он, Белый и цветной. (картон) Знают взрослые и детки: Вытираем рот … (салфеткой) 2.Есть листок, есть корешок А не куст и не цветок (книга). 3. Лист бумаги по утрам На квартиру носят нам На одном таком листе Много разных новостей (газета). Все эти предметы вот здесь у меня на столе. Дети подходят к столу. Что общего в этих предметах? Из чего они сделаны? бумага – это бумага, на ней пишут! А салфеткой вытирают рот, значит она – не бумага? А из картона вообще коробки делают, значит и он – не бумага? Воспитатель. Ребята, а вы как думаете: салфетка и картон – это тоже бумага или нет? Дети высказывают свою точку зрения. Придётся нам проверить, кто прав, а кто – ошибается. Ну и как вы это узнаем? Воспитатель. Очень просто. Мы посмотрим, одинаковые или разные свойства у тех материалов. Для этого мы проведем опыты. А где их проводят? Дети. В лаборатории. Воспитатель. Прежде чем мы отправимся в лабораторию, нужно вспомнить правила безопасности! Итак, ребята, перед тем, как зайти в лабораторию, нужно… Дети. Надеть халаты! А почему? Дети. Чтобы не испачкать свою одежду и чтобы не занести пыль и микробов. Воспитатель. В лаборатории нельзя… Дети. Бегать, драться, баловаться, шуметь, брать без спросу. Воспитатель. В лаборатории нужно… Дети. Слушать воспитателя и выполнять задания. Воспитатель. Молодцы! Итак, отправляемся! Физкультминутка. Мы сначала будем топать, а потом мы будем хлопать, А сейчас мы вместе сядем, встанем – будем взрослым дядей. Наклонитесь ниже, ниже, головой к коленям ближе. А сейчас вы потрудитесь – хорошенечко прогнитесь, Головою покрутите и плечами повертите! Ну-ка дети, не устали, сели-встали, сели-встали, Все руками помахали, и ко мне все подбежали, А теперь мы повернемся и все вместе засмеемся! Воспитатель. Итак, ребята, вы садитесь за столы. Итак, ребята, какие свойства могут быть у материалов? Но сначала послушайте небольшую историю: - Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины. - Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами. - Какого цвета бумага? - Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая) - Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой. - Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? - Верно, полоски бумаги бывают тонкие и толстые. - Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей) - Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей) - Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая - и тонкая, и толстая, и белая, и цветная. ЗНАЧИТ, бумага МНЕТСЯ. - Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей) ИТАК, БУМАГА ЛЕГКО МНЕТСЯ И СОВСЕМ НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, НЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ. Пальчиковая гимнастика. Мы бумагу режем, режем Мы бумагу рвем, рвем, мы бумагу клеим, клеим мы бумагу мнем, мнем. (воспитатель раздает ножницы) - Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. Какая бумага режется легче? (ответы детей) - Вся ли бумага режется? МЫ ВЫЯСНИЛИ, ЧТО БУМАГА ЛЕГКО РЕЖЕТСЯ НОЖНИЦАМИ. - А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? ЗНАЧИТ, БУМАГА ЕЩЕ И РВЕТСЯ. ВЫВОД: БУМАГА МНЕТСЯ, РЕЖЕТСЯ, РВЕТСЯ. А теперь давайте узнаем, бумага впитывает воду или нет? Листы опускаем в ёмкость с водой. А что же вы видите? По мере впитывания воды они тонут. Вывод: листы впитывают воду. Салфетка - быстро, картон - медленно. Вес. Дети подбрасывают листы в воздух и наблюдают, как они падают. Вывод: листы летают, значит, они лёгкие. Но картон падает быстрее, а салфетка дольше летит. Другое свойство бумаги – бумага горит и легко воспламеняется. Это свойство бумаги вы экспериментировать не будем. Как вы думаете, почему? Потому что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др. А если это где-то произойдет, вы обязательно должны помочь, хотя бы вызвать пожарников и скорую помощь. - По каким номерам вы будете звонить и просить о помощи? (номер 01, номер 02, номер 03).Но этот опыт мы все равно проведем, только все буду делать я, а вы наблюдать. Игровая деятельность. Игра «Угадай на ощупь» У нас сейчас будет интересная игра, мы будем определять на ощупь плотность и фактуру бумаги. Помогать нам будут подушечки пальцев, глаза мы закроем шарфиком. Воспитатель завязывает глаза, дает им в руки кусок бумаги, и дети определяют, какая бумага (шероховатая, глянцевая, тонкая, бархатная, гофрированная и др.) Итог. Понравилась, ли вам наша беседа? Что интересного вы сегодня узнали о бумаге? Какое свойство бумаги чаще всего мы используем в жизни (на ней рисуем, пишем, из нее делаем оригами, рваную аппликацию и др.) - А как вы будете бороться за сохранение наших лесов? (беречь леса, собирать макулатуру, беречь и хранить интересные книги, не пачкать и не рвать, передавать их из поколения в поколение, постараться в жизни посадить хоть одно дерево). Любить свой край, свою Родину. - Молодцы, вы настоящие друзья леса. Попробуйте дома еще провести опыты, как мокрая бумага прилипает к стеклу, как выполнить аппликацию путем обрывания бумаги и т.д. А потом нам расскажете об этих экспериментах.