Просмотр содержимого документа
«Конспект «Что такое природа? Живая и неживая природа»»
« Что такое природа? Живая и неживая природа. »
Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек-часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.
2. Игра«Живая и неживая природа»
Цель: Продолжать учить детей различать объекты живой природы и неживой природы.
3. Опыт. Гром и молния.
Цель: С помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление – гром и молнию.
Развивающая среда: объекты природы и «неприроды» (например кусочек гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов природы и «неприроды». Два воздушных шарика для опыта.
Содержание:
Воспитатель читает стихотворение Л.Дайненко:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?
Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.
Почему вы относите тот или иной объект к природе? А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека).
А машина есть в природе? (Нет, потому что она сделана руками человека; а вот лошадь, верблюд, на которых тоже ездит человек. – это уже природа. Человек их только приучил. Сделал их домашними, они без него существовали в природе)
Природа – это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» - это все то, что сделано руками человека.
Воспитатель: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу».
Вертолет похож на стрекозу.
Подводная лодка – на кита…
(дети продолжают этот ряд)
Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один мольберт поставьте неживую природу, на другой - живую природу.
Дети расставляют и объясняют: живая природа – это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается .
Воспитатель приглашает детей на волшебную поляну :
- К нам в гости пришел старичок-лесовичок . Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе, а какие – нет.
Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено. Если природа, то поясняют, какая (живая и неживая) . Если неприрода, то почему они так думают (потому что сделано руками человека).
2.Игра «Живая и неживая природа»
Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.
А что собой представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (Человек – сам часть живой природы и одновременно существо мыслящее)
Докажите, что человек – часть живой природы. Как он связан с живой и неживой природой? (Человек движется, растет, развивается, умирает и размножается – значит, он часть живой природы. А поскольку человек – сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и то же воздух!)
Человека называют царем природы. Правильно ли это? Почему человека так называют? (дети высказывают свои соображения)
Воспитатель дополняет ответы детей. Человек - существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
На Земле он всех умней,
Поэтому и всех сильней!
Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибелимногих животных, растений, мест их обитания.
Человеку надо бережнее относиться к природе.
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей.
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?
(С.Кирсанов)
Во время прогулки предложить детям найти как можно больше объектов природы и «неприроды», живой и неживой природы, ещё раз подчеркнуть. Чем они отличаются.
Поиграть в игры:
Педагог по очереди называет разные объекты. Если объект относится к природе, дети поднимают руки, если нет – не поднимают. Для усложнения игры воспитатель может делать «обманные» движения.
Игра с мячом проводится по аналогии с игрой «съедобное - несъедобное». Педагог называет объекты живой и неживой природы и бросает детям мяч по очереди. Если объект живой природы. Ребенок ловит мяч, а если неживой то не ловит.
Игра «Угадай, что в мешочке». Раздать детям мешочки, в которых
лежат шишки, камешки, сухие ветки, кусочки кирпича. Предложить каждому ребенку на ощупь определить, что относится к природе, а что к «неприроде».
Закончить прогулку можно стихотворением В.Орлова:
Под одной голубою
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой
И просторный, и большой.
Дом кружится возле Солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло.
Чтобы жили мы на свете,
Не пугаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.
Воспитатель спрашивает детей. Наблюдали ли они интересное природное явление-гром и молнию (грозу), читает стихотворение «Гроза» Ф.Тютчева:
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Вот пробились из-за тучи
Синей молнии струя-
Пламень белый и летучий
Окаймил её края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
А раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
Почему бывают грозы? (В одном месте воздух сильно нагрелся, в другом – остыл.) .В какое время года чаще всего бывают грозы?(Чаще летом) Бывают ли грозы в пустынях?(нет – сухой воздух) Где грозы бывают почт каждый день?(в тропиках, где очень жарко и влажно)Что такое молния?(электрические разряды)Что такое гром?(на месте вспышки молнии образуется пустота и тотчас она заполняется воздухом – мы слышим гром)
Опытническая деятельность:
Воспитатель предлагает детям на опыте познакомиться с молнией, вернее. С её родственницей. Опыт проводиться в темной комнате. Понадобится два надутых продолговатых шарика. Шарики натрите шерстяной варежкой или шарфом. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры - как молния на небе. Вспышки, слышится несильное потрескивание – как гром.
В свободное время дети отражают свои впечатления в изодеятельности.